Компьютерные игры. О религии в компьютерных играх: смелость разработчиков против общественного мнения Игры про религию

Есть мнение, что религиозные люди, а также просто служители культов негативно относятся к видеоиграм. Они де, разлагают мораль людей, а также – отвлекают их от самого главного с их точки зрения дела – похода в соответствующие заведения – читай церкви – и внесения пожертвований на нужды храма.

Однако у геймеров есть своя религия. В играх они могут быть не какими-то там прилежными прихожанами, а самыми настоящими богами. Тот же Кратос из God of War, например, победил за свою жизнь немало богов. В Titan Quest, например, нам тоже пришлось низвергнуть немало обитателей Олимпа.Ну, и во всевозможных Diablo, и прочих играх, в которых в основу сюжета кладётся пришествие адской нечисти на Землю, игроки тоже могут стать самыми настоящими святыми, спасающими людей от демонов.

Но сегодня я расскажу о другом. Сегодня я расскажу о десяти самых интересных, альтернативных религиях в видеоиграх, часть из которых имеют реальных последователей, а часть имеют потенциал к этому.

Ведьмак

Во вселенной Ведьмака с религиями полный порядок. Начинаю перечислять: культ пророка Лебеды, Культ богини Мелитэле, Культ богини Фрейи, культ Вечного Огня. Все они без исключения – добрые и позитивные. Пророк Лебеда, например, лечил людей, поклонники Вечного Огня любят всё живое и верят в загробную жизнь.

Мелитэле, также – богиня плодородия и природы. Кроме того, в отличие от множества бесполезных религий, жрицы культа обладают реальными лекарскими навыками, за что их по-настоящему любят и уважают. Согласитесь, неплохая бы религия получилась, если больного не отправляли бы молитвы читать и свечки ставить за выздоровление, а брали бы, клали на стол, и начинали бы натурально лечить.

Outlast 2

Религию, которую исповедует местный культ во главе с главным злодеем, наверное, можно назвать самой антихристианской, и, если хотите, сатанинской во всём нашем хит-параде. Будут, конечно, тоже весьма недобрые культы, но этот получился наиболее скандальным. Всё потому, что в его основе лежит, как ни странно, христианство.

Сценаристы Red Barrels просто взяли и перекрутили строки из Библии, стихи из Заветов, придав им новое, зловещее значение. Чего стоит только оправдание насилия будущим «божественным вдохновением и жизнью в раю». Понятно, что мощного фундамента под всеми этими эффектными, якобы, религиозными трюками с расчленением младенцев в игре нет, и, какой-нибудь опытный богослов наголову разбил бы догматы этого культа, но тем ребятам, которые учредили в Детройте церковь Сатаны, вероятно, этот культ насилия понравился бы.

The Elder Scrolls

Этот сериал один из самых религиозных во всей игровой индустрии. Начинаю перечислять божеств: Мара, Кинарет, Зенитар, Дибелла, Аркей, Талос, Акатош, Джулианос. Некоторые даже умудрялись поклоняться божественной силе смешного посоха Ваббаджека. Культы вампиров, оборотней и прочей нечисти также никуда не делись. Есть ещё культ Драконов, Имперский культ, культ Аниуэль, но самый интересный, и, на мой взгляд, незаслуженно забытый, культ Трибунала.

Трибунальщики – самая могущественная религиозная община во всём Морровинде. Они поклоняются трём принцам Даэдра, и четырём божествам, из имён которых сложили аббревиатуру АЛЬМСИВИ. Главная фишка культа в том, что он сочетает воинскую доблесть, благородство к поверженному, сострадание, справедливость и, конечно же, медицинскую помощь. Практически наше, славянское язычество получается.

Warhammer 40 000

Специалист по религиям вселенной Боевого Молота, наверное, мог бы рассказывать о них часа два, и всё равно времени бы не хватило. Я не буду так многословен, а только отмечу, что религий в игре несколько: Экклезиархия, культ Эльдар, культ Механикус, но самый знаменитый, вне всякого сомнения, Имперский культ. Фишка этого культа в том, что сам безымянный Император утвердил атеизм, сказал, что богов нет (хотя сам знавал некоторых), и заявил народу, что ваша религия – наука и техника, и жизнь наладится только тогда, когда последний камень последнего храма будет разрушен. Немного напоминает коммунизм, не правда ли? А потом, со временем, Император сам стал божеством. Его канонизировали, как канонизировали некоторые Иосифа Сталина – ещё одна прямая аналогия.

