Классный час о блокаде ленинграда. Классный час на тему "блокада ленинграда" Блокада ленинграда классный час в начальной школе

Классный час на тему: « 900 блокадных дней.

Посвящено 70-летию снятия блокады Ленинграда» (Слайд 1).

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

( Т. Варламова) (Слайд 2).

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.

Задачи классного часа:

    пробудить в детях чувство гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и сострадания к погибшим на поле боя и умершим от голода;

    совершенствовать духовно - патриотическое развития учащихся, способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности;

    познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны: г. Ленинград подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам; враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и сами сдадут оккупантам город, но враг просчитался.

Прошло уже 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно секретно: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса»… (Слайд 3).

Начало войны было неудачным для Красной Армии и враги наступали. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистской армии. (Слайд 4).

Посмотрите на карту! Там, где земля нарисована коричневым цветом, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Но захватить город гитлеровцы не смогли. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро.

С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда. (Слайд 5).

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города на Неве . Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. На защиту родного города поднялись все её жители.

Ученик: Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным

возгласом в груди:

Умрём, но Красный Питер

не сдадим!..

(О. Берггольц)

(Слайд 6).

Учитель: Весь общественный транспорт остановился (Слайд 7) , так как к зиме 1941-1942 годов не осталось никаких топливных запасов, водных поставок (Слайд 8) , почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. (Слайд 9). Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Но запасы продовольствия стремительно сокращались. И уже в январе 1942 года на человека приходилось только по 125 г хлеба в день. (Слайд 10,11).

В Ленинграде к концу февраля 1942 года от холода и голода умерло более 650 тыс. человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Промышленность города дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. (Слайд 12).

Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(О. Берггольц)

Учитель: В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой Жизни». (Слайд 13). Водным путем грузы, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.

Ученик: И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

(О. Берггольц)

Учитель: Многим известна печальная история 11-летней девочки Тани Савичевой. Девочка жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Девочка осталась сиротой. В своей записной книжке Таня писала: (Слайд 14).

Ученик: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»
«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Учитель: Таню удалось вывезти с детским домом в Горьковскую область по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Не смотря на все обстрелы фашистов, город не сдавался и продолжал жить.

(Слайд 15).

Весной было принято решение (25 марта1942 г.) об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В городе снова начали ходить трамваи. (Слайд 16).

Во время блокады не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

Положение блокадного Ленинграда в следующую зиму 1942 - 1943 значительно улучшилось: работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, ходил общественный транспорт, действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Школьники дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. (Слайд 17).

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. (Слайд 18).

Советскими войсками 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана , а 27 января 1944 года – была полностью снята.

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта. (Слайд 19).

Мы свято помним исторические даты: - День полного снятия блокады

900 дней и ночей: 2 года, 5 месяцев, 20 дней…

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

(В. Рождественский)

Учитель: Блокада Ленинграда… Это одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны, наше всеобщее горе, наша память, наша гордость и величие! (Слайд 20).

Многие жители всю блокаду прожили в Ленинграде. Они и сейчас вспоминают эти суровые дни, холод, голод и маленький кусочек хлеба, который навсегда останется в их памяти. Город выжил, выстоял, победил. Это время останется в памяти многих ленинградцев.

На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено почти 5000 тысяч людей, так же сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. (Слайды 21).

Ученица: Мне и самой порою не понять,

Всего, что выдержали мы с тобою…

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

(О. Берггольц)

Учитель: Пусть эта страшная война никогда не повторится, пусть ярко светит солнце, пусть будет мир на земле! (Слайд 22).

Ученики: Чтение стихов о блокадном Ленинграде и рассказы о родственниках, которые являлись участниками ВОВ.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Блокада Ленинграда

Подготовила:

Марышева Людмила Николаевна

Учитель начальных классов Лукояновская СШ№1

Лукоянов

2016год

Цель: сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.

