Презентация на тему художник левитан. Презентация на тему «Левитан Исаак Ильич. Вступительное слово учителя

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

Слайд 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

Слайд 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Слайд 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров. В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В летние месяцы 1880-1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка). «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», - писал Константин Паустовский. Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

1 слайд

2 слайд

Левитана называли певцом русской природы. Его полотна примечательны тем, что художник делал не слепок или фотографию с природы, а передавал её живое дыхание. Поэтому Стасов и назвал его картины эмоциональными поэмами. Осенний день. Сокольники.1879 Государственная Третьяковская галерея

3 слайд

О детстве Левитана почти ничего не известно. Он родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка. На выбор будущей профессии повлиял его старший брат. Берёзовая роща. 1889 Государственная Третьяковская галерея

4 слайд

В возрасте 13 лет Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили известные художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Весна – большая вода. 1897 Государственная Третьяковская галерея

5 слайд

Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя он блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником. Сумерки. Луна. 1899 Государственный Русский музей

6 слайд

Летом 1890 года Левитан совершил поездку по Русскому Северу, из которой привёз много этюдов и пейзажей, Полученные впечатления помогли ему написать первую большую картину « Тихая обитель». Её элегические тона произвели сильное впечатление на Третьякова, и он купил картину для своей галереи. Март. 1895 Государственная Третьяковская галерея

7 слайд

В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву, поскольку в то время евреям запрещалось проживать в столицах. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка» Владимирка. 1892 Государственная Третьяковская галерея

8 слайд

К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Неброская красота, задушевная простота и поэтическая напевность русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. Озеро. 1899-1900 Государственный Русский музей

9 слайд

В небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» (1884) он запечатлел с непосредственностью и свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.

10 слайд

Дальнейшее совершенствование мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила на создание наиболее известных его произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов. Свежий ветер. Волга. 1895 Вечерний звон. 1892 Государственная Третьяковская галерея

11 слайд

Левитана привлекала лирическая красота маленьких селений на берегу Волги. Не случайно излюбленным местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру. После дождя. Плёс. 1889 Государственная Третьяковская галерея

    Краткая аннотация

    Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника -пейзажиста И.И.Левитана. Учатся анализировать картины по композиции и изобразительным средствам. Подробнее рассматривается картина «Над вечным покоем». Детям предлагается викторина (слайд №19,20,21,22) по картинам художника. Знакомятся с домом-музеем в г.Плёсе.

    Справочный материал о художнике

    ЛЕВИТАН ИСААК ИЛЬИЧ (1860—1900)

    Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служа-щего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вы-нужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии ста-рался никогда не вспоминать о нем.

    Двенадцати лет он поступил в Московское училище живо-писи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во вре-мя летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поле-нов помогали ему расти с каждым годом.

    Уже в ранних ученических работах проявилось свойствен-ное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П. М. Третья-ков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.

    «Осенний день в Сокольниках» — первая картина выдаю-щегося русского художника Исаака Левитана, где серая и зо-лотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной тепло-той»,— писал об этом полотне писатель Константин Паустов-ский. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мас-тер «пейзажа настроения».

    Одна из самых значительных страниц биографии Левита-на — его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан — ровес-ники. Они познакомились в начале 80-х годов. Лето 1885 года вместе провели в деревне Бабкино. Это лето было очень пло-дотворным для обоих, как, впрочем, и все годы дружбы. Ху-дожник создает картины «Березовая роща», «Первая зе-лень», «Май». Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.

    К. Г. Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. Картины Левитана требуют медленного рас-сматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становятся неброская красота и тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

    В поисках новых мотивов, глубоких и сильных ощущений Левитан в 1887 году совершил первую поездку на Волгу. Волга взволновала художника, он пишет Чехову: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней». Четыре года под-ряд ездил художник на великую реку и каждый раз возвра-щался с массой этюдов. Левитан написал на Волге множество картин, среди которых «Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес». Самый яркий образ великой реки создан на полотне «Свежий ветер».

