Значение слова сословие. Сословия Что такое сословие кратко

В феодальных обществах, которые существовали в Европе с TV по XIV в., люди разделялись на сословия – форму стратификации, предшествующую классам.

Сословие – это социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Ранее, в X–XIII вв., главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Такая трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус (рис. 4.5).

Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков,

Рис. 4.5.

хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. Титулованное дворянство включало дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В России до XVIII в. существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I были введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.

Титулованная аристократия сохранилась в современной Англии. Ее общая численность – около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это были 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств. Тем не менее британская аристократия считается относительно молодой: только 2% аристократов восходят своими корнями к 1485, 6% – к 1689, более половины – к 1906 г.

Сословия могут быть открыты для кандидатов из низших страт, а могут практиковать эндогамию и исключительность, принимая определенные черты кастовой системы.

Для тех одиночек, кто смог пробраться из низов общества до его вершин, обязательным вступительным взносом служит принятие на себя сословного стиля жизни – "дворянского" во Франции и "джентльменского" в Англии. Должно пройти немало времени, в течение которого индивид обязан соблюдать все правила этикета и быть принятым в число "своих", прежде чем ему позволят некоторые вольности в поведении.

В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление па дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Сословное положение каждого российского подданного определялось его происхождением (по рождению), а также его служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением). Иными словами, оно могло изменяться в зависимости от продвижения на государственной (военной или гражданской) службе, получения ордена за служебные и внеслужебные заслуги, окончания высшего учебного заведения, диплом которого давал права на переход в высшее сословие, и успешной торгово-промышленной деятельности. Для женщин повышение сословного статуса было возможно также путем брака с представителем более высокого сословия.

Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым – духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Дворянство делилось на две группы: потомственное и личное. Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Чиновники, государственный аппарат, основу которого составляло служилое дворянство, регулировали отношения между сословиями. Как социально-правовые группы сословия различались объемом прав и обязанностей по отношению к государству. Права гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повинности в пользу государства (выращивали хлеб, занимались промыслами, служили, платили налоги).

Богатого дворянства в России было немного, основная его масса принадлежала скорее к среднему классу. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Потомки феодальной землевладельческой знати (Голицыны, Барятинские, Долгоруковы, Гагарины), царские приближенные и известные государственные деятели (Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др.) составляли аристократию и принадлежали к верхнему слою высшего класса.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (прирожденный) статусы. Наличие родословной указывало на предписанный, а ее отсутствие – на достигнутый статус. Во втором поколении достигнутый (пожалованный) статус превращался в предписанный (наследованный).

Сословная система просуществовала более 5 тыс. лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII в. не было другой системы, способной бросить ей вызов. По мере того как новая, капиталистическая система набирала силу, старая, сословная система быстро сходила на нет. За короткий срок – всего за 150 лет – она исчезла почти везде.

Любое общество представляет собой классовую или сословную структуру. Это две идеальные модели, которые в настоящем времени очень сложно переплетены. При этом принято считать, что на Западе более преобладает классовая структура, а в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ - сословная. Так или иначе, элементы сословного деления общества есть везде, и оно представляет собой пирамиду, в нижнем пласте которой находятся социальные низы, а верхушку венчают привилегированные высшие слои. Вероятней всего, причина этой действительности кроется в истории формирования общества и стремлении людей определенного статуса поддерживать отношения только с себе подобными. Итак, что такое сословие, и какими социальными группами оно было представлено в России?

Определение сословия

Некоторые исследователи небезосновательно считают, что на Руси до правления Петра I сословие носило понятие «собрание, сборище» и слово не использовалось, чтобы описать какую-либо группу в социальной иерархии. Но к концу XVIII века термин «сословие» приобретает новое,и его начинают отождествлять с социальными общностями, которые имели определенные права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне.