Silent Hill

И ещё одна антихристианская религия под названием Order, что можно перевести как Порядок или Предписание. В общем, Устав. Суть религии проста, как прыщ на носу: дождаться Апокалипсиса, который очистит эту планету от скверны. Параллелей с Outlast 2 очень много. Культисты также несут смерть и страдания во имя этого самого Апокалипсиса, чтобы потом попасть в рай. Чем больше неверных отправил на тот свет, тем больше шансов очутиться в раю.

Ничего не напоминает? Но, разница есть: в Молчаливом Холме далеко не все поклонники культа – плохие ребята. Есть и вполне себе нормальные, которых просто всё достало, и которые хотят, чтобы все плохие люди умерли, а остались только хорошие. Поклоняются они, как ни странно, богине Солнца, чьи корни явно идут от верований американских индейцев. Ну, а тут ещё их поддерживают и существа из потустороннего мира. В общем, вполне состоявшийся культ, аналоги которого существуют в реальности.

Star Craft

В этой сверхтехнологичной игре также имеется место для религии. И, как ни странно, самыми религиозными оказалась самая технологичная раса – раса Протоссов. Религий у них две: Кхала и Незарим. Первая – условно добрая, вторая – условно плохая, но и те и другие верят в псионическую энергию и телепатические возможности. Причём, не просто верят. Они реально создали особую экстрасенсорную сеть, объединяющую всех правильных протоссов. Эдакий, закрытый клуб для своих, что позволило им закончить кровавые межплеменные разборки.

В итоге, когда у одного протосса день не заладился, он входит в Астрал, и жалуется: «Здравствуйте, меня зовут Тассадар, и у меня плохое настроение. Я подумываю о суициде». А в ответ на это ему миллион протоссов отвечает: «Мы любим тебя Тассадар, улыбнись». По-моему, это лучшая религия, какую вообще можно представить.

Fallout

В этой вселенной с религиями полный порядок. Сюжет первой части в финале вывел на мутантов и их вождя – Создателя – жуткую тварь, которая считала, что человечество исчерпало себя, и будущее за мутантами. В части №2 религий было больше. Дети Собора верили в очистительный Апокалипсис и призывали к Единству всех землян. Хабологи – поклонники смутного культа, очень похожего на саентологию.

Была ещё Церковь Детей Атома, Церковь Иисуса Христа Последних Дней и многие другие, но больше всего мне нравится культ Братства Стали. Члены этой организации идейно верны, и, вроде бы, совсем не религиозны. Их главная религия – технологический прогресс. Будь сильным, ходи в мощной моторизированной броне, носи плазменную пушку, и всё у тебя будет хорошо. Отличное учение, которое понравилось бы многим.

Dead Space

Религия в этой игре называется Юнитология. Это злодейский культ, чьи почитатели верят в то, что людей создали пришельцы, и после смерти каждый человек попадает к своим создателям при помощи специальной штуки под названием Обелиск. Какие ж они плохие? – спросите вы – и будете правы. У нас в то, что людей создали пришельцы, верят все, кто периодически смотрит RenTV, и плохими этих людей вряд ли можно назвать.

Примечательно, что земляне начали проводить эксперименты над Обелисками, из-за чего юнитологи, которые стали очень могущественными, объявили землянам войну, и, как следствие, Юнитология стала «злой» религией, а не лезли бы земляне туда, куда их не просят, и жили бы мирно.

Call of Cthulhu

Эта игра ещё не вышла, но я знаю о ней уже достаточно. Кроме того, я много читал Говарда Лавкрафта, так что подхожу к предмету со знанием дела. Главная религия в этой игре – тёмная и, я бы сказал, мокрая. Фабула такова: прибрежные города США постепенно подтапливает. Катастрофа идёт за катастрофой, а всему виной секта поклонников Ктулху.

Он – владыка миров, спящий на дне океана в древнем городе Р’льех. Его призывают, божество ворочается, и постепенно просыпается, а главный герой, случайно наткнувшийся на культистов в рамках расследования на острове Черноводный, попадает в самый центр их тайного заговора. Культ, что и говорить, культовый.

