Садом и гамора нахождение городов. Запретная археология содом и гоморра. «Содом и Гоморра»: значение фразеологизма

До сих пор ученые пытаются доказать или опровергнуть легенду о Содоме и Гоморре. При этом на сегодняшний день удалось найти немного доказательств, указывающих лишь на существования этих городов. Что на самом деле произошло, а также установить точное местоположение пока никому не удалось.

Что это означает «Содом и Гоморра» многим известно из Библии. Однако это не единственный источник упоминания городов. Библия красочно расписывает историю, излагает причины произошедшего, но эта версия не имеет научного подтверждения. Другие упоминания о Содоме и Гоморре, принадлежат древнегреческому историку Страбону. Еще о некогда существовавших городах написано в трудах Тацита, Флавия, Саньхунатона и др.

Миф или реальность

Древние историки и географы довольно «скупо» упоминают о селениях. Единственное, что сходится в их трудах – города находились в долине Сиддим, а люди в них жили в достатке, так как земли были плодородны, климат благоприятствовал земледелию и животноводству. О таинственной гибели городов информация несколько разнится. Например, Тацит в 1-2 веке до н. э. писал, что остатки выжженных городов видно и поныне. В то же время финикийский историк Саньхунатон упоминал, что селения провалились под землю, став озером.

Первые доказательства

Впервые реальные факты доказывающие, что города существовали в действительности, обнаружили на раскопках в Сирии, когда в 1982 году был найден архив древнего города Эбла. Среди более 1000 клинописных табличек оказались записи о Содоме, Гоморре и Сигоре как о торговых партнерах. Факты оказались неопровержимыми, но лишь о том, что Содом и Гоморра существовали. Что там происходило и как погибли города для науки остается загадкой.

Библейская версия

После Ноя на земле жил праведник – Авраам. Это был достаточно богатый человек, обладающий большими стадами овец, золотом и серебром. Его успешность была не только в богатствах и объяснялась послушанием Всевышнему. У Авраама был родной племянник – Лот, вместе с которым они переселились в Ханаанскую землю. Обосновавшись вдвоём на новом месте, земель оказалось недостаточно для выпаса овец и между пастухами стали происходить споры. В результате они приняли решение разделиться. Лот с родными ушел на восток в долину Сиддим.

Содом, Гоморра и близлежащие селения – Сигор, Севоим, Адма отличались безнравственностью и развратностью. Жители были негостеприимны, а с чужаками, ступившими на их землю, всегда расправлялись с особой жестокостью. Лот же с семьей хранили верность Богу, не погрузившись в грех и порочность.

Господь, узрев происходящее, решил наказать грешников, но сначала, явившись к Аврааму, он рассказал ему о своих планах. Авраам выступил в защиту людей, поэтому Бог дал городам еще один шанс. Аврааму нужно было найти 10 праведников и тогда наказание отменится.

В один вечер в дверь Лота постучались ангелы в человеческом облике, присланные увидеть, что происходит в городе. Лот пригласил их в дом, ведь снаружи было небезопасно. Хозяин как истинный праведник проявил все свое гостеприимство, накормив и напоив гостей. Жители узнали о чужеземцах и, придя к Лоту, стали требовать их отдать. Лот призывал разъяренную толпу к разуму. Даже предлагал им взамен двух своих дочерей. Пришедшие не согласились и стали угрожать сломать дверь. Тогда ангелы ослепили беснующихся и было принято решение всех уничтожить.

Лоту велели уйти из города. Главным условием было не оборачиваться. Лот послушался, но его зятья не поверили в серьезность происходящего, решив остаться. Всевышний обрушил на селения с небес огненную серу, которая выжгла города вместе со всеми жителями. Во время этого Лот с семьей уходили, но его жена нарушила главное условие и обернулась. В туже секунду она превратилась в соляной столб. Оригинал можно прочитать в Библии Бытие гл. 18-19, а увидеть наглядно падение Содома и Гоморры на картине 1852 г. художника Джона Мартина.

Научные версии

Среди логических объяснений гибели городов выдвигались множество версий, хотя ни одна из них не была подтверждена. Наиболее вероятной считается извержение вулкана. Возможно, местность была богатая на залежи серы, которая горит с температурой около 4000°C. Проливаясь на землю горящим дождем, сгорело бы даже то, что не горит.