Для сословного общества любой эпохи всегда характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий: господствующая категория людей, полупривилегированные и податные. Другими словами, каждый индивидуум находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности. Именно она определяла кодекс поведения, окружение человека, его род занятий, а порой прическу и одежду, которую допускалось носить. Зачастую представленные нормы, правила и требования были такими, что сословие представлялось беспросветной тюрьмой, откуда вырваться практически было невозможно.

Сословия древних цивилизаций

Значимую часть своей истории человечество прожило в сословной системе, которая была типична и для всех стран древности. Например, общество Древнего Китая выделялось достаточно сложной структурой. В него входили следующие сословия: представители императорской семьи и аристократии, многочисленное чиновничество (это было открытое сословие и в него могли попасть и горожане, и крестьяне), ученые, земледельцы. Что интересно, в отличие от других государств, рабство в Древнем Китае не получило развития.

В одной из самых древних цивилизаций - Египте, история также определяет несколько сословий. Самые важные по значимости были вельможи (приближенные к фараону), затем жрецы, царские люди, земледельцы и ремесленники, рабы. Была еще одна особая группа людей - писцы, они говорили от имени фараона.

У жителей Древнего Рима, величайшего государства античности, общество представлялось такими сословиями, как: нобилитет, патриции (привилегированная знать), всадники, плебеи (свободное население), крестьяне и ремесленники, бесправные рабы. Часто встречалось, что права и обязанности некоторых сословий были неотделимы. Например, для гражданина Афин или Рима прохождение службы в войске являлось одновременно и правом и обязанностью.

Сословная структура средневекового общества

Современное общество многолико, и четких разграничений по сословиям не имеет, но так было не всегда. В средневековом западном обществе сословная структура смогла приобрести четкие контуры только к XI веку. В результате выделились три основных сословия: духовенство, рыцарство и горожане. С крестьянством положение определялось не так однозначно. Свободных крестьян относили к третьему сословию, а зависимые оставались вне сословий и без всяких прав.

Первоначально сословия были открытыми, например, в духовенство могли пойти младшие сыновья рыцарских семей или сословие рыцарства пополнялось свободными крестьянами. Но к XV веку сословия становятся все более замкнутыми и приобретают сложное иерархическое устройство. Так например, в городах было три уровня гражданства и всю полноту прав и привилегий имели только горожане первого уровня, они же и занимали высокие посты.

Сословия в России

Процесс становления социальных групп в Российском государстве шел постепенно и утвердился только к 1649 году в Соборном уложении. Надо заметить, что общество России отличалось своей изменчивостью и подвижностью, оно несколько раз делилось и переиначивалось. Таким образом, иерархия основных сословий в 17 веке была следующей: феодалы (бояре и дворяне), духовенство, посадское и городское население (купцы, ремесленники), крестьяне.

Гражданская война на рубеже XVI и XVII веков дала начало эпохе сильных социальных потрясений. Это были последствия возросших сословных неравенств, когда произошло окончательное закрепощение крестьян. Возникшая разница между процветающей верхушкой и бедственным положением низов вылилась в череду народных восстаний.

Принадлежность по праву рождения

Положение определенных гражданских групп в государственной иерархии, а также их права, привилегии и обязанности утверждались законами и подкреплялись религиозной догмой. Чем выше было сословие по социальной лестнице, тем большими правами оно обладало. При этом внутри каждого сословия определялось множество уровней, рангов, слоев. Принадлежность к тому или иному сословию автоматически определялась по праву рождения. Таким образом, установленные барьеры между гражданскими группами были довольно строгими.

Высшие сословия зачастую обладали своими социальными символами и знаками. Это могли быть титулы, звания, флаги, гербы, мундиры, ордена. У низших сословий тоже была своя символика. И обычно вопросов не возникало, к какому сословию принадлежит человек, это было очевидно.

