Психология толпы. Или секрет управления массами. Какие бывают виды толпы? Активная толпа

Примеры: уличная толпа, наблюдающая за манекеном в витрине магазина;дорожно-транспортное происшествие, поимка правонарушителя, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д.).

Основные черты:

Существует лишь мгновения

    очень рыхлая организация, нет единства

    внимание к объекту временно

    Обусловленная толпа

Примеры: зрители захватывающего бейсбольного матча

Основные черты:

    поведение выражается в установленных и упорядоченных формах

3. Действующая, агрессивная

Примеры: революционные толпы, линчующий сброд

Основные черты:

    наличие цели, на которую направлена деятельность толпы

    спонтанна и живет сиюминутным настоящим

    не является обще­ством или культурной группой

    выступает неморальной группой

    не имея никакой совокупно­сти определений или правил для направления своего поведения и действуя на основании порыва, толпа непостоянна, подвержена внушению и безответственна

Действующая толпа способна к насилиям и жестокости. Блумер полагает, что в определенных условиях целая нация может уподобиться действующей толпе, если её представители оказываются поглощенными одним волнующим объектом Взаимное возбуждение благодаря круговой реакции (круговая реакция - основная форма взаимного возбуждения, при которой реакция от 1го индивида воспроизводит возбуждение остальных) достигает столь высокой степени, что все внутренние разногласия отступают. Чтобы остановить действующую толпу, необходимо переключить внимание её членов на разные объекты.

Действующая толпа делится на следующие важные формы:

Сборище,

Восставшая (повстанческая) толпа,

Борющаяся толпа,

Стяжательная толпа (толпа потребителей)

4. Экспрессивная

Примеры: религиозные секты; коллективные танцы; ритуалы;участие в похоронах какой-нибудь знаменитости

Основные черты:

Возбуждение выражается физическим движением как некой формой снятия напряжения, не направлено на цель

Обращенность на самое себя, интровертность

Тенденция экспрессивного поведения становиться ритмичным

Экспрессивная толпа обычно проявляется в коллективных танцах, которые позволяют участникам через переживаемый экстаз получить физическую и эмоциональную разрядку от тревожащих их значений повседневной жизни, влияние которых на время резко падает. При этом возрастает значение собственного Я, от чего индивиды испытывают удовлетворение и наслаждение, радость жизни.

Краткая оценка экспрессивной толпы и действующей

В обеих толпах индивид лишается большей части репертуара своего обычного сознательного поведения и становится уступчивым, податливым в тигле коллективного возбуждения. С разрушением его прежней личностной организации индивид должен развивать новые формы поведения и выкристаллизовать какую-то новую личностную организацию, двигаясь в новых и отличающихся от прежних направлениях. В этом смысле стадное поведение является средством, с помощью которого осуществляется разрушение социальной организации и личностной структуры, и в то же время потенциальным проектом возникновения новых форм поведения и личности. Действующая толпа представляет собой одну из альтернативных линий для такой реорганизации - развитие агрессивного поведения в направлении целенаправленного соци­ального изменения. Мы увидим, что эта линия реорганизации приводит к возникновению политического строя. Экспрессивная толпа представляет собой другую альтернативу - разрядку внутреннего напряжения в поведении, которое имеет тенденцию становиться священным и отмеченным глубоким внутренним чувством. Ее можно рассматривать как приводящую к возникновению религиозного строя поведения.

ВВЕДЕНИЕ

В обыденном языке "толпой" называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих (равно как и обороняющих) укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д. и т. п.

Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи или артисты выступают с представлением. Или, как бывало в добрые советские времена, на уличный прилавок "выбросили" дефицитный товар. Или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень. Или - не приведи господь - началась бандитская разборка со стрельбой, произошел мощный взрыв... Если ситуация развивается по какому-то из подобных сценариев, завлекательных, драматических и даже катастрофических, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который, при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Основные признаки толпы

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие:

· стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

· общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

· массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

· политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

· места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

· многочисленность - как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;

· высокая контактность , т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;

· эмоциональная возбужденность - типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

· неорганизованность (стихийность) - эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;

· неустойчивость цели - наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность-бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому, когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).


МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ТОЛПЫ

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (синоним - циркулярная реакция ).

Слух - это передача предметных сведений по каналам межличностного общения.

Циркулярная реакция - это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т. д.

Для лучшего понимания того, что такое циркулярная реакция, целесообразно сравнить ее с коммуникацией - контактом между людьми на семантическом уровне. При коммуникации имеет место та или иная степень взаимного понимания, интерпретации текста, участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случаев каждый остается самостоятельной личностью. Человеческая индивидуальность формируется в коммуникационных связях и во многом зависит от многообразия смысловых каналов, в которые человек включен.

Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует "как все". Происходит эволюционная регрессия : актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики.

"Сознательная личность исчезает, - писал по этому поводу Г. Лебон, - причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление". Поэтому "в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума". То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. Например, у 3. Фрейда читаем: "Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки".

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться от толпы подальше.

Циркулярная реакция не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками" Ура!", воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т.д. и т.п. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией ). Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче подверженной иррациональным манипуляциям.

Вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанною с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.

Виды толп

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.

По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные и активные (см. рис. 1).

Рис. 1.

Случайная толпа - неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны и отдельные случаи, когда случайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа - толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и будет кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Экспрессивная толпа - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.).

В субботу, 11 декабря 2010 года, в самом центре столицы на Манежной площади, по оценке правоохранительных органов, собралось около 5 тысяч молодых людей, представляющих различные сообщества - от футбольных фанатов до сторонников националистических организаций. Произошла массовая драка, в которой пострадало более 30 человек. Поводом для беспорядков стало убийство 6 декабря в драке болельщика «Спартака» Егора Свиридова. В среду, 15 декабря, милиция предотвратила новые массовые беспорядки в Москве. Больше всего людей - по предварительным оценкам, порядка 1,5 тысячи человек - пришло к площади у ТЦ «Европейский» рядом с Киевским вокзалом. По разным данным, всего было задержано от 800 до 1,2 тысячи человек. Среди задержанных были и несовершеннолетние.

20 декабря в «РИА Новости» состоялся круглый стол на тему: «Феномены толпы: „Среди людей, мне близких... и чужих“». В ходе прямой трансляции эксперты рассмотрели события на Манежной площади с точки зрения психологии толпы. Разговор шел об управляемости толпы, об опасности, которая она несет обществу и даже тем людям, которые в ней находятся. Были затронут ряд вопросов. Что с точки зрения психологов происходило на Манежной площади? Что объединяет людей в толпе - коллективный разум или общее эмоциональное состояние? Подразумевает ли анонимность безответственность и безнаказанность? Можно ли управлять толпой? Какие опасности грозят обществу, когда «коллективное бессознательное» состоит на службе у манипуляторов? Какой психологический портрет протеста? С чем бороться, когда имеешь дело с толпой: с манипуляторами или с коллективным бессознательным? Отчет о мероприятии предлагается вашему вниманию.

