Суть рассказа солнечный удар бунина. Солнечный удар бунин. Какие пословицы подходят к рассказу «Солнечный удар»


Человек – удивительное существо. Он совмещает в себе совершенно противоположные, но в то же время взаимодополняющие понятия, такие как разум и чувство. Эти две важнейшие составляющие внутреннего мира человека значительно влияют на его устремления и поступки. Во все времена проблема разума и чувства волновала писателей: герои литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Именно поэтому и я решила порассуждать на данную тему.

Великий классик русской литературы И. А. Бунин поднимал этот вопрос в своем рассказе «Солнечный удар». В этом произведении разум вступает в противоборство с чувствами. Главные герои влюбляются друг в друга с первого взгляда, любовь затмевает их сознание, как солнечный удар. Они не в силах уже твердо мыслить, полностью отдаются своим чувствам. К сожалению, у поручика и женщины в холстинковом платье нет будущего. Они оба это прекрасно понимают, но не могут и не хотят ничего менять. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» - сказала главная героиня поручику во время прощания. После таких острых переживаний оба героя вернулись в свои обыденные жизни, где уже нет места ярким чувствам. В конце концов разум взял верх, ведь у женщины были обязательства перед семьей, ее ждала маленькая дочка, которую она не хотела делать несчастной. Но я считаю, если бы герои действительно захотели, они бы смогли все изменить и быть вместе.

Другой знаменитый русский писатель А. И. Куприн в своей повести «Гранатовый браслет» также рассуждает о разуме и чувстве. Мелкий чиновник Георгий Степанович Желтков полюбил княгиню, которая не испытывала к нему никаких чувств и была замужем. Главный герой понимал, что его любовь к Вере никогда не будет иметь продолжения, но отказываться от нее не собирался. Он просо был рад, что ему посчастливилось встретить такую женщину. «…Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно меня вознаградить.» Желтков даже не думал требовать от Веры взаимности, он просто жил чувствами и слушал только то, что подсказывало ему сердце. Любовь к княгине приводит главного героя к смерти, но это его собственный выбор. Он не хотел возвращаться в свою обыкновенную жизнь, лишенную всяких эмоций и переживаний. Можно сказать, что во внутреннем мире главного героя чувства одержали полную победу над разумом.

Возникает вопрос, а правильно ли, когда человек становится безрассудным из-за своей любви? Ситуаций, конечно, много, но я все-таки считаю, что нужно всегда сохранять в себе частичку здравого смысла.

Обобщая все вышесказанное, хочу сделать вывод, что разум и чувства – это два совершенно разных, но таких близких понятия. Они не должны существовать отдельно, они должны только сосуществовать вместе и дополнять друг друга. Жить одним разумом или одним чувством неправильно. Во внутреннем мире человека должна быть гармония, и тогда он будет по-настоящему счастлив.

Обновлено: 2017-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Главные герои рассказа «Солнечный удар» — мужчина и женщина, случайно познакомившиеся на пароходе. Он – поручик. Она возвращается домой после летнего отдыха в Анапе, дома ее ждут муж и трехлетняя дочь. Между мужчиной и женщиной возникает чувство взаимности, настолько сильное, что на предложение поручика сойти на ближайшей пристани женщина отвечает согласием.

Была тихая теплая летняя ночь. Пара нанимает извозчика и едет в гостиницу. В гостинице они снимают номер и, оставшись одни, дают волю чувствам. Эта ночь запомнилась им на всю жизнь. Мужчина и женщина сравнивают свои ощущения с солнечным ударом.

Но утром женщина, будучи в хорошем и спокойном настроении, рассудительно приняла решение ехать дальше, а поручика попросила остаться в городе. По ее словам, дальнейшее совместное путешествие на пароходе разрушило бы впечатление о чудесной встрече. Поручик согласился с ее мнением и проводил даму на пароход.

Однако, когда он вернулся в номер, его посетило чувство, которого он никогда ранее не испытывал. Поручик ощутил, что потерял что-то очень важное. Ему остро не хватало присутствия этой женщины. Мысль о том, что он никогда более не увидит ее, казалась мужчине неправдоподобной.

