Исследовательская деятельность в дополнительном образовании. Обобщение опыта педагога дополнительного образования Коваленко Ирины Генриховны

Опыт и метод кружковой работы с детьми и подростками»

Содержание
1. Введение
2. Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
3. Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
4. Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
5. Заключение
Человек по натуре свой – художник.
Он всюду, так или иначе,
стремиться вносить в свою
жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение
людей и уважение к их труду.
М. Горький.

Внешкольное воспитание учащихся важное звено системы образования и непременное условие успешного осуществления комплексного подхода к нему.
Одна из главных задач дополнительного образования – помочь школе дать детям прочные знания, развивать художественное творчество детей, отвлечь их от улицы. Очень важно, что кроме образовательного, занятия в студиях и кружках имеют немалое воспитательное и профориентационное значение. Наряду с расширением кругозора и пополнения запаса знаний, приобретением новых умений и навыков, школьники получают представление о той или иной профессии.
Педагогам дополнительного образования, в том числе и мне, в работе приходится иметь дело с разными возрастными группами детей. Понятно, что формы и методы работы, и образовательной, и воспитательной различны на том или ином возрастном этапе. Поэтому главное в возрастном подходе в работе с детьми состоит в том, чтобы учитывать особенности личности ребёнка в целом, с не отдельные её стороны и качества.
Найти эффективные формы работы дополнительного образования по собиранию, обобщению и распространению лучшего опыта нелегко. В этом вопросе нет никаких методик, так как детские внешкольные учреждения работают по-разному, в зависимости от условий, материальной базы, возможностей и др.
Многообразные формы и средства дополнительного образования воспитывают детей и подростков в духе коллективизма и товарищества, растят из них людей честных, трудолюбивых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, видящих перед собой цели и умеющих их ставить, готовых преодолевать трудности, профориентированных на определенные профессии. В этой связи большое значение имеет развитие творческих способностей детей. И именно народные традиции, народное искусство, творчество, культура оказывают огромное влияние и помощь.

Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление. Мудрую простату взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Моделирование одежды – это одна из областей прикладного искусства, создающая для человека своеобразную эстетическую среду, позволяющую органично и естественно чувствовать себя в той или иной обстановке. Т.е. костюм не только служит для защиты человека от неблагоприятных климатических условий, но и удовлетворяя практические нужды человека, украшает его жизнь, эмоционально настраивает душу человека. В этом и раскрывается природа искусства одежды.
Моделирование одежды – это творческий этап создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующий внешний облик человека. Большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника. Ею является окружающая действительность – природа, производство, события общественной и культурной жизни сегодняшнего дня и прошлых времен. Заслуживает глубочайшего внимания один из таких источников - наследие материальной культуры прошлого: предметы быта, одежды, народно – прикладного искусства.
Особое место здесь принадлежит народному костюму. Именно народный костюм вобрал в себя весь кладезь народного творчества: здесь и цветовая гамма, сочетание разных цветов, принадлежащих к конкретному народу; здесь и орнаментальная вышивка в различной технике. И наконец – аппликация, которой я на занятиях уделяю особое внимание. Она дает возможность раскрыться творческой мысли ребенка и воплотить его фантазии в изделиях из лоскутов. А об этом я могу говорить уверенно, так как опыт работы педагогом дополнительного образования у меня большой.
С 1986 год я работаю руководителем кружка в Доме пионеров, а затем педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества. Я руковожу студией «Кройка и шитьё» на базе, которой был создан Театр моды «Самоцветы». Опыта уже достаточно, чтобы можно было делать какой - то анализ работы с детьми.
Занимаясь в моей студии, воспитанницы расширяют свои знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования одежды, полученные на уроках технологии в школе. Но моя основная задача не только организовать досуг детей, отвлечь их от улицы, но и научить их умению мыслить, вырабатывать творческий подход, пользоваться справочной и периодической литературой.
Например: ставя перед девочками задачу по выбору модели, я преследую цель научить их критически мыслить, развивать эстетический вкус, практичную направленность. Таким образом, творческий характер заданий для ребят вырабатывает у них интерес к изучаемому делу.
Следующий очень важный момент, который я стараюсь учитывать, это связь дисциплин, перспективность обучения. Ещё Я.А. Каменский писал:
«Всё, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной такой же связи».
При изучении темы «Источник творчества», я даю девочкам задание самим создать модели по заданным темам или девизам («Мы молодость», «Времена года», «Весна», «Детство» и др.) Дети рисуют, причем рисуют творчески, а это очень важно, на мой взгляд, увидеть окружающий мир своими глазами. Затем по этим эскизам создают уже самостоятельные модели, т.е. моделируют, шьют, оформляют готовое изделие. Создавая индивидуальные модели на занятиях, я стараюсь создать атмосферу творчества и даю понять и ощутить детям, какой большой труд стоит за каждой вещью, сколько вложено труда и души, и сколько разных профессий принимает участие в изготовлении одежды.
Таким образом, прежде чем получить готовый костюм, в процессе работы мы используем рисование, моделирование, основы черчения при конструировании, математику (при расчете формул необходимых для построения выкроек), знания элементарной биологии при измерении фигуры, химию (состав современных волокон из которых состоит ткань, её свойства усадка или растяжение), крой и сборку изделия.
И все же основная форма моей работы – это практика и индивидуальный подход к каждому ребенку. Конечно, я использую и распространённые формы подачи материала- лекции, беседы, конспектирование. При этом мне непременно приходиться сталкиваться с целым рядом объективных и субъективных факторов, с которыми мне приходиться считаться. Таким образом, весь процесс обучения в кружке «Кройки и шитье» и «Моделирование и конструирование одежды» я строю на творческом потенциале учащихся. А творчество всегда связано с созданием, какого – то продукта – изделия. И только в процессе изготовления, какого – либо изделия происходит развитие художественных способностей ребенка.
На занятиях кружка «Кройки и шитья» открывается широкий простор для развития и выражения художественного вкуса ребенка. Приобщая детей к творческой работе в каком–либо виде искусства, мы развиваем его творческие способности и эстетический вкус, расширяем кругозор, воспитываем культуру художественного восприятия.

Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
Выбирая форму ведения занятия, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их потенциальные возможности.
В моей студии занимаются девочки в возрасте от 9 лет и до 18лет
Это помогает мне проводить изучение материала в определенной последовательности и достигать намеченной цели работы.
Так дети в возрасте до 11 лет обладают ярко выраженным стремлением к самостоятельности, увлечением при выполнение задания. В то же время – некритичным отношением к результатом своего труда. Поэтому в первый год обучения учащейся этой возрастной группы изготавливают предметы, необходимые в быту: салфетки, грелки на чайник, комплекты для кухни, сувениры из лоскутков, шьют одежду для кукол и несложные вещи? Юбки, сарафаны, блузки. С ними я обрабатываю приемы технической последовательности, а также знакомлю с несложными видами отделки, такими как: аппликация (в различной технике), вышивка (простейшими швами: петельным, стебельчатым и тамбурным). Очень важно в работе с детьми этой возрастной группы, чтобы результат работы был не только сразу виден, но чтобы дети привыкали к творческому художественному труду, к аккуратности и стремились к итоговому результату. Именно с этой возрастной группы я провожу беседы по народным орнаментам в аппликациях из разных материалов. Даю представления о цвете. Обучаю детей простейшим навыкам шитья. Для детей младшего школьного возраста, характерны подвижность, любознательность, эмоциональность, неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Исходя из этой психологической характеристики, главной формой проведения занятия является игра. Вот один из примеров: Мы шьем на куклу. Для того, чтобы у ребёнка появился интерес к работе начинаем игру в ателье. Пришла кукла, выбрала ткань, заказала изделие, получила готовое платье. В игре, как правило, заняты парами. С детьми такого возраста я не использую чисто «теоретических» методов обучения, т.к. лекции по вопросам теории ими воспринимается трудно. Эти вопросы мы рассматриваем индивидуально в процессе практической работы. Так как возможности детей различны, то оцениваем каждую работу по конечному результату, и каждый ребенок получает свою порцию похвалы.
На каждом занятии в игровой форме повторяем технику безопасности, чтобы знать ее наизусть. Это нам необходимо, т.к. наш труд совмещен с иголкой, с швейными машинами (ручными, ножницами и электрическими), а также с электроутюгом. Навыки при работе с этими приборами будут необходимы учащимся и в дальнейшей жизни. Вряд ли взрослая женщина забудет эти простейшие правила, полученные на занятиях нашего кружка, и оставит включенный утюг, или не воткнет иголку в школьницу.
Дети в возрасте 12-14 лет более самокритичны, пытаются анализировать свою работу, но часто бывают нерешительными и проявляют склонность к подражательству.
Методика проведения занятия с детьми старшего возраста другая. Подростков характеризуют многочисленные сдвиги в физическом, интеллектуальном, эмоциональном облике, желание поскорее почувствовать себя взрослыми, у них повышенный интерес к общению. И если младшие школьники задаются вопросом: «Как быстро я сделаю ту или иную вещь?», не задумываясь над качеством изделия. Старшие девочки уже стремятся выполнять изделие качественно, порой на хорошем уровне, вкладывая в изделие усердие и аккуратность. Основная форма занятий с подростками это сочетание индивидуальной и групповой форм. Здесь я чаще использую беседы, лекции, рассуждения. Практикую встречи с мед. работниками, косметологом, с педагогом Изостудии. С этими девочками я уделяю большее внимание народному декоративно-прикладному искусству, которое вводит ребят в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм. Это вызывает живой интерес, эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь содействует формированию личности, воспитывает у детей интерес и любовь к искусству своего народа.
Занятие в студии помогают учащимся проявить себя и в школе уже с первого года обучения. Они стараются везде находить применения своим навыкам в общественно-полезном труде. Увлеченность делом постепенно увеличивает индивидуальные способности каждого ребенка, растет его творческий потенциал, возрастает интерес к истории возникновения одежды, к моделированию, совершенствуя свои умения и навыки, появляется необходимость трудиться.
Вот уже не один год я работаю по программе «Радуга». Где отражено в цветовом спектре обучение детей «от простого - к сложному». На протяжении всего обучения совместно с технологическим обучением, идет знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями. Таким образом, в студии дети получают не только трудовые и профессиональные качества, но и приобщаются к искусству, знакомятся с работой других кружков ЦДТ. На протяжении многих лет работы, опыт показывает, что для закреплений этих знаний и лучшего восприятия, ребенку необходимо самовыражаться. А лучшее самовыражение для детей – это рисунок. Поэтому после совместных занятий с литературным кружком, с изостудией – учащиеся рисуют свои модели – осень, зима, весна; настроение и т.д. В этих рисунках ребенок раскрывается как художник - модельер для которого источником творчества является природа, литература, народный костюм, фольклор.

Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
Моделирование одежды, разработка моделей, эскизов – сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. На всех этапах моделирования одежды не только учитываются стиль и направления моды, но и решается вопросы, связанные с процессом ее изготовления, определяется методы обработки в соответствии с имеющимся оборудованием и технологическими свойствами материалов. Отличительными способностями современной моды являются универсальность, функциональность и демократичность. Она помогает найти пути и средства совершенствования индивидуальных качеств человека, воспитывая его на лучших образцах русской и национальной культуры с учетом современного дизайна.
В процессе обучения конструированию или моделированию одежды я стремлюсь побеседовать с учащимися. Так, например, изучая построение цельнокроеного рукава на основе народной рубахи, старалась дать сведения по истории и теории костюма, о национальном башкирском и русском искусстве, искусстве других народов населяющих нашу страну. Так как народная рубаха кроилась по прямоугольникам, а ее конструкция полностью зависела от ширины холста, то конструктивные линии данного изделия были прямыми, цельнокроеными. Одежда, проектируемая на такой основе легко «вживается» в сегодняшний день, полностью соответствует вкусам молодежи, роду их деятельности, отдыха, спортивных занятий и т.д. Характерная для народного искусства декоративность цветовых сочетаний находит постоянное отражение в моделировании детской и молодежной одежды. Этот процесс протекает в основном по двум направлениям:
1. подражание народным образцам
2. творческое развитие
О существовании первого направления свидетельствуют такие работы, в основе своей повторяющие форму и декоративный строй народной одежды, бытовых предметов или отдельных частей.
Изготавливая кисет с аппликацией в башкирском орнаменте, учащиеся повторяли форму народного кисета, используя орнамент и цвет, используемый народным творчеством. Народное декоративно – прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, сувениров, украшений праздничных и других костюмов), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
При изучении аппликации можно рассказать девочкам немного истории, что аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стяжка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (V – III вв. до н.э.).
Рассказывая кружковцам о возникновении аппликации, об исторических памятниках культуры, у учащихся расширяется кругозор, интерес к творческому труду, приобщению к истинно народному творчеству, но и появляется интерес к таким предметам как история и география. Ведь многие виды современной одежды заимствовали свои названия от местности, где когда – то начали изготавливаться. При изучении построения чертежа «Юбка - брюки» девочки живо интересовались, где же находится Австрийский город Брюгге, где очень давно, стала изготавливаться грубая шерстяная ткань «брюгге», из которой шилась грубая мужская одежда, впоследствии получившая название брюки.
Изучение памятников народного зодчества, деревянной домовой резьбы, народных промыслов, макраме позволяет художникам создавать, своеобразные рисунки тканей, находится новые линии в костюме, в декоративно – художественном оформлении одежды.
Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязаного, вышивками. Народный костюм, соединивший в себе благородство и простоту, богатство отделок и яркость красок, подсказал мотивы новых решений в тканях и дал толчок к созданию оригинальных отделок. Отделка является элементом композиции и средством выразительности одежды. Для современной молодежной одежды характерны самые разнообразные виды отделки. Отделка может быть, как постоянной (вышивка, кружево, рюши, канты, рулики, бейки и т.д.), так и съемной (воротники, галстуки, банты, жабо и т.д.).
Занимаясь декоративно – художественными оформлением изделий, девочки получают глубокие представления о культуре и искусстве предков и сами становятся продолжателями традиций мастеров прошлого.
Учащихся, которые посещают занятия в ЦДТ, уже сегодня отличают художественный вкус, фантазия, наблюдательность. Они впитывают новые для себя понятия, по-своему видят людей, их походку, манеру одеваться, характеры. Они могут реализовать себя не только как создатели моделей, но и как манекенщицы. Такую возможность дает девочкам организованный на базе нашего кружка «Театр моды».
С помощью администрации ЦДТ мы приобретаем ткани, необходимую фурнитуру и создаем творческие коллекции одежды. Собственноручно выполненное девочкой изделие, являющееся завершенным не только с художественной точки зрения, но и несомненно яркий, эмоциональный стимул для дальнейшего совершенствования ребенка. Приобретенные навыки позволяют изготавливать более сложные вещи для себя и для своих близких. А на занятиях работать по принципу: «Научился сам – обучи другого».
Так как урокам обслуживающего труда в школе отведено крайне мало времени, то занятия в студиях ЦДТ помогают учащимся больше находить и углубить знания, приобщиться к творческому наследию народа, а также определиться в своей трудовой ориентации.
Я считаю, что именно изготовление и пошив одежды в национальной традиции, художественное творчество и трудовая деятельность находятся в теснейшем взаимодействии. В процессе создания изделия наиболее полно и гармонично переплетаются художественные навыки с трудовыми навыками, полет фантазии, богатство воображения с вдумчивым кропотливым трудом, который позволяет воочию увидеть его результаты. А это развивает такие качества у детей как: усидчивость, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, терпение. «Какими бы современными, быстрыми и всемогущими ни были швейные машины, основа настоящего мастерства – в ручной работе». Образцы народного искусства, дошедшие до нас – это результат ручного способа выделки. Как только мы пытаемся воспроизвести подлинник, мы невольно возвращаемся к ручному труду. Использование мотивов народного искусства в современном моделировании одежды должно базироваться на ряд требований, которые я ставлю перед собой, перед тем как приступать к той или иной теме. Это:
1. Изучение источника, его специфики и принципов.
2. Знание основы творчества, его художественно – образной природы.
3. Способность художественно видеть, обогащать свой опыт.
4. знание технических возможностей производства предметов одежды
5. Следить за изменениями направления моды, стилей с учетом требований современности.