Хрестоматийная картинка «Хрестоматийная картинка», - сказал, указывая на фотографию с протестующими на Манежной, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», ведущий сотрудник Института востоковедения РАН Акоп Назаретян. С его точки зрения, все эти люди - типичное проявление «агрессивной толпы».«Это не просто агрессивная толпа», - продолжил тему Александр Тхостов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ. «Там есть разные организации. Там разные организаторы были. Это не вполне в чистом виде толпа», - пояснил он. «Когда она уже такая, изменяются некоторые ее качественные особенности».Комментируя фотографии с Манежной площади, Александр Тхостов обратил внимание на людей в масках. «Было бы уместно вспомнить эксперименты Ф. Зимбардо по агрессивности, когда он заметил, что те люди, на которых надета маска, проявляют уровень агрессивности гораздо более высокий. Люди лишаются на этот момент ответственности за то, что делают», - подчеркнул специалист. По его мнению, в определенном смысле маской становится сама толпа, в которой человек растворяется. В это время на волю вырываются скрытые желания, подавляемые потребности. Чаще всего это деструктивные проявления - неудовлетворенность, недовольство, ненависть, агрессия. Коллективный разум при этом руководствуется одной-двумя несложными идеями. «Толпа - это, в каком-то смысле, маска. Анонимные люди лишаются в этот момент ответственности за то, что делают. Они как все, делают то же самое, что и все. При этом они регрессируют. Но считать что толпа именно в этот момент организовалась будет неправильно. В этот момент проявляются вещи, которые существовали ранее, но не находили выхода: ненависть, агрессивность, недовольство, ощущение что тебя никто не слышит, желание что-то сделать. Идей было не много, одна-две, и не то чтобы это были идеи, скорее - речевки или лозунги. В ситуации когда происходит облегчение социальной ответственности, безусловно такие деструктивные вещи будут проявляться».В свою очередь директор Центра социологии образования РАО, доктор психологических наук Владимир Собкин отметил, что наравне с попыткой скрыться в толпе, сегодня, в век новых технологий, молодые люди приходят, чтобы сфотографировать себя, покрасоваться под фотообъективами, а потом поделиться этими фотографиями с приятелями. Многие участники имеют с собой фотокамеру, телефон, на который они снимают события, в которых они участвуют. Такой способ фиксирования себя в авторском действии, когда ты в толпе, принадлежишь ей и это фиксируешь, запоминаешь для себя - это новый момент массового поведения толпы в ситуации информационного общества, который появился относительно недавно. Это наблюдалось и при расстреле Белого Дома, когда люди фиксировали штурм «в прямом эфире», и способ поведения подростков в драках, когда насилие снимается на видео а потом транслируется в сети и через СМИ.Сценарий протеста в форме агрессивной толпы и агрессивный способ поведения внутри нее молодые россияне усвоили через СМИ. Форма организованности, способ поведения, символика поведения являются языком массового протеста, который не придуман сегодня, а транслирован СМИ в десятках и сотнях вариантов, которые участники видели на телеэкранах. Тем не менее, как считает Владимир Собкин, на Манежной была «публика, уже имеющая опыт массового переживания, для многих из них это не первый раз - переживание в толпе, в массе со снятием авторства». «По языку и по способам соорганизованности есть вещи, которые усвоены в речевках футбольных фанатов и т.д., т.е. это публика, уже имеющая опыт массового переживания в толпе. И со снятием авторства происходит парадокс: с одной стороны стремление быть в маске, стремление снять с себя индивидуальную ответственность, а с другой стороны - зафиксировать это как «то где я участвовал, где я был». Он также отметил, что те молодые люди, которые пришли на Манежную площадь, принадлежат к поколению, выросшему в непростое время 1990-х. Очень многие из них вышли из неблагополучных семей и не видят для себя серьезных перспектив.Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов высказал мнение, что у толпы на Манежной были свои эмоциональные организаторы-«заводилы». Крики на Манежной «обеспечивали всего несколько человек». Он обратил внимание, что толпа была не только агрессивной, но и стяжательской: были требования, не связанные с агрессией в поведении. Толпа была неоднородна, присутствовала объединяющая группа - организаторы и люди, которые пришли с акции на Кронштадтском бульваре, а также, кто пришли по призыву в интернете и соцсетях, были прохожие, которые случайно увидели акцию и присоединились к ней. Орлов также отметил одну особенность: «Толпа была лишена очевидного публичного лидера или лидеров. Людей и организаций, которые публично вели массу за собой и готовы были брать публичную ответственность, я не видел. И это странно. Нет, организаторы, конечно, были. Но никто не говорил: «я это сделал, и я беру за это ответственность».Акоп Назаретян предложил не искать дьявола-организатора. Он не стал отрицать, что всегда есть отдельные подстрекатели у волнений, однако подчеркнул: «Самым излюбленным и элементарным приемом становится, как правило, у журналистов, поиск дьявола. Это сделал дьявол, кто-то это сделал нарочно. Но серьезная аналитика строится на презумпции спонтанности происходящего. Дьявол появляется в анализе только на последнем этапе, когда слишком много информации указывает на то, что есть за всем чьи-то намерения». «Чаще всего такие вещи - результат глупости организаторов и неумелых действий властей», - заявил он.А. Назаретян задался вопросом, почему правоохранительные органы не могут управлять толпой, а провокаторы - могут. «Толпа разнородна. Главное свойство толпы - превращаемость. Она легко превращается из одного вида в другой. Искусство управления толпой - умение ее превращать. Этому нужно учиться. ОМОН, конечно, хорошо, он тоже нужен. Но существует современная психология, отработанные технологии, которые позволяют снизить уровень насилия. Толпа - это очень примитивная система. Толпой управлять гораздо легче, чем, скажем, организацией. Стадом коров управлять легче, чем министерством или университетом. Другое дело, что все это нелинейно: хороший министр не сможет стать хорошим пастухом, если он этому никогда не учился. Этому надо учиться. В Москве 20 лет обучали политиков всего мира работать с толпой, работать со слухами. А теперь оказалось, что в Москве никто этого делать не умеет. Сводить все к ОМОНу не выход, к толпе нужно применять иррационально-психологические методы», - сказал он, напомнив, что «мы не армию Наполеона пытаемся из Москвы выгнать, а это наши дети».Профессор Назаретян также считает, что если бы в самом начале всех этих происшествий были бы психологически подготовленные люди, то можно было бы избежать последующих насильственных событий. «Если бы подключились подготовленные, знающие психологию массового поведения люди, то вполне можно было бы не допустить крайних форм поведения, и можно было бы вести диалог в цивильном русле» . Толпой управлять можно и нужно управлять, утверждает эксперт.Директор «Московского научно-исследовательского института психиатрии», профессор Валерий Краснов: «Оценка событий на Манежной площади показывает, что толпа не была управляемой - стихийное начало преобладало. Но надо учитывать, что толпа была подростковая. Она больше всего способна к подражательным действиям и не вполне самостоятельна. Подражательность - это свойство подросткового возраста. Дети подражают взрослым, подростки подражают сами себе. Если в толпе подростков находится какое-то агрессивное ядро, то они будут подражать и выражать агрессию. Если их отвлечет что-то необычное и неординарное, то они могут переключиться на этот неординарный момент и отвлечься от агрессии. Агрессивность проявляется у подростков в силу их импульсивности и склонности к подражательности, к группированию. Подростки еще не созрели как самостоятельные индивидуумы, поэтому как группа, как толпа они идентифицируются с неким общим началом. Я не думаю, что подростки настолько управляемы. У них есть и сопротивляемость. В поведении подростков всегда есть негативистический компонент, их не так просто заставить что-то делать. А вот подражая кому-то они могут совершить агрессивные действия, опираясь на образец в толпе. Кроме того, образцы для них есть и в средствах массовой информации».«Не затрагивать содержательную сторону протеста будет неправильно, - добавил В. Собкин. - На чем происходит идентификация протеста в данном случае? Людей на площадь вывело ощущение несправедливости: Их вывела несправедливость, с их точки зрения, которая произошла. В этом смысле, люди чувствовали свою безусловную правоту. Благие нравственные и моральные цели - это еще один способ снятия с себя ответственности за свое поведение».