Чтобы отвлечься, он отправился бродить по городу. Долгие часы он беспокойно ходил по улицам маленького города, но, вернувшись в гостиницу, понял, что гармонии так и достиг. В порыве отчаяния поручик помчался на почту, чтобы отправить объекту своей страсти телеграмму с признанием в любви. Но он вдруг вспомнил, что даже не знает ее имени.

Совершенно разбитый, одинокий человек отправился спать и проснулся лишь к следующему вечеру. Острое чувство утраты отпустило его, но при этом казалось, что та чудесная встреча была давно, лет десять назад.

Поручик отправился на пристань, по пути раздавая щедрые чаевые. И вскоре пароход унес его прочь от этого неприметного города, в котором он потерял свое счастье и постарел на десять лет. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Солнечный удар» заключается в том, что в любви невозможно что-либо предсказывать. Поручику казалось, что его встреча с той незнакомкой является лишь мимолетным пароходным романом. Но оказалось, что его чувство к ней было более глубоким, настолько глубоким, что он долго не мог прийти в себя после ее поспешного отъезда. И потрясение от осознания утраты осталось с поручиком на всю жизнь.

Какие пословицы подходят к рассказу «Солнечный удар»?

К кому сердце лежит, туда и око бежит.
Любить не люблю, а отказаться не могу.
Глубина любви познаётся лишь в час разлуки.

>Сочинения по произведению Солнечный удар

Разум и чувства

Разум и чувства - две составляющие души человека, которые зачастую вступают в конфликт друг с другом. Разум отличается холодностью, а чувства - горячностью. И. А. Бунин написал много рассказов о несчастной, несостоявшейся любви, где искренние чувства сталкиваются с безжалостными обстоятельствами. Одним из таких произведений является рассказ «Солнечный удар». В нем автор показал притяжение душ, духовную близость, тяготение тел на фоне непреодолимых препятствий.

Главная героиня - замужняя дама, а, как известно, связь с другим человеком в таком положении считается запретной и даже греховной. Главный герой - одинокий поручик, а познакомились они на теплоходе, следующем в Анапу. Чувства захлестнули их с неминуемой силой, как «солнечный удар», так что противостоять им не представлялось возможным. Они провели вместе один вечер, а наутро расстались, как ни в чем не бывало. На самом деле, любой хоть и маленький случай обязательно оставляет след в жизни каждого здравомыслящего человека.

Бунин, наверное, первый русский классик, переосмысливший схему верной, отчаянной любви. Он ставил на первое место не платонические отношения, а страсть и романтику, что мы и наблюдаем в этом рассказе. Кроме того, в своих произведениях он использовал множество эпитетов и деталей, чтобы передать полноценную гамму чувств. Это «горячий морской песок», «белая опущенная занавеска», «недопитая чашка кофе», «запыленная извозчичья пролетка», «душный номер», «запах ее загара» и т.д. Поручику нечасто приходилось влюбляться, иначе он сразу бы распознал это чувство.

Его душа была полна этой незнакомкой и одновременно пуста, как гостиничный номер после ее ухода. Он всюду пытался ее найти, но понимал, что тщетно. Ведь он даже не знал ее имени и фамилии. Все, что ему было известно, так это то, что его попутчица была замужем и у нее была трехлетняя дочь. Он пытался представить себе, что она теперь чувствует после захлестнувшего их чувства. Ему на мгновенье показалось, что она сидит спокойно на палубе и смотрят на встречные плоты. От скуки он скитался по незнакомому, чуждому ему городу. Вокруг все раздражало и наводило тоску.

Тогда он отправился обратно в пустой номер отеля и, превозмогая эту боль, заснул. Наутро нужно было вновь на службу. Нужно было жить дальше и не давать отчаянию овладеть разумом и душой, хотя бы ради будущих встреч. Чувства ему диктовали одно, а разум - другое. Конечно же, он прекрасно понимал, что никаких будущих встреч с ней не предвидеться, но старался думать о хорошем. Новый день развеял его неудачу, позволил иначе взглянуть на жизнь, но в душе поручик все равно чувствовал себя лет на десять постаревшим, потому что нет ничего невыносимее ожидания.

