Общие принципы налогообложения. Угрюмов Е.С. Принцип справедливости налогообложения – как основа проведения социальной политики государства Принцип определенности налогообложения

Справедливость как основной принцип налогообложения

Justice as basic principle of the taxation

Шайхутдинова Дилара Радиковна аспирант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет», Научная специальность: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

[email protected]

Shaixytdinova Dilara Radikovna graduate student of chair «Finance, monetary circulation and credit»

GBOU VPO «The Surgut state university», Scientific specialty: 08.00.10-Finance, monetary circulation and credit

[email protected]

Аннотация

В настоящее время в экономической науке не существует единого мнения относительно содержания и сущности справедливости как базового принципа, налогообложения. Результатом анализа теоретических воззрений классических и современных исследователей относительно данной проблемы является выделение основных этапов становления и развития содержания принципа справедливости в налогообложении. В статье представлена авторская интерпретация принципа справедливости налогообложения, которая отражает многогранность и комплексность указанного понятия.

Now in the economics there is no consensus on the content and essence of justice as base principle of taxation. As a result of analysis of the theoretical views of classical and modern researchers about this issue is allocation of the main stages

of formation and development the principle of justice in the taxation. The article highlights author"s interpretation of the principle of justice taxation which reflects diversity and complexity of the concept.

Ключевые слова

Налог, справедливость, принцип справедливости налогообложения, налоговое бремя, налоговая нагрузка.

Tax, justice, principle of justice of the taxation, tax burden.

Проблема справедливого налогообложения является одной из наиболее значимых и дискуссионных вопросов в области налогообложения.

Значимость справедливого налогообложения определяется тем, что «повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики во многом зависит от повышения уровня справедливости в экономических отношениях» . Как отмечает Д. Петросян, справедливость «выступает в экономике как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам. Она означает, прежде всего, защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства от экономических и социальных кризисов» . Справедливое налогообложение способно в значительной степени приумножить благосостояние населения посредством обеспечения условий балансового равновесия за счет оптимизации соотношения «сверхдоходов» и отсутствием доходов вовсе.

Неоднозначность трактовки понятия справедливости налогообложения обусловлена вариативностью различных подходов к ее сущности и содержанию. Исследование дефиниции «справедливость» в современной науке представлено с правовых, экономических, философских, политических социальных, нравственных и других позиций. Это, по мнению И.И.

Справедливость в сфере реализации права, по мнению И.С. Ивановой, прежде всего - «беспристрастность при решении споров о праве, обоснованность выводов фактическими обстоятельствами дела, равенство всех перед законом, соразмерность преступления и наказания, соответствие между целями законодателя и средствами, избираемыми для их достижения» .

С позиции В.Д. Филимонова правовое содержание справедливость «получает, прежде всего, в конституционном принципе равенства всех граждан перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ)» .

«Мера справедливости как правовое явление, - отмечает В.Д. Филимонов. - это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений по их содержанию или социальной ценности, обеспечивающее в процессе правового регулирования их поведения единство личных и общественных интересов» .

Таким образом, содержание справедливости как правового явления заключается в отсутствии дискриминации граждан перед законом и соответствии личных интересов гражданским.

«Справедливости» с точки зрения экономической науки присущи основные характеристики этого общего понятия. Классик политэкономии А. Смит уделял понятию «справедливости» серьезное внимание при рассмотрении общей проблематики рыночного хозяйства. В работе «Теория нравственных чувств» он изложил свой взгляд на моральные стороны жизнедеятельности человека и общества. Смит, в частности, считал, что

невозможно объяснять бедность, не рассматривая проблему неравенства. В его трудах «справедливость» и беспристрастность предстают как фундаментальные понятия, без которых по сути дела невозможно нормальное функционирование рынка . По мнению А. Сена, стремление к экономической «справедливости» означает сначала

бессознательную, а затем и осознанную тягу человека к равным возможностям занятия хозяйственной деятельностью и к такому присвоению ее результатов, которое бы не приводило к закреплению временного имущественного неравенства, возникающего вследствие разных

способностей людей и несовершенства среды их жизнедеятельности .

С нашей точки зрения, справедливость в экономическом аспекте означает равное распределение ограниченных ресурсов среди экономических субъектов, обуславливающее удовлетворение личных потребностей для обеспечения условий воспроизводства и расширенного воспроизводства.

В политической жизни представление общества о справедливости понимается «как равной возможности всех граждан реализовать свой человеческий потенциал, свои знания и предпринимательские способности, как о праве на достойную жизнь, должно учитываться в идеологии проведения экономических реформ, при проведении которых необходимо предотвращать дальнейшее расслоение общества и обнищание населения, уменьшать это расслоение, преодолевать бедность» . По сути, справедливость политической жизни в данной трактовке означает

легитимность политических решений и действий, обеспечение равенства

возможностей в реализации собственных амбиций и желаний, а также отсутствие деления на социальные классы.

В свое время справедливость определялась выдающимся русским правоведом С.А. Муромцевым как «присущая в данное время данной общественной среде совокупность субъективных представлений о наиболее совершенном правовом порядке» . Перефразируя это определение, применительно к налоговой справедливости, можно определить ее как

совокупность укоренившихся в обществе представлений о совершенном порядке налогообложения, которое, учитывая интересы населения, полностью удовлетворяет потребности государства.