«Но это не является оправданием для таких действий, - уверяет Собкин. - Тут делалась ставка на юношеский максимализм. Есть фраза «вор должен сидеть в тюрьме». И они руководствуются этим. Это явно выраженное проявление конформизма (изменение поведения и установок в соответствии с позицией большинства). Это управляемая молодежь, управляемая лозунгами, простой идеологией, которая позволяет собой манипулировать».«Вы забываете еще одно ощущение - иных способов добиться справедливости у них нет, - заступился за молодежь Александр Тхостов. - Остается только выйти на площадь. Меня поразили данные опросов в интернете - большое количество людей поддерживали тех, кто вышел на Манежную площадь. По-поводу управляемости - тоже спорный момент. В начале толпа может быть управляемой, но когда на вас уже несется стадо бизонов, я не знаю, как им можно управлять. Есть ситуации, когда даже опытные люди ничего не могут сделать».Ксенофобия, национализм, агрессия - это нормально Акоп Назаретян напомнил, что 11 декабря митингующие начали действовать по законам первобытного мышления, коллективной ответственности - избивали попадавшихся под руку кавказцев, тех кто просто внешне немного похож на убийц Егора Свиридова. «Толпа стихийно превращаема и управление здесь получается стихийное. Изменчивые настроения, неоднородность, когда возникает ... когда такое происходит, начинаются страшилки - агрессия, ксенофобия и так далее, - сказал он. - Для меня, как психолога, это конкретные понятия и феномены, с которыми можно и нужно работать. Без агрессии нет жизни. Без национализма нет нации. Без ксенофобии нет иммунитета к чужим влияниям, нет никакой цельной культуры. Потому что культура - это не только Моцарт, Пушкин и Шекспир. Культура очень разнородна и всегда включает много аспектов. Людоедство - это тоже элемент культуры, и война - элемент культуры, и публичные порки, и семейное насилие».«Вопрос в том, к чему относится «ксено» - чужой. Чужой - это форма глаз, цвет волос или это поведение, которое для моей культуры неприемлемо?». Если избивают женщину - это неприемлемо, какой бы национальности ни были те, кто бьет. Даже если это принято в их культуре. Такая ксенофобия - это нормально. Вопрос нее в том, чтобы уничтожать ксенофобию. Без ксенофобии любая культура разрушится. Не может быть абсолютной толерантности. Абсолютное разнообразие - это разрушение. Поэтому в теории систем есть законы, которые ограничивают это разнообразие. Вопрос в том, как этот национализм, ксенофобию, агрессию направлять в конструктивное русло. Невозможно в России и Европе противодействовать засилью инородных людей, если не повысить рождаемость. Если русские рожают по одному ребенку, а кавказцы, например, по шесть-семь детей, то через какое-то время русские перестанут быть основной нацией. Вопрос в том, как переориентировать ксенофобию, чтобы молодые люди не головы брили и кастетами махали, а на рождаемость. Это вопрос информационной, экономической, культурной политики».«Толпа - это цивилизационная и эволюционная деградация, регрессия. Там были подростки и незрелые люди. Плохо, если с ними будут поступать только силовыми методами. Это будет побуждать к агрессии новых подростков, потому что они подражают друг другу. Надо думать о повышении культуры, о стимулировании, формировании культурных образцов у молодежи. Когда человек сформировался, он самодостаточен - он не войдет в агрессивную толпу самостоятельно. Он может оказаться случайно в этой толпе, но он попытается оттуда уйти, потому что ему это претит. Вливаться в толпу претит самодостаточному человеку», - добавил проф. КрасновА. Назаретян возразил: «Разве самодостаточный человек не может позволить себе какие-то совместные танцы и гуляния, чтобы выразить себя - это ведь тоже толпа. Мы говорим о формах толпы. Чем больше самодостаточных людей, тем труднее начинается и превращение. Поэтому один из приемов - внедрение в толпу специальных людей».В. Краснов: Я хочу не столько возразить, сколько дополнить. Это другой аспект социальной психологии - общество людей нуждается в том, что Бахтин, Тернер определяли как карнавализацию, когда низшие моменты как-то должны проявиться. Хотя человек не только и не столько агрессор, он еще и созидатель, но иногда ему нужна разрядка».В. Собкин: «Я бы не путал эту толпу с карнавальным ритуалом и карнавальным действием, где есть четкая социальная вертикаль, где есть король и есть шут, и т.