Российская империя XIX век

К XIX веку большая часть европейских государств отказалась от четкого деления социальных групп, границы стали более расплывчатыми. Россия в этом плане значительно отставала от развитых держав, ее жесткие сословные традиции продолжали существовать еще какое-то время. Даже отмена крепостного права не ослабила возрастающие межсословные противоречия, хотя немного улучшила положение крестьян. Задавленное непомерными платежами, оно так и не смогло подняться из нужды. Привилегированные сословия в России еще долго удерживали доминирующие позиции в обществе.

Чем отличается класс от сословия

На первый взгляд значение терминов «класс» и «сословие» очень похожи: оба определения означают социальную группу людей, которые объединены по какому-либо признаку. Но вот в этом и заключается разница. При классовом делении общества люди разделяются по роду занятий и уровню доходов, но перед законом будут все равны. При сословном обществе люди делятся в зависимости от уровня доступных им прав и привилегий и имеют далеко не равные позиции перед законом.

Между классами допускается перемещение: человек из фермерской семьи запросто может стать врачом или юристом. Границы же сословий такие, что перемещение между ними - значительная редкость, простому крестьянину вельможей никак не стать. Считается, что классовое деление общества - это своего рода эволюция сословий, которую невозможно было миновать при общем развитии политических и правовых систем государства, развитии производства и денежно-кредитных отношений.

В средневековом европейском обществе духовенство имело все лидирующие позиции, это объяснялось тем, что для человека той эпохи самым главным являлись отношения с Богом.

Уровень жизни горожан и крестьян на Руси до введения крепостного права был значительно лучше, нежели в государствах Западной и Южной Европы. Гардероб крестьян и холопов мог похвастать рубахами, украшенными жемчугом и золотом. Следовательно, права и привилегии были такими, что сословие вполне могло процветать.

Когда в Европе появились прививки от оспы, Екатерина II пригласила английского врача, чтобы привить себя первой, тем самым подав пример поданным. Донором выступил крестьянский мальчик Александр Марков, которого впоследствии произвели в дворянский чин.

В Испании королевская семья и высшие сословия вели свою родословную от вестготов. В отличие от смуглых простолюдинов, которые смешались с маврами, они имели очень бледную кожу с сильно выделяющимися венами. Отсюда пошло выражение «голубая кровь».

сословие

сословия, ср.

    Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (истор., дореволюц., загр.). Значение каждого лица в государстве определялось значением сословия, к которому лицо принадлежало. Ключевский. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество; дореволюц.). Податные сословия (крестьянство, мещанство; дореволюц.). все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются (декрет ЦИК 23 ноября 1917 г.).

    Корпорация, группа лиц, объединенных профессиональными интересами (дореволюц.). Сословие присяжных поверенных (офиц.).

    Вообще группа лиц, имеющих одинаковое занятие (разг., теперь шутл.). Сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сословие

    Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане). Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, в нек-рых странах гильдейское купечество).

    В дореволюционной России: группа лиц, объединенных профессиональными интересами. Чиновничье с.

    Группа, разряд лиц, объединенных по какому-н. признаку (разг. шутл.). Знаю я ваше женское с.

    прил. сословный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Сословные интересы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сословие

    Общественная группа с закрепленными законом или обычаями наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества).

    Группа лиц, объединенных профессиональными интересами (в Российском государстве до 1917 г.).

    разг. Группа людей, объединенных по какому-л. признаку.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сословие

социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации - феодальная Франция, где с 1415 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол. 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах.

Большой юридический словарь

сословие

в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословного строя и, обычно, его юридическая отмена. В Индии и некоторых других восточных обществах институтом, близким к европейским С., являлись касты.

Сословие

социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких С., выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476; т. 6, с. 31

    Но число С., как правило, превышало число классов, что в значительной мере определялось разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения. Сословная собственность ещё носила на себе печать естественно заданных форм политического объединения эксплуататоров (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 22≈24). Формирование С. ≈ длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определённых социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.).

