Виды связей между переменными. Анализ парных связей. Виды взаимосвязей между признаками

1. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы). Знание методов оценки взаимосвязи между отдельными признаками

дает возможность решать одну из кардинальных задач любого нау чного исследования: возможность предвидеть, прогнозировать развитие ситуации при изменении тех или иных известных характеристик объекта исследования.

2. Цели обучения: Знать:

- понятия корреляционной и функциональной зависимостей;

- понятия прямой и обратной корреляционной связи;

- понятие коэффициента корреляции;

- методики расчета коэффициентов корреляции Пирсона и Спир-

- использование коэффициентов корреляции в медицине и здраво-

охранении.

- отобразить численные данные на корреляционном поле;

- оценить силу и направление связи по величине коэффициента

корреляции;

- правильно выбрать метод корреляционного или регрессионного анализа для оценки имеющихся данных.

- методиками расчета коэффициентов корреляции Пирсона и

Спирмэна;

- навыками представления численных данных на корреляционном

3. Основные понятия и положения темы

Одной из задач большинства медико-биологических исследований, является выявление взаимной связи одного или нескольких явлений.

Свет в окне может означать (с той или иной вероятностью), что хозяева находятся дома, кашель с мокротой может означать заболевание хроническим бронхитом. Если в серии повторяющихся наблюдений один из признаков (или его часть) появляется одновременно с другим чаще, чем можно объяснить случайным стечением обстоятельств, то это служит основанием говорить о взаимосвязи, сопряженности появления этих признаков.

Постановка задачи в такого рода исследованиях обычно выглядит следующим образом: определить наличие и силу статистической связи какоголибо признака от одного или нескольких других признаков. Знание взаимосвязи отдельных признаков дает возможность решать одну из основных задач любого научного исследования : возможность предвидеть, прогнозировать раз-

витие ситуации при изменении тех или иных известных характеристик объекта исследования.

Термин зависимость при статистической обработке медикобиологических исследований должен использоваться весьма осторожно. С помощью статистических методов можно дать только формальную оценку взаимосвязи. Попытки механически перенести данные статистических расчетов в объективную реальность могут привести к ошибочным выводам.

Например, утверждение: «Чем громче утром кричат воробьи, тем выше встает солнце», несмотря на явную несуразность, с точки зрения формальной статистики, вполне правомерно. Таким образом, термин «зависимость» в статистическом анализе подразумевает только статистическую оценку взаимосвязи.

Любые явления в окружающем нас мире могут быть связаны прямой или обратной связью. Эта характеристика называется направленностью связи.

По направленности связь может быть прямой или обратной.

Прямая (или положительная) связь характеризует зависимость, при которой увеличение или уменьшение значения одного признака ведет, соответственно, к увеличению или уменьшению – второго. Например, при увеличение температуры возрастает давление газа (при сохранении неизменным его объема). При уменьшении температуры – снижается и давление.

Обратная (или отрицательная) связь характеризуется такой зависи-

мостью, когда при увеличении одного признака второй уменьшается или, наоборот, при уменьшении одного, второй – увеличивается. Обратная зависимость или обратная связь является основой нормального регулирования почти всех процессов жизнедеятельности любого организма.

По характеру связь может быть функциональной или корреляционной (статистической).

Функциональная зависимость – такой вид зависимости, когда каждому значению одного признака соответствует точное значение другого (зависимость может быть задана функцией). Например: взаимосвязь радиуса и длины окружности. Такую зависимость можно считать полной (исчерпывающей). Она полностью объясняет изменение одного признака изменением другого. Этот вид связи характерен для объектов, являющихся точкой приложения точных наук. В медико-биологических исследованиях сталкиваться с функциональной связью приходится крайне редко, поскольку объекты исследований имеют большую индивидуальную изменчивость. С другой стороны, характеристики биологических объектов зависят, как правило, от комплекса большого числа сложных взаимосвязей и не могут быть сведены к отношению двух или трех факторов.

Корреляционная зависимость – существует в том случае, когда при изменении величины одного признака наблюдается тенденция соответствующего изменения значений другого признака.

Например, при изменении роста человека меняется и масса тела. Однако, эта зависимость не является полной, т.е. функциональной. У людей с оди-

наковым ростом может быть разная масса тела, поскольку на нее влияют и многие другие факторы (питание, здоровье и т.п.). При оценке статистических связей можно говорить только о тенденции, когда возрастание одного признака вызывает тенденцию возрастания или уменьшения другого признака.

Корреляционная связь описывается с помощью различных статистических характеристик. Выбор характеристики для определения взаимосвязи обусловлен видом исследуемых признаков, способами их группировки и предполагаемым характером связи. Подчас, для выявления реально существующих взаимосвязей достаточно правильно составить статистическую таблицу распределения или построить наглядный график этого распределения.

Корреляционный анализ занимается измерением степени связи между двумя переменными (х и у). Вначале предполагаем, что как х, так и у - количественные величины, например, рост и вес.

Предположим, что есть пара величин (х, у), измеренных у каждого из пациентов в выборке. Мы можем отметить точку, соответствующую паре ве-

личин каждого пациента, на двухмерном графике рассеяния точек (рис

1,2,3). Обычно переменную х располагают на горизонтальной оси, а у - на вертикальной в той же диаграмме. Размещая точки для всех пациентов, получаем график рассеяния точек (корреляционное поле ), который говорит о взаимосвязи между этими двумя переменными.

В результате могут возникнуть следующие ситуации:

Рисунок 1. Положительная (прямая) корреляционная связь

Рисунок 2. Отрицательная (обратная) корреляционная связь

Рисунок 3. Корреляционная связь отсутствует

Если на графике рассеяния точек построить прямую линию, наилучшим образом описывающую изображенные данные (расстояния от точек до прямой минимальны), то полученная прямая является линией регрессии . Расчет коэффициентов корреляции дает численную характеристику того, насколько близко находятся наблюдения к линии регрессии. Основными коэффициентами корреляции являются коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент корреляции Спирмэна .

Свойства коэффициентов корреляции:

Значения коэффициента корреляции изменяются в пределах от -1

до +1 .

Знак коэффициента корреляции показывает направление связи, увеличивается (положительный r , прямая связь) или уменьшается (отрицательный r , обратная связь) одна переменная, по мере того как увеличивается другая.

Величина коэффициента корреляции указывает, как близко расположены точки к прямой линии. В частности, если r = +1 или r = -1 , то имеется абсолютная (функциональная) корреляция по всем точкам, лежащим на линии (рис 1, рис. 2); если r = 0 , то линейной корреляции нет (рис. 3). Чем ближе r к крайним точкам (±1), тем больше степень линейной связи.

Коэффициент корреляции безразмерен, т.е. не имеет единиц из-

Величина коэффициента корреляции действительна только в диапазоне значений х и у в выборке. Невозможно заключить, что коэффициент будет иметь ту же величину при рассмотрении значений х или у, значительно больших, чем в выборке.

Неважно, какой из признаков обозначить за х , а какой за у; х и у могут заменять друг друга, не влияя на величину r (rху ~rух ).

Корреляция между х и у необязательно означает соотношение «причины и следствия».

Следует отметить, что в случае биологических факторов тот или иной характер связи сохраняется, как правило, только в определенном интервале изменений признаков. За пределами этого интервала связь может ослабнуть, стать прямо противоположной по направлению либо совсем исчезнуть.

Например, при увеличении возраста ребенка сила скелетной мускулатуры увеличивается. В зрелом возрасте такой связи уже нет. А в старших возрастных группах тенденция становится обратной.