Помимо многообразия существующих подходов, определение дефиниции «справедливость» осложняется и тем, что интерпретация справедливости может различаться, в зависимости от сложившихся в том или ином историческом периоде представлений о ней, которые, в свою очередь, складываются под воздействием различных объективных и субъективных факторов, таких как экономическое и политическое устройство государства, социальный статус индивида, его политические, религиозные, мировоззренческие позиции и другие.

Сложности при попытках определения четких критериев справедливого налога и справедливой налоговой системы связаны именно с относительным и субъективным характером понятия справедливость.

На каждом историческом этапе формируются свои представления о справедливом налогообложении.

А.А. Исаев, рассматривая понятие справедливости как понятие относительное, изменяющееся с ростом культуры, отмечал: «Общественный быт, покоящийся на рабском труде, имеет не такое представление о справедливости, как общество, основанное на свободе всех граждан и равенстве их перед законом» .

По мнению В. Пушкаревой, исторический спор о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципам справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.

Мысль о справедливости в налоговой системе зародилась с момента возникновения этой системы. И тем не менее, даже в начале XX в. русский экономист Г.И. Болдырев в труде «Подоходный налог на Западе и в России» (1924) отмечал, что «понятие о налоговой справедливости принадлежит к

числу наименее установившихся понятий» . Дискуссионность проблем налоговой справедливости, по мнению автора, обусловлена «субъективностью идеи справедливости вообще, во-первых, а во-вторых, различным пониманием ее состоятельными и малоимущими слоями населения. Политический характер налога, в том числе принципа справедливости в обложении разделил и финансовую науку на два лагеря, которые трактовали справедливость в налогообложении с противоположных позиций. Но все финансовые школы были едины в том, что «справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней изменяется в зависимости от места и исторической эпохи» .

М.М. Алексеенко, делая попытку выяснения природы справедливости в налогообложении, писал, что «справедливость, как и все нравственное, есть понятие относительное и зависит от места, времени и культуры народа» . С этих позиций М.М. Алексеенко дает теоретическое толкование справедливости в налогообложении: «При формировании налогов люди стремятся к «справедливости», но «человеческая справедливость» относительна. В обществе, которое характеризуется делением классов на привилегированные и податные, общность обложения оскорбительна для привилегированных. В обществе, в котором фундаментальным началом общественной жизни признано равенство перед законом, судом, службою и налогом, общность обложения до такой степени обыденное дело, что о ней странно и говорить, как о вопросе» .

А. Вангер выделил финансовый и социальный аспект справедливости налогообложения «Смысл справедливости обложения точно представляется различным, смотря по тому, с финансовой ли или с социальной точки зрения будем на него смотреть. Но обе точки зрения приводят хотя и разными, но логическим и отвечающим требованиям справедливости системам налогов. Существующие в практике системы стоят преимущественно на финансовой точке зрения. Но и в них А. Вангер усматривал уже некоторые уступки социальной точке зрения (например, во внимании к неравенству

налогоспособности, в прогрессии и дегрессии окладов при подоходном налоге и при обложении наследств), что дает ему повод заключить, что исключительно финансовую точку зрения считают уже недостаточной»

A. Исаев в своем труде «Очерк теории и политики налогов» рассматривает справедливость в обложении с точки зрения финансовой политики. Учение о справедливости в политике налогов, по его мнению, содержит в себе ответы на два вопроса: 1) кто должен платить налоги? и 2) как достигнуть уравнительности при распределении налогов между плательщиками, с помощью какого принципа пропорционального или прогрессивного? Такая постановка вопроса актуальна и сегодня.

Основные диспозиции в рамках данной дискуссии стали предметом анализа многих современных исследователей.

B.Г. Пансков рассматривает принцип равенства и справедливости как экономический принцип и как юридический принцип налогообложения. Согласно экономическому принципу равенства и справедливости «распределение налогового бремени должно быть равным, и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства, соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства» . Юридический же принцип равенства и справедливости, по мнению ученого, состоит «в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенстве государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации ни одной из них» .

В подтверждении позиции В.Г. Панскова можно отметить, что учебнике «Налоговая политика. Теория и практика» под редакцией И.А. Майбурова понятие «справедливая налоговая политика» также рассматривается в юридическом и экономическом аспекте. С юридической

точки зрения «Справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает всеобщий характер налогообложения и равенство всех налогоплательщиков перед законом, т.е. их уравнивание в правах, обязанностях и ответственности за нарушение налогового законодательства. Фактически это требование означает запрет на дискриминацию налогообложения граждан по расовым, национальным, политическим, имущественным и другим признакам» . В экономической трактовке «Справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает реализацию принципа справедливости в налогообложении или обеспечивает справедливое распределение налогов (налогового бремени) между индивидами» . Такое положение обуславливает необходимость постановки и решения вопроса «Должны ли индивиду нести одинаковое (равное) или разное налоговое бремя?».

Как отмечает Я.Ю. Глуховский, «налогоплательщики часто и в очень разных ситуациях ссылаются на налоговую справедливость. Однако преимущественно они связывают ее со снижением налоговой нагрузки либо с полным освобождением от налогов. В данном случае имеет место субъективная справедливость, обусловленная защитной реакцией налогоплательщика на утрату части принадлежащих ему материальных средств в результате налогообложения. Такая справедливость порождает у налогоплательщика стремление уменьшить собственные налоги, в сочетании с предъявлением требований к публичной власти по выполнению ею различного рода обязательств. Однако имеется и другое, объективное понимание налоговой справедливости, которое имеет практическое значение, поскольку это понимание органов власти, которые облагают налогами. Оно сводится к тому, что покрытие публичных расходов связано с необходимостью подбора источников доходов и справедливого распределения налоговой нагрузки среди экономических субъектов» .