Задачи:

    воспитывающая : пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

    развивающая : развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;

    обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», «священный дар», «дорога Жизни».

Оборудование: презентация, видео, мультфильм.

Ход классного часа

    Вводная часть.

    Ритуал приветствия.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня классный час проведу у вас я. Зовут меня Ольга Владимировна.

    Сообщение темы занятия.

Тема нашего классного часа «И победил человек и город». Он посвящён блокаде Ленинграда.

    Основная часть занятия.

    Рассказ о Ленинграде.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Уже 71 год отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

(Военная хроника)

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

    Чтение стихотворения учениками.

Ученик : Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.

Ученица : Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
Ученик : И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Ученица : НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы навечно попрощались.

    Беседа о блокаде.

Ребята, мы с вами много говорили о войне. А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей)

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!" В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает.

(Видео с метрономом)

    Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. (Шагаем на месте.) Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.) Раз и два, раз и два! О чем поют воробушки О чем поют воробушки (Шагаем на месте.) В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.) - Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.) - Мы дожили! (Прыжки на месте.) - Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.) Очень трудно так стоять Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

    «Священный дар»

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Вместе с взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера и блокировали Ленинград с суши.

Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.

Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек «священного дара» - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу. Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

    Дневник Тани Савичевой.

Посмотрите, что у меня в руках.(показываю дневник для девочек)

Что это? (ответы детей). А для чего он нужен? (ответы детей).

Это дневник нашей ученицы. В него она записывает своих друзей, свои увлечения. В блокадном Ленинграде жила-была девочка чуть постарше вас. Звали её Таня Савичева, и она тоже вела дневник. Маленькая записная книжка – обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. Этот дневник никого не оставляет равнодушным, даже взрослые не могут сдержать слёз. Вы спросите почему? Давайте полистаем дневник Танюши.

    "Савичевы умерли"

    "Умерли все»

    "Осталась одна Таня"

- Блокада отняла у Танюши родных, сделала её сиротой. При первой же возможности Таня Савичеву вывезли из блокадного Ленинграда. Но девочка не выдержала истощения и стресса, и вскоре умерла.19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

    Физкультминутка.

Раз, два, три - вперёд наклон, Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) Головою три кивка Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

    Подвиг ленинградских школьников.

- Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

    Помощь фронту.

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000

минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью «Всё для фронта – всё для Победы!»

    «Дорога жизни»

Как вы думаете, а можно ли было выжить в блокадном Ленинграде без чьей либо помощи? (ответы детей)

Конечно, нет.

С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замёрзло, по нему сначала пустили обозы (телеги, которые тащили лошади), а затем проложили автомобильную трассу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали «дорогой Жизни». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

Ученик : И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.

    Освобождение города.

В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя.

Ученики : (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

    Заключительная часть.

    Рефлексия.

Понравился ли вам наш классный час?

- Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)

    Ритуал прощания.

Ребята, наш классный час подошёл к концу. До свидания!

МОУ Сельниковская начальная школа – детский сад

Учитель: Костикина Татьяна Геннадьевна

2013-2014 учебный год

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

    Познакомить ребят с понятием блокада;

    Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

    Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

1 слайд.

Ученик:
А фашист хотел его отнять.

Мы должны об этом знать.
Я родился и живу без войн,
Благодарен за покой и тишину,
Я учусь, я сыт и я спокоен,
Но не надо забывать войну.

Из книг узнали мы о нём.






Кто пригоден к службе был,
Те город защищать ушли.
Подростки, женщины и старики
К станкам на смену им пришли.





Норма выдачи хлеба мала,
Но приходят машины из тыла,
И надежда опять ожила.




Прошло уж шесть десятков лет

Но здесь свершился перелом,
Победа стала нам наградой.
Живу в Новоуральске я,
Так далеко от Ленинграда,
Но знают все мои друзья
Об этом подвиге в блокаду.

Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Ведь действительно, прошло уже шестьдесят шесть лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы.