    В 1891 году поэтическая картина Левитана «Тихая оби-тель» на XIX выставке передвижников подтвердила его славу крупнейшего мастера русского искусства. Именно о ней пи-сал Чехов сестре: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор». Новых высот достигает Левитан в картинах «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем»

    Грязные тучи над тяжелой серой водой. На высоком бе-регу старая церквушка. Тут же заброшенное кладбище. Суро-вый ветер клонит деревья. Но как тепло светится написанный Левитаном огонек в узком церковном окошке.

    Темная вода, темное небо, холодный ветер, но рядом с этой природой живут люди. Природа и человек для Левитана — одно целое. Когда Левитан писал эту картину, он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена.

    Новый период в творчестве Левитана начинается с середи-ны 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живо-писи. Это жизнеутверждающие произведения «Март», «Золо-тая осень», «Весна. Большая вода» и другие.

    «Золотая осень». Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним при-дет белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будут зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.

    Русская природа была единственной темой всех произве-дений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал род-ные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромное очарование русской природы.

    В 1898 году Левитан начал преподавать в училище, в ко-тором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажа — боль-шую мастерскую, в которой работали бы все русские пейза-жисты. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он го-ворил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

    В 1899 году, накануне Нового года, Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по березовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Он написал широкий луг и на нем темные стога скошенного сена. Над землею между стогами тянется белый туман, вдали чернеет лес. Над лугом — луна, которая освещает землю и макушки стогов. Левитан уехал, а его картина «Сумерки. Стога» оста-лась в кабинете Чехова на память.

    Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». На ней широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем, на дальнем берегу поля, деревушка, купол церкви. Полный света и воздуха пейзаж вызывает ра-достное настроение. Картина несет в себе жизнеутверждаю-щий заряд. Трудно поверить, что такую картину написал смертельно больной художник.

    Творчество Левитана — это целая эпоха пейзажной живо-писи. Его наследие огромно: акварели, живописные полотна, пастели, графика, иллюстрации. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники.

    Художник по-казал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже — его душу, его очарование

    Левитан всю свою жизнь стремился сделать пейзаж эмоци-ональным и поэтичным, выразить в нем мечту о достойной че-ловека, прекрасной жизни. И это удалось ему в полной мере.

    Информационные источники:

    Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006

    В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002

    Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Собеседник полей и озёр. Исаак Ильич Левитан" »

Жилинскас Елена Викторовна учитель начальных классов МОАУ Гимназии №46 г. Кирова

Детям о художниках и картинах


Собеседник полей и озёр

Исаак Левитан


Ключевые сло ва

  • пейзаж
  • пейзаж
  • художник - пейзажист
  • художник - пейзажист
  • живопись
  • живопись
  • композиция
  • композиция

Исаак Ильич Левитан

(1860 -1900 г.)

  • колорит
  • колорит

Картинная

галерея


«...серая и золотая осень, печальная как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышит с холста осторожной теплотой.»

К.Паустовский

Осенний день. Сокольники


«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса….»

А.С.Пушкин

Золотая осень


«Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!»

И.И.Левитан

Весна. Большая вода


«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.»

А.С.Пушкин

Март




Остров

Остров, словно брошенный в гущу разлившихся вод. Художник соотносит его с человеческой жизнью, теряющей свой смысл среди, говоря словами Паскаля «вечного безмолвия бесконечных пространств».



Кладбище

Старое кладбище с повалившимися в разные стороны крестами напоминает о хрупкости человеческой жизни.



Старая церковь

В окне церкви, примостившейся на высоком берегу, мерцает огонёк – может быть это огонёк свечи. По замыслу И. Левитана он показывает человеку правильный путь.



Стихии

Три стихии представлены на холсте художника – тёмная вода, промокшая земля, и грозовое небо. Именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой картины.



Викторина

Вопрос №1.

Какая картина

И.И. Левитана была первой приобретена в Третьяковскую галерею?

Осенний день. Сокольники


Викторина

Вопрос №2.

Какую картину И.И.Левитана можно назвать «Праздником золота и серебра»?

Золотая осень


Викторина

Вопрос №3 .

