Ручная и механизированная срубка свай. ТТК. Срубка "голов" железобетонных цельных свай сплошного квадратного сечения Растушевка свай

В проектной документации определяется общая отметка заглубления свай, в соответствии с которой составляется спецификация изделий. Но на практике добиться единого уровня заложения фундаментных опор невозможно из-за неравномерного расположения грунтовых слоев. Столбы в толщу земли погружают до тех пор, пока их острие не достигнет плотного основания, поэтому оголовки установленных опор оказываются на разной высоте над уровнем планировки участка. Для обеспечения правильной технологии устройства ростверка требуется срубка голов свай, производимая разными способами.

Процесс выполнения работ вручную

К выравниванию оголовков свай приступают после окончательного погружения всех опор и обязательного составления технической документации в виде акта сдачи-приемки. В первую очередь на сваи наносят риски, используя нивелир или лазерный уровень. Никакие замеры от планировочной отметки земли, в этом случае, не допускаются, так как любая неточность может повлечь за собой целый ряд ошибок.

Следует помнить, что фундамент является основой дома, от надежности которой зависит долговечность строения и комфортные условия его эксплуатации.

Срубка свай, оголовки которых расположены на высоте, производится со строительных подмостей, установленных на выровненное и уплотненное основание. Для большей устойчивости под них укладывают жесткие плиты или деревянные щиты. Низко размещенные участки железобетонных опор срезают с земли.

Технология ручной срубки предусматривает использование в работе отбойного молотка. Чтобы свая не была повреждена ниже ранее нанесенной на ее поверхность риски, на опору рекомендуется надевать специальный металлический хомут по линии отметки. В таком случае срубленная поверхность получится ровной, без каких-либо ненужных сколов и опасных трещин. Хомут, выполняя функцию направляющей для пневматического молотка, ограничит соскальзывание бойка в нижнем направлении.

Срубка голов свай производится чуть выше проектной отметки низа ростверка. Размер принимается равным величине заделки опоры в монолитный пояс.

Работы выполняются в несколько этапов. Вначале бетон вырубается со стороны граней. Особое внимание, при этом, обращают на целостность арматурных стержней, заложенных в теле железобетонной опоры. Их аккуратно обнажают и перерезают по требуемому уровню. Затем скалывается внутренняя часть оголовка, после чего срез выравнивается под заделку сваи в ростверк. Иногда для черновой срубки применяют кувалды, но это далеко не лучший вариант. Дело в том, что в данном случае появляется высокая вероятность откалывания лишнего куска сваи.

Ручной метод срубки оголовков значительно дешевле механизированных способов подгонки свай под нужный уровень. Но он является трудоемким и малоэффективным, а потому – длительным. Ручные работы применяют в том случае, когда выравнивать приходится несколько железобетонных опор. На крупных объектах используется более высокопроизводительное оборудование.

Механизированный процесс

Быстро избавиться от лишней части железобетонных оголовков поможет навесная гидравлика, устанавливаемая практически на любой трактор или экскаватор. Оборудование оснащено синхронно работающими поршнями, размещенными с каждой из рабочих сторон механизма. Своеобразный хомут надевается на сваю и закрепляется на нужном уровне.

После подключения поршни начинают одновременно давить по всему периметру сваи, разрушая только требуемый отрезок. Усилия не затрагивают основную часть железобетонной опоры, оставляя ее цельной. При этом:

  • не нарушается структура арматурных стержней, которые нередко используются в узлах сопряжения с ростверками;
  • отсутствует сильный грохот, сопровождающий работу отбойного молотка и кувалды;
  • появляется возможность подготовки около 300 свай за одну смену.

Однако при всех достоинствах гидравлического оборудования, использовать его при малых объемах работ не имеет смысла. Срубка оголовков на десятке свай окажется нерентабельной из-за высокой себестоимости использования специальных механизмов.