Сила корреляционной связи между признаками оценивается по величине коэффициента корреляции согласно Таблице 1 :

Таблица 1

Распределение значений коэффициента линейной корреляции

Характеристики связи

Обратная

Связи нет

от 0 до -0,3

от 0,3 до 0,7

от - 0,3 до -0,7

от - 0,7 до - 1

Полная (функциональная)

Случаи, в которых не следует рассчитывать коэффициент линейной корреляции:

получено нелинейное соотношение между признаками, например, квадратичное соотношение (рис. 4,а);

данные включают более одного наблюдения по каждому пациенту;

присутствуют аномальные значения (рис. 4,б);

данные содержат подгруппы пациентов, для которых средние уровни наблюдений, по крайней мере, по одной из переменных, отличаются (рис. 4,в).

Рисунок 4. Диаграммы, показывающие, когда не следует рассчитывать коэффициент корреляции, (а) - соотношение нелинейно, (б) - при наличии выброса (выбросов), (в) - данные состоят из подгрупп.

Коэффициент корреляции Пирсона

Коэффициент корреляции Пирсона () определяет силу и направле-

ние связи только для количественных данных (x, y – значения исследуемых признаков, n –количество пар данных):

∑ (∑)(∑)

Условия для расчета коэффициента корреляции Пирсона:

исследуемые признаки являются количественными;

выборка состоит из независимых пар величин х и у; по крайней мере, одна из этих двух переменных нормально распределена.

Достоверность коэффициента корреляции устанавливается по ве-

личине средней ошибки. Поскольку коэффициент корреляции в клинических исследованиях рассчитывается обычно для ограниченного числа наблюдений, нередко возникает вопрос о надежности полученного коэффициента. С этой целью определяют среднюю ошибку коэффициента корреляции. При достаточно большом числе наблюдений (больше 100) средняя ошибка коэффициента корреляции () вычисляется по формуле:

n – число наблюдений.

В том случае, если число наблюдений меньше 100 точнее определять среднюю ошибку коэффициента корреляции, по формуле:

С достаточной для медицинских исследований надежностью о наличии той или иной степени связи можно утверждать только тогда, когда величина коэффициента корреляции превышает или равняется величине трех своих ошибок (r ≥3m r ). Обычно это отношение коэффициента корреляции (r ) к его средней ошибке (m r ) обозначают буквой t r :

Если t r ≥3, то коэффициент корреляции является статистически значи-

Пример расчета коэффициента корреляции Пирсона

Необходимо определить, существует ли связь между количеством часов, посвященных студентом подготовке к тестовому экзамену по статистике и итоговым количеством правильных ответов (и соответственно итоговой оценкой). В тестирование включает в себя 100 вопросов из банка тестовых заданий. В таблице приведены данные о 6 случайно выбранных студентах.

Очевидно, что количество часов напрямую отражается на финальной оценке. Переменная «Часы подготовки» (х ) является независимой переменной, т.к. она приводит к наблюдаемой вариации переменной «Балл на экзамене» (у ). Причинная связь между зависимыми и независимыми переменными существует только в одном направлении: Независимая переменная (х)→ Зависимая переменная (у). В обратном направлении эта связь не работает.

Коэффициент корреляции Пирсона (r) вычисляется при помощи следующего уравнения

∑ (∑)(∑)

Таблица, приведенная ниже, поможет разбить это уравнение на несколько несложных вычислений.

Часы изучения

Балл на экза-

∑ =79

Используя эти значения и n=6 (общее количество студентов), получаем:

∑ (∑)(∑)

Теперь рассчитаем среднюю ошибку коэффициента корреляции

√ √

Установим, надежной, ли является установленная нами связь

Т.к. t r ≥3 , то коэффициент корреляции является статистически значи-

Таким образом, между числом часов, посвященных изучению предмета, и экзаменационной оценкой существует статистически значимая сильная положительная (прямая) корреляция. Отсюда следует, что экзаменационные результаты можно предугадать на основе определенного количества часов, посвященных изучению предмета.

Коэффициент корреляции Спирмэна

Ранговый коэффициент корреляции Спирмэна (rs ) – непараметриче-

ский аналог корреляционного коэффициента Пирсона.

Применение этого коэффициента корреляции может быть рекомендовано в случаях:

когда необходимо быстро ориентировочно определить связь между какими-то признаками;

если необходимо оценить связь между качественными (ранго-

выми) и количественными признаками или только между качественными признаками;

когда распределение значений учетных признаков (в том числе и количественных) не соответствует нормальному распределению или рас-

пределение неизвестно.

Вычисление:

1. Располагают величины х в возрастающем порядке, начиная с наименьшей величины, и придают им последовательные ранги (номера 1, 2, 3, .., n). Равные варианты получают среднее значение из суммы их порядковых номеров.

2. Подобным образом ранжируют у .

3. Рассчитывается r s - коэффициент корреляции между рангами х и у по формуле:

где (

) – разности между рангами соответствующих пар y и x;

n – число сопоставляемых пар.

Пример расчета коэффициента корреляции Спирмэна.

Необходимо определить по Таблице 2 , существует ли связь между количеством часов, посвященных студентом подготовке к тестовому экзамену по статистике, и итоговым количеством правильных ответов (и, соответственно, итоговой оценкой). Тестирование включает в себя 100 вопросов из банка тестовых заданий.

Составляем вариационный ряд x и ранжируем:

Составляем вариационный ряд y и ранжируем:

Для удобства расчета заполняем следующую таблицу:

Ry - Rx

(Ry - Rx ) 2

Таким образом, получено, что исследуемая корреляционная связь является прямой и сильной.

В ходе корреляционного анализа или анализа корреляционной связи решается целая группа взаимосвязанных задач:

1) Установление направления (прямая или обратная) и формы (линейная или нелинейная) корреляционной связи.

2) Оценка тесноты (силы, плотности) корреляционной связи.

3) Оценка репрезентативности статистических оценок взаимосвязей, полученных по выборочным данным (величина ошибки, доверительный интервал, уровень значимости).

4) Установление величины детерминации (доли взаимовлияния) коррелируемых факторов.

Таким образом, статистические методы изучения связи между переменными зависят от:

характера переменных (качественные, количественные)

характера распределения количественных переменных (нормальное,

ненормальное, неизвестное)

числа наблюдений (большое, малое)

взаимоотношения между наблюдениями (зависимые, независимые). Статистические методы изучения связи между переменными могут

однофакторными, т.е. принимающими во внимание только взаимоотношения между двумя анализируемыми переменными

многофакторными, т.е. учитывающими влияние на изучаемую связь между двумя переменными со стороны некоторых других переменных.

Понятие о регрессионном анализе

Регрессия определяет математическую зависимость между зависи-

мой переменной (отклик) и одной или более независимыми переменными (предикторами).

Регрессионный анализ с помощью коэффициента регрессии позволяет количественно прогнозировать изменения одной переменной при изменении другой.

Для описания связи могут использоваться различные математические функции, основными из которых являются:

■ линейная

экспоненциальная

■ логистическая

Простая линейная регрессия или множественная регрессия могут применяться для непрерывных признаков, например, давление, вес.

Логистическая регрессия применима в тех случаях, когда зависимые признаки являются бинарными (например, умер/жив, выздоровел/не выздоровел).

Линейная регрессия

Математическое уравнение, которое оценивает линию простой линейной регрессии:

х – называется предиктором – независимой или объясняющей переменной. Для данной величины х, Y - значение переменной у (называемой зави-

симой, выходной переменной, или переменной отклика), которое расположено на линии оценки. Это есть значение, которое мы ожидаем для у (в среднем), если мы знаем величину х, и называется она «предсказанное значение у» (рис. 5).

а – свободный член (пересечение) линии оценки; это значение Y, когда

b – угловой коэффициент или градиент оценённой линии; он представляет собой величину, на которую Y увеличивается в среднем, если мы увеличиваем х на одну единицу (рис. 5). Коэффициент b называют коэффициентом регрессии.