На какой картине И.И. Левитана изображена лошадь?

Март


Викторина

Вопрос №4

Определите по описанию о какой картине идёт речь? Как она называется?

«Грозные тучи над тяжёлой серой водой. На высоком берегу церквушка. Тут же старое кладбище. Суровый ветер клонит деревья. Но как тепло светится огонёк в узком церковном окошке!»


Где можно увидеть картины Исаака Левитана?

Государственный Русский музей,

г.Санкт-Петербург

Государственная

Третьяковская галерея, г. Москва


В древнем волжском городе Плёсе находится уникальный Дом – музей Исаака Ильича Левитана.


Вопросы

  • О каких фактах из жизни великого русского художника вы узнали?
  • С какими картинами
  • С какими картинами

И.И. Левитана вы познакомились?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация- Базуновой Н.А. По программе Б.М.Неменского 3 класс «Картина- пейзаж». 3 четверть. Русский художник - И.И.Левитан.

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. Исаак Ильич Левитан

В.Серов пишет портрет И.Левитана. Художники.

Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году. Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей. Автопортрет Образование.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина " Дуб " - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", " Зимой в лесу ", "Весной в лесу"). Работы Левитана.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", " Мостик. Саввинская слобода ". В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников

Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров " Березовая роща ".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились. Крым.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины " Разлив на Суре " и " Вечер на Волге ". Волга.

В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. " Берег Средиземного моря " можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: " Близ Бордигеры. На севере Италии ", " Весна в Италии " и др. Западная Европа. Италия.

По возвращению на родину была создана картина " Тихая обитель ". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество. Тихая обитель.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это " У омута ", " Владимирка ", " Над вечным покоем ". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски После 1892 года.

Картина " Март " можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название). Март.

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы " Луг на опушке леса ", "У ручья". Пастель.

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится. Натюрморт.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи (" Лунная ночь ", " Сумерки. Стога ", "Восход луны. Деревн "). Лунная ночь.

В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина " Бурный день ". В работе " Буря. Дождь " видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. 1899. Буря.Дождь.

Главной из последних картин Левитана стала работа " Озеро. Русь ". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ Русь.Озеро.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома. Золотая осень.

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени". На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды. Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

Пейзажи Левитана.

Графика Левитана.

И.И.Левитан.

Исаак Левитан - художник, которого мы называем певцом родной природы. Он любил ее во всех проявлениях - и в пышной красоте, и в убогой нищете. Именно такой - убогой, невзрачной, унылой - предстает перед нами природа в одном из его ранних пейзажей "Осень. Дорога в деревне". Художник избразил осень в ее самый печальный период, когда она выглядит невзрачно, тускло, серо. И краски для этого он взял такие же - тусклые, невзрачные. Цвет многих из них трудно определить, проще назвать словом "темные". Пасмурный день поздней осени. Давно закончилась пора листопада. Длительные дожди основательно размыли грунтовую деревенскую дорогу. Глядя на нее, представляешь, как будут увязать ноги в этой грязи, с каким трудом лошадь будет тащить по ней телегу. Дорога на картине начинается прямо по центру на переднем плане и вертикально, слегка изгибаясь, уводит вдаль. По краям дороги - остатки высохшей пожухлой травы. На фоне остальной блеклости она кажется довольно яркой. Эта темная полоса дороги делит нижнюю часть картины почти точно напополам. У правого края дороги огромная лужа. Многие художники, изображая спокойную воду в своих картинах, любили использовать ее отражающий эффект, как у зеркала. Здесь Левитан пользуется тем же приемом. Недалеко от лужи - два могучих ствола. На деревьях уже ни одного листика. Несмотря на свою высоту и толщину, деревья выглядят беспомощно, голо. Эти почти вертикальные стволы помогают художнику обозначить вертикальную перспективу полотна. По обеим сторонам дороги расположены человеческие жилища - крестьянские избы. Как и все остальное они выглядят невзрачно и безрадостно. Из всего живого на картине - жалкая одинокая ворона на ветке дерева. Более двух третей картины занимает небо - серое, беспросветное, ярко голубеющее лишь тонкой полоской у самого горизонта. Скоро с неба повалит снег и укроет землю небом, все преобразится, станет белоснежным. Боль, печаль и, несмотря на это, любовь к родной стороне видим мы в этой картине. Сочинение по картине «Дорога в деревне».