«Солнечный удар», как и большинство бунинской прозы периода эмиграции, имеет любовную тематику. В нем автор показывает, что и разделенные чувства могут породить серьезную любовную драму.

Л.В. Никулин в своей книге «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты» указывает, что изначально рассказ «Солнечный удар» был назван автором «Случайное знакомство», затем Бунин меняет название на «Ксения». Однако оба эти названия были зачёркнуты автором, т.к. не создавали бунинского настроения, «звука» (первое просто сообщало о событии, второе называло потенциальное имя героини).

Писатель остановился на третьем, наиболее удачном, варианте – «Солнечный удар», который образно передаёт состояние, испытанное главным героем рассказа и помогает раскрыть существенные особенности бунинского видения любви: внезапность, яркость, кратковременность чувства, мгновенно захватывающего человека и как бы сжигающего его дотла.

О главных действующих лицах рассказа мы узнаем немногое. Автор не указывает ни имен, ни возраста. Таким приемом писатель как бы возвышает своих героев над окружающей обстановкой, временем и обстоятельствами. В рассказе два главных героя – поручик и его попутчица. Они были знакомы только сутки и представить не могли, что неожиданное знакомство способно обернуться чувством, которого за всю жизнь не испытывал ни один из них. Но влюбленные вынуждены расстаться, т.к. в понимании писателя будни, быт противопоказаны любви, способны только разрушить и убить ее.

Здесь очевидна прямая, полемика с одним из известных рассказов А.П. Чехова «Дама с собачкой», где такая же неожиданная встреча героев и посетившая их любовь продолжается, развивается во времени, преодолевает испытание буднями. Автор «Солнечного удара» не смог пойти на такое сюжетное решение, потому что «обычная жизнь» не вызывает у него интереса и лежит за пределами его любовной концепции.

Писатель не сразу дает возможность своим героям осознать все, что произошло с ними. Вся история сближения героев — это своего рода экспозиция действия, подготовка к потрясению, которое свершится в душе поручика позже, и в которое он не сразу поверит. Это происходит после того, как герой, проводив свою попутчицу, возвращается в номер. Сначала поручика поражает странное ощущение пустоты его комнаты.

В дальнейшем развитие действия контраст между отсутствием героини в реальном окружающем пространстве и ее присутствием в душе и памяти главного героя, постепенно усиливается. Внутренний мир поручика наполняется ощущением неправдоподобности, неестественности всего случившегося и нестерпимой болью потери.

Писатель передает мучительные любовные переживания героя через перемены в его настроении. Сначала сердце поручика сжимается нежностью, он тоскует, пытаясь при этом скрыть своё смятение. Затем происходит своеобразный диалог поручика с самим собой.

Особо пристальное внимание Бунин уделяет жестам героя, его мимике и взглядам. Немаловажным являются и его впечатления, проявляющиеся в виде произнесенных вслух фраз, достаточно элементарных, но зато ударных. Только изредка читателю предоставляется возможность узнать мысли героя. Таким способом Бунин выстраивает свой психологический авторский анализ – одновременно и тайный, и явный.

Герой старается засмеяться, отогнать печальные мысли, но ему это не удается. Он то и дело видит предметы, которые напоминают о незнакомке: смятую постель, шпильку для волос, недопитую чашку кофе; чувствует аромат её духов. Так зарождается мука и тоска, не оставляя и следа от былой лёгкости и беззаботности. Показывая, пропасть, которая пролегла между прошлым и настоящим, писатель акцентирует субъективно-лирическое переживание времени: настоящего сиюминутного, проведенного с героями вместе и той вечности, в которую для поручика перерастает время без возлюбленной.

