Структура твердых жидких и газообразных веществ. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Презентация на тему: Строение газообразных, жидких и твердых тел

Урок по МКТ для учащихся 10 класса по теме "Строение газообразных, жидких и твердых тел".

На уроке рассматриваются особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 В одном мгновенье видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В едином миге – бесконечность И небо – в чашечке цветка. У. Блейк.

Тема урока: Строение газообразных, жидких и твердых тел. 2

Различают четыре агрегатных состояния вещества: 3 Жидкое Твёрдое Газообразное Плазменное

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия) 4

Газы Легко сжимаются. Могут неограниченно расширяться. Не сохраняют ни форму ни объём. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа. 5) Силы взаимодействия очень малы. 6) Молекулы движутся хаотически. 10

Мало сжимаются. Сохраняют свой объём. Текучи, легко меняют форму. Принимают форму сосуда. Силы взаимодействия большие. Молекулы движутся беспорядочно, перескоками. Жидкости 14

Твёрдые тела Сохраняют объём и форму Молекулы или атомы колеблются около определённых положений равновесия Силы взаимодействия очень большие 4) Большинство твёрдых тел имеет кристаллическую решётку 18

Газы Жидкости Твердые тела 200 100 100 200 200 100 300 300 300 19

20 Газы 100 Почему газы способны неограниченно расширяться? Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга

21 Газы 200 Почему газы легко сжимаются? Расстояние между атомами или молекулами в газах во много раз больше размеров самих молекул.

22 Газы 300 За счёт чего создаётся давление газа на дно и стенки сосуда? Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

23 Жидкости 100 Почему сжать жидкость почти так же трудно, как и твёрдое тело? Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкость начинается деформация самих молекул

24 Жидкости 200 В каких агрегатных состояниях может находиться яблочный сок? Во всех трёх: жидком, твёрдом, газообразном.

25 Жидкости 300 Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое? Кристаллизация

26 Твердые тела 100 Как называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное? Сублимация

27 Твердые тела 200 Велики или малы силы притяжения между молекулами в твёрдых телах? Очень велики

28 Твердые тела 300 Как движутся молекулы в твёрдых телах? Колеблются около определённых положений равновесия.

I вариант I – 3 II - 2 , 5 III - 1 IV - 1 V - 4 II вариант I - 1 II - 1, 4, 5 III - 3 IV - 3 V - 4 III вариант I - 2 II - 1, 3, 5 III - 1 IV - 4 V - 4 IV вариант I - 3 II - 1, 4 III - 3 IV - 2 V - 4 Ответы к тесту 29

Домашнее задание § 61, 62 Ответить на вопросы к § 62 Заполнить таблицу Агрегатное состояние вещества Расстояние между частицами Взаимодействие частиц Характер движения частиц Сохранение формы и объема 30

Конец урока 31

Предварительный просмотр:

10 класс.

Строение газообразных, жидких и твердых тел. § 61, 62

Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  1. Способствовать овладению знаниями по теме “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”;
  2. Установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
  3. Учиться решать качественные задачи.
  1. Развивающие

Развивать:

  1. наблюдательность, самостоятельность;
  2. логическое мышление
  3. умение применять знания теории на практике;
  4. содействовать развитию речи, мышления
  1. Воспитательные:
  1. Формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
  2. Формировать положительное отношение к предмету

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный

Комплексно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация , образцы кристаллов, тестовые задания.

Межпредметные связи:

  1. химия
  2. информатика

Этапы урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап объяснения нового материала.
  3. Этап закрепления пройденного материала.
  4. Заключительный этап.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте. Ещё Наполеон I говорил: “Воображение правит миром”. А Демокрит утверждал, что “Ничего не существует кроме атомов”.

  1. Этап постановки целей и задач урока.

Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но со временем человек стал понимать, что именно закон стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями, которыми управляет закон, и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

  1. Если открыть флакон с духами, то …;
  2. Если нагреть лед, то …;
  3. Если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
  4. Если капнуть каплю масла на воду, то …;
  5. Если опустить термометр в горячую воду, то …

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, полученными ранее. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся.

Учитель: Тогда скажите, из чего состоят все вещества?

Ученик: Из молекул или атомов

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? Докажите.

