Игры для обогащения словаря наречиями. Сборник дидактических игр направленных на развитие словаря. Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Учитель-логопед А.М. Собинина

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так, обследование речи детей последних лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры по развитию словарного запаса, регулярно проводимые родителями.
В игре №1 (см. ниже по тексту) можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра №2, которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры № 3, 4, 5, 6 и 18. В игре №3 обращается внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:
Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок, у гуся - гусенок).
Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).
Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).
Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных - это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом №7, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок - второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.
Глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и группируется по следующим разделам:
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).
Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).
Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).
Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Глагольный словарь хорошо закрепляется в играх с мячом. Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Например, ведущий, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». Ведущий специалист в области логопедии Л.Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).
Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.
Цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.
Запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный.
Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный.
Материал, из которого сделан предмет - деревянный, стеклянный, железный.
Принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий.
Другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Проводить работу по этим направлениям лучше с опорой на наглядность (часто натуральную), закрепляя употребление в речи прилагательных. Дети часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день - дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа можно использовать игру с мячом № 20, а согласование существительных с числительным отрабатывать в игре № 21. Игра №22 помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.
Своё общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу - теории решения изобретательских задач. Основатель направления ТРИЗа Генрих Саулович Альт-шуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Одно из направлений ТРИЗа - знакомство детей с противоречиями. Для этой цели была придумана игра №23. Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматриваем в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному. К ТРИЗу можно отнести игры с мячом № 24, 25, 31, 30 и 32. В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры №26, 27 и 28, благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире.
1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: деревья;
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.
Вариант 2. Ход игры
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.
2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.
4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Родители: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Родители: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
7. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка.
Книга - книжечка, ложка - ложечка.
Голова - головка, картина - картинка.
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
Кукла - куколка, свекла - свеколка.
Коса - косичка, вода - водичка.
Жук - жучок, дуб - дубок.
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Платье - платьице, кресло - креслице.
Перо - перышко, стекло - стеклышко.
Часы - часики, трусы - трусики.
8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры
Человек легко находит, что в природе происходит.
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Родители: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает.
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель - что делает? Звенит.
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
10. Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Мама: Летают.
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Мама: собака;
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
12. Игра «Кто, чем занимается?»
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Мама: строитель
Ребёнок: строит;
повар (варит (готовит));
носильщик (носит);
чертежник (чертит);
рабочий (работает);
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).
13. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Родители: идет
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит (человек, животное, ручей, время);
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
14. Игра «Горячий - холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.
Родители - Горячий;
Ребёнок - Холодный.
Хороший - Плохой;
Умный - Глупый;
Веселый - Грустный;
Острый - Тупой;
Гладкий - Шероховатый;
Легкий - Тяжелый;
Глубокий - Мелкий;
Светлый - Темный;
Добрый - Злой;
Радостный - Печальный;
Быстрый - Медленный;
Частый - Редкий;
Мягкий - Твердый;
Ясный - Пасмурный;
Высокий - Низкий.
Усложнение: можно предложить ребёнку добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
15. Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д.
Ход игры
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Родители: рукавички из меха...
Ребёнок: меховые;
тазик из меди... медный;
медвежонок из плюша... плюшевый;
рукавички из шерсти... шерстяные;
стакан из стекла... стеклянный;
ваза из хрусталя... хрустальная.
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
16. Игра «Лови да бросай - цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Родители: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.
Например: Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
18. Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».
Примеры: у рыси голова рысья
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца - заячья
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
у голубя – голубиная
у орла – орлиная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
19. Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
20. Игра «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры
Мы - волшебники немного: был один, а станет много.
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры: Стол - столы
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза
луг – луга
город – города
провод – провода
холод – холода
день – дни
пень – пни
сон – сны
лоб – лбы
ухо – уши
стул – стулья
кол – колья
лист – листья
перо – перья
крыло – крылья
дерево – деревья
носок – носки
чулок – чулки
кусок – куски
кружок – кружки
дружок – дружки
прыжок – прыжки
утенок – утята
гусенок – гусята
цыпленок – цыплята
тигренок – тигрята
слоненок - слонята
21. Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Примеры: один стол - пять столов
один слон - пять слонов
один шкаф - пять шкафов
один гусь - пять гусей
один лебедь - пять лебедей
один журавль - пять журавлей
одна гайка - пять гаек
одна майка - пять маек
одна шишка - пять шишек
один утенок - пять утят
один гусенок - пять гусят
один цыпленок - пять цыплят
один заяц - пять зайцев
один палец - пять пальцев
одно платье - пять платьев
одна шапка - пять шапок
одна перчатка - пять перчаток
одна банка - пять банок
одна рукавица - пять рукавиц
одна пуговица - пять пуговиц
одна мыльница - пять мыльниц
одна шляпа - пять шляп
одна книга - пять книг
одна конфета - пять конфет
Вариант «А у меня»
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
22. Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)
23. Игра «Хорошо - плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход игры
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
24. Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры
Вариант 1. То, что было, то, что будет, каждый помнит - не забудет.
Мама бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел?
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела - что ты завтра будешь делать?
Играющие, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант 2. Сидя в кругу, перекидываем мяч друг другу и рассказываем о том, что было с нами вчера, сегодня и, что собираемся делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
25. Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
Что ты делал утром?
Что ты делал вечером?
Вариант1.
1. «Назови «соседей» утра».
2. «Сначала вечер, а потом?..»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)
26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Ход игры
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
27. Игра «Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
28. Игра «Что за чем?»
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Ход игры
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например: «Зима. А что за нею?».
Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна.
А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?» 29. Игра «Бывает - не бывает»
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
30. Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом
лошадь - жеребенком
корова - теленком
дуб - желудем
рыба - икринкой
яблоня - семечком
лягушка - головастиком
бабочка - гусеницей
хлеб - мукой
шкаф - доской
велосипед - железом
рубашка - тканью
ботинки - кожей
дом - кирпичом
сильный - слабым
31. Игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.
Ход игры
Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.
Родитель, бросая мяч, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
32. Игра «Семья»
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
Кем ты доводишься маме и папе?
Кто ты для бабушки и дедушки?
У тебя сестра или брат?
Назови двоюродных братьев и сестер.
Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать.

Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. - М.: Сфера, 2006.
2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - Москва: Сфера, 2008.
3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - Москва: СПб., Библиополис, 2004.
4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.


  • Игра «Наоборот»
  • Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
  • Нам с тобой пришел черед
  • Сыграть в игру «Наоборот».
  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).
  • Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).
  • Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!
  • Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).
  • Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).

  • Игровое упражнение «Закончи фразу»
  • Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
  • Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
  • Сахар сладкий, а лимон...
  • Луна видна ночью, а солнце...
  • Огонь горячий, а лед...
  • Река широкая, а ручей...
  • Камень тяжелый, а пух...

  • Игра «Какой предмет?»
  • Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
  • Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.
  • Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
  • Красное - платье, яблоко, знамя, ...

  • Игровое упражнение «Скажи по-другому»
  • Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
  • Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
  • Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
  • Какое слово повторилось два раза? (идет).
  • Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
  • Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
  • Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

  • Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
  • Чистый воздух (свежий воздух).
  • Чистая вода (прозрачная вода).
  • Чистая посуда (вымытая посуда).
  • Самолет сел (приземлился).
  • Солнце село (зашло).
  • Река бежит (течет, струится).
  • Мальчик бежит (мчится, несется).
  • Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 город Балахна Нижегородской области

Портфолио:
игры и упражнения для обогащения,
закрепления и активизации словаря

Выполнил:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад» №27

Карпова Юлия Александровна

2016 год
Балахна

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.
Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.
Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначность большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.
Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.
Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.
Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам.
Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов, используются недостаточно.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

Работать над правильным пониманием смысла слов

Расширять запас синонимов и антонимов

Формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу

Активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.
Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.
Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины) , а также речи воспитателя.
В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.
Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.
В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.
Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».
Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.
На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую – либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.
В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии.
Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по – другому?». И т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации словаря.

«Варим сок». Каждый ребенок из корзинки выбирает один фрукт/овощ и говорит какой сок можно сварить. Из яблока – яблочный, из груши – грушевый, из моркови – морковный и т.п.

« У кого кто». Детеныши заблудились и не могут найти своих мам, нужно помочь. Называем: у кошки – котята, у коровы – телята и т.п.

«Один-много». Превращаемся в волшебников и превращаем. Педагог кидает мяч ребенку и говорит «у меня одно яблоко», ребенок возвращает и говорит «а у меня много яблок» и т.п.

«Где мишка искал свой мяч» . Ходим с мишкой по группе и произносим где он искал мяч: под столом, на столе, за дверью, у окна и т.п.

«Гном и великан». Встретились гном и великан и начали сравнивать друг друга: у гномика – глазки, а у великана –глазищи, у гномика – ручки, а у великана – ручищи и т.п.

«Что было бы?..». Педагог начинает игру, а дети продолжают. Что было бы если бы во всем городе погасло электричество? Дети рассуждают (нельзя было читать вечером книжку, нельзя смотреть мультфильмы, остановились бы трамваи, тогда люди опоздали бы на работу.).

