Связь современной географии с другими науками. География как наука С какими науками связана география и почему

1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

1.3. Цели обучения географии.

Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

1.2. СТРУКТУРА И МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Прежде чем говорить о месте экономической и социальной географии в системе научного знания, определим место самой географии в этой системе и рассмотрим причины и процесс возникновения экономической и социальной географии.

Так, определяя место географии среди других наук, И. Кант указывал, что существует два способа группировки, или классификации, предметов и явлений с целью их изучения - логический и физический. Классификация предметов и явлений по временному признаку - сфера истории, а классификация их по территориальному признаку - сфера географии. Известный философ Б. М. Кедров видел специфику географии в применении особого метода исследований. Н. Н. Баранский указывал на свойство «территориальности» как на главный критерий «географичности» того или иного объекта. По его мнению, не все, что может быть изображено на карте, географично, но все, что не может быть на ней изображено, заведомо не относится к сфере изучения географии.

Особо следует отметить существенные различия в степени формализации этих наук. Например, если математика и геометрия в своих расчетах не учитывают свойства и качества объектов, которыми оперируют (математике все равно, что считать, а геометрии - что измерять), а специфика объектов не влияет на результаты расчетов, то в географии, истории и ряде других научных областей ситуация иная.

В географии и истории время и расстояние «переходят» друг в друга. Время может измеряться километрами, а расстояние - часами и сутками (как тут не вспомнить о четырехмерном континууме «пространство - время»). Причем единицы измерения должны оптимально соответствовать задачам исследования и параметрам изучаемых объектов. В общественно-географических науках расстояние (а следовательно, доступность объкта) чаще целесообразно определять даже не в метрах и километрах, а в часах, поколениях и даже... рублях. Так, расстояния от г. Перми до городов Кунгур и Чусовой по железной дороге различаются в 1,3 раза, если исходить из километража (100 и 130 км соответственно), и в 2 раза, если сравнивать затраты времени (2 и 4 часа). И даже если выравниваются затраты времени (дог. Чусового пустили скоростную электричку, которая находится в пути 2 часа), то по стоимости проезда Чусовой остался менее доступен, чем Кунгур, в 1,5 раза. Таким образом, выбор конкретного показателя для измерения расстояния зависит от задач, стоящих перед исследователем.

Например, племя яномами (Венесуэла) живет в верховьях Ориноко, в районах южнее поселка Эсмеральда. От современного мира племя отделяют 300 км (до центра провинции г. Пуэрто-Аякучо) и целых... 5 тысяч лет (племя живет в каменном веке). И насколько «длинны» оказались эти 300 км, если племя было открыто только в 1965 г.!

География в качестве единой научной дисциплины изучает территориальные системы (геосистемы), т. е. формы территориальной организации общества и природы в целом, их отдельных элементов. Объектом исследования является географическая оболочка, в которой выделяется ойкумена - объект познания экономической и социальной географии. Основным интегрирующим началом выступает теоретическая география с собственным предметом познания - географическим пространством. Поэтому в системе географических наук особо выделяются отрасли интегральные, раскрывающие особенности территориальной организации целостных природных или общественных систем (комплексов) - ландшафтоведение и экономическая и социальная география.

Развитие мирового сообщества коренным образом преображает пространство, меняя его параметры. Примером тому может служить процесс имплозии (стягивания, сбегания) крупных городов. Крупные города значительно ближе друг к другу, чем к своим пригородам. Так, доехать дозвониться или отправить письмо, а тем более перевести деньги, общаться по линиям глобальной сети с Москвой, Парижем, Лондоном порой значительно проще, чем с пригородной деревней.