д. Это совершенно другая структура. И когда мы все называем толпой, значит мы не видим того, что есть перед нашими глазами. А перед нами совершенно другое социальное проявление, которое не имеет отношения к карнавалу. Оно лишь в завершении своем может быть оформлено карнавальными ритуалами. Но если это превращается в некое выражение протеста, то дальше начинается действие снятия символов, переворачивание тех символов, которые были ранее наверху. Но это я бы уже не назвал карнавалом».Д. Орлов: «Хочу сделать замечание, что, во-первых, нынешний карнавал в Венеции и карнавал в Бразилии качественно отличаются, а во-вторых, карнавал по своему происхождению - довольно архаическая форма самовыражения. Безусловно, 300 лет назад это была малоконтролируемая толпа. Те институты и формы поведения, которые там выработались, со временем были освящены традицией и карнавал претерпел существенные изменения. А когда-то карнавал стоял в том же ряду, что и Пляска Святого Витта, и поиск страны Какании, и массовое бичевание».В. Собкин: «Но заметьте, что карнавал - это смеховая культура, истерически смеховая. Здесь ничего смехового нет».А. Назаретян: «Вспомним, в каких обстоятельствах это тогда происходило, во время голода и т.п.. Толпа - это конкретное понятие, существует классификация толп и описаны механизмы их превращения: как из карнавала может возникнуть Пляска Святого Витта или та же агрессивная толпа, или стяжательная толпа, или массовая паника. Это все подробно описано. Поэтому неправильно говорить, что это другой феномен. Это толпа, мы просто должны видеть разные разновидности и варианты толпы».Психология не толпы Когда во время мультимедийной пресс-конференции специалистам показали второй сюжет и фотографии с площади у Киевского вокзала, их оценки изменились. Александр Тхостов усомнился в том, толпа ли это была вообще. По его мнению, скорее это были люди, все рассчитавшие и обдумавшие, раз они подготовили оружие, заранее запланировали место драки и съехались туда. 15 декабря у Киевского вокзала была не стихийная толпа, а организованные группы, считают эксперты. Не было спонтанных действий, как в случае толпы. Была заведомо противоправная деятельность. Кавказцы и националистически настроенная молодежь шли туда с оружием, они ждали определенных событий и были готовы совершать противоправные действия. Была еще и третья группа - зеваки.«Это было всегда, - констатировал Александр Тхостов. - «Хлеба и зрелищ» - потребность известная со времен древнего Рима. Посмотреть на кровь, насилие, убийства - это тоже есть в человеке, как это ни омерзительно выглядит».«Здесь не три стороны, - уверен академик Владимир Собкин. - Здесь была четвертая сторона - ОМОН и милиция. Она испытывалась на прочность. Испытывалась мера допустимости и возможности, то, куда пойдет эта четвертая сторона. Это основная проба конфликта. Это очень важный момент». Значит, за этими событиями стояли реальные организаторы, сделали вывод эксперты.Валерий Краснов высказал сомнение в эффективной управляемости толпы: «Какой-то призыв, искра побуждения, толчок может быть дан извне, но потом толпа уже малопредсказуема». Его удивили слова одного из чиновников правительства Дагестана, который призвал кавказскую молодежь «действовать горскими методами» в ответ на агрессивные действия.«Это показывает, что общество деградировало, - сказал психолог. - Горские обычаи предполагают высокий уровень культуры. На Кавказе всегда жили, соблюдая законы и моральные принципы. А такие слова - это простой призыв к низменным слоям, который зажигает толпу. К животным инстинктам толпы. Меня удивляет, что люди, обличенные полномочиями, призывают действовать, выбирая не лучшее в культуре, а худшее. Это призыв к низменным слоям человеческой психики. Что он хотел сказать? Самосуд, к этому он призывал». Краснов также считает, что общество не совсем здоровое, но при этом «все молчат о язвах общества». «Мы живем в эпоху перемен, перемен в Европе. Многие упущения связаны с политикой многих государств, связанной с раздутой до предела политкорректностью - когда все молчат об язвах общества, о трудностях адаптации иммигрантов, пытаясь не замечать явно уродливых явлений., если они как-то этнически окрашены».