Например : при увеличении температуры тела человека на 1о С, частота пульса увеличивается в среднем на 10 ударов в минуту.

Рисунок 5. Линия линейной регрессии, показывающая коэффициент а и угловой коэффициент b (величину возрастания Y при увеличении х на одну единицу)

Математически решение уравнения линейной регрессии сводится к вычислению параметров а и b таким образом, чтобы точки исходных данных корреляционного поля как можно ближе лежали к прямой регрессии .

Статистическое использование слова «регрессия» исходит из явления, известного как регрессия к среднему, приписываемого Френсису Гальтону (1889). Он показал, что, хотя высокие отцы имеют тенденцию иметь высоких сыновей, средний рост сыновей меньше, чем у их высоких отцов. Средний рост сыновей «регрессировал» или «двигался вспять» к среднему росту всех

отцов в популяции. Таким образом, в среднем высокие отцы имеют более низких (но всё-таки высоких) сыновей, а низкие отцы имеют сыновей более высоких (но всё-таки довольно низких).

Мы наблюдаем регрессию к среднему при скрининге и клинических исследованиях, когда подгруппа пациентов может быть выбрана для лечения потому, что их уровни определённой переменной, скажем, холестерина, крайне высоки (или низки). Если это измерение через некоторое время повторяется, средняя величина второго считывания для подгруппы обычно меньше, чем при первом считывании, имея тенденцию (т.е. регрессируя) к среднему, подобранному по возрасту и полу в популяции, независимо от лечения, которое они могут получить. Пациенты, набранные в клиническое исследование на основе высокого уровня холестерина при их первом осмотре, таким образом, вероятно, покажут в среднем падение уровня холестерина при втором осмотре, даже если в этот период они не лечились.

Часто метод регрессионного анализа применяется для разработки нормативных шкал и стандартов физического развития.

Насколько хорошо линия регрессии согласуется с данными, можно судить, рассчитав коэффициент R (обычно выраженный в процентах и называемый коэффициентом детерминации), который равняется квадрату коэффициента корреляции (r2 ). Он представляет собой долю или процент дисперсии у, который можно объяснить связью с х, т.е. долю вариации признакарезультата, сложившуюся под влиянием независимого признака. Может принимать значения в диапазоне от 0 до 1, или соответственно от 0 до 100%. Разность (100% - R) представляет собой процент дисперсии у, который нельзя объяснить этим взаимодействием.

Соотношение между ростом (измеренным в см) и систолическим артериальным давлением (САД, измеренным в мм рт. ст.) у детей. Мы провели анализ парной линейной регрессии зависимости САД от роста (рис. 6). Имеется существенное линейное соотношение между ростом и САД.

Рисунок 6. Двумерный график, показывающий соотношение между систолическим артериальным давлением и ростом. Изображена оценённая линия регрессии, систолическое артериальное давление.

Уравнение линии оценённой регрессии имеет следующий вид: САД = 46,28 + 0,48 х рост.

В этом примере свободный член не представляет интереса (рост, равный нулю, явно вне диапазона величин, наблюдаемых в исследовании). Однако мы можем интерпретировать угловой коэффициент; предсказано, что у этих детей САД увеличивается в среднем на 0,48 мм рт.ст. при увеличении роста на один сантиметр

Мы можем применить уравнение регрессии для предсказания САД, которое мы ожидаем у ребёнка при данном росте. Например, ребёнок ростом 115 см имеет предсказанное САД, равное 46,28 + (0,48 х 115)=101,48 мм рт. ст., ребёнок ростом 130 имеет предсказанное САД, 46,28 + (0,48 х 130) =

108,68 мм рт. ст.

При расчете коэффициента корреляции, установлено, что он равен 0,55, что указывает на прямую корреляционную связь средней силы. В этом случае коэффициент детерминации r 2 = 0,55 2 = 0,3 . Таким образом, можно сказать, что доля влияния роста на уровень артериального давления у детей не превышает 30%, соответственно на долю других факторов приходится 70% влияния.

Линейная (простая) регрессия ограничивается рассмотрением связи между зависимой переменной и только одной независимой переменной. Если в связи присутствует более одной независимой переменной, тогда нам необходимо обратиться к множественной регрессии. Уравнение для такой регрессии выглядит так:

y = a + bx1 +b2 x2 +.... + bn хn

Можно интересоваться результатом влияния нескольких независимых переменных х1 , х 2 , .., х n на переменную отклика у. Если мы полагаем, что эти х могут быть взаимозависимы, то не должны смотреть по отдельности на эффект изменения значения одного х на у, но должны одновременно принимать во внимание величины всех других х.

Пример Поскольку между ростом и массой тела ребёнка существует сильная

зависимость, можно поинтересоваться, изменяется ли также соотношение между ростом и систолическим артериальным давлением, если принять во внимание также и массу тела ребёнка и его пол. Множественная линейная регрессия позволяет изучить совместный эффект этих нескольких независимых переменных на у.

Уравнение множественной регрессии в этом случае может иметь такой вид:

САД=79,44 –(0,03 х рост)+ (1,18 х вес) + (4,23 х пол)*

* - (для признака пол используют значения 0 – мальчик, 1 - девочка) Согласно этому уравнению, девочка, рост которой 115 см и масса те-

ла 37 кг, будет иметь прогнозируемое САД:

САД = 79,44 – (0,03 х 115) + (1,18 х 37) + (4,23 х 1) = 123,88 мм.рт.ст.

Логистическая регрессия очень похожа на линейную; её применяют, когда есть интересующий нас бинарный исход (т.е. наличие/отсутствие симптома или субъекта, который имеет/не имеет заболевания) и ряд предикторов. Из уравнения логистической регрессии можно определить, какие предикторы влияют на исход, и, используя значения предикторов пациента, оценить вероятность того, что он/она будет иметь определённый исход. Например: возникнут или нет осложнения, будет лечение эффективным или не будет.

Начинают создания бинарной переменной, чтобы представить эти два исхода (например, «имеет болезнь»=1, «не имеет болезни»=0). Однако мы не можем применить эти два значения как зависимую переменную в анализе линейной регрессии, поскольку предположение нормальности нарушено, и мы не можем интерпретировать предсказанные величины, которые не равны нулю или единице. Фактически, вместо этого мы берём вероятность того, что субъект классифицируется в ближайшую категорию (т.е. «имеет болезнь») зависимой переменной, и чтобы преодолеть математические трудности, применяют логистическое, преобразование, в уравнении регрессии - натуральный логарифм отношения вероятности «болезни» (p) к вероятности «нет болезни» (1-p).

Интегративный процесс, называемый методом максимального правдоподобия, а не обычная регрессия (так как мы не можем применить процедуру линейной регрессии) создаёт из данных выборки оценку уравнения логистической регрессии

logit (p) = a + bx1 +b2 x2 +.... + bn хn

Logit (р) - оценка значения истинной вероятности того, что пациент с индивидуальным набором значений для х 1 ... х n имеет заболевание;

а - оценка константы (свободный член, пересечение);

b 1 , b 2 , ... ,b n - оценки коэффициентов логистической регрессии.

4. Вопросы по теме занятия:

1. Дайте определение функциональной и корреляционной связи.

2. Приведите примеры прямой и обратной корреляционной связи.

3. Укажите размеры коэффициентов корреляции при слабой, средней и сильной связи между признаками.

4. В каких случаях применяется ранговый метод вычисления коэффициента корреляции?

5. В каких случаях применяется расчет коэффициента корреляции Пирсо-

6. Каковы основные этапы вычисления коэффициента корреляции ранговым методом?

7. Дайте определение «регрессии». В чем сущность метода регрессии?

8. Охарактеризуйте формулу уравнения простой линейной регрессии.

9. Дайте определение коэффициента регрессии.

10. Какой можно сделать вывод, если коэффициент регрессии веса по росту равен 0,26кг/см?