Именно поэтому система географических наук, базирующаяся на тандеме «объект - метод», подразделяется на четыре ветви, выделяемые по с п е ц и ф и к е м е т о д о в (математическая география, центрография, картография и др.), масштабу исследований (от глобального до локального), временным рамкам (историческая палеогеография, инженерия, конструирование, планирование и прогнозирование) и особенностям объекта исследования (военная, политическая, конфессиональная география и пр.). Отрасли, входящие в состав первой ветви, акцентируют внимание на возможностях применения каждого из методов в разных сферах и поэтому более формализованы. В отраслях и направлениях четвертой ветви географии в наибольшей степени учитываются черты и свойства исследуемых объектов. Науки, входящие в состав этой ветви, к числу которых относится экономическая и социальная география, формализованы в наименьшей степени.

Существуют две точки зрения на процесс формирования экономической и социальной географии. Согласно одной, эта наука возникла в недрах экономической географии как попытка социологизации, экологизации и гуманизации последней. Другая точка зрения акцентирует внимание на складывании экономической и социальной географии изначально в виде самостоятельной дисциплины, отвечающей на конкретный общественный запрос - согласовать цели и задачи экономического и социального развития.

Под названием «экономическая и социальная география» научная отрасль была внесена в перечень наук Государственного комитета по науке и технике СССР в 1976 г.

Экономическая и социальная география в процессе исторического развития интегрировалась в целостную науку, которая имеет собственный предмет познания - территориальные общественные системы разных типов и уровней, общую методологию и разнообразные методы исследования. Целостность науки предполагает сложную внутреннюю структуризацию, обусловленную потребностью комплексного познания всех форм пространственной организации общества, всех сторон и граней территориальных общественных систем. Так, структуризация экономической и социальной географии определяется и вхождением ее в конструктивный период развития, когда практика требует не только глубокого изучения территориальной дифференциации жизнедеятельности людей, но и разработки механизма ее совершенствования.

В начале XXI в. экономическая и социальная георграфия стала важнейшей и наиболее динамичной из географических наук, имеющей большое значение для оптимизации развития и размещения общества, совершенствования его пространственной организации.

Интеграционная особенность экономической и социальной географии получила отражение и в названии науки.

Первая составляющая экономической и социальной географии -экономическая география. Эта наука изучает закономерности и особенности территориальной (пространственной) организации производительных сил, формирования и развития территориально-производственных и межотраслевых комплексов. Она исследует территориальные сочетания природных ресурсов, формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения повышения производительности труда и эффективности самого производства. Международное признание получили методология и практика экономического районирования, учение об экономических районах и энергопроизводственных циклах. В составе экономической географии успешно развиваются география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.

Результаты исследований физико-географических дисциплин входят в сферу интересов экономической географии только как информация о природных условиях и ресурсах (средствах производства или условиях производства). Население анализируется только с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов, а из всех видов общественных отношений экономической географией рассматриваются только производственные.

Менее четко определены сфера исследований, объект и предмет второй составляющей науки - социальной географии. Например, Э.Б.Алаев предлагает разделять экономическую географию и социальную географию не по объектам исследования, а по подходу и конечному результату. По его мнению, социальная география изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека - с учетом условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Альтернативную позицию занимает С. Я. Ныммик. С одной стороны, она акцентирует внимание на подходах и результатах деятельности социальной географии, а с другой - выделяет специфический объект ее исследований. По мнению С. Я. Ныммик, социальная география изучает территориальные закономерности отраслей, сочетаний производства и потребления материальных и нематериальных благ, созданных обществом в интересах физического и духовного развития людей, и образованных на этой основе географических различий образа жизни.

Рис. 1.5. Взаимосвязь экономической и социальной географии с другими науками

Более последовательна точка зрения А. А. Анохина, предлагающего в качестве предмета исследования социальной географиитерриториальные социальные системы.

Социальная география изучает пространственные формы организации жизни людей (социумов) и их поведения, исследует региональные типы образа жизни. Она подходит к познанию природы как эстетической и рекреационной (а не только производственной) ценности. Производство рассматривается этой наукой с позиции удовлетворенности людей условиями и содержанием труда, а также в качестве основы для удовлетворения материальных и духовных потребностей социума. Кроме того, в сферу интересов социальной географии входит вся совокупность общественных (а не только производственных) отношений в отдельных регионах.