Активная работа студии «Конструирование и моделирование одежды» способствует и воспитывает трудолюбие учащихся, расширяет их политехнический кругозор, способствует воспитанию эстетической культуры, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, девочки смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Мы не ставим своей целью сделать из каждого ребенка профессионала в той или иной области художественного творчества. Мы только даем возможность раскрыться его индивидуальным творческим способностям, научиться видеть прекрасное вокруг себя, не забывать свои корни, а продолжать традиции народного творчества, пробудить любовь к труду, т.е. заложить в ребенке основы творца и созидателя, трудолюбивого и целеустремленного члена нашего общества – качества эти необходимы в любой профессии.
На каждом занятии я стремлюсь пробудить интерес и радость от работы с тканью, стараюсь, чтобы ребенок самостоятельно выполнял определённые сложные операции и был горд от выполненной этой работы. Стремлюсь привить интерес к портновскому делу. Конечно, я понимаю, что не многие станут портными, закройщиками, технологами или конструкторами швейного дела, но мой большой опыт работы говорит о том, что многим моим воспитанницам знания, преподаваемые в нашей студии, очень пригодились во взрослой жизни, которые они применяют до сих пор.

За последние годы в России открылся не один центр дополнительного образования. В настоящее время в отечественной педагогике повышается интерес к внеклассному обучению. Подобная ситуация вполне объяснима. Педагоги дополнительного образования - это штатные сотрудники. Работают они на постоянной основе. Именно эти люди отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся.

Должностные обязанности

Деятельность педагога дополнительного образования подразумевает:

  • создание благоприятных условий для формирования творческих способностей детей;
  • организацию реальных дел, имеющих конкретный результат;
  • вовлечение учеников в активную внеурочную деятельность;
  • помощь школьникам в проявлении собственных организаторских способностей.

Такие специалисты не должны иметь судимости. В качестве подтверждения предоставляется справка о её отсутствии.

Как стать педагогом дополнительного образования?

Так как деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности ребёнка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении, он должен быть настоящим профессионалом. В учебных заведениях нет специализации «педагог внеурочного обучения». Высшее образование можно получить на любом из факультетов классического университета. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, имеющие диплом, в котором указана специализация «учитель начальных классов», «преподаватель физической культуры» и т. д. Несмотря на специфику работы, есть и довольно много сходных моментов с классическим учебным процессом. Например, внедрение инновационных методик в воспитательную работу.

Что должен уметь такой педагог?

Дополнительного образования аналогична обязанностям обычного учителя. Она подразумевает права и обязанности, указывает варианты повышения квалификации, способы поощрения за качественно выполненный труд. Их деятельность предполагает владение содержанием, методиками, современными педагогическими приёмами. Достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки конкретных целей, поиска содержательного компонента, а также без тесного сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям педагог дополнительного образования обучается на курсах повышения квалификации. Их он обязан проходить не реже, чем раз в 4 года (как и учителя обычных школ).

Особенности профессии

Перспективный план педагога дополнительного образования предполагает прогнозирование конечного результата своей работы, поиск оптимальных форм и методов развития ребёнка. Именно от степени профессионализма, заинтересованности, нравственных ценностей напрямую зависит желание детей в получении новых знаний и навыков. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, которые не жалеют своего личного времени на воспитанников. Они всегда готовы дать совет детям, помочь ребятам в трудных ситуациях.

Система внешкольного образования

Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.

Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.

Должностные дополнительного образования

  • Позитивным настроем и чуткостью.
  • Осознанием потребностей детей.
  • Существенным интеллектуальным уровнем.
  • Определёнными умениями и навыками.
  • Активной гражданской позицией.
  • Чувством юмора.
  • Высоким творческим потенциалом.
  • Толерантностью взглядов и убеждений.

Самообразование педагога дополнительного образования - обязательное условие его успешной аттестации. Существует классификация специалистов. Они могут принадлежать к высшей, первой категории или иметь статус таких, что «соответствуют занимаемой должности».

Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования

Сам термин «профессиональная компетентность» был введён в обиход конце 90-х годов XX века. Согласно терминологии, педагоги дополнительного образования - это учителя. Они имеют средний специальный либо высший педагогический диплом. Такие люди обладают личностными и профессиональными качествами, позволяющими им вести успешную деятельность. Педагог получает высшую категорию, если им осуществляется на высоком уровне образовательная деятельность. При этом он обязан демонстрировать стабильные результаты своей работы.

Как повысить квалификацию?

Для того чтобы совершенствовать свои приходится постоянно развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость ко всем научным инновациям. Педагог должен легко адаптироваться в реалиях образовательной среды. Ему необходимо откликаться на все изменения, происходящие в современной школьной программе. На профессионализм педагога напрямую влияет его духовное и интеллектуальное развитие. Все те изменения, которые происходят в современной образовательной системе, заставляют учителей улучшать свой профессионализм, квалификацию. Они постоянно совершенствуют собственную компетентность. Основной целью российского дополнительного образования является формирование разносторонне развитой личности ребёнка, настоящего патриота, способного встать на защиту Родины. Выпускник центра внеурочного обучения должен быть подготовлен к социальной адаптации, самосовершенствованию, самообразованию.