Таким образом, справедливость в налогообложения связана с принципом общности и равномерности обложения (соразмерности), которая реализуется во всей налоговой системе сквозь призму элементов налогообложения.

Налоговая ставка относится к основным элементам юридической конструкции налога и как элемент налогообложения является своего рода отображением реализации принципа соразмерности и общности налогообложения.

В российской правовой системе принцип соразмерности связан с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Он закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации; этот принцип отражает невозможность установления «чрезмерных» налогов без учета фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и сборов.

Соразмерность налогообложения, по мнению А.В. Демина, складывается из трех составляющих - пропорциональности, обоснованности и допустимости налоговых изъятий:

1. Требование пропорциональности. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК).

2. Требование обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК).

3. Требование допустимости. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК) .

Нарушение принципа справедливости как следствие обременительности налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

Отказ от соблюдения данного принципа может привести к тому, что налогообложение фактически может создать невыносимые условия жизни, «разорвать» единое экономическое пространство, затруднить свободное

перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, снизить экономическую активность индивидуальных предпринимателей и организаций и т. д. В этой связи отмечается, что нарушение данного принципа чревато социальными конфликтами и нанесением непоправимого ущерба экономике государства в виде падения уровня производства, снижения спроса на продукцию, банкротства хозяйствующих субъектов. Данный принцип исходит из невозможности введения «чрезвычайных» налогов, ограничения предпринимательской деятельности

налогоплательщиков, допуская такие ограничения только в случае наличия военной, природно-климатической, энергетической, социальной угрозы. В условиях демократического правового государства данный принцип обладает особой значимостью для налоговой системы. Формирование налоговой системы соразмерно конституционным целям и задачам закрепляет существование в государстве налоговой политики, которая должна быть ориентирована на человека, защиту его прав и свобод .

Справедливость налогообложения тесно соприкасается с реализацией более частных по отношению к нему принципов экономической

обоснованности и соразмерности налогообложения. Это объясняется тем, что налогообложение должно соотноситься не только с необходимостью реализации налогоплательщиками своих основных прав и свобод, но также должно учитывать их экономическое положение. В частности, принцип экономической обоснованности исключает произвольное установление

налогов и сборов и требует, чтобы налогообложение тех или иных лиц осуществлялось исключительно с учетом их налоговой способности.

Игнорирование этого принципа может привести к тому, что

налогообложение станет непосильным бременем для налогоплательщиков, непреодолимым препятствием для нормального существования и развития.

И.И. Кучеров, подтверждает, что справедливое налогообложение должно строиться на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков. Необходимым условием этого

является последовательная реализация принципов всеобщности равенства и соразмерности налогообложения .

На основе анализа теоретических подходов к справедливости налогообложения, заключим, что в науке существуют различные аспекты «выражения справедливости в налогообложении, а ее достижение связывается с выполнением различных требований, например, соразмерности, всеобщности, равенства и законности, достаточности, удобства налогообложения» .

Модифицируя хронологию этапов становления и развития налогового анализа Е.В. Чипуренко и систематизируя информацию о становлении и развитии принципа справедливости в налогообложении можно представить путь ее трансформации и его этапы в следующем хронологическом порядке, указанном в таблице 1.

Таблица 1

Хронологический обзор эволюции содержания принципа справедливости в

налогообложении

Наименование этапа и временной период Характеристика этапа

Идентификация справедливости в налогообложении (XVIII в.) Выявление необходимости справедливости в налогообложении. Теоретическая разработка «благоприятных» с точки зрения налогоплательщика условий и порядка налогообложения. Обоснование необходимости всеобщего налогообложения граждан и соответствия их материальных возможностей интересам государства, определенности условий и порядка налогообложения.

Обоснование нормы справедливости налогообложения с учетом условий конкретной страны Определена и обоснована необходимость количественной оценки справедливости налогообложения и учета

(XIX в.) специфики экономических условий конкретной страны для оценки результатов налогообложения.

Обоснование необходимости оценки соответствия системы налогов и налогообложения на предмет реализации принципа справедливости (первая половина XX в.) Интерес к определению результатов воздействия налогообложения на экономику после первой мировой войны и связан в Европе: с усилением налогового процесса в результате послевоенных реформ; с репарационной проблемой для реализации «принципа минимума налогового бремени». В США интерес к анализу воздействия налогообложения на сбалансированность в частном секторе вновь возник после великой депрессии 1929-1923 гг. в связи с внедрением кеинсианских методов регулирования экономики. Осуществление расчета налоговой нагрузки для послевоенного посткризисного регулирования экономики.

Формирование методики количественной оценки справедливости налогообложения (вторя половина XX в. - XXI в.) Внедрение планирования в хозяйственную деятельность коммерческих организаций привело к возникновению налогового планирования как процесса оптимизации налоговых платежей, что потребовало разработки методик количественной оценки воздействия налогообложения на результаты деятельности. Экономический и финансовый кризисы начала века потребовали пристального внимания к проблемам управления и оценке воздействия системы налогообложения на результаты

хозяйственной деятельности. Теоретическая и

методическая разработка показателей справедливости налогообложения (налоговое бремя,

налоговый потенциал). Анализ, мониторинг и оптимизация

эффективности налоговых льгот.