Ученик: Нет. Они имеют разные химические соединения.

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Да.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде

Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего урока. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”.

(Слайд 2).

В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H 2 O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H 2 O.

Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке.

(Слайд 3)

Различают четыре агрегатных состояния вещества:

  1. Твёрдое
  2. Жидкое
  3. Газообразное
  4. Плазменное

Сегодня мы поговорим о трёх из них. Прежде познакомимся с понятием – фазовый переход. (Слайд 4)

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)

Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

  1. Этап объяснения нового материала

(Слайд 5)

Что символизирует каждый рисунок? (Разные агрегатные состояния)

Облачко – газообразное состояние вещества, бутылка – жидкое, кубик – твёрдое состояние. Поэтапно разберём строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Выводы запишем в тетрадях.

  1. ГАЗЫ (Слайды 6 - 10)

Расстояние между атомами или молекулами в газах в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга. Молекулы движутся с огромными скоростями - сотни метров в секунду. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.

  1. ЖИДКОСТИ (Слайды 11 - 14)

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в “клетке”, другими молекулами, она совершает “бег на месте” (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает “ прыжок”, прорываясь сквозь “прутья клетки”, но тут же попадает в новую клетку, образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10 -11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10 -12 -10 -13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул, для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы, они принимают форму сосуда.

Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. (Слайд 15)

  1. ТВЁРДЫЕ ТЕЛА. (Слайды 16 – 18)

Атомы или молекулы твердых тел в отличие от атомов и молекул жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы меняют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами.

Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.

На рисунках изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.

4. Этап закрепления пройденного материала. Игра “Что за состояние?”

(слайды 19 – 28)

100 Почему газы способны неограниченно расширяться?

Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга

200 Почему газы легко сжимаются?

Расстояние между атомами или молекулами в газах во много раз больше размеров самих молекул.

300 За счёт чего создаётся давление газа на дно и стенки сосуда?

Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

100 Почему сжать жидкость почти так же трудно, как и твёрдое тело?

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкость начинается деформация самих молекул

200 В каких агрегатных состояниях может находиться яблочный сок?

Во всех трёх: жидком, твёрдом, газообразном.

300 Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое?

Кристаллизация

100 Как называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное?

Сублимация

200 Велики или малы силы притяжения между молекулами в твёрдых телах?

Очень велики

300 Как движутся молекулы в твёрдых телах?

Колеблются около определённых положений равновесия

Оценку “5” получает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Этап проверки полученных на уроке знаний. Тест.

Ответы к тестам

I вариант

I - 3

II- 2, 5

III- 1

IV- 1

V- 4

II вариант

I- 1

II- 1, 4, 5

III- 3

IV- 3

V- 4

III вариант

I- 2

II- 1, 3, 5

III- 1

IV- 4

V- 4

IV вариант

I- 3

II- 1, 4

III- 3

IV- 2

V- 4

  1. Заключительный этап.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нового узнали на уроке? Какие оценки получили.

  1. Домашнее задание: § 61,62, ответить на вопросы после параграфа, заполнить таблицу. (Слайд 30)

Учитель:

Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

Тема: Три состояния вещества

I вариант

  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко поддаются сжатию
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Твёрдое тело
  2. Жидкость
  3. Такого тела нет
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

II вариант

  1. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Трудно сжимаются
  2. Легко сжимаются
  3. Не имеют собственной формы
  1. 3 3 . Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Таких тел нет
  1. Только в жидком состоянии
  2. Только в твёрдом состоянии
  3. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

III вариант

  1. Трудно изменить форму
  2. Занимают весь предоставленный им объём
  3. Сохраняют постоянную форму
  4. Легко меняют форму
  5. Трудно сжимаются
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  1. Только в жидком
  2. Только в твёрдом
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

IV вариант

  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко сжимаются
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  1. В каком состоянии может находиться спирт?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Предварительный просмотр:

Тема: Три состояния вещества

I вариант

  1. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко поддаются сжатию
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
  1. Твёрдое тело
  2. Жидкость
  3. Такого тела нет
  1. В каком состоянии может находиться сталь?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