Акоп Назаретян сделал акцент на необходимости четко различать: где толпа, а где нет. В первом случае (на Манежной) была толпа и там можно и нужно было применять специфические иррационально-психологические приемы. Во втором случае (на Киевском вокзале), когда группа специально собралась, приехали ребята с Кавказа - речь уже не идет о толпе. Когда погром на рынке называют толпой - это уже неправильное употребление термина. Если действовать с группой как с толпой - мы получим дисфункцию. Если с толпой работать как с группой - мы опять получим дисфункцию. Он сослался на три принципа поведения в толпе, чтобы не стать ее жертвой, которые разработаны американскими инструкторами: 1) не лезь в толпу бесплатно, 2) залезая в толпу, прогнозируй, как из нее выходить, 3) попав в толпу случайно, представь, что ты на работе.Д. Орлов: «Я хотел добавить, что чистой «классической» толпы, мы наверное уже не увидим, потому что живем в эпоху мультимедийных коммуникаций. И в случае 11 декабря, и в случае 15 декабря мы наблюдаем и действия организаторов, и очень масштабные кампании в интернете, которые побуждают людей туда идти. Почему люди пришли с оружием на акцию 15-го декабря, которая была предотвращена правоохранительными органами? Потому что их к этому мотивировали на целом ряде сайтов, в социальных сетях. Очень важной задачей становится предотвращение агрессии и фашизации толпы путем предварительной работы. В том числе закрытие радикальных сайтов. Действия властей и правоохранительных органов должны переместиться со сферы реагирования на сферу предупреждения». Пока хватит славянского элемента Все эксперты сошлись в одном - события, подобные тем, что произошли 11 и 15 декабря, повторятся еще не раз.Александр Тхостов: «Конфликты всегда есть и будут. Они должны отслеживаться и меть нормальный выход. Все же знали, о чем идет речь. Все долго молчали, никто не принимал на себя ответственность. Если бы люди, обладающие властью, приняли на себя ответственность, то можно было бы избежать всего этого». «Здесь, - сказал он, - проявляются вещи, которые не родились в этот момент, но существовали и не находили проявления - это ненависть, это агрессивность. Нельзя лечить симптом. То, что мы видим - это симптом проявления системной болезни власти и общества, отсутствия общественного договора - что мы строим, у кого какие обязанности. Пока этого не будет - будет война всех против всех».Главный урок, который следует извлечь из декабрьских событий, - осознание системной ошибки, уверен Александр Тхостов. В отношениях власти и общества растет диссонанс, народ гложет чувство несправедливости, людей гнетет невозможность высказать свое мнение и получить на него ответную реакцию.Проф. Краснов: «Когда мы говорим о неблагополучии в обществе, мы не говорим о неблагополучии материальном. Неблагополучными могут оказать дети и в очень состоятельных семьях. Потому что они были брошены. Отцы, матери все эти 20 лет посвящали себя добыванию средств к существованию и накоплению. Они забыли о том, что самое ценное - это семья, близкие. Известно по исследованиям в школе среди подростков, что в привилегированных учреждениях дети очень неблагополучны, очень уязвимы. Они тоже могут составлять толпу. Для этого им достаточно простых идей: националистических, футбольных и прочих, которыми они руководствуются. Широкого горизонта у них нет, чтобы было любопытство к чужим культурам, чтобы у них была и Франция, была Россия и был Китай».То, что произошло, было политическим противостоянием, отметил академик Владимир Собкин. Это уже выражение политического протеста. Нужно определить, кто эти люди, что за социальные группы и политические силы в нем участвовали. «Эти молодые люди - очень сложное поколение, - сказал он. - Их родители прожили тяжелый период, связанный с распадом страны и выращивали детей. Это дети неблагополучных семей. В силу растущей социальной дифференциации они не видят для себя никаких перспектив, социальных лифтов и возможностей. Это очень серьезный вопрос. Необходима работа с группами, которые себя ощутили и переживают себя как группы социально неуспешные. В этом хватании за топор, дубину, биту я вижу выход социальной неуспешности и безысходность социальных перспектив».«Сценарий Манежной площади будет повторяться пока хватит славянского элемента. А потом территория России будет отдана не славянам», - прогнозирует профессор Акоп Назаретян. Чтобы избежать такого сценария и, сопутствующих ему кровавых сцен, по мнению эксперта, необходимы информационные, демографические и прочие государственные программы. «Ксенофобию, которая, безусловно, будет развиваться, агрессию, национализм, нормальный, естественный национализм, нужно направить как атомную энергию - из бомбы в электростанцию».По материалам «РИА Новости» , 21.12.2010