К тому же версия с вулканом объясняет превращение жены Лота в соляной столб. Подобные случаи в результате исследований были обнаружены в месте извержения Везувия, когда тела погибших покрывались пеплом, содержащим соль. На протяжении тысячелетий плоть истлевала, оставляя лишь соляной столб.

Второй версией стало предположение о сдвиге тектонических плит. Такое объяснение совпадает с предполагаемым местом нахождения Содома и Гоморра, что значит стоящие на этом месте селения ушли под землю, а впоследствии образовалось море. Именно поэтому многие исследователи придерживаются этого варианта и ищут погибшие города на дне Мёртвого моря.

Более поздняя версия появилась в 2008 г. Ее выдвинули А. Бонд и М. Хемпселл. Они предположили падение на землю астероида, что тоже привело бы к гибели всего живого и образованию моря.


I. БИБЛИЯ О СОДОМЕ И ГОМОРРЕ

1. Историко-географические данные
Содом . Название города переводится как «горящий». Гоморра . Название города переводится как «переполненный водой» или «погружённый».
Содом и Гоморра - два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Пять городов окрестности Иорданской - Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим (Цевоим). Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому , Гоморре , Адме и Цевоиму до Лаши ».
Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится Мёртвое море: Бытие 14:1-3 «И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского , против Бирши, царя Гоморрского , Шинава, царя Адмы , Шемевера, царя Севоимского , и против царя Белы, которая есть Сигор . Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое ».

Что собой представляла эта местность?
Бытие 13:10 «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень , как земля Египетская ».
Бытие 14:10 «В долине же Сиддим было много смоляных ям ».

2. Библия о жителях Содомы и Гоморры :

  • Злы и весьма грешны: Бытие 13:13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом ». Бытие 18:20-21 «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю ».
  • В городах этих не нашлось десяти праведников , ради которых Бог не истребил бы эти города: Бытие 18:23-32 .
  • Горды, пресыщены, праздны, немилосердны и совершающие мерзости: Иезекииль 16:48-50 «Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости , пресыщении и праздности , и она руки бедного и нищего не поддерживал а. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим , и, увидев это, Я отверг их ».
  • Гордятся своим грехом: Исаия 3:9 «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто , как Содомляне, не скрывают : горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло ».
  • Сексуальный разврат достиг апогея в Содоме и Гоморре: Бытие 19:4-9 .


3. Уничтожение Содома и Гоморры .
Нечестие и беззаконие жителей Содома и Гоморры привело к испепелению этих городов. Картина уничтожения Содома и Гоморры описана в Бытии 19:15-26 .
Особо нужно обратить внимание на картину уничтожения городов: Бытие 19:24-25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли ». Также Бытие 19:27-29 «И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот ».
Отношение Лота к случившемуся описано в Бытии 19:30 «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре . И жил в пещере , и с ним две дочери его ».

Известно, что в долине Сиддим находилось пять городов: Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим. Сколько же городов было уничтожено в тот день: два, три, четрыре или все пять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочесть историю выведения семьи Лота из Содома: Бытие 19:15-26 .
Во-первых , особое внимание нужно обратить на разговор Лота и ангелов Бытие 19:15-22 «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор ».
По замыслу Бога все пять городов долины Сиддим должны были быть уничтожены огнём и серой. По этой причине ангелы предупредили Лота, чтобы он не останавливался ни в одном городе окресности Иорданской, а бежал в горы: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть » (стих 17 ).
Лот опасался не успеть убежать в горы и просил ангелов разрешить ему укрыться в Сигоре - одном из пяти городов долины Сиддим. Ангелы пообещали Лоту, что Сигор не будет уничтожен ради него: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь » (с. 21 ).
Во-вторых , следует обратить внимание на стихи 23-25 : «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию , и всех жителей городов сих, и произрастания земли ». Здесь описывается уничтожение Содома, Гоморры, а также всей окрестности Иорданской, за исключением Сигора. Таким образом мы видим, что кроме Содома и Гоморры в тот день было уничтожено ещё два города.
Об этом же повествует отрывок из книги Второзаконие 29:23 «...сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима , которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей ».