Педагогический стандарт высшей квалификации

Именно учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с этим резко возросли требования к профессионализму педагога. В настоящее время идёт открытая дискуссия о тех качествах, которыми должен обладать учитель XXI века. По результатам общественного опроса будет создан стандарт, который станет эталоном для аттестационных комиссий. Учитывая современные требования, можно выделить основные способы формирования профессиональной компетентности педагога:

  1. Активное участие в работе творческих групп, методических объединений.
  2. Осуществление собственной исследовательской деятельности. Проведение исследований с воспитанниками.
  3. Изучение инновационных Внедрение их в свою профессиональную деятельность.
  4. Разнообразные варианты педагогической поддержки.
  5. Систематизация и предоставление коллегам собственного педагогического опыта.
  6. Применение в работе информационных образовательных технологий.
  7. Участие в разнообразных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах, демонстрация мастер-классов коллегам.

Последовательность повышения уровня профессионализма

Для улучшения своих способностей педагог дополнительного образования должен пройти следующие этапы:

  1. Проведение самоанализа.
  2. Выявление цели развития.
  3. Поиск задач.
  4. Разработка механизма достижения поставленной цели.
  5. Проведение анализа по итогам деятельности.

Дети, которые приходят в центры дополнительного образования, самостоятельно подбирают себе секцию или кружок. Та атмосфера, которая царит на занятиях, увлекает школьников, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества. Разные формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают возможность ребятам обучаться в той области, которая им понятна и интересна. Для того чтобы работа кружка была результативной, руководитель составляет программу обучения, тематическое планирование. Он должен владеть всей законодательной базой, защищать и соблюдать права своих воспитанников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время занятий.

Заключение

Педагог периодически подтверждает соответствие занимаемой должности путём прохождения аттестации. Проводят такие проверки специальные комиссии, группы, создаваемые из учителей, имеющих статус экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства педагога. Её результат напрямую отразится на уровне его заработной платы. В заявлении, которое подаётся в аттестационную комиссию, перечисляются все достижения самого учителя, а также его воспитанников за последние пять лет. В качестве доказательства предоставляются копии дипломов, грамот, благодарностей. Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами, проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. Интерес к дополнительному образованию свидетельствует о желании детей жить активной и яркой внеурочной жизнью.


Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

5. Цели программы «Маленькое открытие»

Программа «Маленькое открытие», ставит своей целью создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся, их успешного применения во внеурочное время.

Стратегическая цель программы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

6. Задачи.

Развитие познавательных возможностей учащихся через оптимальное сочетание дополнительного и индивидуального образования;

Продуктивная организация внеурочного времени ученика;

Стимулирование творческую деятельность педагогического коллектива и создание условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

Совершенствование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих компонентов образовательного пространства школы.

Исследовательская деятельность реализуется через:

**блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований),

**систему внеурочной теоретической и практической подготовки,

**самостоятельные исследования при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции),

**внешние и внутренние площадки представления результатов исследований (конкурсы, конференции, фестивали, олимпиады)
Программа разработана по трем направлениям:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

7. Концепция программы

Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение постурочного образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Под внеурочным подходом (постурочным) понимается смещение акцентов в организации исследовательским работы с детьми во внеурочное время.

Для решения поставленных задач оптимальным является включение учащихся в исследовательскую работу в рамках специально организованной деятельности, создание в учреждении особой развивающей образовательной среды. Обязательная составляющая образовательной среды – создание действенного педагогического сопровождения учащегося. Интеграция общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания постурочного образования в целом. Исследовательская деятельность учащихся выступает как платформа, которая хорошо взаимодействует с целым комплексом задач, определяемых в рамках национального проекта в области образования.

Введение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.

Организация постурочного образовательного процесса на основе исследовательской деятельности вызывает значительные изменения в построении микроклимата школы, коренным образом изменяя роль педагога, превращая его из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.

Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференция и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.

8. Модель ученика, прошедшего обучение по программе «Маленькое открытие»

Интеллектуально развитая личность, владеющая навыками поискового мышления, готовая к активной, инициативной деятельности, с сформированной конкурентоспособностью на рынке труда за счет развития личностной, эмоциональной устойчивости, позиционированная на достижение успеха, а также психологически готовая к восприятию неуспеха.

9. Педагогические технологии и методики, применяемые при организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся.

Так как большинство учащихся, привлеченных к внеурочной исследовательской деятельности, самомотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессии, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

9.1. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

9.2. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется во внеурочной деятельности. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа детей разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на занятии вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

9.3. Технология проективного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

9.4. Индивидуальный исследовательский проект.

как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Индивидуальный исследовательский проект проводится поэтапно.

На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках проекта, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи проекта как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом.

Четвертый этап - собственно индивидуальный исследовательский проект , который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемное занятие, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний.

Пятый этап индивидуального исследовательского проекта представляет собой выполнение и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.

10. Место и роль педагогического коллектива.

Успешная организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся невозможна без участия педагогов школы.

Включение в работу с мотивированными учащимися в первую учителей, обладающих определенными качествами:

Учитель является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

Увлечен своим делом;

Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

Профессионально грамотным;

Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

Проводником передовых педагогических технологий;

Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

11. Формы работы:

Творческие мастерские;

Факультативы;

Кружки по интересам;

Конкурсы;

Интеллектуальный марафон;

Участие в олимпиадах;

Работа по индивидуальным планам;

12. Ожидаемые результаты программы «Маленькое открытие»:

1.Повышение качества внеурочного образования.