II вариант

  1. Как расположены молекулы жидкостей и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?
  1. Занимают весь предоставленный им объём
  2. Трудно сжимаются
  3. Имеют кристаллическое строение
  4. Легко сжимаются
  5. Не имеют собственной формы
  1. В мензурке находится вода объёмом 100 см 3 . Её переливают в стакан вместимостью 200 см 3 . Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Таких тел нет
  1. В каком состоянии может находиться вода?
  1. Только в жидком состоянии
  2. Только в газообразном состоянии
  3. Только в твёрдом состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

III вариант

  1. Как расположены молекулы газов и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Трудно изменить форму
  2. Занимают весь предоставленный им объём
  3. Сохраняют постоянную форму
  4. Легко меняют форму
  5. Трудно сжимаются
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Есть ли такое вещество, у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Такого вещества не существует
  1. В каком состоянии может находиться ртуть?
  1. Только в жидком
  2. Только в твёрдом
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

IV вариант

  1. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?
  1. То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга
  2. То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно
  3. То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга
  4. То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений
  1. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко сжимаются
  1. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?

    I - 3

    II- 2, 5

    III- 1

    IV- 1

    V- 4

    II вариант

    I- 1

    II- 1, 4, 5

    III- 3

    IV- 3

    V- 4

    III вариант

    I- 2

    II- 1, 3, 5

    III- 1

    IV- 4

    V- 4

    IV вариант

    I- 3

    II- 1, 4

    III- 3

    IV- 2

    Молекулярно-кинетическая теория дает возможность понять, почему вещество может находиться в газообразном, жидком и твердом состояниях.

    Газ. В газах расстояние между атомами или молекулами в средем во много раз больше размеров самих молекул (рис. 10). Например, при атмосферном давлении объем сосуда в десятки

    тысяч раз превышает объем находящихся в сосуде молекул газа.

    Газы легко сжимаются, так как при сжатии газа уменьшается лишь среднее расстояние между молекулами, но молекулы не «сдавливают» друг друга (рис. 11).

    Молекулы с огромными скоростями - сотни метров в секунду - движутся в пространстве. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны подобно бильярдным шарам.

    Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.

    Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

    Жидкости. В жидкостях молекулы расположены почти вплотную друг к другу (рис. 12). Поэтому молекула в жидкости ведет себя иначе, чем в газе. Зажатая, как в клетке, другими молекулами, она совершает «бег на месте» (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает «прыжок», прорываясь сквозь «прутья клетки», но тут же попадает в новую «клетку», образованную новыми соседями. Время «оседлой жизни» молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия, при комнатной температуре равно в среднем с. Время же одного колебания значительно меньше ( с). С повышением температуры время «оседлой жизни» молекул уменьшается. Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей.

    Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга Поэтому при попытке изменить объем жидкости даже на малую величину начинается деформация самих молекул (рис. 13). А для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей

    Жидкости, как известно, текучи, т. е. не сохраняют своей формы. Объясняется это следующим. Если жидкость не течет, то перескоки молекул из одного «оседлого» положения в другое происходгт с одинаковой частотой по всем направлениям (рис. 12). Внешняя сила заметно не изменяет числа перескоков молекул в секунду, но перескоки молекул из одного «оседлого» положения в другое при этом происходят преимущественно в направлении действия внешней силы (рис. 14). Вот почему жидкость течет и принимает форму сосуда

    Твердые тела. Атомы или молекулы твердых тел в отличие от жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы изменяют положение равновесия, но происходит это крайне редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

    Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами. Жидкость можно сравнить с толпой, отдельные члены которой беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте, члены которой хотя и не стоят по стойке «смирно» (вследствие теплового движения), но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической. На рисунках 15 и 16 изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к геометрически правильным внешним формам. На рисунке 17 показаны якутские алмазы.

    Качественное объяснение основных свойств вещества на основе молекулярно-кинетической теории, как вы видели, не является особенно сложным. Однако теория, устанавливающая количественные соотношения между измеряемыми на опыте величинами (давлением, температурой и др.) и свойствами самих молекул, их числом и скоростью движения, весьма сложна. Мы ограничимся рассмотрением теории газов.

    1. Приведите доказательства существования теплового движения молекул.

    2. Почему броуновское движение заметно лишь у частиц малой массы?