Требования и контроль

Срубка свайных оголовков должна производиться в соответствии с нормативными документами и предоставленным заказчиком проектом. Технология работ требует пооперационного контроля качества:

  • при нанесении срубочных рисок выполняется нивелирование по меткам, выполненным на крайних сваях. Между ними натягивается шнур или проволока, по которым проверяется правильность разметки уровней срубки на промежуточных опорах;
  • при установке защитных хомутов допускается визуальный осмотр их положения относительно рисок. Но использовать для этих целей рекомендуется строительный уровень;
  • при срубке оголовков проверяется наличие участка для заделки сваи в ростверк. Как правило, он составляет 50-100мм;
  • при подготовке оголовка под заделку, осматриваются торцы железобетонный свай на предмет присутствия неровностей и отклонений по горизонтали. Также исследуются появившиеся продольные трещины. Их выход за пределы заделки в ростверк не допускается.

Техника безопасности

Технология срубки свай предполагает присутствие травмоопасных операций. В связи с этим:

  • к работам могут допускаться только подготовленные специалисты, имеющие профессиональные удостоверения на право пользования пневматическим инструментом или гидравлическим оборудованием;
  • нахождение посторонних лиц в зоне срубаемой сваи строго запрещается. Опасное расстояние определяется, исходя из размера сбиваемого оголовка и дополнительных пяти метров;
  • одновременная срубка оголовков свай, расположенных по соседству, производиться не может, так как разлетающиеся бетонные осколки способны нанести человеку существенные травмы;
  • срубщик должен быть обеспечен защитными средствами;
  • сбивать оголовки с приставных лестниц категорически воспрещается.

К пневматическому инструменту предъявляются свои требования. Прежде всего, отбойный молоток должен быть исправен, выбранный вариант его подключения к воздуховодам – максимально безопасен, а места стыковочных соединений – герметичны. Шланги нельзя перегибать и допускать их пересечения с электрическими кабелями.

В современном строительстве довольно часто используются сваи. Как правило, это железобетонные изделия с арматурным каркасом. Независимо от того, как точно они забиты и смонтированы, обязательно делается срубка оголовков свай. По технологии забивки данный строительный материал забивают на расчетную глубину, учитывая запас торчащего оголовка. После того как все сваи будут смонтированы, осуществляется срубка свай для придания им равной длины и формирования крепежной площадки.

Технологии срубки свай

Различают 3 главные технологии срубки свай, использующихся в зависимости от запланированных работ и целесообразности применения:

  • ручной метод с помощью отбойного молота и ножниц;
  • при помощи оборудования с режущими фрезами;
  • посредством навесного гидравлического оборудования.

Любая из перечисленных технологий имеет как преимущества, так и недостатки.

Вернуться к оглавлению

Ручной метод срубки свай

Такая технология с использованием молотов считается самым трудозатратным способом. Ее редко применяют. А целесообразно использовать молот при срубке небольшого количества оголовков и тогда, когда технику заказывать дорого. Преимуществом такого способа является его дешевизна. Данный способ достаточно медленный, а в результате сборки зачастую наблюдается плохое качество, повреждение арматурного слоя и разрушение сваи.

Оборудование для срубки свай таким методом – это отбойный молот и гидравлические ножницы. Благодаря гидравлическим ножницам можно обеспечить высокое качество вреза и достаточно быстрое движение процесса. Но стоимость ножниц довольна высока.

Срубка голов свай молотом предусматривает следующие этапы:

  1. Маркировка линии среза на опоре.
  2. Очерчивание молотком борозды, которая будет опоясывать опору по линии среза.
  3. Откалывание кусков бетона движениями снизу вверх или сверху вниз, не затрагивая армирующий каркас.
  4. Срез арматуры или соединение ее с армирующим каркасом ростверка.

В среднем производительность такого мероприятия составляет 12-15 опор за смену. Особенностью такой технологии является трудно прогнозируемое качество результата.

Из-за недостаточно точного инструмента можно разрушить часть опоры под линией среза.