В Ктулху натурально верят многие, кто-то даже отправлялся на поиски его подводного города, но всё тщетно. Верят, потому, что, во-первых, это необычно, во-вторых, всё уже достало, и хочется перемен, а, в-третьих, поглядеть на огромное чудовище, восставшее из моря-окияна банально интересно.

Resident Evil 4

Так себе религия. Вряд ли, кто-то согласится заразиться таким вирусом, в обмен, хоть на какие блага и риском, что тебя в один прекрасный день заставят сделать, что-то ужасное. Но, если быть в том культе жрецом, и командовать банкетом, может получиться, очень даже ничего: собственный гарем, собственные рабы, собственные воины, собственные высокопоставленные чиновники. Круто, с какой стороны ни посмотри.

В то время как на рынке массовых игр кто-то видит застой и однообразие, у независимых разработчиков идеи бьют через край. Они придумывают игры, которые ни на что не похожи. Более того, они создают концепции, которые вообще трудно назвать играми.

Журнал Wired опубликовал об американском инди-разработчике Джейсоне Рорере (Jason Rohrer) и его игровом эксперименте под названием Chain World . Этот мод Minecraft стал лауреатом последнего конкурса Game Design Challenge вовсе не за красивую графику, а за сумасшедшую идею.

Идея такова. Chain World существует в единственном экземпляре на одной USB-флэшке. Для игрока действуют жёсткие правила, которые похожи на библейские заповеди. Игру нельзя переписывать на другой носитель или делать копию. После смерти виртуального персонажа игрок обязан передать флэшку другому игроку (самоубийство разрешается). Запрещено оставлять в игре знаки или текстовые сообщения для будущих игроков. Запрещено рассказывать кому-либо, что игрок видел или делал в игре. Запрещено играть второй раз.

Теоретически, Chain World живёт вечно, передаётся от человека к человеку и со временем может превратиться в нечто совершенно непредсказуемое. Если пофантазировать, то в будущем у этой флэшки могут появиться некоторые атрибуты, свойственные религиозным символам: она уникальна и существует в единственном экземпляре, окружена таинственностью, мистицизмом и полной секретностью, подчиняется заповедям.

Джейсон Рорер создал Chain World для конкурса инди-игр Game Design Challenge, который проходил 4 марта 2011 года в Сан-Франциско. Суть конкурса была именно в том, чтобы сделать самую необычную видеоигру с самыми неожиданными правилами. У каждого разработчика было шесть недель на проект и 15 минут на презентацию для аудитории. Кто получил больше всех аплодисментов - тот и выиграл. Девизом нынешнего конкурса было «Больше чем Иисус», то есть создание игры-религии.

В очередь на получение флэшки Chain World уже записались несколько известных гейм-дизайнеров, включая Уилла Райта. Эти апостолы профессионалы смогут модифицировать игровой мир, который изначально создал Бог Джеймс Рорер.

Многие серьёзные консультанты предлагают внедрять игровую механику в различные сферы человеческой деятельности, вплоть до политики, бизнеса и корпоративной культуры (мол, если каждому клиенту подсчитывать карму или накопительные баллы, то он получит мощный стимул для действий). Но самые законченные апологеты этой теории считают игровую механику не просто полезным приёмом в бизнесе, а скрытым двигателем человеческой цивилизации, самодостаточной вещью. Если составить рейтинг таких «фанатиков», то Джейсон Рорер может занять в нём первое место. Его самая известная игра, симулятор жизни Passage , длится ровно пять минут и вмещает в себе всю жизнь человека. Впрочем, Passage был самой знаменитой игрой Джейсона до появления Chain World, которая представляет собой проект другого уровня.

Это всего лишь демонстрация концепции, то есть демонстрация того, какими свойствами могут обладать игры будущего. С технической точки зрения в Chain World нет ничего особенного, это просто мод Minecraft с набором скриптов. Но почему-то возникает странное чувство, будто эта флэшка - какая-то весточка из будущего, которая нам на что-то намекает.

За последние годы игры перестали быть простым средством развлечения. Сегодня они играют гораздо более серьезную роль, затрагивая в своих сюжетных линиях политику, социальные проблемы и религию. И если уж говорить о религии в частности, то она всегда являлась камнем преткновения между отдельными людьми, конфессиями и даже народами. А если учесть, что в компьютерных играх религия, порой, трактуется разработчиками очень смело, то и общественное мнение бушует по этому поводу отнюдь не тихо.