Проводя итог анализу теоретических воззрений классических и современных исследователей относительно сущности понятия «справедливость» в налогообложении, обозначим нашу точку зрения, формулируя его трактовку.

В узком смысле, реализация принципа справедливости в налогообложении, в нашем понимании, подразумевает формирование централизованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, соразмерно материальным возможностям налогоплательщиков.

В широкой интерпретации, мы считаем, сущность принципа справедливости налогообложения наиболее полно можно отразить с позиции системного подхода, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Таким образом, принцип справедливости налогообложения можно определить как систему взаимосвязанных элементов, отражающих его сущность (рис. 1):

1) легитимность системы налогообложения;

2) сбалансированность номинальной налоговой нагрузки материальным возможностям налогоплательщиков;

3) отсутствие дискриминации граждан в налоговом праве, обязанностях и ответственности перед соблюдением условий и порядка налогообложения.

Рис. 1. Интерпретация содержания принципа справедливости в налогообложении через систему взаимосвязанных элементов

Таким образом, можно заключить, что принцип справедливости имеет сложное содержание и является основным принципом, который характеризуется отсутствием дискриминации граждан в налоговом праве, обязанностях и ответственности перед соблюдением условий и порядка налогообложения, легитимностью системы налогообложения и соответствием материальных возможностей налогоплательщиков их номинальной налоговой нагрузки.

Библиографический список

1. Голованов, Г. Р. О справедливости при установлении объекта налогообложения [Текст] / Г. Р. Голованов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - №6. - С. 81-87.

2. Демин, А.В. О соразмерности налогообложения [Текст] / А.В. Демин // Финансы. - 2002. - № 6. - С. 38-39.

3. Иванова, С.А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) [Текст] / С.А. Иванова // Государство и право. - 2006. - № 1. - С. 19-26.

4. Исаев, А.А. Очерк теории и политики налогов [Текст] / А.А. Исаев. -М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. - 270 с.

5. Князев, Ю. Справедливость и экономика [Текст] / Ю. Князев // Общество и экономика. - 2012. - №1. - С. 33-62.

6. Кучеров, И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) [Текст] / И.И. Кучеров // Финансовое право. - 2009. - № 4.

7. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -367 с.

8. Налоговая политика. Теория и практика: [Текст]: учебник для

магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 519 с.

9. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: [Текст]: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - 680 с.

10. Петросян, Д.С. О социальной справедливости в экономических отношениях [Текст] / Д.С. Петросян //Общество и экономика. - 2005. - №.9. -

11. Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики [Текст]: Учеб. пособие / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.

12. Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов [Текст]: Учеб. пособие / В.М. Пушкарева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 192 с.

13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства / Вступ. ст. Б.

В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. - М.: Республика, 1997. - 351 с.

14. Соколов, Д.В. Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов в налоговой системе РФ и информирование участников налоговых отношений об их правах и обязанностях [Текст] / Д.В. Соколов // Налоги. - 2006. - № 1. - С. 15-21.

15. Сорокина, Ю.В. Справедливость и право в современном философско-правовом дискурсе [Текст] / Сорокина Ю.В., Малиновская Н.В. // Законодательство и экономика. - 2011. - №5. - СПС «Консультант Плюс».

16. Урубкова, И.А. Принцип справедливости в налоговом праве: историкотеоретический аспект [Текст] / И.А. Урубкова // Налоги и налогообложение.

2011. - № 6. - СПС «Консультант Плюс».

17. Филимонов, В.Д. Справедливость как принцип права [Текст] / В.Д. Филимонов // Государство и право. - 2009. - №9. - С. 5-13.

18. Чипуренко, Е.В. Методология налогового анализа и оценки влияния системы [Текст]: Автореф. дис. док. экон. наук: 08.00.12 / Е.В. Чипуренко; ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет». - М., 2011. - 49 с.

1. Golovanov. About justice at establishment of object of the taxation / G. R. Golovanov//Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2011. - No. 6. -Page 81-87.

2. Dyomin, A.V. About harmony of the taxation of / A.V. Dyomin//Finance.

2002. - No. 6. - Page 38-39.

3. Ivanov, S.A.Printsip sotsialnoy spravedlivosti in law-enforcement activity (theoretical aspects of realization) / Page. A.Ivanov//State and right. - 2006.

No. 1. - Page 19-26.

4. Isayev, A.A.Sketch of the theory and politicians of taxes / A.A. Isayev. -M: JSC Yurinfor-Press, 2004. - 270 pages.

5. Knyazev, Y.Spravedlivost and economy / Y.Knyazev//Society and economy. - 2012. - No. 1. - Page 33-62.

6. Drivers, I.I.Justice of the taxation and her components (legal aspect) / I.I. Drivers//Financial right. - 2009. - No. 4. - Page 24-28.

7. Taxes and taxation : studies. a grant for students of the higher education institutions which are training on economic specialties / ; under the editorship of D.G.Chernika. - 2nd prod., reslave. and additional - M: YuNITI-DANA, 2010. - 367 pages.

8. Tax policy. Theory and practice: : the textbook for the undergraduates who are training on specialties «Finance and the credit», «Accounting, the analysis and audit», "World economy" / ; under the editorship of I.A.Mayburova. - M: YuNITI-DANA, 2010. - 519 pages.

