Свято-Тихоновский университет проводит ХI Общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры. Общероссийская олимпиада по опк Основы православной культуры олимпиада задания

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, IV классы, 2015 2016 учебный год

Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.

Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.

Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.

Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».

Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.

Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.

Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.

В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).

Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.

В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.

По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info

Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________

Задание 1. Напишите определение.

1.1. - название первого монастыря в Киевской Руси.

1.2. - настоятель монастыря.

1.3. - монах, ведущий уединенный образ жизни.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси

2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря?

3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке

4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу?

5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики?

6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне?

Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)

1. Великая Лавра

2. Афонская часовня на Никольской улице

Б. Абхазия

3. Ватопедский монастырь

В. прп. Афанасий

4. Ново-Афонский монастырь

Г. Москва

5. «Устав о жительстве скитском»

Д. прп. Максим Грек

6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне

Е. прп. Нил Сорский


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

Стартовал школьный тур ХI Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры».

Олимпиада «Основы православной культуры» ежегодно входит в список предметных олимпиад школьников РСОШ по предметам «История» и «Теология». По результатам экспертизы материалов первой олимпиады, которая проводилась общероссийским Советом олимпиад, православной олимпиаде присвоен второй уровень. Это единственная конфессиональная олимпиада среди предметных олимпиад.

Олимпиаду «Основы православной культуры: "Русь святая, храни веру Православную!"» с 2008 года проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Мероприятие проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российского союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Фонда президентских грантов.

В олимпиаде на добровольной основе могут принять участие учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за ее пределами.

Олимпиада проводится по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Ежегодно в ней принимают в ней участие более 350 тысяч участников из 10 тысяч школ (каждой пятой школы) России, представляющих 80 регионов.

Школьный тур проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель регистрируется на сайте http://opk.pravolimp.ru , подает заявку, скачивает задания в личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2018-2019 учебном году задания олимпиады школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся:

1) для учащихся 4-5 классов, 2) для учащихся 6-7 классов, 3) для учащихся 8-9 классов, 4) для учащихся 10-11 классов.

Учащиеся 4-х классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с Графиком проведения олимпиады.

Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2018 г. по январь 2019 г. и муниципальный (весенний) тур - в марте 2019 г.

Школьный тур олимпиад носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого ими в рамках ОРКСЭ, будет полезно выполнить данную работу.

Темы олимпиады 2018-2019 учебного года:

  • «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси

Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.

  • «Славянский мир в эпоху святых Кирилла и Мефодия»

Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах — прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства, увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

  • «Молодежь: свобода и ответственность».

Желаем всем творческих успехов!!!

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)

Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.

2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)

2017/2018 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

2019/2020 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.

II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

2020/2021 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Школьный тур, IV класс, 2016 – 2017 учебный год

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально 10 баллов .

1. В 2017 году отмечается 170-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, помогавшей путешествовать русским паломникам. Она была основана в …

В. 1847 г.

2. Город, связанный с земным служением Христа:

Б. Иерусалим

3. На том месте, где сейчас располагается палестинский город Хеврон, ветхозаветному патриарху Аврааму было явление Бога в виде трех Ангелов. В 1868 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел для Миссии участок в Хевроне с главной святыней этого места – …

Б. Мамврийским дубом

4. Святых, пострадавших в ХХ веке за веру Христову, принято называть…

А. новомучениками

5. Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов начал свою работу в Москве 28 августа по н.ст., когда отмечался двунадесятый Богородичный праздник…

Г. Успения Пресвятой Богородицы

6. Московская обитель милосердия, основанная преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в начале XX века:

Б. Марфо-Мариинская обитель

7. Город, в котором в 2000–2003 гг. был построен храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, на месте убиения Царской Семьи:

А. Екатеринбург

8. Икона Божией Матери, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г.

Б. Державная

9. В 19 веке в России каждый год проводился Вербный сбор, во время которого собирались средства на нужды Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и русских паломников. Название Вербного сбора связано с двунадесятым праздником, к которому сбор был приурочен:

Б. Вход Господень в Иерусалим

10. Богослужебное название дня, в который каждый год в Храме Гроба Господня в Иерусалиме накануне православной Пасхи происходит чудо схождения Благодатного огня.

Б. Великая Суббота

ЗАДАНИЕ 2. Максимально в задании 2 балла .

2.1. (1 балл) Сколько всего священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 год? 73884

2.2. (1 балл) В течение скольких лет продолжалась эпоха гонений на веру в нашей стране? 73

ЗАДАНИЕ 3. Максимально в задании 8 баллов .

3.1. (4 балла) Люди молились дома, ходили в храм, носили крестики, красили яйца на Пасху.

За каждое перечисленное действие - по 1 баллу, но не более 4-х баллов за задание 3.1.

3.2 . (2 балла) За каждый верный ответ - по 1 баллу.

№ 2 (Батюшка дает девочке красное яйцо) - этот праздник называется Пасха, или Воскресение Христово

№ 4 (девочка с мамой в храме, в руках у них вербные веточки) - этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресение

3.3. (1 балл) Когда в нашей стране начались преследования за веру? После 1917 года

3.4. (1 балл) Как называлась наша страна до революции 1917 года? Российская империя

ЗАДАНИЕ 4. Максимально в задании 10 баллов .

За каждое правильно выделенное слово в филворде - по 1 баллу. Итого 5 баллов

За правильные соответствия названий святых мест и их описаний - по 1 баллу. Итого 5 баллов

К К