Бакалавров вместо госэкзаменов ожидает государственная аттестация. Диплом без ГОСов. В одном из челябинских вузов отменили обязательное испытание

Студенты южноуральских университетов не будут сдавать ГОСы. Некоторые кафедры ведущих институтов отменили итоговый экзамен. Вместо зубрежки билетов студентам предлагают заняться дипломными работами. Почему теоретический экзамен сочли неэффективным?

Писать шпаргалки и вспоминать теорию за все годы обучения четвертому курсу не придется. Как и пытаться списать на ГОСах. Итоговый экзамен у филологов и журналистов отменили. Теперь, чтобы получить звание бакалавра, достаточно сдать сессию и защитить диплом.

Александра, студентка 4 курса: «Может быть, было бы проще сдать ГОСы, чем работать по новой системе, по которой мы сейчас работаем. Добавляется еще много новых мероприятий, в которых мы должны участвовать. На самом деле, это очень интересно. Например, апробировать результаты своих научных трудов на конференциях».

Зато готовиться к диплому придется тщательнее. Желательно уже во время учебы публиковаться в научных журналах и заниматься практикой. Например, журналист должен уметь писать статьи или озвучить сюжеты.

У Ани до защиты еще есть время — она учится только на третьем курсе. Но девушка уже трудится над своей итоговой работой. Нужно приготовить не только теоретическую базу, но и хороший практический материал.

Анна Чащина, студентка 3 курса: «Учишь какие-то новые фишки, учишь какие-то новые подходы, и учишься сам вести себя в нестандартных ситуациях. И, конечно, каждая новая практика — это огромный багаж к твоему опыту».

Руководство факультета поправляет: от ГОСов они не избавлялись. А просто начали использовать другую форму экзамена. Каждая кафедра в праве решать, как проводить аттестацию. Как правило, это зависит от способностей самих студентов. Так, если выпускники не обладают особыми талантами, традиционный устный экзамен им могут вернуть.

Елена Понамарева, директор института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ: «Мы очень долго шли к этому. На протяжение 4 лет мы анализировали, что у нас получается, мы смотрели на серьезность апробаций. Проверить то, насколько курс готов и оценить возможность отмены экзамена на каждый год — за нами такая возможность остается, и мы будем этим пользоваться».

ГОС — это не проверка знаний, а тест на стрессоустойчивость, уверяют преподаватели. Зато защита дипломной работы открывает все карты — она показывает и умение студента общаться, и степень владения теоретическим материалом, и практические навыки. Ведь какой вопрос задаст преподаватель на защите — никогда не угадаешь.

Следите за главными новостями региона на нашей странице в

Привычные всем студентам госэкзамены скоро исчезнут. На смену им придет государственная итоговая аттестация бакалавров. На рассмотрение правительству уже предложен комплексный экзамен, базирующийся на шести предметах, которые входят в ядро любой бакалаврской программы. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил «МН», что экзамен будет разрабатывать Рособрнадзор в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Эксперты и чиновники из Минобрнауки продолжают обсуждать введение независимой оценки знаний на всех уровнях образования. О том, что «жизнь заставляет» вводить и в вузах систему оценки по типу единого госэкзамена для выпускников школ, недавно заявила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. «Возникло устойчивое общественное мнение, что вузы готовят некачественных специалистов», — заявила чиновник. По ее словам, работодатели сегодня не желают тратить время на переучивание выпускников вузов, следовательно, образовательные учреждения должны ориентироваться на то, чтобы снабдить своих выпускников всеми навыками, которые помогут им стать востребованными.

В Рособрнадзоре «МН» пояснили, что работа над созданием инструмента внешней оценки знаний для бакалавриата и, возможно, магистратуры уже ведется. Это будет логическим продолжением итоговой аттестации (ГИА), которая уже практикуется в 9-м классе средней школы, и ЕГЭ, сочетающего в себе выпускные испытания и вступительные в вуз.

«Государственная итоговая аттестация, которая сейчас разрабатывается, заменит нынешние «госы» — внутренние экзамены вузов, уровень качества которых вызывает сомнение», — заявил «МН» ректор Высшей школы экономики и председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты Ярослав Кузьминов.

Напомним, что сейчас бакалавр, магистр или специалист, заканчивая обучение, сначала сдает госэкзамены, а затем защищает дипломную работу. Кузьминов считает, что изменение системы аттестации не означает введения «ЕГЭ для бакалавров». «Это такое красивое название, придуманное журналистами», — отметил ректор. «Бакалавры будут сдавать комплексный экзамен, базирующийся на шести предметах, которые входят в ядро любой бакалаврской программы по любому направлению», — объясняет смысл нововведения Кузьминов. Неудовлетворительная оценка на экзамене означает, что диплом о первой ступени высшего образования получен не будет.