Недавно докторант Грег Перро из школы журналистики университета Миссури сделал вывод, что многие игры нового поколения приравнивают религию к насилию: «В играх религия не только выглядит жестокой, но и создает проблемы, которые предстоит решить главному герою, который либо воюет с религиозными фанатиками, либо сам страдает от нарушения заповедей».

А сделал Перро такие выводы после исследования пяти игр, в которых так или иначе есть упоминание о религии: «Mass Effect 2,» «Final Fantasy 13,» «Assassin’s Creed,» «Castlevania: Lords of Shadow» и «Elder Scrolls: Oblivion». Перро обнаружил, что все эти игры искажают роль религии, сопоставляя ее с насилием. «В большинстве этих игр акцент делается либо на рыцарей-тамплиеров, либо на участников религиозных миссий и походов», - говорит Перро.


Но если в этом случае всё закончилось только лишь выводами, то в 2001-м году один из самых, казалось бы, безобидных проектов подвергся жесткой репрессии. Верховный комитет научных исследований и исламского закона Саудовской Аравии запретил детскую компьютерную игру Pokemon японской компании Nintendo. Власти страны усмотрели в «Покемоне» пропаганду сионизма и азартных игр, запрещенных исламом. Кроме Саудовской Аравии, игру пытались запретить в Мексике, Словакии и Турции. Пикачу тогда не на шутку расстроился.


А вот совсем недавно, в 2013-м году, религиозный конфликт вспыхнул вокруг BioShock: Infinite. Креативный директор игры, Кен Левин, согласился подкорректировать религиозные темы в игре, чтобы успокоить команду разработчиков. Как оказалось, некоторые члены команды чувствовали себя некомфортно, работая с альтернативными религиями.

Тогда Левин признался, что не собирался ничего вырезать из сюжетной линии BioShock: Infinite, несмотря на то, что это может кого-то оскорбить. Но изменения сделать пришлось, оставив сюжет прежним. По словам креативного директора, ему пришлось изменить одного из персонажей игры после общения с одним очень набожным членом команды.

В целом, религия в BioShock Infinite частично заимствует символы христианства (например, образ агнца) и мотивы таких его течений, как, например, баптизм. Жители Колумбии, как и баптисты, являются сторонниками водного крещения, но при этом не разделяют веры в Иисуса Христа. В летающем городе почитают отцов-основателей США и пророка Захарию Комстока. Из-за этого религия Колумбии больше всего напоминает мормонизм. И если уж объяснять всю эту запутанную историю до конца, то необходимо сказать, что реальный основатель мормонизма, Джозеф Смит-младший, рассказывал, что в четырнадцать лет к нему явился ангел и показал, где найти древние рукописи, которые затем послужили основой для книги Мормона. В BioShock Infinite Комсток точно так же утверждает, что ангел послал ему видение города, парящего в небесах. Смит пообещал своей пастве, что уведет ее в Новый Иерусалим под названием Сион, тогда как Захария Комсток дал людям слово забрать их на летающую Колумбию, подальше от «Содома внизу». Мормоны молятся Джозефу Смиту, а его книгу почитают даже больше Библии. Как и в Infinite, пророка изображали на витражах и фресках, ему ставили статуи и т.д. После такого глубокого и запутанного сюжета даже язык не поворачивается назвать компьютерную игру обычной «убийцей» свободного времени.


Наверное, глядя на все те последствия, которые вызывает навязанная религия в компьютерных играх, сегодня некоторые разработчики решили пойти более простым путём. Геймдизайнер Род Хамбл, получивший наибольшую известность как один из ведущих разработчиков симуляторов жизни The Sims 2 и The Sims 3, анонсировал в 2015-м году пошаговую стратегию Cults & Daggers, в которой игрокам предложено создать собственную религию и обратить весь мир в свою веру. Согласно сюжету, действие игры разворачивается в промежутке между смертью Будды и рождением Христа. Древние боги, потерявшие контроль над Землей, решили ее уничтожить.