Третья составляющая экономической и социальной географии - это ветвь естественно-географических наук, исследующих природно-ресурсную основу развития общества. Среди них наиболее комплексным и интегральным характером выделяется ландшафтоведение, предметом исследований которого являются территориальные природные комплексы.

Из трех составляющих экономической и социальной географии две науки - экономическая география и социальная география - носят очевидный общественный характер, и только одна - ландшафтоведение - наука естественная. Следовательно, экономическая и социальная география - общественная наука, находящаяся на стыке общественных, естественных и технических дисциплин (рис. 1.5).

Целостность географической науки проявляется через общность объекта исследования, взаимосвязь и взаимообусловленность предмета познания, общую методологию и теорию, общенаучные подходы и принципы познания, общегеографические экспедиции, географическое образование и т. д.

Экономическая и социальная география связана с естественными науками посредством отраслей физической географии - климатологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения, биогеографии и пр. Однако интересные результаты дает и непосредственное использование естественнонаучных методов при изучении социальных процессов (например, «социальная физика»).

В сферу познания экономической и социальной географии входят процессы взаимодействия общества и природы, которые являются объектом изучения целой группы научных дисциплин. Среди них география природных ресурсов, географическая экология, экономическая климатология, экономическое почвоведение и пр.

Как составная часть географической науки экономическая и социальная география входит в число общественных наук. В своем развитии она опирается на систему философских, экономических, социальных, исторических и политологических знаний. Особенно тесны ее связи с диалектикой и логикой, которые выступают теоретическим и методологическим ориентиром общественно-географических исследований.

Экономическая и социальная география традиционно взаимодействует с экономикой. Пространственный анализ территориальных сочетаний производительных сил, процессов материального воспроизводства на региональном и государственном уровнях сближает экономическую и социальную географию с микро-и макроэкономикой.

В процессе развития экономической и социальной географии укрепились ее взаимоотношения с отраслевыми экономиками, в том числе с экономикой промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Особые связи сложились у экономической и социальной географии с социологией по линии исследований территориальных общностей людей (социумов), систем городского и сельского расселения, социальной ситуации в регионах, городах и селах, условий, уровня и качества жизни населения и т. д.

В последние годы XX столетия укрепилась взаимосвязь экономической и социальной географии с экологической наукой. Это позволяет по-новому подойти к решению территориальных проблем рационального природопользования, охраны окружающей среды и укреплению здоровья населения.

Демократизация российского общества и научные достижения политологии способствовали возрождению политической географии, геополитики и политической регионалистики. Актуальны исследования в областях региональной, этно-и экономической психологии, региональной экономики, районной планировки и др.

Усиленное внимание к разработке процедур территориального планирования и прогнозирования, изучению процессов регионального управления и местного самоуправления сближает экономическую и социальную географию с теорией и практикой управления, кибернетикой, информатикой, эконометрикой. Географы осуществляют социально-экономическое районирование, выделяют объективно существующие регионы, их границы, анализируют структуру и функции хозяйства, принимают активное участие в разработке региональной политики, концепций, прогнозов, планов и программ социально-экономического развития территорий.

Экономическая и социальная география тесно связана с техническими дисциплинами. В своей исследовательской деятельности она не только опирается на достижения научно-технического прогресса, но и широко использует новые технологии и инструментарий. Особенно тесно это взаимодействие прослеживается на примере экономической географии и ее отраслевых подразделений - географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инфраструктуры (сервиса) и пр. Необходимым компонентом экономической и социальной географии является изучение основ производственных технологий в соответствующих сферах деятельности.