По мнению ректора ВШЭ, нынешние «госы» де-юре являются госаттестацией, а де-факто государство их «целиком делегировало в руки вуза». «Формально вуз имеет всего одного представителя из другого вуза или какой-либо организации, который может являться председателем экзаменационной комиссии. Часто этот человек даже не присутствует на «госах», и никакой ответственности у него нет. Мы предлагаем персонализированную ответственность аттестующих. Речь идет о повышении степени независимости аттестации и оценки и появлении единых стандартов в ней», — подчеркивает Ярослав Кузьминов.

По его мнению, создание независимой аттестации в магистратуре нецелесообразно, поскольку «магистерских программ очень много». Диссертации магистров должны выставляться на сайтах вузов и проверяться через систему «антиплагиат».

Предложение об изменении системы госаттестации бакалавров ВШЭ и Общественная палата уже передали в правительство и Минобрнауки. «Мы обсудили наши предложения с рядом руководителей государства. Они позитивно к этому отнеслись. Изменения назрели: у нас треть или даже половина вузов просто выдают дипломы, не давая никаких знаний. Обществу надоело, что эта профанация освещается государственными дипломами», — заявляет Кузьминов.

В Минобрнауки также видят назревшие изменения. «Нынешний госэкзамен действительно не самый эффективный способ проверки полученных знаний. Конечно же речь не идет о ЕГЭ для бакалавров, однако независимая оценка выпускников вуза действительно нужна», — заявил «МН» глава ведомства Андрей Фурсенко.

Более того, министр считает, что и бакалавры, и магистры должны проходить и общественно-профессиональную аттестацию. «Во внешней оценке должны участвовать и представители учредителя вуза, и профессионалы из той отрасли, к которой относится вуз», — заявил Фурсенко. По словам министра, в вузах пяти отраслей — атомной и нефтяной промышленности, авиации, IT и ресторанном бизнесе — институт независимой профессиональной оценки уже активно развивается.

По данным «МН», бакалавры смогут проходить итоговую аттестацию в независимых центрах тестирования, которые сейчас создает Рособрнадзор. Напомним, что ведомство еще 26 октября объявило о начале эксперимента по сдаче единого госэкзамена в новых независимых центрах. Первые площадки появятся в трех регионах — Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях. В первую очередь они создаются для того, чтобы вывести проведение ЕГЭ из школ, однако в Рособрнадзоре рассчитывают, что эти структуры будут пригодны для любой аттестации.

Минобрнауки неожиданно поменяло правила игры

Минобрнауки лишь на словах уменьшает бюрократическую нагрузку на преподавателей и учителей - на деле все наоборот! За три месяца до итоговой аттестации выпускников выяснилось, что правила внезапно поменялись и покинуть альма-матер в виде свежеиспеченного специалиста-бакалавра станет сложнее...

В обновившихся около года назад государственных образовательных стандартах бакалавриата разных учебных направлений существует такая формулировка - «в понятие государственной итоговой аттестации студентов вузов входят госэкзамены и дипломная работа». А также разъяснение, что диплом - само собой, это святое и обязательное, а госэкзамены отдавались на выбор вуза.

Администрациям учебных заведения в госстандарте было дано право самим решать, проводить их или нет. Многие отказались, поскольку это дополнительная и часто лишняя нагрузка на студентов и преподавателей.

Однако внезапно выяснилось, что студенты радовались зря - экзамены у выпускников 2015 года все же грозят состояться! К слову, подобная ситуация - не редкость, Минобрнауки любит порой «взбодрить» своих подведомственных, введя новый документ, конфликтующий с предыдущим, или за пару месяцев до ЕГЭ внезапно скорректировать перечень экзаменов, необходимых на определенные вузовские специальности...

Многие учебные направления во многих вузах отказались от экзаменов, ограничившись требованием от будущих выпускников дипломной работы - рассказал «МК» замдекана факультета журналистики Международного университета Александр Алтунян, - Но этим летом по вопросу порядка проведения государственной итоговой аттестации учащихся вузов вышел еще один документ - приложение к приказу №636 от 29 июня 2015 года, вступающее в силу с 1 января 2016-го, за подписью Ливанова.

Приложение вроде бы как не меняло радикально никаких формулировок и требований к вузам, и поэтому никого особенно не обеспокоило. Однако на днях наш проректор посетил методическое совещание в Министерстве, где замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина разъяснила и прокомментировала летний приказ, заявив, что для итоговой аттестации обязательны и экзамены, и диплом! Хотя последний госстандарт никто не отменял, и там по-прежнему говорится, что проведение экзаменов - выбор самого вуза...