Расставшись с героиней, поручик осознает, что его жизнь его потеряла всяческий смысл. Известен даже тот факт, что в одной из редакций «Солнечного удара» было написано, что у поручика упорно зрела мысль о самоубийстве. Так, буквально на глазах у читателя свершается своего рода метаморфоза: на месте вполне заурядного и ничем не примечательного армейского поручика появился человек, который по-новому мыслит, страдает и чувствует себя постаревшим лет на десять.

В чем особенность завязки рассказа?

(Рассказ начинается без вступления, как будто являясь продолжением какой-то истории. Писатель словно выхватывает кусок жизни - кусок самый яркий, как «солнечный удар». Герои не имеют имен, просто она и женщина и мужчина. Писатель не называет имена героев - ему важно показать само чувство и то, что оно делает с человеком.)

Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

(Рассказ очень короткий, в нем опущены длинные описания, опущены причины, толкнувшие героев друг к другу. Это остается тайной, которая и не может быть разгадана.)

В чем особенность портрета героини?

(Бунин не описывает внешность героини, а выделяет главное в ней - простой, прелестный смех говорит о том, как «все было прелестно в этой маленькой женщине».)

Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

(«Она была свежа, как в семнадцать лет смущена очень немного по-прежнему была проста, весела и - уже рассудительна».)

Как она объясняет то, что с ними произошло?

(«На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Женщина первой поняла остроту случившегося и не возможность продолжения этого слишком сильного чувства.)

Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

(«Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он еще был полон ею - и пусть. Остались лишь запах хорошего английского одеколона и недопитая чашка, а ее уже не было...».)

Какое впечатление это произвело на поручика?

(Сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Поручик смеется над своим «странным приключением», и в то же время на глаза «навертываются слезы».)

Какова роль детали в этом рассказе?

(В начале рассказа детали портрета героини: «Маленькая сильная рука пахла загаром легкое холстинковое платье» - подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Несколько раз встречается слово «маленькая» - свидетельство беззащитности, слабости (но при этом и силы - «маленькая сильная рука»), нежности.

Другие детали (запах одеколона, чашка, отодвинутая ширма, неубранная постель, шпилька, забытая ею) усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм: «Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». Пароход является символом разлуки.)

Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь - забытая героиней шпилька?

(Это последний след «маленькой женщины», зримый, реальный. Бунину важно показать, что чувство, вспыхнувшее уже после мимолетной встречи, не покинет героя.)

Какие новые чувства появилось у поручика?

(Все чувства поручика словно обостряются. Он «помнил ее всю, со всеми малейшими ее особенностями, помнил запах ее загара и холстинкового платья, ее крепкое тело, живой, простой и веселый звук ее голоса». И еще новое чувство, ранее не испытанное, мучит поручика: это странное, непонятное чувство. Он не знает, «как прожить весь следующий день без нее», чувствует себя несчастным.

Это чувство постепенно преобразуется: «Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость... а вместе с тем сердце просто разрывалось на части».)

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

(«Солнечный удар», поразивший поручика, был слишком сильным, непереносимым. Непереносимы оказались и счастье, и боль, сопровождавшая его.)

(«Солнечному удару» сопутствует природная жара, которая усугубляет чувство потери. Раскаленные улицы не могут развеять боль разлуки и тоску. Природа в рассказе подчеркивает силу внезапно вспыхнувшего чувства и неизбежность расставания.)

Слишком большая любовь - почему она драматична и даже трагична?

(Вернуть любимую нельзя, но и жить без нее невозможно. Избавиться от внезапной, неожиданной любви герою не удается, «солнечный удар» оставляет в душе неизгладимый след.)

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

(Герой чувствует себя постаревшим на десять лет. Мгновенность пережитого впечатления сделала его настолько острым, что кажется, в нем вместилась чуть ли не целая жизнь.)

Итоговые вопросы по рассказу:

1. Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает писатель в эпитет «солнечный»? Как варьируется этот смысл на протяжении повествования?

2. Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХIХ века вы можете сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

3. Приведите примеры кольцевой композиции произведения. Можно ли говорить об абсолютной идентичности «начал» и «концов»?

Вывод:

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь - это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

Задания:

1. Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

2. Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?