    3. Какова природа молекулярных сил? 4. Как силы взаимодействия между молекулами зависят от расстояния между ними? 5. Почему два свинцовых бруска с гладкими чистыми срезами слипаются, если их прижать друг к другу? 6. В чем состоит различие теплового движения молекул газов, жидкостей и твердых тел?


    1 слайд

    2 слайд

    3 слайд

    Газы Газ (газообразное состояние) (от нидерл. gas) - агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью. Частицы газа почти свободно и хаотически движутся в промежутках между столкновениями, во время которых происходит резкое изменение характера их движения. Газообразное состояние вещества в условиях, когда возможно существование устойчивой жидкой или твёрдой фазы этого же вещества, обычно называется паром. Подобно жидкостям, газы обладают текучестью и сопротивляются деформации. В отличие от жидкостей, газы не имеют фиксированного объёма[и не образуют свободной поверхности, а стремятся заполнить весь доступный объём (например, сосуда).

    4 слайд

    Газообразное состояние - самое распространённое состояние вещества Вселенной (межзвёздное вещество, туманности, звёзды, атмосферы планет и т. д.). По химическим свойствам газы и их смеси весьма разнообразны - от малоактивных инертных газов до взрывчатых газовых смесей. К газам иногда] относят не только системы из атомов и молекул, но и системы из других частиц - фотонов, электронов, броуновских частиц, а также плазму

    5 слайд

    Газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют не формы ни объёма Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

    6 слайд

    Жидкость Жидкость - одно из агрегатных состояний вещества. Основным свойством жидкости, отличающим её от других агрегатных состояний, является способность неограниченно менять форму под действием касательных механических напряжений, даже сколь угодно малых, практически сохраняя при этом объём.

    7 слайд

    Жидкость – это физическое тело, обладающее двумя свойствами: Обладает текучестью, благодаря которой она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится. Она мало изменяет форму и объем при изменении давления и температуры, в чем она сходна с твердым телом.

    8 слайд

    Жидкое состояние обычно считают промежуточным между твёрдым телом и газом: газ не сохраняет ни объём, ни форму, а твёрдое тело сохраняет и то, и другое. Форма жидких тел может полностью или отчасти определяться тем, что их поверхность ведёт себя как упругая мембрана. Так, вода может собираться в капли. Но жидкость способна течь даже под своей неподвижной поверхностью, и это тоже означает несохраненные формы (внутренних частей жидкого тела). Молекулы жидкости не имеют определённого положения, но в то же время им недоступна полная свобода перемещений. Между ними существует притяжение, достаточно сильное, чтобы удержать их на близком расстоянии. Вещество в жидком состоянии существует в определённом интервале температур, ниже которого переходит в твердое состояние (происходит кристаллизация либо превращение в твердотельное аморфное состояние - стекло), выше - в газообразное (происходит испарение). Границы этого интервала зависят от давления. Как правило, вещество в жидком состоянии имеет только одну модификацию. (Наиболее важные исключения - это квантовые жидкости и жидкие кристаллы.) Поэтому в большинстве случаев жидкость является не только агрегатным состоянием, но и термодинамической фазой (жидкая фаза). Все жидкости принято делить на чистые жидкости и смеси. Некоторые смеси жидкостей имеют большое значение для жизни: кровь, морская вода и др. Жидкости могут выполнять функцию растворителей.

    9 слайд

    Образование свободной поверхности и поверхностное натяжение Из-за сохранения объёма жидкость способна образовывать свободную поверхность. Такая поверхность является поверхностью раздела фаз данного вещества: по одну сторону находится жидкая фаза, по другую - газообразная (пар), и, возможно, другие газы, например, воздух. Если жидкая и газообразная фазы одного и того же вещества соприкасаются, возникают силы, которые стремятся уменьшить площадь поверхности раздела - силы поверхностного натяжения. Поверхность раздела ведёт себя как упругая мембрана, которая стремится стянуться. Поверхностное натяжение может быть объяснено притяжением между молекулами жидкости. Каждая молекула притягивает другие молекулы, стремится «окружить» себя ими, а значит, уйти с поверхности. Соответственно, поверхность стремится уменьшиться. Поэтому мыльные пузыри и пузыри при кипении стремятся принять сферическую форму: при данном объёме минимальной поверхностью обладает шар. Если на жидкость действуют только силы поверхностного натяжения, она обязательно примет сферическую форму - например, капли воды в невесомости. Маленькие объекты с плотностью, большей плотности жидкости, способны «плавать» на поверхности жидкости, так как сила тяготения меньше силы, препятствующей увеличению площади поверхности.