    По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, где принцип наследования абсолютен, в С. наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в С. может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем С. отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.) (например, шэньши в Китае). Особую роль, подрывавшую в значительной мере сам принцип сословной организации, в Европе играло духовенство , поскольку членство в этом С. не было наследуемым и «... церковь создавала свою иерархию из лучших умов народа, не обращая внимания на сословие, происхождение и состояние...» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 150). Признаком С. является также наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности ≈ особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическая сословная мораль.

    Феодальная Франция обычно служит классическим образцом сословной организации общества. К 14≈15 вв., когда здесь завершается формирование наследственных С., французское общество делилось на С. духовенства, С. дворянства и третье сословие , посылавшие своих представителей в органы сословного представительства ≈ Генеральные штаты. Каждое из С. имело строго очерченные права и привилегии. Первые два С. были освобождены от государственных налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от «простолюдинов» из третьего С., стиль жизни. Однако и членство в непривилегированном С. означало включение в систему регулируемых правом отношений. Сословная обособленность начинает разрушаться во Франции примерно с середины 16 в. в результате потери «благородными» их экономических преимуществ, утраты дворянством исключительности в отправлении военных функций. размывания рядов дворянства за счёт притока получающих дворянское звание богачей, государственных и судейских чиновников и т.д. Сословный строй был разрушен Великой французской революцией.

    Оформление С. в России началось с середины 16 в. параллельно с объединением русских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальной аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским С. и высшим духовенством участвуют представители верхов посада, а на соборе 1613 ≈ даже несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное С. Некоторое ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I, когда введение Табели о рангах (172

    способствовало определённому смягчению сословных границ и пополнению привилегированных С. за счёт продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных С. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство, просуществовавшее вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этом С. делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).

    В Азии существовали различные формы социального устройства ≈ от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме.

    Разрушение С. связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, выдвигающих на смену иерархии наследственных статусов иерархию богатства, прикрытую формальным равенством всех перед законом. Однако сословные пережитки сохраняются и в современном буржуазном обществе. Например, в Великобритании аристократические семьи имеют преимущества при получении высшего образования, при поступлении на государственную службу. Даже в стране, не знавшей феодализма, ≈ в США, окончившие Гарвардский или Принстонский университет образуют «псевдосословия», отличительным признаком которых служит членство в особых клубах, преимущественные условия при приёме на работу в лучшие юридические конторы, наиболее респектабельные банки, на дипломатическую и военную службу.

    Сохраняющиеся в некоторых странах остатки привилегированных С. способны играть особенно реакционную роль (прусское юнкерство , помещики и высшее духовенство в Испании).

    Наиболее последовательно и решительно устраняет сословное неравенство социалистическая революция, т.к. только она полностью ликвидирует «остатки феодализма и крепостничества» ≈ эти, по выражению В. И. Ленина, «наиболее глубокие корни сословности...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 146).

    Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 39; Ключевский В. О., История сословий в России, Соч., т. 6, М., 1959; Абсолютизм в России, М., 1964; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972; Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.

    Л. А. Седов.

Википедия

Сословие

рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция, XIII век) Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров и крестьян.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Примеры употребления слова сословие в литературе.

И тогда заговорил старый азат со шрамом через все лицо из сословия артештаран: -- Твои люди, великий датвар Розбех, захотели коснуться нашего Огня в Шизе.

Лишь старый азат с порубанным лицом из сословия воителей рванул к себе железный крюк и со свистом размахнулся.

На это ангелы отвечали мне, что они знают о существовании такого понятия у многих в мире, о преобладании его в особенности в ученом сословии и также, к удивлению их, в духовенстве.

А в папке, как в антиромане, стояло: исключен из духовного сословия за связь с сектой голиков-адамитов.

Он вышел сам из среднего сословья , Он на помещик и не арендатор, Он не богат, но и не так уж беден, И в силу этого он убежденный враг Борьбы двух классов.

В начале этой главы было описано, как реформа Эфиальта отняла контрольную власть у Ареопага, а граждане низших сословий получили право быть избранными на руководящие государственные должности.