Технический прогресс приводит к появлению новых технологий и расширению ресурсной базы производства и жизнедеятельности людей, а также к изменению экологической ситуации, эволюции принципов и форм территориальной организации не только отдельных отраслей, но и общества в целом. В итоге меняется пространственный рисунок хозяйства различных регионов планеты. Использование современной технической информации особенно важно при исследовании территориальной организации производительных сил, конструировании энергопроизводственных циклов и геотехнических систем, разработке региональных прогнозов и программ.

Рис. 1.6. Научные дисциплины в составе экономической и социальной географии

Развитие техники и орудий труда меняет характер занятий и образ жизни людей (от собирательства, охоты и скотоводства к кустарному и индустриальному производству и далее - к третичным и четвертичным видам деятельности). Соответственно эволюционируют и формы расселения населения, обретая новые черты и демонстрируя ранее неизвестные тенденции. К таковым, например, относятся новые черты урбанизации («пятящаяся», суб-и эксурбанизация), имплозия (сближение) крупных городов и пр.

Сформировалась целая система общественно-географических наук, которые тесно взаимосвязаны между собой и в то же время обладают определенной самостоятельностью. В составе экономической и социальной географии выделяются следующие научные дисциплины: экономическая, социальная, политическая, культурная, рекреационная, медицинская, поведенческая, военная география; география населения, сферы обслуживания, природных ресурсов и др. (рис. 1.6).

Каждая научная дисциплина имеет собственный предмет познания - конкретное явление территориальной общественной системы. Так, предметом изучения экономической географии являются территориальные экономические системы, социальной географии - социальные системы, географии населения - системы расселения, политической географии - политические системы и т. д.

Уровень развития научных дисциплин существенно различается, что связано с социальным заказом, особенностями исторического развития, глубиной и результативностью исследований. Как уже отмечалось, наиболее древней и исторически сложившейся является экономическая география.

Усиленная гуманизация географических исследований способствовала формированию географии населения и населенных пунктов, которая изучает территориальные системы расселения разных таксономических рангов. В составе географии населения выделяется география городов (геоурбанистика), география сельского населения (георуралистика), география миграций, география трудовых ресурсов и др.

Приоритетным направлением в структуре общественно-географических исследований стало изучение территориальных социальных систем - объекта познания социальной географии. Последняя акцентирует внимание на закономерностях и особенностях территориальной организации жизни людей, оперируя такими понятиями, как условия, стиль, образ и качество жизни населения. Развитие социальной географии способствует образованию новых научных дисциплин - поведенческой географии, социальной экологии, географии науки и образования.

Особую актуальность приобретает политическая география, изучающая строение и функционирование территориальных политических систем как пространственных форм организации политической деятельности общества. Политико-географические исследования охватывают широкий круг вопросов, включая политическую ситуацию в мире и регионах, геополитическое положение стран, сущность региональной политики, отношение центра и периферии и пр. Актуализировались исследования процессов территориальной расстановки политических сил в мире и России. Это сыграло роль катализатора в процессе формирования электоральной географии.

Активно развивается география обслуживания, изучающая территориальные системы обслуживания. Эти системы отличаются сложным строением и специфическими особенностями. Они охватывают процессы производства услуг и их потребления и поэтому включают в себя элементы социальной, производственной, рыночной, экологической, духовной, рекреационной и других видов инфраструктуры.

В структуре экономической и социальной географии эффективно функционируют рекреационное, медицинское, военное, ветеринарное, конфессиональное и другие направления.

По территориальным (пространственным) масштабам вся система общественной географии подразделяется на геоглобалистику, страноведение, регионоведение и краеведение. Каждое из этих направлений характеризуется интегральностью и комплексностью. Каждый масштаб исследований отличается уровнем генерализации, спецификой методологических подходов и способов познания.

Методы исследования сформировали отдельные научные направления, что способствовало появлению социально-экономической и ментальной картографии, математической географии и других дисциплин.