УМК «Начальная школа 21 века» Исаак Ильич Левитан Цели урока: 1 Обучающие: - Познакомить с этапами биографии художника и его творчества. - Закрепить знания учащихся о виде искусства – живописи. - Закреплять знания понятий: пейзаж, натюрморт, портрет. 2 Развивающие: - Развивать устную, художественную речь учащихся. - Способствовать развитию внимания, памяти. - Развивать эстетический вкус учащихся. - Развивать умения анализировать собственные выступления. 3 Воспитательные: - Воспитывать интерес к искусству – живописи - пейзажу. - Воспитывать внимание к работе других учащихся, доброжелательность Ход урока.

1 Учебник. 2 Репродукции картин русских художников 19 века 3 Серия «Художественная галерея» Шишкин, Поленов, Саврасов 4 Книги по искусству «Левитан», «Государственный Русский музей», 5 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint . 6 Карточки с терминами: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, акварель, пастель, этюд, эскиз. 7 Художественные принадлежности: кисти, палитра, художественная пастель и акварельные краски. Оборудование.

1. Организационный момент - Наш урок начинаем с прослушивания музыкального фрагмента и просмотра калейдоскопа картин - На уроках музыки вы слышали это музыкальное произведение. Вспомните его название и имя композитора (Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»). - Почему музыкальный отрывок этого композитора использован при показе картин?! Об этом вы узнаете чуть позже. 2. Повторение - Определите жанр этих художественных полотен... (пейзаж) Объясните, как вы понимаете слово «пейзаж» Французское слово «пейзаж» означает «природа». В изобразительном искусстве так называют жанр живописи, в нем природный мотив является «героем» произведения (эскиза, этюда, картины). Фигуры людей или животных являются средствами дополнения и оживления пейзажа. Как жанр пейзаж впервые появился в Китае еще 6 веке. - Какие виды пейзажа вы знаете? (Различают пейзажи: городской, индустриальный, деревенский) Вспомните экскурсию в Русский музей по теме «Пейзаж», приведите примеры картин известных вам художников, которые можно назвать пейзажами, А как называют таких художников (пейзажистами) Ход урока.

Сейчас мы познакомимся с прекрасным русским пейзажистом 19 века Исааком Ильичем Левитаном, узнаем основные этапы его жизненного пути и творчества. Вглядитесь в портрет молодого художника. С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Е. А. Баратынский Тема урока.

а) Выступление помощников- библиографов по теме: «Детство Левитана» и «Чему и как учился И.И. Левитан» (использован материал учебника стр. 120-121 + дополнительные сведения из Интернета с обобщением учителя) Инсценировка «Жил на свете человек…» (учебник стр. 121-120) б) Начало творческого пути. На формирование личности художника повлияли: - Семья, семейное воспитание. - Среда – Москва, ее культура, душа и традиции. - Учителя – Алексей Саврасов и Василий Перов, созданный ими кружок для учеников, которые охвачены восторженным поклонением природе. Житейские тяготы Левитана усугубились, и некоторое время он живет в семье сестры в подмосковной дачной местности, откуда пешком ходит в училище на занятия и вдохновенно работает над картиной «Осенний день. Сокольники» Биография И.Левитана.

Осенний день. Сокольники» 1879 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода (прил.) Картина замечена зрителями и получила высшую из возможных в то время оценок – была приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи. «То грустный взгляд, то та краткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» Ф.И. Тютчев. Осенний день. Сокольники.

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Е.Ю.Баратынский Рассказ экскурсовода.