4. Символизм Содома и Гоморры
А. Эти два города являются символами разврата и беззакония:
Бытие 18:20-21 «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма ». Римлянам 9:29 «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре ».
Не смотря на то, что отрывок из книги Иезекииля 16:49 обвиняет Содом в гордости, эгоизме и праздности, главным грехом жителей Содома и Гоморры является гомосексуализм, который в Библии называется «мерзостью перед Господом» (Иезекииль 16:50). Точно таким же словом («мерзость») назван грех гомосексуализма в Левите 18:22 «».
Гомосексуальные связи были общепринятыми взаимоотношениями у Хананеев - языческих племён и народов, населявших Ханаан. Опасаясь, что их греховный стиль жизни может быть заимствован евреями, Господь Бог, вводя Израильский народ в землю обетованную, заповедал ему уничтожить все эти народы, что они, кстати, не сделали. Но это будет намного позже описываемых событий. В Бытии 15:16 , «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась », но разврат двух городов в долине Сиддим - Содома и Гоморры - ужё перешёл все границы.

Б. Разрушение Содома и Гоморры является примером того, что ожидает безбожников: 2 Петра 2:6 «…и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам ». Иуда 1:7 «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример ».
Разрушение Содома и Гоморры является примером и доказательством того, как Господь Бог судит и наказывает грех.

В. Разрушение Содома и Гоморры является символом конца света.
Лука 17:28-30 «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится ».

Г. Развращение Содома и Гоморры стало притчей во языцех:
Иными словами, названия Содома и Гоморры стали нарицательными для всякого рода беззакония и мерзости перед Богом.
Исаия 1:9-10 «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!»
Иеремия 23:13-14 «И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи , поддерживают руки злодеев , чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра ».

Д. Беззаконие Содома и Гоморры может быть превзойдено:
Матфея 10:14-15 «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому ».
Марка 6:11 «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу ».
Иными словами, наказание за отказ принять Благую Весть о спасении через жертву Иисуса Христа, будет намного страшнее, чем разрушение Содома и Гоморры.

II. БИБЛИЯ О ГРЕХЕ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА

1. Терминология
Гомосексуальность понимается как влечение, направленное на лиц своего пола. У женщин такое явление называется лесбианством. О тех людях, которые следуют гомосексуальному образу жизни, говорят, что они - геи (gay - это акроним, который по-английски расшифровывается как «good as you » - то есть «ничем не хуже, чем ты». Это не просто аббревиатура, а идеологический лозунг движения гомосексуалистов); в клинической практике их называют «эгосинтоническими** гомосексуалами».
Так называемые секс меньшинства сравнивают борьбу за свои права с борьбой за эмансипацию женщин или против расовой дискриминации. Но дело в том, что женщины или, скажем, чернокожие действительно такими родились и измениться не могут. С гомосексуалистами же с научной точки зрения дело обстоит несколько иначе.

2. Чем вызван гомосексуализм, каковы его причины?
Неграмотные люди считают, что люди просто "с жиру бесятся". Популярная гей-пропаганда, напротив, утверждает, что гомосексуалистами рождаются. И то, и другое неверно. Развитие гомосексуализма - это процесс, а не мгновенное событие.
Гипотеза о существовании специального «гена гомосексуальности», передающегося с материнской «Х»-хромосомой, не подтвердилась. Что не удивительно: ведь биологи установили, что не только у человека - даже у высших млекопитающих половое поведение не кодируется генетически, а является результатом обучения. Может наследоваться только определенный склад характера, который при некоторых условиях может привести к гомосексуализму.

Многие гомосексуалисты говорят: «Сколько себя помню, я всегда был таким». Но опытный специалист, беседуя с ними, всегда может выявить момент, с которого начались отклонения, и что этому способствовало.

Что же влияет на формирование гомосексуального мировоззрения человека?