Каждый пространственный уровень познания (мировое сообщество, интегральная группировка, страна, регион, город, село и пр.) является предметом изучения всей совокупности научных дисциплин экономической и социальной географии. В этой совокупности можно выделить с к в о з н ы е научные направления, которые раскрывают отдельные стороны и аспекты функционирования территориальных общественных систем разных иерархических уровней (рис. 1.7).

Экономико-географическое направление охватывает широкий круг вопросов территориальной организации макро-, мезо-и микроэкономики, размещения производительных сил, формирования территориально-производственных сочетаний (комплексов).

Демографо-географическое направление исследует процессы воспроизводства населения и его расселения, особенности градообразования, урбанизации и рурализации, региональные аспекты миграции и пр.

Естественно-экономическое направление изучает пространственно-временные процессы взаимодействия природы и общества, природы и экономики, региональные аспекты ресурсопользования и пр.

Рис. 1.7. Научные направления экономической и социальной географии

Социально-географическое направление изучает процессы территориальной организации социальной сферы, социально-бытовые, социально-культурные, поведенческие, психологические, духовные стороны жизнедеятельности людей, уровень, качество, стиль и образ жизни населения.

Политико-географическое направление исследует геополитические и управленческие процессы, особенности формирования государственной и региональной политики, территориальные особенности политической активности населения.

Социально-экологическое направление изучает процессы отношений территориальных общностей людей (социумов) с окружающей природной, экономической, социальной и духовной средой.

Эти научные направления пронизывают своими исследованиями все процессы пространственной организации общества, формирования и развития территориальных общественных систем. Границы между направлениями носят размытый характер, что предполагает наличие множества переходных форм.

Все структурные подразделения экономической и социальной географии нацелены на познание и преобразование изучаемого объекта в определенном временном интервале. В связи с этим экономическая и социальная география подразделяется на историческую, современную и прогнозную. Наличие последней указывает на конструктивный характер научной дисциплины.

Сложное внутреннее строение экономической и социальной географии отражает поисковый характер и востребованность этой науки. Изучение отдельных сторон и процессов пространственной организации общества и развития территориальных общественных систем происходит под эгидой интеграции научных дисциплин и направлений и формирования целостной науки - общественной географии.

Широко используя достижения смежных наук, экономическая и социальная география одновременно обогащает их результатами собственных исследований и консолидирует всю систему научных знаний.

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.

и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
развития туризма.

2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

География и ее подвиды. Как и любая наука в мире, современная география не существует и не развивается отдельно, сама по себе. Она дополняется знаниями из других наук, и обогащает их, в свою очередь, достижениями ученых географов. Начнем с того, что география разделяется на физическую и социально-экономическую. Чаще всего дополнительно выделяют еще культурную географию как подраздел науки, политгеографию и некоторые другие, меньшие отрасли.

Физическая сфера в географической науке. Физическая география очень близка к естественным наукам: физике, химии, биологии, геологии, картографии (то есть науке об отображении пространства с помощью карт и моделей). Иногда отраслями географии в ученом мире называют близкие к ней науки климатологию, гидрологию, океанологи, криологию (то есть науки, изучающие сугубо климат, океаны, воду, льды и ледники Земли) и так далее.

Ближе к наукам об обществе. География экономическая уже может быть включена в блок социальных и экономических дисциплин: она близка к экономике, обществознанию, урбанистике (а это новейшая наука о больших городах планеты и в целом о градостроении и градообразовании), истории народного хозяйства, истории сельского хозяйства.

Политика, культура и милитари. Раздел политической географии приближен к таким наукам как социология и политология, статистика, часто и много он пересекается с такой дисциплиной, как история.

На сегодня ученые иногда стали выделять еще такое понятие, как культурная география, изучающая особенности культуры в различных странах и регионах. Она близка к таким гуманитарным наукам, таким, как культурология, лингвистика, этнология, этнопсихология, например. Упоминают ученые и военную географию, которая близко стоит в ряде наук с военной историей, военной стратегией и тактикой, военной статистикой и прочими милитаристскими отраслями.