2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».

3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Издание исследовательских работ учащихся.

6. Повышение квалификации педагогов.

7. Положительная динамика доли учащихся, занятых во внеурочное время.

Реализация программы, контроль и коррекция

13. Описание программы «Маленькое открытие»

Приоритетные направления проекта:

* Создание системы мер по включению в исследовательскую и проектную деятельность учащихся средней и старшей школы в соответствии с их интересами.

* Мониторинг познавательных и творческих способностей учащихся.

* Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах оптимизации развития исследовательских компетенций учащихся.

* Внедрение исследовательских технологий образования в практику внеурочной деятельности.

* Диагностика конечных результатов совместной деятельности учителей и учеников.

* Создание условий учёта, систематизации и хранения конечных результатов (проектов, исследований и т.д.).

* Создание источников открытого доступа к результатам конечным результатам с целью популяризации и распространения идеи использования исследовательской деятельности во внеурочном образовании.

Этапы реализации проекта

Первый учебный год – организационно-аналитический этап.

Второй учебный год – технологический этап.

Третий учебный год – заключительный этап.

14. Педагогическое управление программой


Функции педагогического управления

Деятельность учителя

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне мотивированности на исследовательскую деятельность

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет сферы их интересов, объекты исследований, цели исследовательской деятельности, актуальность темы исследования.

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план-график работы над проектом.

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их исследовательской работы.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

Исследовательская деятельность как условие развития личности одарённого ребёнка в условиях дополнительного образования

Педагог дополнительного образования, методист Бабарыкина Ирина Васильевна

Омск – 2012

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной, обладающей хорошо развитым интеллектом. В этой связи проблема сохранения интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей представляется очень важной и актуальной.

Отличительная черта одарённого ребёнка – исследовательская поисковая активность. Важно направить её в позитивное социальное русло. Собственная исследовательская практика ребёнка позволяет это сделать самым естественным и оптимальным путём.

Анализ творчества с позиции деятельности, процесса и продукта показывает, что одарённый ребёнок должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, организовывать свою деятельность, запоминать, мыслить, овладевать навыками общения, которые необходимы для адаптации к среде и деятельности как таковой. Именно эти качества формируются в процессе исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся связана, прежде всего, с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательская поисковая активность проявляется ребёнком в различных видах деятельности: спортивной, конструкторской, художественной, коммуникативной, организаторской и др. Таким воспитанникам необходимо помогать осваивать опыт культуры поиска, т.е. опыт интеллектуального творчества, исследовательской деятельности. Для этого в образовательном учреждении должны создаваться дополнительные условия, оказывающие благотворное влияние на закрепление признаков интеллектуальной одарённости у воспитанников, их социальное развитие и воспитание.

Решать данную проблему можно в ходе реализации проекта, непосредственными участниками которого будут сами обучающиеся. Например, проект ЦРТД и Ю «Дом пионеров» «Интеллектуально-творческий центр «Развитие» позволит удовлетворить и развить повышенную исследовательскую активность воспитанников, обеспечивающую становление самостоятельной исследовательской деятельности.

Одной из задач проекта является создание условий для развития исследовательских способностей воспитанников в проектно-исследовательской деятельности. Участие воспитанников в исследовательской деятельности – это ступенька на пути к становлению творчески самостоятельной, ориентирующейся в социуме личности. Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс.

В Центре постоянно идет процесс совершенствования форм организации исследовательской деятельности учащихся, планируется организация и проведение научно-исследовательской конференции. Ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ обучающихся «Звёздочки» и «Эрудит», интеллектуально-творческие игры и марафоны.

Анализ конкурсных работ показывает, что ребята умело подбирают методики исследования, достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.

Результат – достижения воспитанников – подтверждает правильность выбранной стратегии деятельности. Обучающиеся видят взаимозависимость цели, содержания и результата своей работы, наиболее объективно относятся к неудачам (скорее оценивают их с позиции перспективы в достижении поставленной цели). Быстрее учатся регулировать своё поведение в различных ситуациях, становятся более общительными, смело берут на себя роль лидера и с удовольствием работают в команде.

Таким образом, эти ребята более успешно осваивают опыт социального взаимодействия, учатся соотносить собственные возможности с личностными интересами, конечно, на основе этого строить более смелые планы на будущее. Интеллектуальная активность воспитанников проявляется в их участии в исследовательских и интеллектуально-творческих массовых мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Значимого результата в исследовательской деятельности воспитанник может достичь только при квалифицированной помощи педагога. По этому, в проекте «Интеллектуально-творческий центр «Развитие», большое внимание уделяется подготовке самих педагогов Центра к организации исследовательской деятельности воспитанников.

Педагоги осваивают методики исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области психологии мышления и креативности, осваивают новейшие технологии, обмениваются опытом. В Центре действует постоянная система консультаций, разработан цикл семинаров. Педагоги учатся активизировать и развивать детскую одарённость, управлять процессом обучения и контролировать его, выстраивать социально-педагогическое взаимодействие с одарённым ребёнком, в полной мере владеть диагностическим инструментарием. Развитие исследовательской активности одарённых детей закладывается и в содержании образовательных программ.