11. Для чего используется формула уравнения регрессии?

12. Что такое коэффициент детерминации?

13. В каких случаях используется уравнение множественной регрессии.

14. Для чего применяется метод логистической регрессии?

5. Тестовые задания:

1. ТЕРМИН «КОРРЕЛЯЦИЯ» В СТАТИСТИКЕ ПОНИМАЮТ КАК

1) связь, зависимость

2) отношение, соотношение

3) функцию, уравнение

4) коэффициент

2. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИЗНАКАМИ МОЖНО СЧИТАТЬ СРЕДНЕЙ ПРИ ЗНАЧЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ

1) r = 0,13

2) r = 0,45

3) r = 0,71

4) r = 1,0

3. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ R = - 0,82 ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ

1) прямая, средней силы

2) обратная, слабая

4) обратная, сильная

4. ПРИ ЗНАЧЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ ОТ 0 ДО 0,3 СИЛА СВЯЗИ ОЦЕНИВАЕТСЯ КАК

1) слабая

2) средняя

3) сильная

4) полная

5. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИЗНАКАМИ МОЖНО СЧИТАТЬ СИЛЬНОЙ ПРИ ЗНАЧЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ

1) r = - 0,25

2) r = 0,62

3) r = - 0,95

4) r = 0,55

6. ЗАВИСИМОСТЬ, ПРИ КОТОРОЙ УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО ПРИЗНАКА ВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЮ – ВТОРОГО, ХАРАКТЕРИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД СВЯЗИ

2) обратная

3) полная

4) неполная

7. ЗАВИСИМОСТЬ, ПРИ КОТОРОЙ УВЕЛИЧЕНИЕ ОДНОГО ПРИЗНАКА ДАЕТ УМЕНЬШЕНИЕ ВТОРОГО, ХАРАКТЕРИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД КОРРЕЛЯЦИОННОЙ СВЯЗИ

2) обратная

3) полная

4) неполная

8. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА ОПРЕДЕЛЯЕТ

1) статистическую значимость различий между переменными

2) степень разнообразия признака в совокупности

3) силу и направление связи между зависимой и независимой переменными

4) долю дисперсии результативного признака объясняемую влиянием независимых переменных

9. УСЛОВИЕМ ДЛЯ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА ЯВЛЯЕТСЯ

1) распределение переменных неизвестно

2) нормальное распределение по крайней мере, одной из двух переменных

3) по крайней мере, одна из двух переменных измеряется в ранговой шкале

4) отсутствует нормальное распределение переменных

10. РАНГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ СПИРМЭНА РАССЧИТЫВАЕТСЯ, КОГДА

1) присутствует нормальное распределение переменных

2) необходимо оценить связь между качественными и количественными признаками

3) необходимо определить статистическую значимость различий между переменными

4) необходимо оценить степень разнообразия признака в совокупности

11. ЗАВИСИМОСТЬ, КОГДА КАЖДОМУ ЗНАЧЕНИЮ ОДНОГО ПРИЗНАКА СООТВЕТСТВУЕТ ТОЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДРУГОГО, НАЗЫВАЕТСЯ

1) прямой

2) обратной

3) корреляционной

4) функциональной

12. ЗАВИСИМОСТЬ, КОГДА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ОДНОГО ПРИЗНАКА ИЗМЕНЯЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ (ХАРАКТЕР) РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ДРУГОГО ПРИЗНАКА, НАЗЫВАЕТСЯ

1) прямой

2) обратной

3) корреляционной

4) функциональной

13. ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ГРАФИК

1) линейный

2) график рассеяния точек

3) радиальный

4) динамический

14. ЕСЛИ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ РАВЕН ЕДИНИЦЕ, ТО СВЯЗЬ ЯВЛЯЕТСЯ

1) сильной, прямой

2) сильной обратной

3) средней, прямой

4) полной (функциональной), прямой

15. СВЯЗЬ МЕЖДУ Y И X МОЖНО ПРИЗНАТЬ БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОЙ ПРИ СЛЕДУЮЩЕМ ЗНАЧЕНИИ ЛИНЕЙНОГО КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ

1) r = 0,35

2) r = 0,15

3) r = - 0,57

4) r = 0,46

16. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1) взаимосвязи явлений

2) развития явления во времени

3) структуры явлений

4) статистической значимости различий между явлениями

17. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЯ

1) от 0 до 1

2) от -1 до 0

3) от -1 до 1

ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО

1) с увеличением признака х на 1 признак у увеличивается на 0,678

2) с увеличением признака х на 1 признак у увеличивается на 0,016

3) с увеличением признака х на 1 признак у уменьшается на 0,678

4) с увеличением признака х на 1 признак у уменьшается на 0,016

22. НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ В УРАВНЕНИИ РЕГРЕССИИ НАЗЫВАЕТСЯ

1) вариантой

2) уровнем

3) предиктором

4) переменной отклика Кендела

4) Чупрова

26. ДОЛЮ ВАРИАЦИИ ПРИЗНАКА-РЕЗУЛЬТАТА, СЛОЖИВШУЮСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕЗАВИСИМОГО ПРИЗНАКА ОБЪЯСНЯЕТ КОЭФФИЦИЕНТ

1) корреляции Пирсона

2) корреляции Спирмэна

3) детерминации

4) вариации

27. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ, В КОТОРОЙ ПРИСУТСТВУЕТ БОЛЕЕ ОДНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

1) линейная регрессия

2) множественная регрессия

3) ранговая корреляция Спирмэна

4) расчет темпа прироста

28. ДЛЯ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ СПИРМЭНА НЕОБХОДИМО

1) расположить переменные в порядке возрастания

2) расположить переменные в порядке убывания

3) возвести переменные в квадрат

4) присвоить переменным в порядке возрастания последовательные ранги (номера 1, 2, 3, .., n )

29. ЗАВИСИМОСТЬ ВЕСА ОТ РОСТА ЧЕЛОВЕКА (РОСТО-ВЕСОВОЙ ИНДЕКС) ОПИСЫВАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ

1) логистической регрессии

2) множественной регрессии

3) экспоненциальной регрессии

4) линейной регрессии

30. ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ЛЕЧЕНИЯ ОТ РЯДА ФАКТОРОВ ОПИСЫВАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ

1) логистической регрессии

2) множественной регрессии

3) экспоненциальной регрессии

4) линейной регрессии

31. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В

1) процентах

2) тех же единицах, что и изучаемый признак

3) промилле

4) не имеет единиц измерения

32. ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЛИЧИН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ОДНОГО ПРИЗНАКА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДРУГОГО НА ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ

1) среднеквадратическое отклонение

2) коэффициент корреляции

3) коэффициент регрессии

4) коэффициент вариации

6. Ситуационные задачи по теме

Задача №1

Уравнение регрессии описывает зависимость систолического давления от роста, веса и пола:

y = 79,44 – 0,03х1 + 1,18х2 + 4,23х3

где х 1 – рост; х 2 – вес; х 3 – пол.

1. Рассчитайте ожидаемое систолическое давление у мальчика ростом 130см и весом 30кг. Как называется данный вид уравнения регрессии?

2. Рассчитайте ожидаемое систолическое давление у девочки ростом 111 см и весом 17кг. Как называется данный вид уравнения регрессии?

Задача №2

В таблице ниже представлен фонд заработной платы оплата 10 команд Высшей хоккейной лиги (в миллионах) за 2 года с указанием числа побед за этот период.

1. Вычислите коэффициент корреляции Пирсона, охарактеризуйте силу и направление корреляционной связи.

2. Вычислите коэффициент корреляции Спирмэна, охарактеризуйте силу и направление корреляционной связи.