  • Большую роль играют внутрисемейные отношения, например, когда отец мальчика не является для него примером, а мать чрезмерно опекает. Такой ребёнок может так и не понять, что значит быть мужчиной. Но при этом его восхищают и притягивают те, в ком есть эта так недостающая ему мужественность - другие мальчики или мужчины. Рано или поздно это восхищение приобретает эротический характер…
  • Также влияет на развитие гомосексуальной ориентации негативный опыт общения со сверстниками (отсутствие друзей и неудачи в отношениях с противоположным полом).
  • У женщин все может происходить примерно так же, но есть и еще один решающий фактор: большинство лесбиянок пережили насилие или тяжелое оскорбление, нанесенное мужчиной, и с тех пор просто их боятся. Для них особенно привлекательны женская забота и нежность.
  • Особое влияние на будущую сексуальную ориентацию оказывает первый сексуальный опыт. Я уж не говорю о том, что гомосексуализм может быть и результатом сознательного выбора. Этим зарабатывают деньги. Этим бросают вызов обществу. Это пробуют из любопытства, ради острых ощущений.

Иными словами, гомосексуалистами не рождаются.


3. Что плохого в гомосексуализме: в чём его вред?
А. Негативное влияние на физическое здоровье.
Разумеется, прежде всего в голову приходит СПИД и его многочисленные знаменитые и безвестные жертвы. Но дело не только в этом. В США на основе анализа некрологов обнаружили, что даже при отсутствии СПИДа и при наличии постоянных партнеров геи живут в среднем на 25-30 лет меньше, чем гетеросексуальные мужчины. Поскольку, кроме СПИДа, им угрожает еще несколько десятков специфических заболеваний. Ну, а если добавляется СПИД, то, сами понимаете…

Б. Негативное влияние на моральное здоровье.
Среди гомосексуалистов выше частота самоубийств. Говорят о том, что они, бедняги, постоянно подвергаются давлению общества, но на Западе общество уже давно никого не давит. Просто в целом среди них больше несчастных людей. Снова-таки в США, где после сексуальной революции уже накопилась некоторая статистика, подсчитано, что только 2% геев имели менее 10 партнеров в течение всей жизни, 43% - более 500, а 28% - более 1000. Естественно, гомосексуалистам труднее найти себе «пару». Все это еще не так страшно, пока молод, но что ожидает их в старости, когда нет ни былой привлекательности, ни детей, ни внуков?

В. Негативное влияние на общество
А как повсеместное распространение «радужной» любви влияет на общество? Прежде всего, размывается само понятие нормы. И, пожалуйста: садизм, мазохизм и прочие «странности» тоже никого больше не удивляют - мало ли как люди развлекаются. А на Западе уже начинают бороться за свои права педофилы - мол, чем мы хуже… Нормальные же люди, наоборот, оказываются в странном положении: например, дружба между мужчинами уже кажется заведомо подозрительной - геи убедили всех, что просто дружить мужчины не могут. А любой учитель должен трижды подумать, прежде чем спросить подростка, есть ли у него подружка - у мальчика же может оказаться, наоборот, друг! И такой бестактный вопрос травмирует юную психику.
Но это так, «цветочки» по сравнению с тем положением, в котором оказалась довольно большая группа людей - а именно, гомосексуалисты, желающие перейти к нормальному образу жизни. Очень мало мест, где им могут квалифицированно помочь; обычно они слышат: «Зачем? Это же твоя природа! Принимай себя таким как есть и радуйся этому!» А им, беднягам, нормальной семьи и детей хочется.


4. Библейский взгляд на гомосексуализм
А. Ветхозаветное учение о браке и взаимоотношениях полов:
В книге Бытия изложены основы учения о браке и семье: Бытие 2:18-24 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему . Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей ; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть ».

Господь определил семью как союз мужчины и женщины. Ниже приводятся несколько причин, почему Он предопределил это именно таким образом:

  • Во-первых, наши тела устроены таким образом, что анатомия женского тела дополняет анатомию мужского, и наоборот.
  • Во-вторых, производная союза мужчины и женщины - потомство. Гомосексуальный союз не способен исполнить заповедь Господа Бога: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28 ).
  • В-третьих, Бог определил мужчине и женщине свои (отличные друг от друга) роли в семье, исполнение которых способствует укреплению семейного союза. Как известно из Бытия 2:18 , жена была создана совершенным помощником мужу.
  • Кроме того, необходимо помнить, что Господь сотворил Адама и Еву, а не Адама и Севу. Если бы Богу было всё равно, кто с кем вступает в интимные связи, то не было бы повеления о том, что «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24 ). Муж и жена становятся одной плотью, ибо Ева была взята от плоти Адама (Бытие 2:23-24 «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть »). Именно поэтому гомосексуальные связи называются в Библии «хождением за иною плотью » (Иуда 1:7 ).

Господь Бог в Своём Слове ясно запретил гомосексуальные связи:
Левите 18:22 «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость ».
Левит 20:13 «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них ».

Б. Учение Нового Завета о браке и взаимоотношениях полов:
Иисус Христос : Говоря о браке, Иисус ссылался на учение Ветхого Завета, в частности, Бытия.

Матфея 19:4-6 «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ». Марк 10:6 «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть ».

Послания Апостолов
1 Коринфянам 6:9-10 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии*, ни мужеложники , ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют ».
1 Тимофею 1:9-10 «…зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников , человекохищников, клеветников, скотоложников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению… »

Гомосексуальные взаимоотношения полов - это грех, который Господь Бог будет судить. Однако не нужно забывать о том, что повинные в этом грехе, пожинают плоды своего беззакония ещё при жизни, получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение: Римлянам 1:26-27 «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение ».
Кроме того, данный отрывок свидетельствует о том, что гомосексуализм, во-первых, является «неестественным» явлением, то есть аномалией. Во-вторых, гомосексуализм является не генетическим расстройством, а «заблуждением», то есть самообманом.
Причина гомосексуального разврата - безбожие: Римлянам 1:28 «И как они не заботились иметь Бога в разуме , то предал их Бог превратному уму - делать непотребства ».

В Библии гомосексуализм и другой сексуальный разврат сравнивается и приравнивается к бессовестному поведению собак. В Ветхозаветные времена сексуальные развратники назывались «псами»: Второзаконие 23:17-18 «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим ».
Откровение 22:14-15 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду »


5. Как относиться к «геям»?
Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Он не стал ни оправдывать её, ни обвинять. Иисус сказал ей: «Иди, и впредь не греши ». Впоследствии она стала Его преданной ученицей.
Гомосексуализм, как и прелюбодеяние, является разновидностью греха любодеяния. Мы, христиане, должны ненавидеть грех, но проявлять Божью любовь к грешникам. Это не значит, что мы должны поощрять грешный образ жизни и потакать грешникам в их грехе. Необходимо помнить, что Господь Бог в состоянии исцелить и освободить кающегося грешника от греха гомосексуализма.
Обратите внимание на слова апостола Павла в 1-м Послании Коринфянам 6:9-11 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас ; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ». Как вы видите, освобождение от гомосексуализма - это реальность, которая по силам нашему великому Творцу и Спасителю Иисусу Христу.

Для Бога каждый человек, независимо от его ориентации, бесконечно дорог. Христос умер, чтобы даровать нам всем свободу от греха и мир Божий, чтобы души, измученные отчаянием, нашли себе покой и радость. Господь готов принять любого кающегося грешника, поэтому мы - христиане - должны свидетельствовать грешникам об искупительной жертве Иисуса Христа. Возможно, чье-то сердце откликнется, и будет еще одно прощение, и будет еще одна новая жизнь.





** Термин «эгосинтонический» относится к побуждениям, желаниям, мыслям и т.д., созвучным и совместимым с «Я». Эгосинтонический тип проявления характеризуется восприятием своих сексуальных влечений и предпочтений как естественных и согласующихся с представлениями о собственной личности субъекта.

Согласно Ветхому завету, города Содома и Гоморры были в союзе с городами Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). Эти пять городов, также известные как «города на равнине», были расположены на Иорданской равнине в южном регионе земли Ханаанской. Некоторые исследователи полагают, что это место находилось к северу от современного Мертвого моря, другие считают, что к югу.

Божественным судом были уничтожены Содом и Гоморра, равно как и соседние Адма и Шевоим. Сигор (Бела) был единственным городом, избежавшим гнева Божьего, так как в нем спрятался Лот. В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи.