Левитан обладал необыкновенной трудоспособностью, вел жизнь очень уединенную и с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук. Получил диплом « неклассного художника», начал успешно участвовать в выставках Товарищества передвижников и, получив значительную сумму за работу над декорациями для оперы, обретя относительный достаток, совершил поездку в Крым. Крым. Горы. Этюд. (показ) Берег моря. Крым. 1886 г. Крымский период.

) Встреча с волжскими просторами. Левитан испытывает потребность в новых сильных художественных впечатлениях и отправляется на Волгу. Первая встреча с Волгой его не удовлетворила, но оставила след. Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему тоскливой и мертвой. Следующей весной вместе с друзьями художник отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Прилив творческой энергии был связан с пребыванием в небольшом заштатном городке Плесе. Месяцы, проведенные здесь, и два последующих года были самыми плодотворными в его жизни. Вечер на Волге. 1887-1888 г. ГТГ (показ) После дождя. Плес. 1889 г. ГТГ Волжские работы.

В развитии художника важную роль сыграла его первая поездка в Западную Европу. Художник хотел ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Поездка придала ему уверенности в себе - его путь верен. Во Франции и в Италии написал ряд пейзажей, но родная природа была ему ближе. Первая поездка в Европу. 1890 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.) Картина прекрасна и ценима самим художником. Имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Западная Европа.

) Вынужденный отъезд во Владимирскую губернию. Но жизнь его и в эти годы не была безоблачной, лишенной горести и тягот. По предписанию правительства в течение 24 часов покидает город. Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях. Владимирка. 1892 г. ГТГ (показ) Печально известный тракт, по нему гнали по этапу в Сибирь каторжан. Левитан преподнес ее в дар Третьякову, которого считал «великим гражданином». У омута. 1892 г. ГТГ (показ) Над вечным покоем. 1894 г. ГТГ (показ) Пейзаж души. Во время ее написания Левитан слушал музыку любимого композитора Бетховена, в исполнении друзей. Хлопоты друзей, таких как Антон Чехов и Павел Третьяков позволили ему вернуться в Москву. Владимирский период.

В этот период времени Левитан часто писал натюрморты и не только... Вспомните, что такое натюрморт. Натюрморты. Французское слово «натюрморт» означает «мёртвая природа» Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. - Давайте полюбуемся натюрмортами Левитана. Картины: Васильки, Одуванчики, Ненюфары, Лесные фиалки, Белая сирень. Натюрморты Левитана.

Золотая осень. 1895 г. ГТГ (показ) Перед вами хорошо знакомая картина художника. Дома подготовьте рассказ по ней. Март. 1895 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.) Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят Ф.Тютчев «Весенние воды» Картина «Золотая осень».

Несмотря на помощь лучших русских и зарубежных врачей и поездки на курорты, художнику отмерено три года жизни. К своему состоянию относится мужественно и мудро. Активно участвует в художественной жизни, экспонирует картины на многих вставках в России за рубежом, начал преподавать в родном Училище живописи ваяния и зодчества. Хмурый день (пастель). 1896 г. Русский музей. (показ) Весна – большая вода. 1897 г. ГТГ Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. А.С.Пушкин Луг на опушке леса (пастель). 1898 г. Русский музей. (показ) Заключительный период творчества.

Закончилась жизнь художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Она была короткой и плодотворной. Его творческий путь длился около 20 лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве вблизи от могил его друзей художника Нестерова и писателя А.П. Чехова. Памяти художника.

Умер в 19о0. Новодевичье кладбище.

«Он- одна из симпатичнейших личностей среди художников…» В творчестве Левитана «природа достигла своего совершенств!а » Родная природа «представала перед нами, как нечто новое, и вместе с тем, очень близкое…дорогое и родное» « Нет, не пейзаж влечет меня, не краски зоркий взор подметит. Но то, что в этих красках светит – Любовь и радость бытия» Современники о И.И.Левитане.

Художник- анималист.

Дом В.Ватагина в Вологде.

Белый медведь.

Работа в мастерской.

Эскизы художника.

Доисторический мир.

Творчество художника.

Скульптура.

Слон. Мелкая пластика.

Г рафика.

Портрет обезьянки.

Книжная графика « Маугли ».

Живопись.

Выставка работ.