Отец и сын Артевелде для нас истинные представители третьего сословия , гордые своим бюргерством и своей простотою.

Указом еще позапрошлого сегуна Есимицу из могущественного клана Асикага -- отмены ждали со дня на день, но она задерживалась -- актеры Но приравнивались к торговому сословию .

Коль изничтожишь ты безлепицу сию, Унять неправого сумеешь судию, Тебе клянемся мы служить со всей любовью: Секиру восприми, верни права сословью .

Волшебный шкаф безропотно выдавал любой костюм, любой эпохи, любого сословия .

Например, бенедиктинцы чаще всего говорили не о трех сословиях , а о двух крупнейших подразделениях власти.

Кольб навестил Давида и пленился толстухой Марион, открыв в ней все качества, какие человек его сословия ищет в женщине: могучее здоровье, пышущее на щеках румянцем кирпичного оттенка, мужскую силу, которая позволяла Марион с легкостью подымать тяжелую форму с набором, щепетильную честность, которую весьма ценят эльзасцы, преданность хозяевам, что свидетельствует о покладистом характере, и, наконец, бережливость, которой она обязана была капитальцем в тысячу франков, бельем, платьями и кое-какими другими вещами, которые она содержала с чисто провинциальной опрятностью.

Некоторые представители среднего сословия и образованной части негритянского населения, стремившиеся к культурным идеалам белых, смотрели на блюз несколько свысока, как на музыку варварскую, примитивную.

Только Европа Европой, а мамок и нянек, происходивших из крепостного сословия , не извели и бурные, будоражные петровские времена.

Особенно оскорбительным в манерах варяга представлялось унаследованное им от предков-саксов дерзкое пренебрежение титулами тех, к кому он обращался, весьма неприятное франкам и норманнам, которые уже обзавелись феодальными привилегиями и упорно цеплялись за них, за всю мишуру геральдики и за рыцарские права, почитая их исключительной принадлежностью своего сословия .

/D/ Stand; /E/Cast; /F / Etat; /Еsр./ Estamento.

Элемент социальной структуры общества, представляющий собой общественные группы людей, различающиеся по месту и положению в обществе, располагающие закрепленными юридическими сословными привилегиями, передаваемыми по наследству: право занимать определенные должности или виды занятий, учиться в специальных учебных заведениях и иметь соответствующие знания, носить особые виды одежд и т.д. Сословное деление общества наиболее характерно для рабовладельческой и феодальной социальных структур. В настоящее время в большинстве демократических государств сословные привилегии имеют лишь символическое значение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОСЛОВИЕ

социальная группа в рабовладельческом и феодальном обществе, отличающаяся закрепленным обычаем, религией или правом общественным положением, обусловленным принадлежностью к тому или иному классу. "Сословия предполагают деление общества на классы, будучи одной из форм классовых различий" (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 431, прим.). Сословное деление общества характерно для социально-экономич. формаций, где эксплуатация основана на внеэкономич. принуждении, к-рое предполагает открытое признание различия обязанностей и прав разных классов (см. тамже, т. 6, с. 97, прим.). Каждый класс в таком обществе неизбежно является и С. Но реальное число С. в рабовладельч. и феод. обществах превышает число классов и определяется разной степенью внеэкономич. принуждения различных групп угнетенных классов, а также разделением социальных функций между группами господствующего класса. С. может совпадать с классом – рабы (формально рабы стояли вне общества, однако объективно их положение носило сословный характер), может являться частью его – сервы, дворянство, духовенство. В нек-рых странах одно С. включало низшие социальные группы, отличные друг от друга в условиях многоукладности обществ. строя. С. и сословное право складываются стихийно и постепенно, что находит выражение в обычаях и местном праве. В начале формирования С., как выражения процесса складывания классов, формально не исключался переход из одного С. в другое. Замкнутость С. становится важным их признаком после окончат. оформления состава господствующего класса и ограничения материальных возможностей его расширения (напр., исчерпание свободных земель). Она более четко выражена в обществе с устойчивым натуральным хозяйством и стабильным имуществ. расслоением. Разделение господствующего класса на С. определялось либо социальным положением и политич. влиянием каждого из них, связанным с материальным положением (сенаторы, всадники, дворянство), либо выполняемой социальной функцией (духовенство). Сословное право поручает или закрепляет определ. функции как право, предоставляемое только лицам определ. социальной группы, определ. С. В странах Востока деление на С. осложнялось различением их по проф., этнич. и др. признакам, напр. касты. Одним из средств обеспечения относит. замкнутости С. служила наследственность привилегий и обязанностей. Однако наследственность не является обязат. признаком С. Так, духовенство – высшее С. в ср.-век. Европе – систематически кооптировалось из разных социальных групп, при значит. преимуществах для знати. В данном случае С. выступало как коллективная корпорация, принадлежность к к-рой определяла социальные функции ее членов. Наследственность прав лица подменялась преемственностью прав корпорации. Сословное право при феодализме было по видимости безразлично к имуществ. положению лиц, входивших в определ. С. Однако при сословном характере прав-привилегий возможно и подразделение привилегий внутри одного С. в соответствии с материальным положением отд. лиц и групп (высшая знать, рыцари). Борьба между С., принадлежащими к разным классам, была классовой борьбой. Часто шла борьба между С. одного класса (защита сословных материальных интересов). Однако эта борьба отодвигалась на второй план, когда возникала угроза общим классовым интересам. Консолидация С., т.е. превращение их в социальные группы, осознающие свое единство, закрепленное общегос. правом, – явление относительно позднее и для рабовладельч., и для феод. строя. С разложением обществ. строя, для к-рого характерно сословное деление, происходят изменения в составе каждого С., связанные с изменением имуществ. положения и отношения к средствам произ-ва. Так, среди рабов появляются торговцы, владельцы мастерских и земельных участков, пользующиеся рядом привилегий. Однако они не составляли новые С., ибо их привилегии имели функциональный характер, т.е. зависели от положения отд. рабов. Сословный строй наиболее ярко выражен в феод. обществе, зарождение в к-ром С. определялось различием имущественного и социального положения различных слоев населения. С возникновением бурж. отношений происходит разложение сословного строя. Первоначально подрывалась замкнутость как низших, так и высших С. Крепостные крестьяне становились свободными, буржуазия "прорывалась" в ряды дворянства и высшего духовенства, часть феод. дворянства становилась буржуазной. Однако сословные перегородки, закрепленные правом, консервировали социальную структуру общества. Сословный строй с его исключительностью прав и привилегий в основе своей не приемлем для бурж. общества, где условия конкуренции требуют соответствия социального положения личности ее материальному положению. Бурж. революция ликвидирует сословный строй и только его пережитки сохраняются в ряде бурж. стран (напр., в Англии). В России они существовали до 1917, т.к. сохранялись "наиболее глубокие корни сословности, именно: остатки феодализма и крепостничества в землевладении..." (там же, т. 33, с. 30–31). Этим же объясняется сохранение каст и С. в ряде колониальных и освободившихся от колониального гнета странах. Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа рус. социал-демократии, Соч., 4 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 29; Ключевский В. О., История С. в России, 3 изд., ?., 1918; Солнцев С. И., Обществ. классы, 2 изд., ?., 1923; Видьяланкар С., Происхождение кастовой системы в Индии, "ВИМК", 1958, No 2, 3; Гahlbeck ?. ?., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922; Zimmermann ?., Die st?ndische Idee in der katholischen Sozialphilosophie, K?ln, 1928, ?intze ?., Typologie der st?ndischen Verfassungen des Abendlandes, "Historische Zeitschrift", 1929, Bd 141, ?. 2, S. 229–48, Lousse ?., La soci?t? d´ancien regime, v. 1 – Organisation et repr?sentation corporatives, , 1943 И. Лернер. Москва.