Этимология названий Содом и Гоморра – неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr , что означает «глубоко».

Библейская история о Содоме и Гоморре

Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах . Господь и два ангела пришли поговорить с . Господь сообщил Аврааму, что

…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.

Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, и его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.

Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

В чем был грех Содома и Гоморры?

Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.

Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…

Мужчины Содома и Гоморры хотели совершить гомосексуальное насилие над двумя ангелами (которые были переодеты мужчинами). В то же время, в Библии прямо не указано, что Бог уничтожил Содом и Гоморру именно за грех гомосексуализма.

В находим:

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность .

Содом и Гоморра – научное прочтение.

Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами - вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.


Образование Великого рифта - вероятная причина гибели Содома и Гоморры

Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.

Где находились Содом и Гоморра?

Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:

пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)

Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.

Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.

Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.

СОДОМ И ГОМОРРА, два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как «города равнины», которые Бог уничтожил «огнем и серой». Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра – едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали.

Точное местонахождение и обстоятельства уничтожения Содома и Гоморры остаются тайной. По свидетельству Библии, они располагались в южной оконечности окруженной горами впадины (Иорданская долина и Мертвое море), лежащей приблизительно на 400 м ниже у.м. Лот, избравший местом жительства плодородную долину Иордана, раскинул свои шатры близ самого Содома. В Библии рассказывается о битве четырех царей против пяти царей (Быт 14) в «долине Сиддим», где было множество асфальтовых озер (в старых переводах – «смоляных ям»). И древние авторы, и современные исследователи указывают на присутствие асфальта (или битума) в окрестностях Мертвого моря, особенно на юге.

У юго-западной оконечности Мертвого моря возвышается скала, состоящая в основном из кристаллической соли; арабы называют ее Джебель-Усдум, т.е. «гора Содома». Эта соляная глыба (высотой ок. 30 м) в результате эрозии и выветривания превратилась в скалу, напоминающую человеческую фигуру. Библейская и мусульманская традиции, а также путешественники древности и наших дней отождествляют ее с Лотовой женой.

Археологические находки также подтверждают локализацию Содома и других «городов равнины» в этом регионе. Баб-Эд-Дра, место паломничества, было обнаружено археологами в горах к востоку от южного побережья Мертвого моря; судя по найденной там керамике, оно особенно часто посещалось между 2300 и 1900 до н.э. Никаких поселений, где могли размещаться участники религиозных празднеств, проводившихся в Баб-Эд-Дра, ученые не нашли, хотя таковые должны были располагаться где-то поблизости. Остается только одно место, где могли располагаться злосчастные «города равнины», – под водой теперешнего южного залива Мертвого моря. Там, к югу от полуострова Эль-Лисан («Язык»), максимальная глубина воды не превышает 6 м, между тем как к северу от полуострова эхолоты зафиксировали глубину более 400 м. Эта область некогда была плодородной равниной, называвшейся долиной Сиддим. С тех пор уровень воды в Мертвом море поднимался (сейчас он повышается на 6–9 см в год).

Разрушение Содома и Гоморры Господом произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Согласно Книге Бытия (19:24-28), Господь пролил дождем «серу и огонь» на «города равнины». Современные исследования показали присутствие нефти и месторождения асфальта. Неприятный запах и испарения, которые, согласно древним авторам, поднимались от Мертвого моря и заставляли тускнеть металлы, можно объяснить действием какого-то природного газа, происхождение которого древним было, естественно, неизвестно. Тогда катастрофа разразилась оттого, что нефть и сопутствующие газы воспламенились либо от удара молнии, либо вследствие землетрясения (они не редкость в этом регионе), которое могло разрушить домашние очаги и вызвать большой пожар. Примечательно, что Авраам, находившийся близ Хеврона, мог оттуда наблюдать дым, поднимающийся над долиной, как «дым из печи», что вполне соответствует картине горящих месторождений нефти и газа. Поэтому прекращение паломничеств в Баб-Эд-Дра ок. 1900 до н.э. может свидетельствовать о времени гибели Содома и Гоморры в конце 20 в. до н.э.

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Н.Непомнящий