9. Panskov, V.G.Nalogi and taxation: theory and practice: : the textbook for bachelors / Century G. Panskov. - 2nd prod., reslave. And additional - M: Publishing house of Yurayt; IDES of Yurayt, 2012. - 680 pages.

10. Petrosyan, Page. About social justice in the economic relations of / S. Petrosyan//Society and economy. - 2005. - No.9. - Page 135-154.

11. Pushkarev, V.M.Istoriya of a world and Russian financial science and policy : Studies. grant / Century of M. Pushkarev. - M: Finance and statistics, 2003.

12. Pushkarev, V.M.Istoriya of financial thought and policy of taxes : Studies. grant / Century of M. Pushkarev. - M: INFRA-M, 1996. - 192 pages.

13. Smith, A.Issledovaniye about the nature and the reasons wealth / Vstup.

B.V.Meerovskogo"s Art.; Подгот. text, comment. A.F.Gryaznova. - M: Republic, 1997. - 351 pages.

14. Falcons, D.V.Printsipy of the taxation providing realization of the constitutional principles in tax system Russian Federation and informing of participants of the tax relations about their rights and duties of / V. Sokolov//Taxes. - 2006. - No. 1. - Page 15-21.

15. Sorokin, Yu.V.Justice and the right in / Sorokin Yu.V. modern philosophical and legal discourse., Malinovsky N of Century//Legislation and economy. - 2011. - No. 5. - Union of Right Forces «Adviser Plus».

16. Urubkova, I.A.Principle of justice in the tax right: historical and theoretical aspect of / I.A. Urubkova//Taxes and taxation. - 2011. - No. 6. - Union of Right Forces «Adviser Plus».

17. Filimonov, V.D.Justice as principle of the right of / EL Filimonov//State and right. - 2009. - No. 9. - Page 5-13.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов от получателей доходов, собственников в общегосударственное пользование.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения:

Всеобщность

Определенность

Справедливость

Удобность (экономичность).

Принцип всеобщности означает, что каждый субъект, имеющий объект налогообложения, должен платить налоги, эта обязанность гражданина перед государством определяется в Конституции РФ ст. 57.

Принцип определенности означает обязанность уплачивать налоги в точно определенных размерах, сроках и формах. Для того что бы налог считался установленным и имел свою юридическую силу у него должны быть установлены все элементы.

Принцип справедливости означает, что налоги должны уплачиваться пропорционально полученным доходам и возможностям налогоплательщика.

Принцип удобности(экономичности) – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его, с наименьшими затратами по сбору налогов.

Со временем эти принципы дополнились принципами обеспечения достаточности и подвижности (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с нуждами и возможностями государства).

Кроме классических принципов в налоговой системе могут использоваться и такие принципы как:

Равномерности налогообложения;

Нейтральности нагрузки т.е. независимо от места осуществления деятельности, вида деятельности, национальности и других характеристик налоговая нагрузка должна быть равной;

Простота и удобство в формах и в порядке исчисления и изъятия;

Оптимальность форм, методов и сроков уплаты;

Однократность, т.е. один и тот же объект должен облагаться только один раз;

Нейтральность налогов, т.е. налоги не должны вредить деятельности и жизнедеятельности граждан (необлагаемый доход);

Простота, доступность и ясность налогообложения;

Принцип заинтересованности налогоплательщика в получении дохода;

Принцип постоянства налоговой системы (налоговая система стабильна, если нет изменений в налоговом законодательстве в течение 5 лет и постоянна, если нет изменений в течение трех лет).


Опыт налогообложения подсказал и главный принцип: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность в хозяйственной деятельности.

Налогообложение является экономическим методом и рычагом, который формирует экономические отношения в сфере производства, обмена, обращения и потребления.

Экономический механизм налогообложения должен обеспечить:

1) равные экономические условия для всех предприятий независимо от форм собственности;

2) заинтересованность предпринимателей в получении доходов;

3) заинтересованность предприятий через систему льгот в насыщении товарами потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, решения социальных задач;

4) уверенность предпринимателей в долгосрочном планировании, что может обеспечить стабильная и устойчивая налоговая система.

Оптимально построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к поиску путей увеличения доходности.

В начале второй половины ХХ века американский ученый Артур Лаффер графически показал зависимость доходов государства от величины налоговой ставки.

V - Доходы бюджета Максимально возможная

величина дохода бюджета V max V 1 V2

Нормальная Запретная зона зона

Х1 Х2 Х - Налоговая ставка, %

Предельная ставка,

при которой доходы

бюджета достигают

максимума

где Х – уровень налоговой ставки

V – объем денежных поступлений в бюджет

Х опт. – оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума V макс.

Равенство бюджетных поступлений V 1 = V 2 достигается при очень разных уровнях налоговых ставок

Х 2 значительно больше Х 1

Доказано, что увеличение налоговой нагрузки (рост количества налогов, увеличение их ставок, отмена льгот) первоначально повышает налоговые поступления и достигает максимума, а затем начинается резко снижаться. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми, т.к. определенная часть налогоплательщиков разоряется, сворачивает производство. А вторая часть находит незаконные пути уклонения от уплаты налогов. В дальнейшем, даже при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы.

Необоснованное увеличение налогового бремени является первопричиной развития теневой экономики.

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятия у налогоплательщика до 30-40% от доходов есть черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и инвестиций в экономику. А если эта черта доходит до 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательству и расширению производства.