Задача №3

В таблице приведены данные роста и веса студентов 117 группы КрасГМУ. Рассчитать коэффициент корреляции Спирмэна и выяснить, существует ли корреляционная зависимость между этими данными, ее силу и направление.

Задача №4

В таблице приведены данные роста и веса студентов 118 группы КрасГМУ. Рассчитать коэффициент корреляции Спирмэна и выяснить, существует ли корреляционная зависимость между этими данными, ее силу и направление.

7. Перечень практических умений:

1. Правильно выбрать метод корреляционного анализа, исходя из характера имеющихся данных.

3. Оценить силу корреляционной связи.

5. Правильно выбрать метод регрессионного анализа, исходя из характера имеющихся данных.

6. Использовать уравнения регрессии для прогнозирования результатов исследования.

8. Примерная тематика НИРС

  • PR - public relations (общественные связи): цели и задачи, области их использования, инструменты PR.
  • V. Виды обязательств по их содержанию, в связи с основаниями возникновения обязательств
  • VII. Министерствам и ведомствам по молодежной политике стран-участниц Международной конференции
  • Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.

    Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.

    Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня зависимой переменной.

    Аналитическая форма зависимости между изучаемой парой

    признаков (регрессионная функция) определяется с помощью

    следующих методов:

    1) на основе визуальной оценки характера связи. На линей$

    ном графике по оси абсцисс откладываются значения фактор$

    ного (независимого) признака x, по оси ординат - значения

    результативного признака y. На пересечении соответствую$

    щих значений отмечаются точки. Полученный точечный гра$

    фик в указанной системе координат называется корреляцион$

    ным полем. При соединении полученных точек получается

    эмпирическая линия, по виду которой можно судить не только

    о наличии, но и о форме зависимости между изучаемыми пе$

    ременными;
    3.Экономические модели и типы статистических данных, используемых в них
    К наиболее распространённым эконометрическим моделям относятся:

    модели потребительского и сберегательного потребления;
    модели взаимосвязи риска и доходности ценных бумаг;
    модели предложения труда;
    макроэкономические модели (модель роста);
    модели инвестиций;
    маркетинговые модели;
    модели валютных курсов и валютных кризисов и др.

    Статистические и математические модели экономических явлений и процессов определяются спецификой той или иной области экономических исследований. Так, в экономике качества модели, на которых основаны статистические методы сертификации и управления качеством - модели статистического приемочного контроля, статистического контроля (статистического регулирования) технологических процессов (обычно с помощью контрольных карт Шухарта или кумулятивных контрольных карт), планирования экспериментов, оценки и контроля надежности и другие - используют как технические, так и экономические характеристики, а потому относятся к эконометрике, равно как и многие модели теории массового обслуживания (теории очередей). Экономический эффект только от использования статистического контроля в промышленности США оценивается как 0,8 % валового национального продукта (20 миллиардов долларов в год), что существенно больше, чем от любого иного экономико-математического или эконометрического метода.
    Каждой области экономических исследований, связанной с анализом эмпирических данных, как правило, соответствуют свои эконометрические модели. Например, для моделирования процессов налогообложения с целью оценки результатов применения управляющих воздействий (например, изменения ставок налогов) на процессы налогообложения должен быть разработан комплекс соответствующих эконометрических моделей. Кроме системы уравнений, описывающей динамику системы налогообложения под влиянием общей экономической ситуации, управляющих воздействий и случайных отклонений, необходим блок экспертных оценок. Полезен блок статистического контроля, включающий как методы выборочного контроля правильности уплаты налогов (налогового аудита), так и блок выявления резких отклонений параметров, описывающих работу налоговых служб. Подходам к проблеме математического моделирования процессов налогообложения посвящена монография , содержащая также информацию о современных статистических (эконометрических) методах и экономико-математических моделях, в том числе имитационных.

    С помощью эконометрических методов следует оценивать различные величины и зависимости, используемые при построении имитационных моделей процессов налогообложения, в частности, функции распределения предприятий по различным параметрам налоговой базы. При анализе потоков платежей необходимо использовать эконометрические модели инфляционных процессов, поскольку без оценки индекса инфляции невозможно вычислить дисконт-функцию, а потому нельзя установить реальное соотношение авансовых и «итоговых» платежей.

    Прогнозирование сбора налогов может осуществляться с помощью системы временных рядов - на первом этапе по каждому одномерному параметру отдельно, а затем - с помощью некоторой линейной эконометрической системы уравнений, дающей возможность прогнозировать векторный параметр с учетом связей между координатами и лагов, то есть влияния значений переменных в определенные прошлые моменты времени. Возможно, более полезными окажутся имитационные модели более общего вида, основанные на интенсивном использовании современной вычислительной техники.
    4. Основные этапы эконометрического моделирования
    Выделяют семь основных этапов эконометрического моделирования:

    1) постановочный этап, в процессе осуществления которого определяются конечные цели и задачи исследования, а также совокупность включённых в модель факторных и результативных экономических переменных. При этом включение в эконометрическую модель той или иной переменной должно быть теоретически обоснованно и не должно быть слишком большим. Между факторными переменными не должно быть функциональной или тесной корреляционной связи, потому что это приводит к наличию в модели мультиколлинеарности и негативно сказывается на результатах всего процесса моделирования;

    2) априорный этап, в процессе осуществления которого проводится теоретический анализ сущности исследуемого процесса, а также формирование и формализация известной до начала моделирования (априорной) информации и исходных допущений, касающихся в частности природы исходных статистических данных и случайных остаточных составляющих в виде ряда гипотез;

    3) этап параметризации (моделирования), в процессе осуществления которого выбирается общий вид модели и определяется состав и формы входящих в неё связей, т. е. происходит непосредственно моделирование.

    К основным задачам этапа параметризации относятся:

    а) выбор наиболее оптимальной функции зависимости результативной переменной от факторных переменных. При возникновении ситуации выбора между нелинейной и линейной функциями зависимости, предпочтение всегда отдаётся линейной функции, как наиболее простой и надёжной;

    б) задача спецификации модели, в которую входят такие подзадачи, как аппроксимация математической формой выявленных связей и соотношений между переменными, определение результативных и факторных переменных, формулировка исходных предпосылок и ограничений модели.

    4) информационный этап, в процессе осуществления которого происходит сбор необходимых статистических данных, а также анализируется качество собранной информации;

    5) этап идентификации модели, в ходе осуществления которого происходит статистический анализ модели и оцененивание неизвестных параметров. Данный этап непосредственно связан с проблемой идентифицируемостимодели, т. е. ответа на вопрос «Возможно ли восстановить значения неизвестных параметров модели по имеющимся исходным данным в соответствии с решением, принятым на этапе параметризацииβ». После положительного ответа на этот вопрос решается проблема идентификации модели, т. е. реализуется математически корректная процедура оценивания неизвестных параметров модели по имеющимся исходным данным;

    6) этап оценки качества модели, в ходе осуществления которого проверяется достоверность и адекватность модели, т. е. определяется, насколько успешно решены задачи спецификации и идентификации модели, какова точность расчётов, полученных на её основе. Построенная модель

    должна быть адекватна реальному экономическому процессу. Если качество модели является неудовлетворительным, то происходит возврат ко второму этапу моделирования;

    7) этап интерпретации результатов моделирования.

    №5 Эконометрический анализ производственного процесса

    Рассматривая эконометрическое исследование в целом, в нем можно выделить следующие этапы:

    1. Постановка проблемы, т. е. определение цели и задач исследования, выделение зависимых (уj) и независимых (xk) экономических переменных на основе качественного анализа изучаемых взаимосвязей методами экономической

    2. Сбор необходимых исходных данных.

    3. Построение эконометрической модели и оценка ее адекватности и степени соответствия исходным данным.

    4. Использование модели для целей анализа и прогнозирования параметров исследуемого явления.