Основная идея состоит в том, что игрок должен остановить разбушевавшихся богов. Религиозному лидеру будут помогать его ученики и последователи, которым предложат раздавать самые разные поручения: от чтения уличных проповедей и поиска новых сторонников до расправ с идеологическими противниками. По сути, игра является нейтральной и не должна разжигать конфликты.

Религия в классике

Если вспомнить, как показана религия в классических играх, то можно выделить два эпических проекта, в которых мало кто берется за оспаривание сюжета. Но, тем не менее, придраться есть к чему.

В своей Civilization Сид Мейер показал религию по-своему. По мнению разработчика, чем больше у твоей цивилизации религий, тем больше доступных культовых построек, а значит – выше уровень культуры. В реальной же истории мировых цивилизаций всё было наоборот. Религиозное «поглощение» приводило к ослаблению уровня культуры, что вело к уничтожению цивилизации. К примеру, расцвет цивилизаций арабов, финикийцев, гиксосов и ацтеков всегда происходил в период существования только одной господствующей религии. Остальные же религии либо уничтожались на корню, воспринимаясь как ересь, подрывающая идейную целостность народа, либо они являлись второсортными верованиями завоёванных народов.


Или взять серию Total War, а в частности - «Закат самураев». Перед игроками предстаёт разобщенная Япония 1866 года. Каждый регион разрывается между двумя решениями: опереться на местную самурайскую власть или пустить европейцев. В первом случае игрок сохранит спокойствие внутри страны, но сдаст позиции на границах своих земель, а в случае торговли с Европой или Америкой он дает "зеленый свет" для строительства фабрик, покупки оружия и всяческого развития. Но тогда регионы будут охвачены самурайскими восстаниями. И ведь могло бы всё ограничиться экономикой или политикой, но без религии никак не обошлось. Если Япония начнет сотрудничать с Америкой, то в Страну Восходящего Солнца обязательно приедут протестантские пасторы. И самое интересное то, что в какой-то момент игры геймеру поступает «заманчивое» предложение: «Крестьяне поймали и убили двух христианских проповедников. Что сделать с крестьянами?» И варианты ответов:

Отпустить, как ни в чём не бывало

Дать им денег и похвалить

Наказать этих крестьян и извиниться перед американцами.

Что тут скажешь – необычный подход к совершению самосуда. Многими эти варианты ответов были восприняты отнюдь не положительно.


И напоследок хотелось бы вспомнить несколько религиозных игр разных жанров, сюжеты которых довольно разнообразны и совсем не скучны.

Квест, в котором главным героем является раввин по имени Рассел Стоун. Полиция подозревает его в убийстве одного из прихожан. Стоун начинает заниматься расследованием, параллельно пытаясь разобраться в собственном кризисе веры. В конечном итоге он раскрывает систему тайных организаций, цель которых - подорвать авторитет иудаизма.

Действие этого бескровного шутера происходит в Риме в эпоху Нерона. Главный герой вооружен полученным от ангела господня мечом, который испускает лучи святого духа. Под воздействием лучей демоны дематериализуются, а римские солдаты становятся христианами.

Left Behind: Eternal Forces

Стратегия, в которой Бог забрал в рай всех детей и праведников, а миром правит антихрист, который заселился в румынского политика. Игрок должен возглавить движение подпольных христиан «Отряд скорби», бороться с Карпати (политиком) и обращать грешников в христианскую веру. А если грешники никак не обращаются, то их можно расстреливать. Правда, убийства не поощряются и отрицательно влияют на боевой дух команды.

Стратегия, в которой игроку предлагается возглавить один из народов, населявших Ближний Восток в VI веке н.э., и проследить за историей становления ислама. Также игрок должен объединять арабские племена, строить города и командовать армией.

Устройство храма

Эта игра является отличной «обучалкой» для детей, которые не знают, как устроен храм и как называются находящиеся в нем предметы. Пользователь управляет славянским мальчиком, который блуждает по православному храму без определенной цели. Герой игры может только здороваться с другими персонажами и задавать им определенные вопросы. Звонари, уборщицы и другие служащие храма в ответ объясняют, что такое паникадило и солея. Время от времени героя подбадривает голос Валерия Золотухина.

Hanuman: Boy Warrior

Здесь геймеру предложено играть за обезьяноподобное божество по имени Хануман, бороться против злых существ и знакомиться с основами индуизма. Стоит заметить, что в индии игру приняли довольно холодно, возмущаясь тем, что божеством можно управлять при помощи джойстика.