Действительно, общество сегодня нуждается в творчески мыслящих, конкурентноспособных людях. Учитывая реалии современного мира, мы понимаем, что они должны не только много знать, но и уметь любить свою Родину, быть человечными и внимательными друг к другу. Поэтому, в системе дополнительного образования, необходимо развивать интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей и их раннюю позитивную социализацию.

Социальная полезность собственных возможностей должна ощущаться ребёнком и приносить ему удовлетворение. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части нашей образовательной практики, позволит по-новому взглянуть на вопросы развития детской одарённости и выстраивать оптимальный образовательный маршрут воспитанников от признаков одарённости к творческой самостоятельности.

Литература:

1. Бос Э. Как развивать одарённость / пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 189 с.

2. Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования: учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. – 128 с.

3. Парц О.С. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб.пособие – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 120 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные отличия. М.; Воронеж, 2003, С. 50-53.

Методическая копилка

педагога дополнительного образования

МОУ ДОД ВГСЮТ

Белгородской области

Коваленко Ирины Генриховны

Творчество педагога - творчество ребенка

Современные постоянные формы организации образования приспособлены к достижению достаточно узких и конкретных образовательных целей. При этом целевые и организационные условия и возможности дополнительного образования практически не ограничены. Однако, их реализация во многом зависит от особенностей развития данной сферы. Сегодня эта особенность заключается в том, что в дополнительном образовании начинает складываться новый подход к содержанию программ, которые называют образовательными. Этот процесс связан с переходом от традиционного подхода к программам, к их образовательному содержанию, что предполагает изменение целей и методов их реализации в процессе дополнительного образования детей.

Центральной фигурой в осуществлении образовательных программ был и остается педагог.

Социальный заказ общества, обращенный к педагогу дополнительного образования, прежде всего заключается в формировании эрудированных, овладевающих современными знаниями людей, способных творчески применять их на практике.

Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность как специфическое образовательное средство, можно утверждать, что её влияние на обновление образовательных программ и формирование уровня образованности учащихся зависит от педагога.

Вместе с тем, анализ передового опыта и исследований выявляет противоречия между:


  • возрастающими требованиями к роли педагога и его способностями решать исследовательские задачи;

  • разработанностью проблем Учебно-исследовательской деятельности и использовании их в образовательной практике .
Проблема состоит в том, что для формирования у обучающихся исследовательской деятельности у самого педагога должна быть сформирована исследовательская культура и новое педагогическое мышление, педагог сам должен быть воспитан как личность. То есть одной из задач повышения профессионального мастерства педагога становится вооружение его знаниями, которые позволяют ему овладеть критериями оценки и способами добывания и интерпретации научной информации, её обработки и хранения.

Исследовательская позиция - это такое видение педагогической практики, когда педагог, прежде всего, прогнозирует свою деятельность, мысленно проигрывает различные варианты учебно-воспитательного процесса, оценивает его результативность. С исследовательских позиций педагог может действовать в различных сферах деятельности: планируя тему, анализируя возможности учебного материала прогнозируя результаты обучающих воздействий, оценивая работу.

Началом исследовательской деятельности педагога становится интерес и желание изучения опыта коллег, извлечение из его системы идей, составляющих определенную концепцию. Затем следует выбор способов и средств педагогической деятельности для решения оригинальных задач, решаемых педагогом, анализ характера движения в развитии обучающихся, что далее послужит пониманию педагогических закономерностей, механизмов, на которых основывается данный опыт.

Взаимодействуя с учеником в процессе исследовательской деятельности, педагог транслирует ему свою индивидуальность и способности, что в свою очередь, ведет к формированию необходимых потребностей и способностей у обучающихся. Совершенно очевидно, что такое воздействие личности педагога на обучающегося возможно лишь при условии, что педагог способен (готов) стать субъектом творчества, а также субъектом творческого общения (взаимодействия). Потому важна содержательная характеристика личности педагога как субъекта творческого процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Умения исследовательской деятельности, или исследовательские умения - система интеллектуальных, практических знаний, умений и навыков, необходимая для самостоятельного проведения исследования или его частей.

Исследовательские задания - это предъявляемые обучающимся задания , содержащие проблему; решение её требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Известно, что исследовательский процесс - это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Такие понятия, как разум и чувство, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Слово педагога должно нести в себе эмоциональный заряд, который способен возбудить внимание, интерес.

Педагогическому процессу присуща динамичность, что не позволяет педагогу придерживаться однажды усвоенных средств, способов, рекомендаций. Реальная педагогическая действительность требует постоянного переосмысливания имеющихся в науке и практике знаний и умений. Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими задачами, решить, которые не всегда удается с помощью известных средств. Творчество педагога не только в том, что он должен сам разработать приемы, а в том, чтобы, имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами, оригинально мыслить, действовать, избегая шаблона, прямого копирования.

Творчески работающий педагог не просто опирается на достижения педагогической науки, но и обогащает её, занимаясь самообразованием. В современных условиях человек сам должен устанавливать ритм своего обучения, выделяя цель, объем, методы образования, определяя режим работы, т.е. самостоятельно регулировать свою деятельность. Организованное самообразование имеет существенную роль в подготовке педагога к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, так как этим вопросам не уделяется внимание в вузах и системе повышения квалификации педагогов. Оно предполагает, во-первых, взаимосвязь индивидуальных и групповых форм повышения квалификации, во-вторых, связь самообразования педагога с обучением на курсах повышения квалификации, в-третьих, оказание разнообразных индивидуальных консультаций.