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Известные исследователи психологии толпы - Гюстав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти.

Классификация толпы

По степени организации:

    Стихийная толпа . Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

    Ведомая толпа - толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через Интернет.

    Организованная толпа . Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введеноГюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа , подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

    Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

    Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

    Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

    Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

    Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия.

    • Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

      Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

      Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

      Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

Динамика толпы

Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление:

    Разреженная толпа - каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении.

    Окаменевающая толпа - движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление.

    Монолитная толпа - всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.

Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Анонимность . Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки.

Инстинктивность . В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения (ассоциации) . В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Состояние гипнотического транса . Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта

Ощущение неодолимой силы . Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

Заражаемость . В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Аморфность . В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация . Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмы управления толпой

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы. Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: 1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; 2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Эффективными средствами могут считаться следующие: - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; - применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Толпа - это неорганизованное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состоя­ния и общим объектом внимания. Заражение - процесс передачи эмоционально­го состояния от одного индивида к другому. При наличии обратной связи зараже­ние способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции.

Выделяют четыре основных вида толпы:

è случайная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему про­исшествию (дорожная авария, пожар и т. д.);

è привлеченная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объяв­ленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т. д.);

è экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.). Ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая состояния общего экстаза (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, концерты рок-музыки и

è действующая т олпа, которая включает следующие подвиды:

- агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

- паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого ис­точника опасности;


- стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т. д.);

- повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое воз­мущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить ее до сознательного акта политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, структуры обусловливают превращение из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет манипулировать поведением толпы в авантюристических целях (что характерно для реакционных, политиче­ских и религиозных режимов, зачастую намеренно провоцирующих погромы, са­мосуд и т. п.) либо предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.

Для толпы характерно следующее:

1. Снижение интеллектуального и повышение эмоционального начала.

2. Рост внушаемости и снижение способности к индивидуальному мышлению (Гит­лер отметил это афоризмом; «Заприте свое сердце, а ключ отдайте мне»).

3. Толпе требуется лидер или объект ненависти. Она с наслаждением будет под­чиняться или громить. Толпа способна как на страшную жестокость, так и на са­мопожертвование, в том числе и по отношению к самому лидеру,



4. Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то. Разделенные на группы люди быстро приходят в себя и меняют поведение. В поведении уличной толпы очень важны такие элементы, как первый камень в витрину и первая кровь. Эти ступени могут вывести толпу на принципиально другой уровень опасности, где коллек­тивная безответственность превращает каждого члена толпы в преступника. Что­бы не стать им, из толпы нужно немедленно уходить.

3. Паника. Панику можно классифицировать:

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники охватываемое ею количество людей раз­лично: групповая - от двух-трех до десятков и сотен человек (если они раз­рознены), а массовая - тысячи или гораздо большее количество людей.

По глубине охвата можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкую панику можно испытывать, когда задер­живается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале. При этом человек почти сохраняет самообладание, критичность восприятия действи­тельности. Средняя паника характеризуется деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники - скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т. д. Полная паника - паника с отклю­чением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью, - наступает при большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом со­стоянии человек полностью теряет сознательный контроль своего поведения: мо­жет бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать поступки, не оцениваемые критически, нерациональные и неэтичные.


По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколь­ко минут), довольно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (не­сколько дней, недель). Кратковременная паника - это, например, паника в авто­бусе, потерявшем управление, и т. п. Довольно длительной бывает паника при землетрясениях, непродолжительных и не очень сильных. Пролонгированная па­ника - это паника во время длительных боевых операций.

По последствиям паники, выделяют следующие типы: паника без каких-либо материальных и психических последствий; паника, сопровождаемая разру­шениями, физическими и психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; паника, вызывающая человеческие жертвы, значи­тельные материальные разрушения, нервные заболевания, срывы, инвалидность.

Выделяют два основных момента, определяющих возникновение паники : Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например при пожаре, взрыве, аварии и т. п. Второй связан с накоплением психического напряжения и срабатыванием опре­деленного психического катализатора . Длительные переживания, опасения, нако­пление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзго­ды - все это причины для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно. Возможность возникновения паники трудно предска­зуема. Но можно говорить о повышении вероятности возникновения паники.

Как остановить толпу? Все сказанное свидетельствует: остановить толпу может лишь сильнейший эмоциональный тормоз или чудо. Именно чудом можно считать случаи, когда сильному, волевому человеку, пользующемуся доверием собравшихся, удавалось предотвратить драматическое развитие событий. Другие средства - категорические команды, горячее убеждение и даже угроза расстрела паникеров. Многие специальные памятки решительно рекомендуют физическое подавление зачинщика паники, потому что пресечь начинающийся психологиче­ский пожар (как, впрочем, и всякий другой) неизмеримо проще, чей потом оста­новить пришедшую в движение толпу. Сделать это, разумеется, нелегко.