Но генетическая память у коренных ленинградцев все-таки начинается войной.

2 слайд.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

3 слайд.

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии захватчиков.

Ладожское озеро тогда стали называть транспортной артерией. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города.

4 слайд.

Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

5 слайд.

Вышел из строя водопровод.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

6 слайд.

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

7 слайд.

Начался голод.

В городе не хватало продовольствия. Голод косит ленинградцев.

8 слайд.

По Ленинграду ходила смерть.

Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

1-ое фото.

На переднем плане – девочка на каком-то листе тащит за собой маленькое мертвое тельце, а женщина (видимо мама девочки) сзади подталкивает палочкой, пытаясь таким образом облегчить тяжелую ношу девочки. У этой женщины нет сил от нехватки еды, т.к. все до последней крошки она отдавала своим детям.

Почему не на санках? Почему не папа тянет за собой ношу?

На заднем плане – люди, много людей. Город живет, не сдается. Видимо идут в театр. Театры работали во время тяжелого времени.

2-ое фото.

На переднем плане – старик что-то тащит за собой на веревке. Остается только догадаться, что это может быть.

На заднем плане – на скамейке сидит мужчина, у него нет сил передвигаться. Другой мужчина сидит на асфальте, видимо уже давно сидит, т.к. его полностью замело снегом. И никто на него не обращает внимания, т.к. в блокаду у людей не было сил… хоронить своих близких и трупы на улице никого не пугали…

9 слайд.

Хлеб блокадного Ленинграда.

20 ноября 1941 года пятый раз норма выдачи хлеба в Ленинграде снизилась и достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Ученик:










10 слайд.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

11 слайд.

Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

12 слайд.

Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». Это был единственный путь к осажденным.

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Ученик: О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!


Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…

А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:

Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.

А хлеб? Две тонны. Он спасет

Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей


С огнем и кровью пополам!

13 слайд.

В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 15°С и ледовый покров озера стал быстро разрушаться. На поверхности льда скапливалось большое количество воды и в течение целой недели машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках.

Всего за зиму 1941-42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе 262 414 тонн продовольствия.

Из города было эвакуировано около 1млн. 376тыс. человек.

14 слайд.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик: Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

15 слайд.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым:

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

16 слайд.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

17 слайд.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100км.

Блокада длилась 872 дня.

Ученик:

А ленинградцы тихо плачут.

Их радость слишком велика –

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

18 слайд.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо» в честь прорыва блокады. Здесь начиналась «Дорога жизни».

19 слайд.

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой.

650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Люди до сих пор приносят на могилу не только цветы, но и…. хлеб.

20 слайд.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Ученик:

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым

21 слайд.

27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ученик: Город Ленинград построил Пётр,
А фашист хотел его отнять.
Ленинградскую блокаду люди выстояли,
Мы должны об этом знать.
Я родился и живу без войн,
Благодарен за покой и тишину,
Я учусь, я сыт и я спокоен,
Но не надо забывать войну.
Сорок первый год остался в прошлом веке,
Из книг узнали мы о нём.
Началась война, война священная,
И оказалась вся Россия под огнём.
Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!
Весь народ встревожен, и нельзя помочь
Разгромить фашиста, мира ради,
И борьба с врагами длилась день и ночь.
Кто пригоден к службе был,
Те город защищать ушли.
Подростки, женщины и старики
К станкам на смену им пришли.
От вражеских обстрелов дети погибали.
Нужно было срочно тех детей спасать;
Не восточный берег их матросы доставляли,
где сирен воздушных было не слыхать.
Нет воды в ленинградских квартирах,
Норма выдачи хлеба мала,
Но приходят машины из тыла,
И надежда опять ожила.
От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Прошло уж шесть десятков лет
С тех пор, как прорвана блокада,
Но здесь свершился перелом,
Победа стала нам наградой.
Живу в Новоуральске я,
Так далеко от Ленинграда,
Но знают все мои друзья
Об этом подвиге в блокаду.