    5. Качественная и количественная интерпретация полученных на основе модели результатов.

    6. Практическое использование результатов. В процессе экономической интерпретации результатов необходимо ответить на следующие вопросы: 12

    – являются ли статистически значимыми объясняющие факторы, важные с теоретической точки зрения?

    – соответствуют ли оценки параметров модели качественным представлениям?

    №6. Парный регрессионный анализ

    Регрессией в теории вероятностей и математической статистике принято называть зависимость среднего значения какой-либо величины (y) от некоторой другой величины или от нескольких величин (хi).

    Парной регрессией называется модель, выражающая зависимость среднего значения зависимой переменной y от одной независимой переменной х

    где у – зависимая переменная (результативный признак); х – независимая,

    объясняющая переменная (признак–фактор).

    Парная регрессия применяется, если имеется доминирующий фактор, обуславливающий большую долю изменения изучаемой объясняемой переменной, который и используется в качестве объясняющей переменной.

    Множественной регрессией называют модель, выражающую зависимость среднего значения зависимой переменной y от нескольких независимых переменных х1, х2, …, хp

    ŷ = f (x1,x2,...,xp).

    Классическая нормальная модель линейной множественной регрессии.

    По виду аналитической зависимости различают линейные и нелинейные регрессии.

    Линейная парная регрессия описывается уравнением: ŷ=a+bx

    Если между экономическими явлениями существуют нели­нейные соотношения, то они выражаются с помощью соответ­ствующих нелинейных функций: например, равносторонней ги­перболы , параболы второй степени и д.р.

    №7. . Линейная парная регрессия. Определение параметров уравнения регрессии

    Линейная парная регрессия описывается уравнением: ŷ=a+bx, согласно которому изменение Δy переменной y прямопропорционально изменению Δx переменной x (Δy = b·Δx). Для оценки параметров a и b уравнения регрессии (2.6) воспользуемся методом наименьших квадратов (МНК). При определенных предположениях относительно ошибки ε МНК дает наилучшие оценки параметров линейной

    модели. Модель парной линейной регрессии : y = a +b*x +u (y- зависимая переменная, a +b*x – неслучайная составляющая, х – независимая переменная, u- случайная составляющая)


    1 | | | | | | | |

    Очень часто маркетолог ищет ответы на вопросы типа: «Увели­чится ли показатель рыночной доли при увеличении числа дилеров?», «Есть ли связь между объемом сбыта и рекламой?» Такие связи не всегда имеют причинно-следственный характер, а могут иметь просто статисти­ческую природу. В поставленных вопросах можно определенно говорить о влиянии одного фактора на другой. Однако степень влияния изучаемых факторов может быть различной; скорее всего, влияние могут оказывать также какие-то другие факторы. Выделяют четыре типа связей между двумя переменными: немонотонная, монотонная, линейная и криволи­нейная.

    Немонотонная связь характеризуется тем, что присутствие (отсут­ствие) одной переменной систематически связано с присутствием (отсут­ствием) другой переменной, но ничего неизвестно о направлении этого взаимодействия (приводит ли, например, увеличение одной переменной к увеличению или уменьшению другой). Например, известно, что посети­тели закусочных в утренние часы предпочитают заказывать кофе, а в се­редине дня - чай.

    Немонотонная связь просто показывает, что утренние посетители предпочитают также заказывать яйца, бутерброды и бисквиты, а в обе­денное время скорее заказывают мясные блюда с гарниром.

    Монотонная связь характеризуется возможностью указать только общее направление связи между двумя переменными без использования каких-либо количественных характеристик. Нельзя сказать, насколько, например, определенное увеличение одной переменной приводит к уве­личению другой переменной. Существуют только два типа таких связей: увеличение и уменьшение. Например, владельцу обувного магазина из­вестно, что более взрослые дети обычно требуют обувь бoльших размеров. Однако невозможно четко установить связь между конкретным возрастом и точным размером обуви.

    Линейная связь характеризует прямолинейную зависимость между двумя переменными. Знание количественной характеристики одной пе­ременной автоматически предопределяет знание величины другой пере­менной:

    у=а+bх, (4.3)

    где у - оцениваемая или прогнозируемая зависимая переменная (ре­зультативный признак);

    а - свободный член уравнения;

    b - коэффициент регрессии, измеряющий среднее отношение от­клонения результативного признака от его средней величины к отклонению факторного признака от его средней величины на одну единицу его измерения - вариация у, приходящаяся на единицу вариации х;

    х - независимая переменная (факторный признак), используемая для определения зависимой переменной.

    Коэффициенты а и b рассчитываются на основе наблюдений вели­чин у и х с помощью метода наименьших квадратов .

    Предположим, что торговый агент продает детские игрушки, по­сещая квартиры случайным образом. Отсутствие посещения какой-то квартиры означает отсутствие продажи, или а = 0. Если в среднем каж­дый десятый визит сопровождается продажей на 62 доллара, то стоимость продажи на один визит составит 6,2 доллара, или b = 6,2.

    у=0 + 6,2х.

    Таким образом, можно ожидать, что при 100 визитах доход соста­вит 620 долларов. Надо помнить, что эта оценка не является обязатель­ной, а носит вероятностный характер.

    Криволинейная связь характеризует связь между переменными, носящую более сложный характер по сравнению с прямой линией. На­пример, связь между переменными может описываться 5-образной кри­вой (см. раздел 7.3).

    В зависимости от своего типа связь может быть охарактеризована путем определения: ее присутствия (отсутствия), направления и силы (тесноты) связи.

    Присутствие характеризует наличие или отсутствие систематиче­ской связи между двумя изучаемыми переменными; оно имеет статисти­ческую природу. Проведя испытание статистической значимости, опреде­ляют, существует ли зависимость между данными. Если результаты ис­следования отвергают нулевую гипотезу, это говорит о том, что зависи­мость между данными существует.

    В случае монотонных линейных связей последние могут быть опи­саны с точки зрения их направления - в сторону увеличения или уменьшения.

    Связь между двумя переменными может быть сильной, умеренной, слабой или отсутствовать. Сильная зависимость характеризуется высокой вероятностью существования связи между двумя переменными, слабая - малой вероятностью.

    Существуют специальные процедуры для определения указанных выше характеристик связей. Первоначально надо решить, какой тип свя­зей может существовать между двумя изучаемыми переменными. Ответ на этот вопрос зависит от выбранной шкалы измерений.

    Шкала низкого уровня (наименований) может отразить только не­точные связи, в то время как шкала отношений, или интервальная, - очень точные связи. Определив тип связи (монотонная, немонотонная), надо установить, существует ли эта связь для генеральной совокупности в целом. Для этого проводятся статистические испытания.

    После того как найдено, что для генеральной совокупности суще­ствует определенный тип связи, устанавливается ее направление. Нако­нец, необходимо установить силу (тесноту) связи.

    Для определения, существует или нет немонотонная зависимость, используется таблица сопряженности двух переменных и критерий хи-квадрат. Как правило, критерий хи-квадрат применяется для анализа таб­лиц сопряженности номинальных признаков, однако он может использо­ваться и при анализе взаимосвязи порядковых, или интервальных, пере­менных. Если, скажем, было выяснено, что две переменные не связаны друг с другом, то их дальнейшим исследованием заниматься не стоит. Некоторые указания на связь скорее были обусловлены ошибкой выбор­ки. Если же тест на хи-квадрат указал на связь, то она существует в ре­альности для генеральной совокупности и ее, возможно, следует изучать. Однако этот анализ не указывает на характер связи.

    Предположим, что изучалась лояльность к определенной марке пи­ва среди служащих и рабочих (двумя переменными, измеренными в шка­ле наименований). Результаты опроса затабулированы в следующем виде (табл. 4.16).