А вот срубка посредством гидравлических ножниц происходит проще. На сваю надевается кольцеобразная насадка, придерживаясь маркера среза. После этого режущими сегментами ножниц откусывается бетонная составляющая опоры, причем арматурный каркас не повреждается. Вся процедура занимает не более 5-10 минут. При этом качество линии среза намного лучше, нежели при использовании молота.

Вернуться к оглавлению

Срубка свай режущими фрезами

Оборудование, которое использует режущие фрезы, применяется все реже, поскольку требует точнейшего расчета и подбора размера фрезы. Если фреза слишком большая, то может разрушиться бетон сваи. Стоит помнить, что внешний диаметр фрезы должен быть меньше внутренних размеров арматурного каркаса. Когда же выбор инструмента и режима работы выбран грамотно и правильно, такая срубка голов свай отличается высокой точностью и скоростью работы. Фрезой может быть оборудован экскаватор, и если машинист техники имеет необходимые навыки, то можно идеально оголить арматуру и при этом не нанести повреждений конструкции.

После забивки свай, выполняется срубка оголовков свай до проектных отметок с сохранением выпусков арматуры, или без, в зависимости от типа соединения свай с ростверком (плитой), указанного в проекте.

Мы выполняем:

  • Cрубка свай с сохранением арматуры (для жесткой заделки)
  • Cрубка свай с удалением арматуры (для шарнирной заделки)
  • Срезка свай отрезными машинами Hilti

Как правило, срубку выполняют организации, выполняющие монолитные работы, однако, ввиду постоянных просьб взять комплекс работ, нашей организацией закуплено и успешно используется оборудование, позволяющее быстро и качественно производить срубку и срезку оголовков свай до проектных отметок.

Применяемое оборудование

Наиболее популярным способом срубки свай, в последнее время, является механизированный способ с применением гидравлических сваескусывателей. Они монтируются на небольшие экскаваторы и позволяют достичь производительности 150-200шт за рабочую смены, что недостижимо при ручной работе. Качество оголовков, при этом, является достаточным и не требует дополнительной доработки оголовков.

  • Гидравлические скусыватели свай сечением 30х30 и 35х35
  • Отрезные машины Hilti с алмазными дисками по железобетону
  • Компрессор с комплектом отбойных молотков

Срубку можно начинать при готовности небольшой части свайного поля. Не обязательно ждать завершения свайных работ на всем объекте. Срубленные оголовки складируются, а затем вывозятся и утилизируются на полигонах ТБО. Преимущество механизированной срубки (скусывания свай) заключается, также, в отсутствии шума от работающих отбойников, что часто бывает актуально в условиях близости других строений.

Сегодня невозможно представить себе строительство без применения свайных конструкций, представляющих собой изделия из железобетона с арматурным каркасом. Однако вне зависимости от того, насколько точен был их монтаж, в обязательном порядке производится срубка свай, необходимая для формирования основы под крепежи и придания всем деталям одинаковой длины.

Три способа вырубки свай

Современное строительство предусматривает три варианта срубки свай. Их применение полностью зависит от вида плановых работ и того, насколько целесообразна по отношению к ним та или иная технология.

Мы рассмотрим все три технологии, узнаем об их преимуществах и недостатках.

Ручной способ вырубки

Данная технология выполняется с использованием специального инструмента – отбойного молота и ножниц. Стоит отметить, что гидравлические ножницы обеспечивают высококачественный срез и быстроту работ, но имеет довольно большую стоимость. На сегодняшний день, данный метод применяют довольно редко ввиду большой трудозатратности


Этапы срубки свайных голов отбойным молотом

Первым делом маркируется линия, по которой будет производиться срез опоры. При помощи молотка очерчивается борозда. Специальной техникой движениями сверху вниз или же снизу вверх откалывается бетон. Арматурный каркас остается нетронутым. Арматура срезается и затем соединяется с конструкцией ростверка.

Преимущества и недостатки:

  • Единственный плюс данного метода – его низкая стоимость.
  • Минусов же гораздо больше: способ довольно медленный – за одну смену можно срубить всего около 12 свай, а в при дальнейшем строительстве нередко наблюдается разрушение арматурного каркаса, и, как следствии, негодность всей сваи.

Рубка гидравлическими ножницами происходит следующим образом

Согласно намеченному уровню среза, надевается специальная насадка в виде кольца. Затем с помощью режущей части инструмента аккуратно откусываются куски бетона таким образом, что арматурный каркас остается неповрежденным. Производится срез арматурного стержня, его крепеж к ростверку.

Преимущества и недостатки:

  • Плюсы: гораздо более качественный срез, нежели в случае с отбойным молотком, конструкция точно останется целой и неповрежденной. Кроме того, работы выполняются быстро – всего 5-10 минут на одну сваю.
  • Минусы: высокая стоимость инструмента.

При выборе ручного метода срубки настоятельно рекомендуем все же потратиться на гидравлические ножницы. Будьте уверены: восстановление свай после отбойного молота обойдется вам гораздо дороже.

Рубим сваи при помощи режущих фрез

Данный способ также не пользуется большой популярностью и постепенно выходит из применения, поскольку режущее оборудование требует очень точного расчета и соответствующего подбора фрез.

Тем не менее, если оборудование подобрано должным образом, то срубка свай производится быстро и отличается высоким качеством среза. Кроме того, фреза может крепиться к экскаватору и если специалист, управляющий техникой, имеет нужные навыки, срез выполняется аккуратно и не повреждает арматурный каркас.

Важный момент: внешний диаметр режущей фрезы должен быть меньше сечения арматурной конструкции.

На видео: Срубка оголовка сваи

Лучшие выбор — гидравлическая техника

Вырубка сваи при помощи навесной гидравлической техники получило широкое распространение в строительстве ввиду своей универсальности и удобстве применения на любом строительном участке. Также крепление оборудования можно произвести к трактору или экскаватору.

Принцип работы гидравлической техники состоит в следующем: поршни, расположенные по кругу, синхронно и равномерно откалывают бетон. Таким образом, данная схема предполагает плавную, аккуратную срубку, исключающую любые повреждения и разрушения бетона и арматурного каркаса.

Важный момент: выбор оборудования зависит от размера сваи и конструкции арматурного каркаса, но есть и универсальные устройства, которые подходят почти ко всем вариантам. Только правильно подобранный инструмент позволит провести работу максимально качественно и быстро.

Сегодня, мы рассмотрели все известные способы вырубки, какие технологии используются и какие результаты приносит каждая из них. А выбирать оптимальное решение предстоит уже вам.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СРУБКА "ГОЛОВ" ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЦЕЛЬНЫХ СВАЙ СПЛОШНОГО КВАДРАТНОГО СЕЧЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение продолжительности строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организации ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Автомобильная дорога - III-й категории;

Протяженность участка усиления земляного полотна - L=800,0 м;

Объем свай - V = 2200,0 м .

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна.

2.2. Работы по срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при срубке "голов" железобетонных свай сечением 350350 мм на 0,65 м с последующим оголением арматурных стержней для замоноличивания их в наголовник при устройстве свайного основания в насыпи земляного полотна, входят следующие технологические операции:

Геодезическая разметка мест срубки голов на сваях;

Срубка голов свай;

Оголение арматурных стержней свай.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бульдозер Б170М1.03ВР (=4,28 м, =1,31 м); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25 т); передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (П=5,3 м/час, =0,7 МПа, m=940 кг); отбойный молоток М0-2К (масса m=10 кг, =0,5 МПа, частота ударов 1600 уд/мин); инжекторная газовая горелка Р2А-01 предназначенная для ацетилено-кислородной резки в комплект поставки входят внутренние и наружные мундштуки, сменные мундштуки, ключ, уплотнительные кольца, газовые баллоны и редукторы.

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Компрессор Atlas Copco

Рис.3. Отбойный молоток МО-2К

Рис.5. Инжекторная газовая горелка Р2А-01

А - горелка; б - инжекторное устройство; 1 - мундштук; 2 - ниппель мундштука; 3 - наконечник; 4 - трубчатый мундштук; 5 - смесительная камера; 6 - резиновое кольцо; 7 - инжектор; 8 - накидная гайка; 9 - ацетиленовый вентиль; 10 - штуцер; 11 - накидная гайка; 12 - шланговый ниппель; 13 - трубка; 14 - рукоять; 15 - сальниковая набивка; 16 - кислородный вентиль.*

Рис.6. Газовые баллоны и редукторы

А - кислородный баллон, объёмом 6 м; б - ацетиленовый баллон, объёмом 5,32 м; г - кислородный редуктор; д - ацетиленовый редуктор.

2.5. Для срубки голов свай применяются кислород технический газообразный отвечающий требованиям ГОСТ 5583-78 ; ацетилен технический газообразный отвечающий требованиям ГОСТ 5457-75 .

2.6. Работы по срубке голов железобетонных свай следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Получить от технического Заказчика (застройщика) Акт выбора земельного участка для строительства объекта, утверждённый решением органа местного самоуправления либо исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

Не менее чем за 10 дней до начала выполнения строительных работ получить от технического Заказчика (застройщика) рабочую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на площадке строительства пункты геодезической основы с составлением Акта освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, по форме, приведённой в Приложение 1 , РД-11-02-2006 ;

Решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства, в т.ч. заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов, размещение заказов на изготовление элементов сборных конструкций, деталей и изделий, необходимых для строительства объекта (сооружения);

Получить у строительного контроля Заказчика основные комплекты рабочих чертежей с надписью "В производство работ " и обеспечить ими строительный участок;

Получить у строительного контроля Заказчика Техническую документацию на забивку и испытания пробных свай с указанием их типов, длины и несущей способности;

Организовать тщательное изучение проектных материалов, содержащих исходные данные для строительства мастерами и производителями работ;

Разработать ППР на "Устройство свайного основания с гибким ростверком для устранения просадок земляного полотна на участке автомобильной дороги", содержащий решения по организации строительного производства, технологии дорожно-строительных работ, согласовать их с Генеральным подрядчиком и строительным контролем Заказчика;

Назначить приказом по строительной организации лиц, ответственных за безопасное производство работ, контроль и качество их выполнения;

Укомплектовать бригаду (звено) рабочими соответствующих профессий и машинистами дорожно-строительных машин необходимой квалификации;

Ознакомить бригадиров и звеньевых с Проектом производства работ, Технологическими картами и технологией производства работ, а также выдать бригадам и звеньям Наряды-задания, Калькуляции и Лимитно-заборные карты на материалы на весь объем порученных работ;

В наряде-задании указывают виды выполняемых работ на данном участке, их объем, нормы выработки, потребное количество рабочего времени на выполнение всего объема работ, сумма сдельного заработка. Здесь же оговариваются условия премирования рабочих бригады;

Провести инструктаж членов бригад (звеньев) по промышленной безопасности и охране труда при выполнении работ;

Обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты;

Установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

Разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;

Устроить временные складские площадки для приёма конструкций, строительных деталей и материалов;

Подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования, доставить их на объект, смонтировать и опробовать на холостом ходу;

Доставить в зону работ потребный инвентарь, приспособления для безопасного производства работ, электрифицированный, механизированный и ручной инструмент;

Обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарём и средствами сигнализации;

Обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.