Эффективность налоговой системы должна обеспечить разумные потребности государства, изымаемая у налогоплательщиков не более 30% его доходов.

Налоговая система отдельных стран, например, Швеции имеет более высокий процент изъятия доходов – 50% и более, но в этой стране за счет налоговых доходов государство решает многие экономические и социальные задачи. Которые в большинстве стран, особенно в РФ сейчас решаются за счет своих доходов налогоплательщика после уплаты налогов.

Налоги и налоговая система - это не только источник бюджетных поступлений, но и структурные важнейшие элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Лекция подготовлена профессором кафедры

налогов и налогообложения Н.Н. Тюпаковой

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал . В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 1):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Рис. 1. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

Принцип равенства , согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

Практически стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

1.2 Принцип справедливости налогообложения

В самом общем смысле справедливость применительно к налогообложению есть форма поведения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностям и правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаются как на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сути морально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странах получил закрепление на конституционном уровне. В ст. 31 Конституции Испании говорится: "Каждый

участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию.

Данный принцип - базовый в системе принципов налогообложения. Вместе с тем отдельные ученые, признавая его первичность и важность, относили и относят принцип справедливости налогообложения к условным моментам, исторически изменяющимся и не имеющим прочного стержня.

Такое суждение только отчасти является правильным. Гораздо правильнее утверждать, что в этом принципе присутствуют достаточно устойчивые (если не вечные) элементы, которые могут служить твердыми критериями для налоговой политики и которые подтверждают правильность положения французского философа А. Камю: "Все течет, но ничего не изменяется". Анализ принципа справедливости налогообложения позволяет выделить в нем три таких элемента.

Первый элемент может быть сформулирован так: каждый гражданин обязан оплачивать работу своего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой. Понимание налога в этом смысле возникло в древности и лежало в основании экономической деятельности любого государства. Но научно принцип справедливости налогообложения был впервые обоснован А. Смитом, который полагал, что подданные (граждане) обязаны участвовать в поддержке своего государства сообразно со своими материальными средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые каждый получает под охраной государства. По существу, аналогичное определение данного принципа было сформулировано в начале ХХ в. российским ученым-финансистом М.И. Фридманом: раз все члены общества находятся под защитой государства и пользуются личной и политической свободой, то каждый из них должен уплачивать налоги в равной мере с другими.

Суть второго элемента: в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицами государство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую по закону часть. Обязанность платить налоги выступает в качестве безусловного требования государства к каждому лицу (физическому и юридическому), имеющему определенный доход и имущество. Уклоняясь от уплаты налога, гражданин не только нарушает экономические права государства, но также интересы других граждан, поскольку подобное уклонение приводит к необходимости повышения налоговых ставок и возложению на добросовестных плательщиков дополнительных обязанностей.

Третий элемент выражается следующим образом: государственные налоги, распространяясь на граждан и организации, возлагают бремя на одних и предоставляют налоговые льготы другим. Статья 56 НК РФ под налоговыми льготами признает преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Так, граждане освобождаются от уплаты налогов, получая государственные пособия по безработице, беременности и родам. Без этого элемента принцип справедливости налогообложения не обладает полнотой содержания.

Вместе с тем государство, используя механизмы налоговых льгот, может справедливо и мудро решать сложные политические проблемы, в том числе актуальную для нашей страны демографическую. Например, двое рабочих, работающие на заводе по одной специальности, получают одинаковую зарплату, причем у одного из них - один ребенок, а другой имеет на иждивении пятерых детей. Можно ли считать, что государство подходит к ним справедливо, взимая одинаковый по размерам подоходный налог?

Принцип справедливости наиболее фундаментальный в системе принципов налогообложения. На него можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не только самостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует над другими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует прежде всего к нему. Не только в России, но и в странах благополучной Европы и в США рядовой налогоплательщик если он недоволен налоговой системой, то в качестве основного ее недостатка указывает чаще всего на несправедливость. Значение этого принципа велико и непререкаемо. Известный ученый-финансист начала ХХ в. В.Н. Твердохлебов резонно писал: "Не науке решать какие принципы "важнее"; но "справедливость" налогов находится вне пределов ее компетенции, тогда как другие принципы могут служить предметом ее объективного анализа"

Во-вторых, принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным для большинства других принципов, так что при его анализе невольно приходит на память старинная русская поговорка: "Ржаной хлебушко всем хлебам дедушко". Большинство принципов налогообложения логически и юридически вытекают из принципа справедливости, являются в известной мере его составляющими.

В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени.

Налоговое право тесно связано с идеей правового государства. Понятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности.

Например, Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов.

По мнению экономиста Н.И. Тургенева: "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу"Далее он пишет: "...правительство обязано стараться отклонять, сколько возможно, тяжесть налога от простого народа". Он считает крайне несправедливым, когда целые классы - например, духовенство и дворянство, особенно во Франции - были освобождены от уплаты налога. "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу"

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных условий. Он приобрел два аспекта: "справедливость по горизонтали" и "справедливость по вертикали".

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть "справедливости по горизонтали"

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается "справедливость по вертикали"

Известные американские политологи Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон отмечают: "Налоговая политика направлена на достижение множества разнообразных целей, которые иногда могут входить друг с другом в противоречие. С одной стороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать со своих граждан максимальное количество налогов. С другой стороны, оно не хочет резать курицу, несущую золотые яйца. Чем выше налогообложение, тем меньше у граждан стимулов к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у них может возникнуть стремление покинуть страну. В налоговой политике следует также соблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью. Эффективность означает извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальной стоимости продукции.

Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными"

Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностью исследован, поскольку он имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни общества. "Трудно найти другое такое понятие, к которому законодатели столь часто прибегали на словах и которое так часто оказывалось ущемленным на практике, как справедливость. Пожалуй, справедливость можно назвать "синей птицей" юриспруденции: она так же желанна и так же неуловима. Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривя душой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. В полной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость"

Рассматривая проблему политико-правовой справедливости, необходимо отметить, что современное налоговое законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. В связи с этим представляется неслучайным, что в условиях подобного правового вакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд России посвятил именно вопросу справедливого налогообложения.

Впервые данный принцип был сформулирован в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П, и звучит он так: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов"

Впоследствии данный принцип нашел свое закрепление и в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов), а именно: "...при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости". При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".

В доктрине налогового права США принцип справедливого налогообложения понимается несколько иначе - через фактический принцип единообразия налогообложения или принцип единства налогового пространства. Он закреплен в ст. 1 раздела 8 Конституции США: "... все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах". При этом указанный принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика (одинаково по всей стране) и единые требования к налоговому закону

Рассмотренный принцип, естественно, закреплен и в законодательстве большинства стран мира. Например, в ст. 53 Конституции Италии сказано: "Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно своей платежеспособности".

Принцип справедливости налогообложения обозначен, например, в Конституции Республики Молдова, в ст. 58 которой указано: "Налоговая система, предусмотренная законом, должна обеспечивать справедливое распределение налогового бремени"

Наиболее примечательной с точки зрения утверждения важнейших устоев налогообложения следует признать Конституцию Бразилии, в которой закреплен целый ряд соответствующих принципов, причем как общего, так и специального характера. В ней определено, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и распределяться в соответствии с экономической способностью налогоплательщика; в частности, для того чтобы обеспечить осуществление этих принципов, налоговая администрация при соблюдении личных прав и в соответствии с предписаниями закона может выяснять состояние, доходы и экономическую деятельность налогоплательщика (ст. 145).

Каким же образом реализуются политические установки через важнейший налоговый принцип - справедливости налогообложения? Как показывает практика государственного строительства, различными способами, основной из которых законотворческая деятельность государства. Например, Президент Российской Федерации в своем Послании на 1998 г. пишет: "Налоговая реформа должна включать: расширение базы налогообложения при обеспечении справедливого распределения налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков; упрощение налогового законодательства, придание налоговым законам большей прозрачности; сокращение числа налогов и т.д." Позже указанные политические установки Президента РФ были реализованы в конкретных законах, к примеру в ст. 3 НК РФ, в которой указано: "... законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не разрешается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала"

Справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться.

Основной признак справедливой налоговой системы - наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льгот осуществляется государственное регулирование экономикой страны.

Как указал в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации, налоговые законы должны предусматривать определенные льготы, причем без прямой увязки с доходами. Кроме того, при выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости.

Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать повышению авторитета власти, политической стабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В самом общем смысле справедливость применительно к налогообложению есть форма поведения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностям и правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаются как на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сути морально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странах получил закрепление на конституционном уровне. В ст. 31 Конституции Испании говорится: "Каждый

участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию.

Данный принцип - базовый в системе принципов налогообложения. Вместе с тем отдельные ученые, признавая его первичность и важность, относили и относят принцип справедливости налогообложения к условным моментам, исторически изменяющимся и не имеющим прочного стержня.

Такое суждение только отчасти является правильным. Гораздо правильнее утверждать, что в этом принципе присутствуют достаточно устойчивые (если не вечные) элементы, которые могут служить твердыми критериями для налоговой политики и которые подтверждают правильность положения французского философа А. Камю: "Все течет, но ничего не изменяется". Анализ принципа справедливости налогообложения позволяет выделить в нем три таких элемента.

Первый элемент может быть сформулирован так: каждый гражданин обязан оплачивать работу своего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой. Понимание налога в этом смысле возникло в древности и лежало в основании экономической деятельности любого государства. Но научно принцип справедливости налогообложения был впервые обоснован А. Смитом, который полагал, что подданные (граждане) обязаны участвовать в поддержке своего государства сообразно со своими материальными средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые каждый получает под охраной государства. По существу, аналогичное определение данного принципа было сформулировано в начале ХХ в. российским ученым-финансистом М.И. Фридманом: раз все члены общества находятся под защитой государства и пользуются личной и политической свободой, то каждый из них должен уплачивать налоги в равной мере с другими.

Суть второго элемента: в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицами государство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую по закону часть. Обязанность платить налоги выступает в качестве безусловного требования государства к каждому лицу (физическому и юридическому), имеющему определенный доход и имущество. Уклоняясь от уплаты налога, гражданин не только нарушает экономические права государства, но также интересы других граждан, поскольку подобное уклонение приводит к необходимости повышения налоговых ставок и возложению на добросовестных плательщиков дополнительных обязанностей.

Третий элемент выражается следующим образом: государственные налоги, распространяясь на граждан и организации, возлагают бремя на одних и предоставляют налоговые льготы другим. Статья 56 НК РФ под налоговыми льготами признает преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Так, граждане освобождаются от уплаты налогов, получая государственные пособия по безработице, беременности и родам. Без этого элемента принцип справедливости налогообложения не обладает полнотой содержания.