Ученик: Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оказалось еще восемьсот.

Ученик: О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно!”

А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре… (Слайд 25)
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!

Ученик: Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Ученик: За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Ученик: Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Сегодня мы с вами приоткроем одну из страниц самой страшной войны…..(1941-1945)

Снятию

блокады Ленинграда

посвящается…

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 900 дней и ночей….(слайд)

Блокада Ленинграда гитлеровскими полчищами - это одна из самых страшных и трагически страниц не только Великой Отечественной войны, но всех войн, какие знало человечество.

Давайте оглянемся на блокадные дни и ночи. Как они, блокадники, выдержали, как, умирая от голода, спасали Ленинград и его бесценные сокровища, как из последних сил помогали фронту.

С 10 июля 1941 года началась героическая оборона Ленинграда. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября. Затем бомбёжки стали непрерывными. 19 сентября в налёте участвовало 276 фашистских самолётов, а всего в течение дня было шесть бомбёжек.

В ответ мирные жители поднялись на защиту города, создали армию народного ополчения (10 дивизий и 16 отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов общей численностью свыше 130 тысяч человек). 20 тысяч жителей вошли в состав подразделений ПВО, 17 тысяч - в истребительные батальоны. Свыше 500 тысяч жителей Ленинграда строили оборонительные рубежи. Блокадный Ленинград сражался!

По решению Государственного комитета обороны уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей музеев и различных учреждений. Из города и пригородов в 1941-42 годах было эвакуировано 1,7 миллиона человек, в том числе 200 тысяч воздушным транспортом.

Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград.

Но окружённый город был лишён наземной связи с Большой землёй, началась 900-дневная блокада.

Заканчивались продукты питания, заканчивался каменный уголь для отопления. Введённые по карточной системе нормы стали снижаться:

    1 октября 1941 года в третий раз был снижен хлебный паёк - рабочие и ИТР получали по 400 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети по 200 граммов.

    С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба, все остальные - по 125 граммов.

    С 25 декабря нормы несколько увеличились, но хлеб был сырой, состоял на две трети из примесей.

Иссякли запасы топлива, прекратилась подача электроэнергии.

Остановился трамвай.

Вышел из строя водопровод.

За время блокады в Ленинграде от голода умерли 641 тысяча жителей, десятки тысяч истощённых жителей умерли во время эвакуации. В городе, недавно многомиллионном, в 1943 году оставалось не более 800 тысяч жителей.

В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города продолжали выпускать военную продукцию. Измождённые голодом люди работали днём и ночью под девизом: «Всё для фронта! Всё для защиты Ленинграда!»

Трудно было взрослым, но ещё тяжелее было детям.

Но они продолжали учится…трудились на заводах…

Вот лишь один пример блокадной судьбы 11-летней девочки Тани Савичевой. С декабря 1941 года по май 1942 года она вела дневник с короткими записями.


«Женя умерла 28 декабря в 12. 30 ч. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7. 30 ч. утра 1942 г.

Савичевы умерли
Умерли все. Осталась одна Таня».

После смерти матери Таню поместили в детдом Смольнинского района Ленинграда, откуда в августе 1942 года она была эвакуирована в Горьковскую область. В детдоме села Красный Бор прожила два года, затем была переведена в Понетаевский детдом инвалидов. Умерла 1 июня 1944 года от неизлечимой болезни - прогрессирующей дистрофии - в больнице посёлка Шатки, где и похоронена.

Дневник Тани Савичевой хранится в государственном музее истории Ленинграда. Фотокопия экспонируется в музее Пискарёвского кладбища в Ленинграде.

Была создана ДОРОГА ЖИЗНИ, по которой в осаждённый город возились продукты, топливо, тёплые вещи. Создан мемориал.

12-20 января 1943 года была проведена наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом. В результате этой операции блокада была прорвана.