Сословие - это социальная группа, обладавшая определенными передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе. Формирование сословий происходило в процессе правового оформления имущественного неравенства, а также общественных функций - религиозных, военных, профессиональных - разных групп населения; в ходе этого складывался особый уклад жизни и мораль каждой группы.

Сословное деление общества было связано с классовым делением, но не совпадало с ним. Количество сословий, степень их обособленности и замкнутости весьма отличались в разных странах и в разное время, что отражало конкретные пути исторического развития. Характерный принцип.наследования сословной принадлежности также соблюдался в разной степени. Так, индийским кастам он был присущ абсолютно, а в средневековых государствах Западной Европы или в России возможность войти в привилегированное сословие давал монарх. Исключением из правила наследования сословной принадлежности является христианское духовенство. Стремясь к достижению идейного и духовного господства, христианская церковь старалась привлечь к себе на службу наиболее одаренных людей, невзирая на их сословную принадлежность и материальное положение и содействуя их образованию.

Классический пример сословной организации средневекового общества представляет Франция, где в 14-15 вв. все население делилось на три группы: духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. Причем первые две принадлежали к одному классу феодалов и обладали многочисленными привилегиями, к наиболее существенным из которых относились освобождение от уплаты налогов и особые преимущества при замещении государственных должностей. В третье сословие, облагаемое налогами, входили все остальные классы и группы населения, в том числе в период позднего средневековья и нарождавшаяся буржуазия, постепенно накапливавшая огромные богатства, но остававшаяся политически неполноправной. Поэтому в период утверждения капиталистических отношений - в ходе буржуазных революций - она уничтожает сословную иерархию, противопоставляя ей иерархию богатства и утверждая принцип формального равенства граждан. Так, во Франции сословный строй был уничтожен Великой французской революций 1789-1799 гг.

В России во 2-й половине 18 в. утвердилось деление общества на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство.

Дворянство составляло высшее привилегированное сословие, главнейшей обязанностью которого была «государева служба», прежде всего военная. Со времен «Манифеста о вольности дворянства» (1762) и эта служба перестала быть обязательной, а привилегии все больше перевешивали «тяжесть» обязанностей. Из дворянства формировался командный состав царской армии, его представители занимали высшие государственные должности, в его руках находилось местное управление. Оно обладало исключительным правом владения населенными землями, контролировало сельское хозяйство, имело монополию на винокурение, было свободно от государственных налогов. В отношении дворян запрещались телесные наказания. Дети дворян пользовались исключительным, позже преимущественным правом на образование. Сословное самоуправление сохраняло и обеспечивало их привилегии (составляло дворянское общество, созывало дворянские собрания, выбирало предводителей дворянства в губерниях и уездах, исправников и т. д.).

На духовенство возлагалась обязанность воспитания паствы в духе идей христианства и безоговорочного подчинения монарху и власть имущим, за что ему предоставлялось множество привилегий, в том числе освобождение от налогов и право на образование детей, которое позволяло детям духовенства в свою очередь войти в духовное сословие.

Купечество - основное торговое сословие России (позже в его руках находилась и промышленность). Это - податное сословие. Кроме основного права заниматься промышленной и коммерческой деятельностью принадлежность к нему давала право получить, например, звание потомственного почетного гражданина, освобождала от телесных наказаний, предоставляла некоторые возможности в образовании детей, обеспечивала участие в городском и сословном (купеческие общества, съезды, собрания и т. д.) самоуправлении.

К мещанскому сословию, тоже податному, относились городские жители из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев, низших служащих. Принадлежность к мещанству привилегий не давала, от телесных наказаний не освобождала. Уделом крестьянина были тяжкий труд хлебопашца на помещичьей земле, уплата всевозможных податей и полное бесправие.

Такое сословное деление существовало в России до Февральской буржуазной революции 1917 г.

Буржуазия отрицает сословия, но отдельные проявления сословного неравенства при капитализме продолжают существовать.