Организованное самообразование представляет собой целенаправленную, непрерывную самостоятельную работу по повышению профессионального мастерства на всем протяжении педагогической деятельности, выступая стимулятором творческой активности педагога движущей силой непрерывного развития профессионального роста. Однако в массовой практике такой подход к организованному самообразованию не нашел пока широкого распространения, так как в большинстве педагогических коллективов отсутствует целенаправленная система внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику.

Непрерывное образование, постепенно преобразующееся в непрерывное самообразование, - главное условие, максимально сближающее процесс повышения квалификации педагогов с процессом развития их творческого потенциала. В основе этого сближения лежит оценка педагогической деятельности педагогов, умения проанализировать и обобщить опыт.

Обобщение передового педагогического опыта является важнейшим элементом в теории и практике дополнительного образования в развитии исследовательской деятельности детей. Во-первых, опыт мастеров педагогического труда ставит новые задачи совершенствования процесса исследовательской деятельности; во-вторых, выявляет своеобразную функцию экспертной оценки в определении близкой, средней, и дальней перспективы развития опыта; в третьих, осуществляется в условиях естественного педагогического эксперимента, предупреждая этим самым явление гиперболизации различных практических разработок. На основе совокупного передового опыта формируются структурные составляющие модели педагогической работы педагога в процессе исследовательской деятельности детей. В результате анализа передового опыта педагог может подготовить программу самообразования, разработать содержание творческой работы по реализации новых идей, использовать результаты опыта в новых условиях. Передовой опыт корректирует и уточняет как процесс повышения квалификации педагога, так и дальнейшее развитие содержания дополнительного образования детей.

Разрабатывая систему средств формирования у детей исследовательской деятельности, педагог исходит из того, что исследовательская деятельность складывается из совокупности действий, обеспечивающих её поисковый характер.

Следующее общее положение, которое является исходным при отборе средств формирования исследовательских умений учащихся, состоит в том, чтобы эти средства обеспечивали творчество педагога и ребенка. Этапы работы педагога имеют при этом следующую последовательность:

1. анализ опыта работы использования конкретных методических приемов и элементов структуры занятия, включающего исследования учащихся. Оценка имеющихся знаний и умений обучающихся;

3. принятие решения о целесообразности использования выбранной структуры занятия;

4. планирование этапов работы, уточнение способов управления исследовательской деятельностью обучающихся;

5. практическое осуществление решения в системе педагог - обучающийся.

Бесспорно, что идея совместного исследовательского подхода позитивна, так как при её реализации сближаются образование и наука, активно внедряются в обучение практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процесса. То есть, исследовательская работа более других связана с методами научного познания, требует самостоятельных действий на всех этапах познавательной деятельности. Исследовательская работа учащихся не носит универсального характера и применяется в сочетании с другими видами деятельности, в том числе творческими процессами. В каком-то смысле можно утверждать , что творческий процесс является процессом перехода от незнания к знанию. При этом естественно, что творчество должно опираться на ранее накопленные знания. В то же время исследование - это главным образом, целенаправленная и во многом планируемая деятельность, направленная на получение новой информации. Эта информация может послужить основной при получении новых результатов. Таким образом, исследование является основой, то есть, в той или иной форме необходимым элементом, компонентом, творчества. Однако, если творчество без исследований практически невозможно, то рутинная исследовательская работа, не сопровождаемая творческими результатами, является примером, который позволяет говорить о том, что далеко не всякая работа является творчеством.

Исходя из сущности исследовательской деятельности, педагог строит образовательный процесс не как передачу накопленных знаний в готовом виде, а как организацию деятельности обучающегося на усвоение этих знаний и умений. На этапе усвоения умений исследовательской деятельности в качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. На этапе совершенствования умений исследовательской деятельности используют вариативные исследовательские задания и практические работы. На этапе анализа сформированности исследовательских умений проводится диагностика с помощью заданий, бесед, обсуждений. Успешность формирования исследовательских умений зависит от подготовленности учащихся к проведению исследовательской работы (наличие познавательных интересов, запас знаний и интеллектуальных умений) и, конечно, от подготовленности педагога к руководству исследовательской работой обучающегося (высокий уровень знаний, психолого-педагогическая подготовка).

Выполнение исследовательских заданий в одних случаях может занимать лишь часть занятия, в других может проводиться последовательно в течение нескольких занятий. При проведении исследования учитель направляет обучающихся на обнаружение проблемы и цели предстоящего исследования, а затем непосредственно участвует в обнаружении полученных результатов и формулировании выводов.

Таким образом, при организации исследования педагог так руководит деятельностью обучающихся, что при этом сочетаются непосредственное и опосредованное управление их исследовательской деятельностью. По мере приобретения обучающимися умений проводить исследования, педагог увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему растет доля самостоятельности, инициативы обучающихся, что в конечном счете способствует развитию у них исследовательских умений.

Эффективность формирования исследовательских умений связана с организацией Учебно-исследовательской деятельности (сбор информации. тренинг, проектные работы), отбором методов и приемов работы, выявлением содержательных характеристик исследований в образовательных программах. Результат исследовательской деятельности обучающихся определяется комплексом исследовательских умений, развитием способностей к творческой деятельности, формированием активного отношения к образовательному процессу, воспитанием самостоятельности и социально ценных качеств личности.

Значительное место исследовательская деятельность занимает в работе с одаренными детьми , однако эта проблема требует отдельного рассмотрения.