«День рождения куклы». Каждый ребенок подходит и говорит, что он дарит, (я дарю кукле конфету, а я подарю кукле мячик).

«Кем был?» Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди задает вопрос, обращаясь к каждому ребенку:Кем/чем раньше был: цыпленок (яйцом), рубашка (тканью), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.д.

«Скажи по-другому». Педагог говорит предложения и предлагает заменить глагол на другое слово. Листья падают, а по другому: кружатся, сыплются, летят.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

«Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

«Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

«Назови части» по картинкам или по представлению.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

«Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

«Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

«Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

«Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

Например:Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

«Кто где живет»

по теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить живот­ных в свои домики и назвать их жилище. Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

«Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец - на огороде; роза - на клумбе; яблоня - в саду; васи­лек - в поле.

«У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы»

с использованием картинного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок, у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары.

«Кто что любит» На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.Зайцу - морковь, трава, капуста.

«Как назвать того, кто...»

Формировать умение детей понимать и правильно употреблять в самостоя­тельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

«Кому что нужно» по теме «Профессии»

Дети подбирают картинки с изображением предметов необхо­димых человеку данной профессии.Учителю - указка, книги, доска, глобус.

Игра по теме «Профессии» с использованием женского

и мужского силуэтов .

Назвать женскую профессию.Мужчина - портной, а женщина - (портниха); учитель - учи­тельница.

«Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете говорит педагог.Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

«Времена года».

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки, кормушка)

«Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

«Фотоальбом» по теме «Семья».

«Догадайся» Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картинки и ответить на вопрос.
Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птиц)
Лук, репа, подорожник, роза.
Грузовик, самолет, поезд, скамейка.
Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

«Назови одним словом» Дети называют обобщающее
понятие
Помидор, огурец, картофель, капуста - это... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать - это.. .(мебель) Лошадь, корова, собака, кошка - это...(животные)

«Продолжи ряд слов»
Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.
Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).
Синица, воробей, ...(дятел, грач, ласточка).
Муха, муравей, ...(комар, жук, бабочка)

«Угадай»
Дети угадывают обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Овощи)
Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

«Варим обед»
Игра способствует дифференциации обобщающих понятий фрукты и овощи.
Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети складывают картинки овощей, а в другую - фрукты.

« Зоопарк»
Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и всеядные животные, учит детей классифицировать животных.
Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

«Ждем гостей на обед» (на чаепитие).
Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная, чайная посуда.

«Какая птица на кормушке лишняя»
Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

«Оденем куклу на прогулку» Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

«Открываем продуктовый магазин»
Используя картинный материал, детям предлагается расставить «продукты» на полки так, чтобы в магазине было четыре отдела: молочный, хлебо - булочный, мясной, кондитерский.

«Что лишнее?»
Игра способствует закреплению обобщающих понятий, умению классифицировать, логически мыслить.
Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово «лишнее».
Слива, груша, перец, абрикос.
Зима, весна, утро, лето.

«Покажи и объясни»
Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает это слово: показать это действие с помощью мимики, движений.

Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие. Дети находят соответствующую картинку и закрывают фишкой.

Игры по лексической теме «Животные»
«Как голос подает?»
Что делает собака? Собака - рычит, лает.
Лошадь - ржет.
«Кто как двигается»Кошка крадется, прыгает, лазает.
«Кто как ест» (Грызет, лакает, жует).

«Узнай животное по действиям»
Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

«Кто что умеет делать» по теме «Профессии»
Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец продает.

«Что, какие звуки издает» «Послушаем тишину»
Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

«Мы едем, едем, едем...»
Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

« Труженики»
Учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида, используя картинный материал. Покажи, где девочка поливает цветы, а где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи, а где собрал.

«Какая? Какой? Какие?»
Учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму)
Что можно сказать про мяч? Какой он?(круглый, легкий, большой, резиновый, яркий)
Что можно сказать про арбуз?

«Кто больше?»
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».
Солнце «какое?» дождь небо ветер облака трава

«Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Сок из яблок какой? ...(яблочный).
Сок из огурцов... (огуречный).

«Какой лист» по теме «Деревья»
Лист с липы-липовый.
С березы - березовый.

«Магазин тканей»
Что вы хотите сшить и из какой ткани?
Пальто из драпа - драповое.
Платье из ситца - ситцевое.

«Варим обед»
Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:
Я варю гречневый суп, гречневую кашу.
Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

«Подумай и договори»
Учить детей образовывать прилагательные от существительных.
В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.
На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

«Веселый карандаш»

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети подбирают к ним предметные картинки соответствующего цвета.