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

    Познакомить ребят с понятием блокада;

    Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;

    Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Форма проведения:

Классный час для учащихся начальных классов в форме публичного выступления учащихся и учителя.

Методы урока:

1.Наглядный (демонстрация событий обороны Ленинграда с помощью презентации Power Point )

2.Словестный.

Слайд 1

(Звучит «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник»)

Слайд 2

Ведущий : Петербург- один из красивейших городов мира. Но у этого города есть другое имя- Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорности.

Слайд 3

Ведущий : Сегодня, 27 января, исполняется 71 год со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам посвящается наш классный час.

( Звучит голос Левитана о начале войны.)

Слайд 4

Ведущий : 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Слайд 5

Ведущий : Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Ведущий : Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Слайд 6

Ведущий : Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Слайд 7

Ведущий : Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только просматривать, но и стрелять по ним. Жители были вынуждены закапывать в землю скульптуры покрытые золотой краской, чтобы фашисты не могли целиться по ним. Город принял военный вид. Осенью 1941 года фашисты окружили Ленинград со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Слайд 8

Учитель : Посмотрите на карту, на что это похоже?(кольцо)

Учитель : Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны.

Слайд 9

Ведущий : 1 сентября 1941 года началась блокада. Начались страшные дни для Ленинграда.

Ведущий : Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Слайд 10,11

Ведущий : Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов.

Слайд 12

Ведущий : На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд 13,14,15

Учитель: Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Они рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Слайд 16

Ведущий : В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома.

Слайд 17

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

(звучит стук метронома).

Ведущий: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Слайд 18

Ведущий : Кроме холода, самым страшной бедой был голод. 20 ноября 1941 года пятый раз норма выдачи хлеба в Ленинграде снизилась и достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Слайд 19

Ведущий: Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Ученик: Вместо супа – бурда из столярного клея, Вместо чая – заварка сосновой хвои… Это б все ничего, только руки немеют, Только ноги становятся вдруг не свои. Только сердце внезапно сожмется, как ежик, И глухие удары пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь… Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград! Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость. Слышишь, город клянется, что враг не пройдет. …Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди оказалось еще восемьсот.

Слайд 20

Ведущий: Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

Слайд 21

Учитель: Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Слайд 22

Учитель : Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Слайд 23

Учитель: Ребята как вы думаете, в чем был самый великий подвиг ленинградских детей? (они учились)
Учитель : Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы.

Учитель : В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Слайд 24

Учитель : Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Ученик: Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Слайд 25 (портрет Тани)

Учитель : Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Слайд 26

( Выходят девочки. В руках у каждой из них лист с увеличенной копией странички из Таниной записной книжки. Они по очереди читают записи Тани )

"Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".

Учитель : Таню удалось спасти. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.

Слайд 28

Слайд 29

Ведущий : Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

Слайд 30

Ведущий: И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Слайд 31

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

Ученик: О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно!”

А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,

Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре…
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!

Слайд 32

Ведущий: 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

( голос Левитана о прорыве блокады )

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Слайд 33

Ведущий: Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

Слайд 34

Ведущий: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Ведущий : В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100км.

Слайд 35

Ведущий : Блокада длилась 872 дня.

Ученик : Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена.

И победили человек и город!

Учитель : Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Вечная память героям!

(звук метронома)

( Звучит финал Седьмой симфонии" Д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.)

Учитель: За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой.

650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Слайд 36

Учитель: Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Люди до сих пор приносят на могилу не только цветы, но и…. хлеб.

С лайд 37

Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Слайд 38

Ученик: Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Ведущий: Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России .

Учитель: В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Т. Варламова

Учитель: Сегодня на классном часе звучали стихи и музыка поэтов и композиторов, переживших блокаду.

Учитель: Какие чувства и впечатления у вас остались от классного часа?

Учитель: А теперь давайте вспомним…

Слайд 39,40

Учитель: Предлагаю вам дома написать сочинение о подвиге Ленинградцев.

( песня «Солнечный круг»)