Что получилось в итоге? Университеты давно отменили госэкзамены на большинстве направлений подготовки, студенты расслабились (им же пообещали!), а теперь три месяца осталось на то, чтобы экзамены вернуть и провести - ведь аттестация у многих учебных заведений начнется уже в марте! А это огромное количество бумажной работы, согласований, утверждение билетов, сбор комиссий, снова бюрократическая чехарда... Да, в конце-концов, лишние расходы для бюджета института, хотя это не слишком принципиальные траты. Важнее, что никуда не исчезает сам фактор «сюрпризов» от Министерства, а тренд на снижение нагрузки на педсостав часто существует лишь на словах...

Ответ от Вровень [гуру]
я лично сдал госэкзамен на 5, и эта пятерка стала моей 3-ей пятеркой в зачетке. Был очень рад


Ответ от Пособить [гуру]
Я например совершенно не понимаю, что особенного в госэкзаменах, ну какие-то чужие люди лазят всё проверяют...А так, экзамен он как был экзаменом, так и остаётся, даже если без всяких комиссий... между странами нету такого гос или не гос, есть кол-во часов и оценка.
Так что как было всё, так и останется... Главное, чтобы преподователи кволифицированные были, а те, кому надо свои знания получать.



Ответ от Просалиться [новичек]
Госы это последняя ступенька, которая, на мой взгляд, гарантирует высокую КВАЛИФИКАЦИЮ, спец для ПАВЛА, и позволяет сделать вывод о том насколько студент готов в выходу и что у него осталось от тех знаний, которые он получил, если конечно пытался их получать. Мне кажется госы должы быть. Опять же для самоутверждения. Это же оч круто.

Российские вузы собираются отказаться от привычной схемы проведения госэкзаменов для студентов. На смену им придет государственная итоговая аттестация бакалавров. В правительстве сейчас рассматривается вариант комплексного испытания, базирующегося на шести основных предметах любой бакалаврской программы.

ПО ТЕМЕ

Работа над созданием инструмента внешней оценки знаний для бакалавриата и, возможно, магистратуры уже ведется в Рособрнадзоре. Это будет логическим продолжением итоговой аттестации, которая уже практикуется в девятом классе средней школы, и ЕГЭ, сочетающего в себе выпускные испытания и вступительные в вуз, рассказали в ведомстве. Его разработка ведется в рамках федеральной программы развития образования на 2011–2015 годы.

"Государственная итоговая аттестация, которая сейчас разрабатывается, заменит нынешние "госы" – внутренние экзамены вузов, уровень качества которых вызывает сомнение", – заявил газете "Московские новости" ректор Высшей школы экономики и председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты Ярослав Кузьминов. По его мнению, нынешние "госы" только формально являются госаттестацией, а на самом деле государство их "целиком делегировало в руки вуза", что сказалось на их качестве.

"Формально вуз имеет всего одного представителя из другого вуза или какой-либо организации, который может являться председателем экзаменационной комиссии. Часто этот человек даже не присутствует на "госах" и никакой ответственности у него нет. Мы предлагаем персонализированную ответственность аттестующих. Речь идет о повышении степени независимости аттестации и оценки и появлении единых стандартов в ней", – отметил Кузьминов.

Он считает, что изменение системы аттестации не означает введения "ЕГЭ для бакалавров". "Это такое красивое название, придуманное журналистами", – отметил ректор. "Бакалавры будут сдавать комплексный экзамен, базирующийся на шести предметах , которые входят в ядро любой бакалаврской программы по любому направлению", – объясняет смысл нововведения Кузьминов. При этом создание независимой аттестации в магистратуре он считает нецелесообразным, поскольку "магистерских программ очень много". Диссертации магистров должны выставляться на сайтах вузов и проверяться через систему "антиплагиат", отметил Кузьминов.

Предложение об изменении системы госаттестации бакалавров ВШЭ и Общественная палата уже передали в правительство и Минобрнауки. В министерстве эту идею восприняли позитивно. "Нынешний госэкзамен – действительно не самый эффективный способ проверки полученных знаний . Конечно же, речь не идет о ЕГЭ для бакалавров, однако независимая оценка выпускников вуза действительно нужна", – заявил глава ведомства Андрей Фурсенко.

При этом, по мнению министра, и бакалавры, и магистры должны проходить и общественно-профессиональную аттестацию. "Во внешней оценке должны участвовать и представители учредителя вуза, и профессионалы из той отрасли, к которой относится вуз", – заявил Фурсенко. Он отметил, что институт независимой профессиональной оценки уже активно развивается в вузах пяти отраслей – атомной и нефтяной промышленности, авиации, IT и ресторанном бизнесе.

По данным издания, бакалавры смогут проходить итоговую аттестацию в независимых центрах тестирования, создаваемых Рособрнадзором. Первые площадки появятся в трех регионах – Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях. Они создаются для того, чтобы вывести проведение ЕГЭ из школ, однако в Рособрнадзоре рассчитывают, что эти структуры будут пригодны для любой аттестации.