    Таблица 4.16

    Матрицы сопряженности частоты

    Результаты первоначальной табуляции

    Первоначальные процентные данные (деление на 200)

    Проценты по колонкам

    Первая из приведенных матриц содержит наблюдаемые частоты, которые сравниваются с ожидаемыми частотами, определяемыми как теоретические частоты, вытекающие из принимаемой гипотезы об отсут­ствии связи между двумя переменными (выполняется нулевая гипотеза). Величина отличия наблюдаемых частот от ожидаемых выражается с по­мощью величины х-квадрата. Последняя сравнивается с ее табличным значением для выбранного уровня значимости. Когда величина хи-квадрата мала, то нулевая гипотеза принимается, а следовательно, счита­ется, что две переменные являются независимыми и исследователю не стоит тратить время на выяснение связи между ними, поскольку связь является результатом выборочной ошибки.

    Вернемся к нашему примеру и рассчитаем ожидаемые частоты, пользуясь таблицей частот:

    =

    где f ni - наблюдаемая частота в ячейке i;

    f ai - ожидаемая частота в ячейке i;

    n - число ячеек матрицы.

    Из таблицы критических значений х-квадрата вытекает, что для степени свободы, равной в нашем примере 1, и уровня значимости альфа =0,05 критическое значение х-квадрата равно 3,841 . Видно, что рас­четное значение х-квадрата существенно больше его критического значе­ния. Это говорит о существовании статистически значимой связи между родом деятельности и лояльностью к исследованной марке пива, и не только для данной выборки, но и для совокупности в целом. Из таблицы следует, что главная связь заключается в том, что рабочие покупают пиво данной марки реже по сравнению со служащими.

    Теснота связи и ее направление определяются путем расчета коэф­фициента корреляции, который изменяется от -1 до +1. Абсолютная ве­личина коэффициента корреляции характеризует тесноту связи, а знак указывает на ее направление .

    Вначале определяется статистическая значимость коэффициента корреляции. Безотносительно к его абсолютной величине коэффициент корреляции, не обладающий статистической значимостью, бессмыслен. Статистическая значимость проверяется с помощью нулевой гипотезы, которая констатирует, что для совокупности коэффициент корреляции равен нулю. Если нулевая гипотеза отвергается, это означает, что коэф­фициент корреляции для выборки является значимым и его значение для совокупности не будет равно нулю. Существуют таблицы, с помощью которых, для выборки определенного объема, можно определить наи­меньшую величину значимости для коэффициента корреляции.


    Таблица 4.17

    Сила связи в зависимости от величины коэффициента корреляции

    Рассмотрим пример. Исследуется возможная взаимосвязь между суммарными продажами компании на отдельных двадцати территориях и числом сбытовиков, осуществляющих эти продажи. Были рассчитаны средние величины продаж и средние квадратические отклонения. Сред­няя величина продаж составила 200 миллионов долларов, а среднее квадратическое отклонение - 50 миллионов долларов. Среднее число сбыто­виков равнялось 12 при среднем квадратическом отклонении, равном 4. Для стандартизации полученных чисел в целях проведения унифици­рованных сравнений объемы продаж в каждом регионе переводятся в величины средних квадратических отклонений от средней величины для всех регионов (путем вычитания объема продаж для каждого региона из среднего для регионов объема продаж и деления полученных величин на среднее квадратическое отклонение). Такие же расчеты проводятся и для сбытовиков, обслуживающих разные регионы (рис. 4.7). Из рис. 4.7 вид­но, что две линии изменяются подобным образом. Это говорит о поло­жительной, очень тесной связи двух исследуемых переменных.

    Рис. 4.7. Корреляция между числом сбытовиков и объемами продаж

    Исходные данные в рассматриваемом примере также возможно представить по-другому (рис. 4.8). Из рис. 4.8 вытекают относительно слабый разброс точек (если бы все они легли на одну линию, коэффици­ент корреляции был бы равен +1) и достаточно большой угол наклона воображаемой кривой, проведенной через эти точки, что говорит о силь­ном влиянии численности сбытовиков на объем продаж.

    наблюдение

    эксперимент

    Целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдения и не требующее от него вмешательства путём создания специальных условий

    проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

    организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях (вики)

    Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного - независимой переменной.

    описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

    Характерные признаки:

    1. Сохранение естественности психических явлений

    2. Наблюдение всегда должно быть напрпавленным

    3. Фиксация результатов наблюдения

    1. Моделирование явления и условий исследования (экспериментальная ситуация)

    2. Активное воздействие исследователя на явление (варьирование переменных)

    3. Измерение реакции испытуемого под воздействием эксперимента (или после воздействия)

    4. Воспроизводимость результатов (возможность повторить эксперимент по использованным методикам)

    Достоинства:

    1. Богатство собирательных сведений

    2. Сохранение естественности условий деятельности

    3. Необязательное получения согласия испытуемого (но для дальнейшего использования данных например видеозаписи разрешение испытуемого необходимо)

    1. Исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психологических процессов, а создает условия для их появления у испытуемого.

    2. Исследователь может целенаправленно изменить условияили течение психических процессов

    3. Обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента (методика)

    4. Эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

    Недостатки

    1. Субъективность исследователя, проекция собственных личностных качеств на испытуемого

    2. Невозможно вмешиваться в ход событий без искажения, исследователь не может контролировать ситуацию.

    3. Значительные затраты времени

    4. Причинно-следственные связи не отделены от условий.

    1. Некоторая искусственность

    2. Необходимость создания константных условий (воздействияпостоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта дополнительными переменными)

    3. Предполагает согласие испытуемого (не всегда, но часто)

    4. Более трудоёмко или дорого (в зависимости от типа регистрации данных, разработка методики и пр.)

    5. Часто требует мотивации испытуемого

    6. Зависит от психофизического состояния испытуемого (которое не всегда близко к естественному)

    7. Наличие опытных исследователей

    Проблемыобласти исследования

    · Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила

    · Психика обладает свойством спонтанности

    · Психика слишком уникальна

    · Психика - слишком сложный объект исследования

    Сравнение

    Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа, имеет случайное представление

    Вопрос становится гипотезой – предполагает существование какой-либо зависимости между факторами

    В зависимости от контроля ситуации

    Ситуация менее строгая

    Ситуация четко определена, условия заранее запланированы

    В зависимости от строгости регистрации действий испытуемого

    Точная регистрации, приборы, бланки и т.д.

    Свободное описание

    В результате наблюдения исследователь может выдвинуть гипотезу (научное предположение) причинно-следственного характера и затем проверить её с помощью эксперимента.

    Результаты эксперимента могут искажаться в силу ряда факторов - Артефактов исследования, Связанных с ожиданиями экспериментатора или испытуемых. Один из наиболее частых артефактов обусловлен Эффектом Пигмалиона (или эффектом Розенталя), Который выражается в том, что экспериментатор, глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольно транслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения или другого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении. Влияние испытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом Эффекте Хоторна: Зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемый намеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.

    Устранить (или минимизировать) эти артефакты помогает применение Метода слепого, Суть которого в том, что испытуемые удерживаются в неведении относительно целей исследования и принятых гипотез, а разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы производится без ведома экспериментатора.

    Вопрос 11. Переменные психологического эксперимента

    В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная - реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Схематически это можно выразить следующим образом:

    Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:


    Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

    1. Независимая переменная
    2. Зависимая переменная
    3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

    Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

    Переменная (П) – любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.

    Зависимая переменная (ЗП) – «отклик», или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной (НП). В психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. О – от Observation – фиксируемый, т.е. наблюдаемый и измеряемый показатель, выступающий в качестве ЗП. Используется также термин «измеренная переменная»

    Независимая переменная (НП) – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор (Х-воздействие) – управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная, другими словами – функционально контролируемая переменная; представлена на двух или более уровнях. В экспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора.