    10 слайд

    Испарение - постепенный переход вещества из жидкости в газообразную фазу (пар). При тепловом движении некоторые молекулы покидают жидкость через её поверхность и переходят в пар. Вместе с тем, часть молекул переходит обратно из пара в жидкость. Если из жидкости уходит больше молекул, чем приходит, то имеет место испарение. Конденсация - обратный процесс, переход вещества из газообразного состояния в жидкое. При этом в жидкость переходит из пара больше молекул, чем в пар из жидкости. Кипение- процесс парообразования внутри жидкости. При достаточно высокой температуре давление пара становится выше давления внутри жидкости, и там начинают образовываться пузырьки пара, которые (в условиях земного притяжения) всплывают наверх. Смачивание - поверхностное явление, возникающее при контакте жидкости с твёрдой поверхностью в присутствии пара, то есть на границах раздела трёх фаз. Смешиваемость- способность жидкостей растворяться друг в друге. Пример смешиваемых жидкостей: вода и этиловый спирт, пример несмешиваемых: вода и жидкое масло. Переход жидкостей из одного состояния в другое

    11 слайд

    Твёрдые тела Твёрдое тело - это одно из четырёх агрегатных состояний вещества, отличающееся от других агрегатных состояний (жидкости, газов, плазмы) стабильностью формы и характером теплового движения атомов, совершающих малые колебания около положений равновесия.

    Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

    Задачи урока:

    1. Образовательные
    • Способствовать овладению знаниями по теме “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”;
    • Установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
    • Учиться решать качественные задачи.
    1. Развивающие

    Развивать:

    • наблюдательность, самостоятельность;
    • логическое мышление
    • умение применять знания теории на практике;
    • содействовать развитию речи, мышления
    1. Воспитательные:
    • Формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
    • Формировать положительное отношение к предмету

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Форма урока: комбинированный

    Комплексно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, авторская презентация , образцы кристаллов, тестовые задания.

    Межпредметные связи:

    • химия
    • информатика

    Ход урока

    1. Организационный этап

    Учитель: Здравствуйте. Ещё Наполеон I говорил: “Воображение правит миром”. А Демокрит утверждал, что “Ничего не существует кроме атомов”.

    1. Этап постановки целей и задач урока.

    Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

    Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал.

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Но со временем человек стал понимать, что именно закон стоит во главе всего, что нас окружает.

    Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями, которыми управляет закон, и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

    • Если открыть флакон с духами, то …;
    • Если нагреть лед, то …;
    • Если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
    • Если капнуть каплю масла на воду, то …;
    • Если опустить термометр в горячую воду, то …

    Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, полученными ранее. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

    Ученик: Только кажутся.

    Учитель: Тогда скажите, из чего состоят все вещества?

    Ученик: Из молекул или атомов

    Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? Докажите.

    Ученик: Нет. Они имеют разные химические соединения.

    Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

    Ученик: Да.

    Учитель: Почему?

    Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде

    Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего урока. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”.

    (Слайд 2).

    В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H 2 O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H 2 O.

    Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

    Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке. (Слайд 3)

    Различают четыре агрегатных состояния вещества:

    • Твёрдое
    • Жидкое
    • Газообразное
    • Плазменное

    Сегодня мы поговорим о трёх из них. Прежде познакомимся с понятием – фазовый переход. (Слайд 4)

    Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)

    Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

    1. Этап объяснения нового материала

    Перед вами на столах лежат опорные конспекты. (Приложение 3) . Что символизирует каждый рисунок? (Разные агрегатные состояния)

    Облачко – газообразное состояние вещества, бутылка – жидкое, кубик – твёрдое состояние. Поэтапно разберём строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Выводы запишем в тетрадях.

    1. ГАЗЫ (Слайд 6, 10)

    Расстояние между атомами или молекулами в газах в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга. Молекулы движутся с огромными скоростями - сотни метров в секунду. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.

    Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

    1. ЖИДКОСТИ (Слайд 11, 14)

    Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в “клетке”, другими молекулами, она совершает “бег на месте” (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает “ прыжок”, прорываясь сквозь “прутья клетки”, но тут же попадает в новую клетку, образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10 -11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10 -12 -10 -13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

    Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул, для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

    Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы, они принимают форму сосуда.

    Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. (Приложение 5)

    1. ТВЁРДЫЕ ТЕЛА. (Слайд 15)

    Атомы или молекулы твердых тел в отличие от атомов и молекул жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы меняют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

    Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами.

    Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.

    На рисунках изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

    Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

    Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.

    1. Этап закрепления пройденного материала. Игра “Что за состояние?”

    Оценку “5” получает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.

    1. Этап проверки полученных на уроке знаний. Тест. (Приложение 4)
    2. Заключительный этап.

    А теперь давайте подведем итоги нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нового узнали на уроке? Какие оценки получили.

    1. Домашнее задание: § 62, ответить на вопросы после параграфа, заполнить таблицу. (Слайд 38)

    Учитель:

    Решать загадки можно вечно.
    Вселенная ведь бесконечна.
    Спасибо всем нам за урок,
    А главное, чтоб был он впрок!

    Литература:

    1. Г.В. Маркина, издательство Учитель” г. Волгоград, 97
    2. В.А. Волков, Москва “Вако” , 2006 В помощь школьному учителю
    3. Интернет-ресурсы
    4. Г.Я. Мякишев, физика, Москва -2007.
    5. CD “ Электронные уроки и тесты”

    >>Физика: Строение газообразных, жидких и твердых тел

    Молекулярно-кинетическая теория дает возможность понять, почему вещество может находиться в газообразном, жидком и твердом состояниях.
    Газы. В газах расстояние между атомами или молекулами в среднем во много раз больше размеров самих молекул (рис.8.5 ). Например, при атмосферном давлении объем сосуда в десятки тысяч раз превышает объем находящихся в нем молекул.

    Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но форма молекулы не изменяется (рис.8.6 ).

    Молекулы с огромными скоростями - сотни метров в секунду - движутся в пространстве. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны подобно бильярдным шарам. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут нео граниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.
    Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.
    Жидкости . Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу (рис.8.7 ), поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. В жидкостях существует так называемый ближний порядок, т. е. упорядоченное расположение молекул сохраняется на расстояниях, равных нескольким молекулярным диаметрам. Молекула колеблется около своего положения равновесия , сталкиваясь с соседними молекулами. Лишь время от времени она совершает очередной «прыжок», попадая в новое положение равновесия. В этом положении равновесия сила отталкивания равна силе притяжения, т. е. суммарная сила взаимодействия молекулы равна нулю. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время ее колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10 -11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10 -12 -10 -13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

    Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я.И.Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей.
    Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При уменьшении объема силы отталкивания становятся очень велики. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей .
    Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы . Объяснить это можно так. Внешняя сила заметно не меняет числа перескоков молекул в секунду. Но перескоки молекул из одного оседлого положения в другое происходят преимущественно в направлении действия внешней силы (рис.8.8 ). Вот почему жидкость течет и принимает форму сосуда.

    Твердые тела. Атомы или молекулы твердых тел, в отличие от атомов и молекул жидкостей, колеблются около определенных положений равновесия. По этой причине твердые тела сохраняют не только объем, но и форму . Потенциальная энергия взаимодействия молекул твердого тела существенно больше их кинетической энергии.
    Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами. Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные расстояния. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической .
    На рисунках 8.9 и 8.10 изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

    На рисунке 8.11 показаны якутские алмазы.

    У газа расстояние l между молекулами много больше размеров молекулr 0:"l>>r 0 .
    У жидкостей и твердых телl≈r 0 . Молекулы жидкости расположены в беспорядке и время от времени перескакивают из одного оседлого положения в другое.
    У кристаллических твердых тел молекулы (или атомы) расположены строго упорядоченно.

    ???
    1. Газ способен к неограниченному расширению. Почему существует атмосфера у Земли?
    2. Чем отличаются траектории движения молекул газа, жидкости и твердого тела? Нарисуйте примерные траектории молекул веществ, находящихся в этих состояниях.

    Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Физика 10 класс

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,