Формировать умение образовывать от прилагательных сравнительную
степень.
Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще...(теплее).

«Отгадай загадку»
Формировать умение детей отгадывать названия предмета по описанию его признаков.
Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий, весенний.

«Чей хвост? чье ухо?»
Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Животные испугались охотника и спрятались за деревья. Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.
Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья).

«Что бывает золотым?»
Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать золотой, золотая золотое.Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.
Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?

«Скажи наоборот»
К данным словам детям предлагается придумать слова - неприятели.
К словам - предметам:
день - (ночь) друг - (враг)
зима - (лето) война - (мир)
добро - (зло) радость - (печаль)
К словам - признакам:
веселый - большой -
высокий - белый -
добрый - короткий -
К словам – действиям:
поднимать - покупать -
стоять - одеть-
говорить – налить.

«Подбери картинку «неприятель»»
К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.
Холодильник - снеговик, мороженое, лампа. Сахар - чай, арбуз, лимон. Карандаш - тетрадь, ручка, резинка.

«Закончи предложение словом - «неприятелем».
Слон большой, а комар...
Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха....

«Найди «приятелей»»

Формировать умение детей выбирать слова близкие по смысловому значению (синонимы)
Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

«Придумай слова - «приятели»»
Детям предлагается придумать слова - «приятели» к данным словам:
идти - (шагать), приятель - (друг), торопиться - (спешить), солдат - (боец), смелый - (храбрый), корм - (пища, еда).

«Придумаем слова - родственники»

Используя картинный материал, задаем детям вопросы:

Какое время года? (Зима)

Как, сказать ласково? (Зимушка)

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют)

Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесничий.

Вода- водный, водяной, водолаз, наводнение, подводник.

Лист-листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

В помощь детям можно предложить схемы:

О о - большой предмет и маленький «Назови ласково это слово». Листок - листочек.

ООО О - «Один и много». Лист - листья.

«Какой». Дети образуют прилагательное от существительного лист - лиственный.

«Что делает». Дети придумывают слово - действие: корм - кормить, пастух - пасти.

«Найди лишнее слово»

Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской. Водить, вода, водный.Формировать умение детей понимать значение сложных слов в играх.

«Слово на ладошке»

Предлагается детям объяснить, почему так называется РЫБОЛОВ. «Положить» слово на обе ладошки. Произносить слово и раз­двигать ладошки: рыбо - лов (ловит рыбу).Листопад, пчеловод, ледоход, ледокол, самосвал.

«Найди одинаковые слова»
Используя картинный материал, детям предлагается найти одинаковые слова.
Ручка - «У кого?», «У чего?» (У ребенка, у двери, у чемодана, школьная принадлежность).Ножка - у стула, у человека, у гриба.

«Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы».

В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Много есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Игра «Чудесный домик»

поможет детям развить фонематический слух, овладеть звуковым анализом и синтезом слова, познакомит с основными свойствами звукового строения слова, слоговой структурой слова, научит сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу, познакомит детей с буквами русского алфавита, способом слогового, слитного чтения, поможет осознать словесный состав предложений, составлять предложения различной конструкции.
Игра способствует обогащению и активизации словаря.

Игра «Назови картинку»
Цель: Обогатить словарь детей новыми словами, ввести их в активный словарь.
Знакомить со смысловым значение слова.
Уметь соотносить изображение с названием. Развивать внимание.
Ход игры: Ребенку предлагается найти картинку с изображением кота, предложить объяснить значение этого слова: кот- кто это?(это домашнее животное).Можно использовать другой вариант: показать картинку и спросить: « Кто нарисован на картинке?»

Игра «Отгадай загадку»
Цель: Учить детей отгадывать загадки с опорой на рисунок, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры: Ребенку предлагается послушать загадку и найти отгадку на картинках. Можно предложить ребенку самому составить загадку – описание, например: Это домашнее животное, у него есть ушки, четыре лапки, длинный хвостик, пушистая, теплая шерстка, оно любит ловить мышей.


Цель-практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

- обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей ;

Обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

Обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц;

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы-для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)

Описание игры: Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?» Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?).

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?» Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей - и спрашивает детей: «как можно спросить? (кто это?). Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» - «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка - живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь - неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы - на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки.

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры: Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры: На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (можно отвечать одним словом).

Назови то, на что укажу.

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры: педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т.д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (на скамейке, на диване).

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-Фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры: игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи - морковь, капуста, огурец; фрукты - яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три - овощи бери! - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры: каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя....» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки.

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Описание игры: 1 вариант. Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо.

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки). Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные