Прощеное воскресенье — возможность примириться с обидчиками. Великий пост: Прощёное воскресенье Попросить прощения в прощенное воскресенье у священника

В последний день масленичной недели, а в 2016 году он приходится на 13 марта, бывает Прощёное воскресенье. Почему оно так называется, кто может и должен просить прощение и прощать, читателям «АиФ-Ростов» рассказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы хутора Лозной Цимлянского района иерей Роман Нихаев .

«АиФ-Ростов»: - Что это за день такой - Прощёное воскресенье?

Иерей Роман Нихаев: - Это праздник христиан, последний день перед началом Великого поста. Он же и последний день Масленицы (Сыропуст), которая имеет более древние традиции.

В день Сыропуста во всех православных храмах происходят литургии. Прихожане слушают чтение Евангелия, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ. И все просят друг у друга прощения, в том числе - и священники у прихожан.

- Какие же корни у этого дня, почему он так называется?

Церковная история, связанная с названием, такая. Египетские монахи, перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, расходились по одному по пустыне на все 40 дней поста. Монахи понимали, что не каждому из них суждено вернуться назад, поэтому просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И конечно, сами от души прощали всех, чтобы, по окончании Великого поста или перед лицом смерти, предстать перед Всевышним с чистой совестью.

Отсюда и название Прощёного воскресения - быть примирённым и прощённым со всеми, а благодаря этому - и с Богом. Со временем традиция перешла в богослужение всей церкви.

- И даже вознесена в ранг праздника…

Да, я бы сказал, что именно в Прощёное воскресенье, чин прощения многократно усилен тем, что теперь он - день общечеловеческого прощения, не только церковного. Это связано с активным возвращением народа к вере. Сегодня, с наличием технологий и интернета всё, конечно, осовременено - люди просят прощения по телефону, по скайпу, отправляют друг другу смски, но невольно они задумываются и о грехе, и о душе.

- Что нужно или нельзя делать в этот день, какие обряды для него характерны?

В этот день все православные христиане просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Иисуса Христа.

Кстати, чин прощения существует сам по себе, не только в Сыропуст. В монастырях вечером перед сном молятся каждый день. После молитвы - исповедуются в грехах перед Богом.

- Можно ли в этот день, как говорится, выпить и закусить - всё-таки праздник?

Прощёное воскресенье приходится на масленую (сыропустную) неделю, когда происходит заговение - как бы наедание впрок перед Великим постом. Но кушать мясо уже нельзя. В том числе и 8 марта, во вторник (улыбается).

Православные в этот праздник обычно говорят друг другу такие слова: «Прости меня, а я тебя прощаю», а в ответ слышат: «Бог простит!». Так просить прощения могут только верующие или атеисты тоже?

Уверен, что в трудную минуту, когда тяжело, все вспоминают Бога, даже атеисты. И потом, кто простит, если Бога нет?... Слова говорите любые, лишь бы они шли от души.

Просить прощения может и должен каждый. Потому что мы, как те монахи, не знаем, что будет завтра. И как говорили святые отцы: «Помни час смертный и не согрешишь вовек».

- У кого нужно первым просить прощения?

У всех, кого мы могли обидеть вольно или невольно и даже не знаем об этом. Но, в первую очередь, у кого тяжело просить, потому что гордыня не позволяет. У родных и близких просить легко, а вы попробуйте попросить у того, кто обидел вас. Знаю случаи, когда от одного только слова «Прости» оказалось достаточно, чтобы воссоединилась семья, изменилась вся жизнь человека.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…

Книга Екклесиаста, гл. 3

Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.

На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.

Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному» — повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.

В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.

В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.

После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.

Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.

Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.

В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение

Среди причастников — и взрослые, и дети.

Сразу после завершения литургии начинается вечерня.

Во время вечерни совершается каждение храма

Священник читает в алтаре молитвы.

Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения

Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста

В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами - вовсе врагов не иметь. Первая стадия достижения мира с обидчикам - избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Поэтому надо быть внимательным к себе, анализировать свое поведение, не уходить в эмоции. Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.

Этап второй: конфликтуя, не переходи на личности

Но вот не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт произошел. Надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно разделить человека и его действия и противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудить грех, но не грешника. Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то можем утратить понимание границ между правдой и неправдой.

Не осуждать человека - не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки.

Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

Этап третий: предай обидчика Богу

Вот конфликт исчерпан, а в отношениях с человеком появился разлом - обида. В нас горит жажда мести, явно или тайно. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания - пусть его накажет Бог.

Наказание Господне - это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ».

Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: отойди с миром

Есть распространенное заблуждение: раз после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не совсем так.

Человек ведь не может в одночасье стать другим, измениться. Но и от нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него - да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.

Нельзя попустительствовать греху и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена - в могиле.

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости - и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба - замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не дотягивают до идеала.

Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения - попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться - лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения - когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом.

Этап пятый: если злость не проходит, забудь о своем враге

Бывает, что время идет, а мы никак не можем забыть свою боль, простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу - то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.

Вот этот тормозной путь и остановка - и есть путь от гнева и ненависти к прощению и миру. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так - его следует в себе развивать.

И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то устроены сложнее!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности.

И важнейшее из умений - навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог - видит в каждом за множеством грехов доброе начало.

Этап шестой: молись за врагов своих

Следующая стадия избавления от греха вражды - это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва - это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека - самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.

Ведь на самом деле всерьез, искренне простить не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.

А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

Только не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя - мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я какой, всех прощаю.

Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам сладкого чувства прощения. Но следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать - «Бог простит».

Этап седьмой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?

А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить. В конце концов, вражда - обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне - такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Началу Великого поста предшествует Прощеное воскресенье . Так называется оно не случайно: в этот день принято просить друг у друга прощения за совершенные обиды.

Как возникла такая традиция?

Этот обычай появился еще в древности. Подвижники того времени удалялись на период поста из монастырей для уединенной молитвы. Они точно не знали, доживут ли до Светлого Христова Воскресения и увидят ли братию. Поэтому прощались и примирялись со всеми — а вдруг это последняя возможность? Лишь после этого уходили в пустыню или затвор.

Важность примирения

На протяжении всей христианской истории всегда особое внимание уделялось прощению.

Например, в «Отче наш» есть строки И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Если человек держит на кого-то обиду, то как он может читать «Молитву Господню»? Не лицемерит ли, когда просит Бога отпустить ему грехи, а сам не может примириться с родственником, другом, коллегой?

Чтобы наладить отношения с тем, на кого мы обижаемся, не нужно ждать Прощеного воскресенья.

Священники не допускают к Святому Причастию человека, держащего затаенное зло. И это — не проявление жестокосердия со стороны священнослужителя, а исполнения заповеди Самого Спасителя. Ведь Христос говорит в Нагорной проповеди:

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

В Последовании ко Святому Причащению есть слова с похожим смыслом:

Божественную пьюще кровь для Причащения, прежде примирись с оскорбившими тебя, и потом с дерзновением вкушай таинственную пищу

Получается, что для каждого верующего свое «Прощеное воскресенье» наступает не только раз в году, но и постоянно во время подготовки к Евхаристии.

Пример Христа

Бог любит каждого и отпускает ему грехи. Но и человек, как образ Божий, должен также не держать ни на кого зла. Конечно, бывают случаи, когда избавиться от обиды очень сложно.

Иногда человек даже жаждет мести. Как родителям простить убийцу их ребенка? Как пережить смерть близкого человека, наступившую в результате врачебной ошибки?

В таких случаях можно разве что вспоминать пример Христа. Иисус ничем не согрешил, но Его приговорили к казни и распяли. И даже на кресте он молился за обидчиков: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.

Сам Христос первым показывает нам пример, как надо поступать.

Некоторые святые дают ценный совет: не ложись спать, пока не примиришься со всеми обидчиками. Если ты попросил прощения у другого, а он отверг его, помолись о человеке. Ведь он несчастен.

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье

О негативном влиянии обид говорят не только священники, но и психологи. Человек съедает себя изнутри, теряет спокойствие и мир душевный. Также держание зла на других может стать причиной возникновения онкозаболеваний.

Но для верующего даже не это самое худшее следствие затаенных обид. Что может быть хуже неизлечимых болезней? — спросите вы. Ответ кроется в евангельском отрывке, читаемом на Литургии в Прощеное воскресенье:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Действительно, а что может быть хуже, чем быть непрощеным Самим Богом?

Вот поэтому перед началом Великого поста и великого покаяния надо отпустить все обиды, обрести мир душевный. Так будет намного легче настроиться на молитвенный лад.

Надо встретиться с теми, кому вы причинили зло. Если не получается повидаться, то можно позвонить. Главное — делать все это не формально, а с сердечным сокрушением.

В храмах также принято после вечерни Прощеного воскресенья совершать чин прощения. Сначала священник становится на колени и просит прощения у прихожан. Верующие также отвечают земным поклоном и словами «Бог простит, и мы прощаем». Потом прихожане по одному подходят к настоятелю, делают земной поклон и просят у него прощения. Затем все верующие по очереди подходят к присутствующим в храме и просят простить их грешных. На что получают ответ: Бог простит, и я прощаю .

Особенное значение этот чин имеет в общинах или сплоченных приходах, где все друг друга знают и общаются помимо храма. Если же вы видите человека впервые, никогда с ним не пересекались раньше, то вряд ли могли его обидеть. Тогда стоит ли просить прощения?

Также и среди знакомых прихожан будут те, что не сделали вам ничего плохого. Протоиерей Димитрий Струев в таких случаях советует отвечать: «Мне не за что тебя прощать», чтобы всуе не упоминать имя Господне.

В Прощеное воскресенье важно примириться не только с теми, кого мы сами обидели, но и кто нам причинил зло. Надо «заткнуть» свою гордость и проявить смирение. Если безгрешный Христос простил даже Своих убийц, искупил каждого Своею Кровью, то как мы можем держать обиду на ближнего? Ведь от нас требуется только искреннее желание и смелость произнести всего два слова: «Прости меня» .

Проповедь в Прощеное воскресенье и фрагмент чина прощения смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще



Перед первым днем Великого поста всегда отмечают Прощеное воскресенье. Все знают, что нужно просить прощения у родных и близких. Но, важно и правильно ответить. Далее мы разберем, как отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье, какие слова произнести и что вложить в них. Перед постом нужно быть искренним, конечно хорошо простить обидчиков, но бывает и так, что простить не можешь, стоит ли тогда лукавить? Или можно ответь искренне, не тая злого умысла и не скрывая правды.

  • Психологически момент
  • История Прощеного воскресенья

Какие слова подобрать для ответа на просьбу о прощении с точки зрения православной веры

Традиционно в последнее воскресенье масленичной недели, которая предваряет Великий пост, мы просим друг у друга прощение и в ответ прощаем обидчиков. Но многие теряются и не знают, какие слова подобрать, когда слышат просьбу о прощении. Здесь важно понимать, что некоторые просят простить только лишь потому, что того требует обычай, по привычке, так как день такой. Но отвечать на просьбу нужно. Принято говорить: «Бог простит!». Некоторые еще добавляют: «И я прощаю!».

Важно!
Говорите эти слова искренне, от чистого сердца. Священники советуют подобрать иные слова, если нет прощения в душе или не за что прощать. Лучше ответ будет не по принятой форме, а искренним, от сердца. Если вы не можете простить обид тому, кто просит о прощении, ответьте, что «Бог простит» и пожелайте искренне этого. Можно даже сказать о том, что пока сами простить не можете, но очень надеетесь на то, что Господь подарит прощение. Такой ответ поможет примириться с собой внутри перед Великим постом и возможно сблизит вас с тем человеком, который нанес обиду.




Если обиды нет так и скажите, что не за что прощать, не воспринимайте просьбу формально, отнеситесь к этому обряду с душой и пониманием, не думайте, как ответить правильно на просьбу о прощении в Прошеное воскресенье, отвечайте так, как велит сердце.

Важно!
Шаблонный ответ о том, что Бог простит, иногда не приветствуется церковью. Не нужно так отвечать, если нет прощения в сердце, и вы не желаете обидчику прощения Всевышнего. Если это формальная отговорка, то так же не стоит лишний раз упоминать имя Господа всуе. Этим нарушается третья заповедь. Подберите иные слова, можно даже сказать, что простить не можете. Это будет лучше, чем лицемерие. Ну а если обиды нет, то так и ответьте.




Принятый ответ «Бог простит» подчеркивает то, что мы все грешники на этой земле и не имеем права ни судить, ни таить обид. Они скажут тому, кто обратился с просьбой о прощении, что вы равны, что судить не собираетесь, что обращаетесь к Богу за прощением и милостью. В этом состоит суть христианского прощения. Кроме этого, в Евангелие говорится о важности прощения. Прощая, мы можем претендовать и на то, что сами будем прощены Господом.

Психологически момент

Психологи говорят о том, что отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье нужно, а как, подскажет сердце. С точки зрения психологии, шаблонный ответ не всегда верен. Даже он может послужить источником обиды. Это возможно, если обиды никто друг другу не причинял. Важно выбрать правильные слова и интонацию.

Если к вам обратились с просьбой о прощении, отдавая дань традиции, скажите ласково, что прощать не за что, что обид никаких нет. Тому, кого простили, скажите об этом непременно. Человеку, который раскаивается в том, что причинил обиду, будет важно услышать искренние слова прощения.




Не стоит относиться формально к необходимости прощения перед началом поста. Здесь важно на самом деле простить, а не подбирать слова для ответа. Но не стоит винить себя в том, что простить не можете, лучше будьте искренними перед собой и близкими.

Просить прощения – это один из обычаев, которые заведены издревле, еще во времена язычества, как и сама Масленица. Обычаев на Прощеное воскресенье несколько, все они имеют смысл очищения, отпущения тех моментов, которые тянули за душу.

Другие обычаи на Прощеное воскресенье

Издревле на Руси было принято шумно и весело проводить масленичную неделю, а в Прощеное воскресенье просить прощения, очищать совесть и тело. Вот что было заведено в этот день:

1. Посещать бань. Это символический обряд очищения. Смывали с себя все тягости и грязь телесную.

2. Просить прощения. Снимать с себя все душевные переживания и волнения, все то, что терзает и мучает.

Верующие люди в этот день ходят в храм, исповедуются, совершают обряды примирения и очищения.

Не принято шумно проводить этот день с весельем и застольем. Важно подготовиться к Великому посту телесно и душевно.




История Прощеного воскресенья

Сегодня мы шумно отмечаем именно последний день Масленицы – воскресенье, хотя изначально он служил тому, чтобы покаяться, подготовиться к посту. Языческие традиции лежат в основе праздника Масленицы, а обряд покаяния и прощения – христианский. Он не имеет отношения к Масленице, просто совпадает по календарю.

Перед началом поста, который монахи проводили в странствии и уединении, они просили друг у друга прощения за все обиды вольные и невольные. Это было важно потому, что все дни посла они проводили в строгом ограничении, не заботясь о телесном, уединяясь. Многие не возвращались, погибали. Тот факт, что они перед смертью были прощены, имел огромное значение и для тех, кто уходил из жизни и для тех, кто оставался.