Вместе с тем государство, используя механизмы налоговых льгот, может справедливо и мудро решать сложные политические проблемы, в том числе актуальную для нашей страны демографическую. Например, двое рабочих, работающие на заводе по одной специальности, получают одинаковую зарплату, причем у одного из них - один ребенок, а другой имеет на иждивении пятерых детей. Можно ли считать, что государство подходит к ним справедливо, взимая одинаковый по размерам подоходный налог?

Принцип справедливости наиболее фундаментальный в системе принципов налогообложения. На него можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не только самостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует над другими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует прежде всего к нему. Не только в России, но и в странах благополучной Европы и в США рядовой налогоплательщик если он недоволен налоговой системой, то в качестве основного ее недостатка указывает чаще всего на несправедливость. Значение этого принципа велико и непререкаемо. Известный ученый-финансист начала ХХ в. В.Н. Твердохлебов резонно писал: "Не науке решать какие принципы "важнее"; но "справедливость" налогов находится вне пределов ее компетенции, тогда как другие принципы могут служить предметом ее объективного анализа"

Во-вторых, принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным для большинства других принципов, так что при его анализе невольно приходит на память старинная русская поговорка: "Ржаной хлебушко всем хлебам дедушко". Большинство принципов налогообложения логически и юридически вытекают из принципа справедливости, являются в известной мере его составляющими.

В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени.

Налоговое право тесно связано с идеей правового государства. Понятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности.

Например, Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов.

По мнению экономиста Н.И. Тургенева: "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу"Далее он пишет: "...правительство обязано стараться отклонять, сколько возможно, тяжесть налога от простого народа". Он считает крайне несправедливым, когда целые классы - например, духовенство и дворянство, особенно во Франции - были освобождены от уплаты налога. "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу"

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных условий. Он приобрел два аспекта: "справедливость по горизонтали" и "справедливость по вертикали".

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть "справедливости по горизонтали"

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается "справедливость по вертикали"

Известные американские политологи Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон отмечают: "Налоговая политика направлена на достижение множества разнообразных целей, которые иногда могут входить друг с другом в противоречие. С одной стороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать со своих граждан максимальное количество налогов. С другой стороны, оно не хочет резать курицу, несущую золотые яйца. Чем выше налогообложение, тем меньше у граждан стимулов к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у них может возникнуть стремление покинуть страну. В налоговой политике следует также соблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью. Эффективность означает извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальной стоимости продукции.

Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными"

Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностью исследован, поскольку он имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни общества. "Трудно найти другое такое понятие, к которому законодатели столь часто прибегали на словах и которое так часто оказывалось ущемленным на практике, как справедливость. Пожалуй, справедливость можно назвать "синей птицей" юриспруденции: она так же желанна и так же неуловима. Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривя душой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. В полной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость"

Рассматривая проблему политико-правовой справедливости, необходимо отметить, что современное налоговое законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. В связи с этим представляется неслучайным, что в условиях подобного правового вакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд России посвятил именно вопросу справедливого налогообложения.

Впервые данный принцип был сформулирован в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П, и звучит он так: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов"

Впоследствии данный принцип нашел свое закрепление и в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов), а именно: "...при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости". При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".

В доктрине налогового права США принцип справедливого налогообложения понимается несколько иначе - через фактический принцип единообразия налогообложения или принцип единства налогового пространства. Он закреплен в ст. 1 раздела 8 Конституции США: "... все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах". При этом указанный принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика (одинаково по всей стране) и единые требования к налоговому закону

Рассмотренный принцип, естественно, закреплен и в законодательстве большинства стран мира. Например, в ст. 53 Конституции Италии сказано: "Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно своей платежеспособности".

Принцип справедливости налогообложения обозначен, например, в Конституции Республики Молдова, в ст. 58 которой указано: "Налоговая система, предусмотренная законом, должна обеспечивать справедливое распределение налогового бремени"

Наиболее примечательной с точки зрения утверждения важнейших устоев налогообложения следует признать Конституцию Бразилии, в которой закреплен целый ряд соответствующих принципов, причем как общего, так и специального характера. В ней определено, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и распределяться в соответствии с экономической способностью налогоплательщика; в частности, для того чтобы обеспечить осуществление этих принципов, налоговая администрация при соблюдении личных прав и в соответствии с предписаниями закона может выяснять состояние, доходы и экономическую деятельность налогоплательщика (ст. 145).

Каким же образом реализуются политические установки через важнейший налоговый принцип - справедливости налогообложения? Как показывает практика государственного строительства, различными способами, основной из которых законотворческая деятельность государства. Например, Президент Российской Федерации в своем Послании на 1998 г. пишет: "Налоговая реформа должна включать: расширение базы налогообложения при обеспечении справедливого распределения налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков; упрощение налогового законодательства, придание налоговым законам большей прозрачности; сокращение числа налогов и т.д." Позже указанные политические установки Президента РФ были реализованы в конкретных законах, к примеру в ст. 3 НК РФ, в которой указано: "... законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не разрешается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала"

Справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться.

Основной признак справедливой налоговой системы - наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льгот осуществляется государственное регулирование экономикой страны.

Как указал в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации, налоговые законы должны предусматривать определенные льготы, причем без прямой увязки с доходами. Кроме того, при выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости.

Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать повышению авторитета власти, политической стабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.