На самом деле, некоторым разработчикам действительно нужно быть осторожнее с творческой трактовкой религии в своих проектах. Геймеры разные бывают.

Дополнение выйдет 25 июля и в нем игрок станет на тропу войны с религиозными фанатиками Энсгаланте, которые терроризируют весь Нью-Бордо. Это далеко не первый случай, когда в видеоиграх фигурируют секты, безумные религиозные организации и их ужасные деяния. Мы постарались вспомнить самых интересных таких представителей и кратко рассказать о каждом из них.

Юнитология - серия Dead Space

Юнитология появилась в Dead Space в 2215 году и утверждает, что все человечество создано пришельцами и после смерти люди отправляются на небеса с помощью артефакта Черный Абелиск. Вот только для того, чтобы воссоединиться с праотцами необходимо всего лишь умереть.

Самое ужасное - Майкл Альтман, изучавший Обелиск и ставший впоследствии мессией Юнитологии слишком поздно узнал об опасностях артефакта и не успел рассказать о них остальным. Майкл был убит правительственными агентами, которые успели попасть под влияние Обелиска. А его имя было использовано для создания образа пророка-мученика в истории культа.

Орден - серия Silent Hill

Культ Ордена во вселенной Silent Hill и его члены являются главными антагонистами всей серии и так или иначе появляются в каждой ее игре. Они ожидают пришествие некоего ребенка, имеют свои «священные» книги и писания, поклоняются Богу Солнца, которого часто изображают в женском обличии. Кроме этого, организация имеет полноценную и прописанную мифологию со своей историей и философией, которую игрок может узнать внимательно изучая окружающий мир.
Кроме черной магии, тайных ритуалов и кровавых жертвоприношений Орден занимается и более приземленными делами - оборотом наркотиков, похищениями, убийствами и промыванием мозгов жителям близлежащих городков.
Орден является одним из самых известных и ужасающих религиозных культов в видеоиграх.

Хабологи - Fallout 2

Это учение было основано задолго до Великой Войны писателем Диком Хаббеллом. Не смотря на жесткую критику и скорому запрету со временем Хабологи смогли проникнуть в правительство, отменить запрет и начать активную пропаганду своего учения через телевидение.

Последователи Хаббелла верят, что Вселенная - своеобразное Колесо Жизни. Все неверующие находятся на его ободе, словно грязь, по которому прокатывается колесо во время движения. Верующие же - это спицы Колеса, лидеры секты и сам Дик Хаббел - центр, ступица, вокруг которой все вращаются. Еще Хабологи верят в нейродины - своеобразные чакры. Они даже придумали аппарат для очистки нейродин.

Игрок может вступить в ряды сектантов, выполнив ряд квестов. Кроме этого, Избранный может уничтожить всех Хабологов и даже выбрать одну из двух возможных смертей культистов.

Религия в Patapon

Религия в симуляторе бога Patapon представляет собой ритуальный культ, в принципе, ранних людей, которые приносят в жертву верховному божеству (игроку) различные подношения, дары, и вводят себя в боевой транс, чтобы уничтожить в его угаре остальные племена, которые адаптировали этот же культ. Таким образом верующие надеются дойти до конца мира.

Со временем Patapon погружает в роль незримого вождя и иллюстрирует, как племя растет с собственным культом и системой ценностей, прям как это раньше и было.

Культ Идона - Bloodborne

В Bloodborne происходит раскол официальной местной церкви из-за того, что ее главы не смогли концептуализировать и установить центральные догмы. Одни думает, что человек должен потреблять святую кровь, другие - выходить на контакт с богами непосредственно, а уже сами боги помогут людям стать ближе к ним. Помогут пройти теозис и обожение.

Посреди этих события появляется церковь Идона, которая ни в одну категорию не попадает. Из-за этого к Идону появляется очень спорное отношение. У Идона нет мощей, нет крови, нет плоти, которые можно употреблять и которым можно молиться. Он существует только в виде голоса и сам говорит со своей паствой. Церковь Идона явно не очень любят и говорят, что своим голосом он сводит с ума. Также культ Идона в качестве священного медиума использует не кровь, как распространено в мире Bloodborne, а ртуть, которая ассоциируется в Ярнаме с непонятным и мистическим.