    Двухфакторные переменные

    P(L 1 ,L 2);P(L 1 ,S 1); P(S 1 ,S 2);

    Обученность зависит от темперамента ( L ) и метода обучения ( S )

    Методы обучения

    холерик

    сангвиник

    флегматик

    меланхолик

    традиционное

    проблемное

    программируемое

    Получаем 12 выборок

    Виды связи между зависимыми и независимыми переменными:

    Закон Вебера-Фехнера

    Г.Т.Фехнер () математически обработал результаты исследований сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S :


    где S 0 - граничное значение интенсивности раздражителя: если S < S 0 , раздражитель совсем не ощущается; p 0 - граничное значение интенсивности ощущения
    Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен. И наоборот, если прирост яркости постоянен, нам будет казаться, что он уменьшается. Например, если добавить одну лампочку к люстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости. В то же время, одна лампочка, добавленная к люстре из двух лампочек, даёт значительный кажущийся прирост яркости.

    1. Монотонно убывающая зависимость

    Закон забывания Эббингауза

    Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 год -образного типа.

    Кривая Гаусса

    Нормальное Распределение (кривая Гаусса)

    Симметричная параболическая кривая, иногда возникающая при изображении серии результатов на частотном графике. Многие переменные образуют нормальное распределение, когда измерения проводятся в целой популяции. Считается, что рост человека и коэффициент умственного развития подчиняются принципу нормального распределения при достаточно большом количестве участников. На кривой Гаусса большинство результатов концентрируется вокруг центра, а наиболее высокие и низкие результаты встречаются гораздо реже. Эти «хвосты» нормального распределения вытягиваются в обоих направлениях вдоль оси абсцисс и теоретически никогда не соприкасаются с нею.

    (Приложение к вопросу 4)

    Типы переменных по Дружинину:

    1. Характеристики знаний

    1)Стимул и материал заданий (устная форма, письменная)

    2)Тип ответа испытуемого (письменно, устно)

    3)Шкала оценивания

    2. Особенности ситуации

    1)Физические параметры (освещенность, температура воздуха)

    2)Социально-психологические (один, с группой, один на один с исследователем)

    3) Особенности общения и взаимовоздействия испытуемого и экспериментатора

    Классификация Кэмбелла:

    1. Управляемые

    2. Потенциально-управляемые (экспериментатор не изменяет условия исходя из каких-либо причин, например этических, хотя мог бы это сделать)

    3.Относительно постоянные аспекты окружения (условия жизни, социальные условия, деревня, город, детсад, детдом)

    4.Органические переменные (пол, возраст, зрение, физическое развитие)

    5.Тестируемые или предварительно измеряемые переменные (то, что можно получить с помощью психотестов и др. методик)

    Формула Курта Левина

    P =f (L ,S )

    Где Р – поведение, F – функция (взаимосвязь),L – внутренних причин, S – внешних причин

    Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных. В психологии практически нет примеров строго линейных связей (положительных или отрицательных). Большинство связей - нелинейные. Классический притер нелинейной зависимости - закон Иеркса-Додсона: возрастание мотивации первоначально повышает эффективность научения, а затем наступает снижение продуктивности (эффект «перемотивации»). Другим примером является связь между уровнем мотивации достижений и выбором задач различной трудности. Лица, мотивированные надеждой на успех, предпочитают задания среднего диапазона трдности - частота выборов на шкале трудности описывается колоколообразно кривой. Математическую теорию линейных корреляций разработал Пирсон. Ее основания и приложения излагаются в соответствующих учебниках и справочниках по математической статистике. Напомним, что коэффициент линейной корреляции Пирсона r варьируется от -1 до +1. Он вычисляется путем нормирования ковариации переменных на произведение их среднеквадратических отклонений. Значимость коэффициента корреляции зависит от принятого уровня значимость, но и от величины выборки. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем ближе связь переменных к линейной функциональной зависимости.


    Рис. 5.17. Примеры распределений испытуемых в пространстве двух признаков а) строгая положительная корреляция, б) сильная положительная корреляция, в) слабая положительная корреляция, г) нулевая корреляция, д) отрицательная корреляция, е) строгая отрицательная корреляция, ж) нелинейная корреляция, з) нелинейная корреляция

    Рис. 3.1. Различные типы связей между эффективностью деятельности и тревогой


    В некоторых случаях в эксперименте можно зафиксировать не только сам факт наличия связи между зависимой и независимой переменными, но и определить их математический тип. Типы математических связей между зависимой и независимой переменными исследователи предлагают описывать с помощью следующих терминов: положительный линейная связь, отрицательный линейная связь, криволинейный связь, отсутствие связи.

    Эти типы связей проиллюстрированы ниже графически на рис. 3.1 (а), (б), (в), (г) на примере изучения влияния тревоги (независимая переменная) на эффективность деятельности (зависимая переменная).

    На рис. 3.2 представлен характер связи между скоростью сенсомоторной реакции и интенсивностью алкогольного опьянения (гипотетический эксперимент).

    Рис. 3.2. Характер связи между скоростью сенсомоторной реакции и алкогольным опьянением. Отрицательный линейная связь

    Побочные переменные

    Результаты изменений, фиксируются исследователем в зависимой переменной, требуют интерпретации, основой которой является взаимосвязь между независимой и зависимой переменными. Идеально, когда варьирование показателей зависимой переменной дают возможность четко и убедительно проследить эффект влияния независимой переменной. Но, к сожалению, существует много случаев, когда установить такую взаимосвязь очень трудно и он не является однозначным. В таком случае можно подозревать, что другие факторы, чем те, которыми пытался манипулировать экспериментатор, повлияли на результат эксперимента.

    Эти факторы также можно квалифицировать как переменные, так как они могут принимать более одной шкальную оценку. их называют побочными (или дополнительными) переменными.

    Мы уже упоминали один источник появления дополнительных переменных, а именно ошибки с выбором испытуемых. Упоминались три типа таких возможных ошибок, вызывающих организменные факторы; отношение исследуемых к экспериментальной инструкции и факторы чисто ситуативные, которые тоже влияют на результаты эксперимента в различных группах.

    Побочные переменные определенным образом конкурируют с независимой переменной. Мы не всегда можем знать, повлияла на результат именно и переменная, которой мы манипулировали, или к этому воздействию добавились другие неожиданные переменные, что и привело к тому эффекту, который мы фиксируем как зависимую переменную.

    Итак, возможные побочные факторы в психологическом исследовании необходимо устранять или сводить к минимуму. Однако чтобы знать, как это делать, необходимо четко осознать, какие из них могут выступать в роли побочных. Например, это может быть фактор времени, когда проводится исследование (утром или вечером). На эффективность деятельности влияют также время года, погодные условия.

    Другим источником побочных переменных может быть фактор задачи, когда различные условия требуют различных экспериментальных задач. Например, проверка гипотезы о влиянии содержания определенной информации на эффективность ее запоминания требует отбора различной информации, поскольку ее можно заучить только один раз.

    Но, важнейшим источником побочных переменных является субъективный фактор, о котором мы уже упоминали. Индивидуальные особенности деятельности изысканий зависят и от пола, и от возраста и состояния здоровья, от культурных особенностей и опыта. В связи с этим известный российский исследователь М. Роговин отмечает, что основной принципиальной сложностью любого психологического эксперимента является обеспечение возможности выделить, проследить и установить закономерности в динамике именно той переменной, которую надо изучить. Иначе будут наблюдаться артефакты (нежелательные эффекты), вызванные смешением независимых и побочных переменных, когда, по Кепмбеллом , "фон влияет больше, чем стимул". Поэтому и существует необходимость изоляции независимой переменной и специфические методы предотвращения (или уменьшения) влияния дополнительных переменных, которые мы рассмотрим ниже более подробно.