3.3. Общие требования к выполнению работ

3.3.1. С целью повышения устойчивости или ускорения осадки насыпей земляного полотна и снижения влияния динамической нагрузки на конструкцию предусматривают применение следующих конструктивно-технологических решений:

Сооружение насыпи на слабом основании с расчетным режимом отсыпки, обеспечивающим устойчивость конструкции в процессе строительства и эксплуатации;

Применение разделительных прослоек из геополотен для исключения перемешивания отсыпаемых грунтов и грунтов слабого основания;

Применение армоэлементов из тканых геополотен или геосеток совместно с неткаными геополотнами для обеспечения устойчивости (армирование основания);

Устройство временной пригрузки для ускорения процесса консолидации грунтов слабого основания;

Сооружение "легких" насыпей из пеноматериалов для создания устойчивых и безосадочных насыпей;

Вертикальные дрены из песка, дискретных материалов, специальных (объемных) геосотовых материалов с целью ускорения осадки слабого основания;

Устройство свай из песка, щебня, цементогрунта, железобетона (забивные сваи), цементогрунта, укрепляемого по струйной технологии, инъекционные сваи с ростверком из геосотовых материалов или тканых геополотен с целью создания устойчивых или безосадочных конструкций.

3.3.2. Основание насыпи - природный массив грунта, располагающийся ниже тела насыпи.

3.3.3. Насыпь - земляное сооружение из насыпного грунта, располагающееся выше естественного уровня земли.

3.3.4. Устройство свайных оснований из железобетонных забивных свай включает следующие технологические операции:

Подготовку поверхности основания;

Разбивочные работы;

Отсыпку рабочей платформы из местного грунта (в случае необходимости). Ширина рабочей платформы должна превышать ширину свайного поля не менее, чем на 2,5 м;

Бурение лидерных скважин заданного диаметра и глубины;

Погружение свай в лидерные скважины. Сваи устраивают заподлицо с поверхностью рабочей платформы или с небольшим превышением над ней. Сваи забивают при помощи стандартного оборудования до отказа;

Над забивными сваями устраивают наголовники проектной конфигурации из монолитного бетона;

Поверх наголовников отсыпают выравнивающий слой песка не более 0,2 м;

По выравнивающему слою устраивают гибкий ростверк из геосинтетических полотен;

Поверх ростверка производят отсыпку земляного полотна c послойным уплотнением.

3.3.5. При устройстве насыпей на всех видах свайных оснований толщина рабочей платформы, в зависимости от несущей способности грунта основания и веса применяемых механизмов, должна составлять не менее 0,75 м. Ширина рабочей платформы должна превышать ширину свайного поля не менее чем на 2,5 м.

3.3.6. Рабочая платформа - нижняя часть отсыпаемой на толще слабого грунта насыпи, которая должна обеспечить проходимость в процессе строительства построечного транспорта или возможность временного расположения оборудования, необходимого для выполнения работ по возведению насыпи проектной высоты.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала срубки голов свай должны быть полностью закончены предусмотренные ТТК подготовительные работы, включающие следующие операции и процессы:

Закончена забивка свай на данном свайном поле;

Оформлено актом в установленном порядке сдача и приёмка участка свайного поля;

Проверено наличие проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами свайного поля и Проектом производства свайных работ;

Нанесены проектные отметки среза на сваях;

Определены места складирования срезанных "голов" свай и их места погрузки.

3.4.2. Срубка голов забитых свай разрешается после приёмки свайного поля представителем авторского надзора, и оформленной соответствующим актом.

3.4.3. Выполненные работы по забивке свайного поля в основание насыпи земляного полотна автомобильной дороги должны быть документально подтверждены Актом освидетельствования ответственных конструкций в соответствии с Приложением 4 , РД-11-02-2006 , подписанным представителем технического надзора Заказчика.

3.4.4. Перенос геодезической отметки на каждую сваю производится при помощи цифрового нивелира Sokkia SDL50 от обноски расположенной по периметру котлована. Геодезический знак (репер в виде карандашной черты на боковой поверхности "головы" сваи) определяет высотное положение сваи относительно уровня ростверка. Отметка головы забитой свай находится на 0,70 м выше отметки низа наголовника, а отметка срубки голов свай должна находиться на 0,65 м. За относительную отметку 0,000 принята отметка наголовника, соответствующая абсолютной отметке имеющейся в Рабочем проекте (см. Рис.7).