Изменение в Налоговом кодексе: налоговый период. Летние поправки в налоговом кодексе рф Изменения в нк с 19 августа

В результате станет ясно, как определять даты начала и окончания налогового периода для целей налогообложения в случаях:

  • создания, ликвидации, реорганизации юридического лица, если налоговый период по соответствующему налогу установлен как квартал, месяц. Эти изменения смотрите в таблице ниже;
  • регистрации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • исполнения экономическим субъектом обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Обратите внимание

Прежние и новые правила определения налогового периода для налогоплательщиков с 19.08.2017 не касаются расчетного периода по страховым взносам – утратил силу пункт 7 статьи 55 Налогового кодекса РФ. Расчетный период по страховым взносам будет определяться по новым правилам, установленным для налоговых агентов по НДФЛ.

Новый порядок определения налогового периода для организаций

Суть изменений Стало Было
Норма НК РФ Содержание нормы Норма НК РФ Содержание нормы
Прописано, как при создании юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как квартал * Пункт 3.1 статьи 55 Если организация создана не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца квартала, в котором она создана.
Если организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца квартала, следующего за кварталом, в котором она создана
Пункт 4 статьи 55 … в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал … при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика
Прописано, как при создании юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как месяц Пункт 3.3 статьи 55 … первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца календарного месяца, в котором она создана
Прописано, как при ликвидации или реорганизации юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как квартал * Пункт 3.2 статьи 55 … последним налоговым периодом является период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации ликвидации или реорганизации.
Если организация создана и ликвидирована, реорганизована в одном квартале, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации.
Если организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и ликвидирована, реорганизована до конца квартала, следующего за кварталом, в котором она создана, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации
Прописано, как при ликвидации или реорганизации юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как месяц Пункт 3.4 статьи 55 … последним налоговым периодом является период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня ликвидации или реорганизации.
Если организация создана и ликвидирована или реорганизована в одном календарном месяце, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации

* Это правило не применяется в отношении налогового периода по ЕНВД (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период для предпринимателя

Правила по налоговому периоду для индивидуальных предпринимателей аналогичны правилам, установленным для организаций. С одной оговоркой – они не действуют при определении налогового периода по ПСН (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Регистрация предпринимателя

Если предприниматель зарегистрирован в этом качестве не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до конца этого квартала. В противном случае первым налоговым периодом считается период со дня регистрации предпринимателя до конца квартала, следующего за кварталом регистрации (п. 3.1 ст. 55 НК РФ).

2. Налоговый период – месяц.

Первым налоговым периодом для предпринимателя будет период времени со дня его регистрации в качестве предпринимателя до конца календарного месяца регистрации (п. 3.3 ст. 55 НК РФ).

3. Налоговый период – год.

Если предприниматель зарегистрирован в период с 1 января по 30 ноября, то первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации до 31 декабря этого календарного года.

Если же предприниматель зарегистрирован в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для него будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации (п. 2 ст. 55 НК РФ).

Прекращение деятельности предпринимателя

1. Налоговый период – квартал.

Последним налоговым периодом для предпринимателя считается период с начала квартала до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же квартале.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном квартале, то налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.

Если же предприниматель зарегистрирован менее чем за 10 дней до конца квартала и снят с регистрации до конца квартала, следующего за кварталом регистрации, то налоговым периодом будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации (п. п. 3.1, 3.2 ст. 55 НК РФ).

2. Налоговый период – месяц.

Последним налоговым периодом для предпринимателя является период с начала календарного месяца до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же месяце.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном месяце, то налоговый период считается со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации в этом качестве (п. п. 3.3, 3.4 ст. 55 НК РФ).

3. Налоговый период – год.

Последним налоговым периодом является период с 1 января календарного года до дня утраты силы регистрации предпринимателя – в том же году.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном календарном году, то налоговым периодом будет период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.

Если же предприниматель зарегистрирован в период с 1 декабря по 31 декабря, а снят с регистрации до конца следующего календарного года, то налоговым периодом считается период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период для налогового агента

Для организаций и предпринимателей

Налоговый период по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам установлены как календарный год (ст. 216, п. 1 ст. 423 НК РФ). Поэтому при создании (регистрации) организации или предпринимателя – налогового агента первым налоговым периодом по НДФЛ (расчетным периодом по страховым взносам) считается период со дня создания (регистрации) до конца того же календарного года.

При ликвидации, реорганизации (прекращении деятельности предпринимателем) последним налоговым (расчетным) периодом будет период с начала календарного года до дня ликвидации, реорганизации (утраты силы регистрации в качестве предпринимателя).

  • организация создана и ликвидирована, реорганизована в том же календарном году;
  • предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в том же календарном году, то налоговым (расчетным) периодом считается период со дня создания организации (регистрации предпринимателя) до дня ликвидации, реорганизации (утраты силы регистрации предпринимателя).

Для “самозанятых” лиц

“Самозанятые” лица – это лица, не выплачивающие вознаграждений иным физическим лицам: адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ). Для них теперь установлен порядок определения расчетного периода – для целей уплаты страховых взносов “за себя”.

При постановке “самозанятого” лица на учет в налоговой инспекции первым расчетным периодом считается период со дня постановки на учет до конца того же календарного года.

При снятии “самозанятого” лица с учета в налоговой инспекции последним расчетным периодом является период с начала календарного года до дня снятия его с учета в инспекции.

Если “самозанятое” лицо зарегистрировано и снято с регистрации в том же календарном году, то расчетным периодом будет период со дня постановки на учет в инспекции до дня снятия с учета.

Вопрос

Появилась новая статья 54.1 в Налоговом Кодексе РФ. На что она влияет? Какова причина ее включения в НК? К чему приведет ее появление для налогоплательщиков?

Ответ

С 19 августа 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется статьей 54.1. Основной целью нововведения является разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, т.к. в последнее время участились претензии контролирующих органов, связанные с недобросовестностью налогоплательщиков. В данной статье законодатель устанавливает перечень ситуаций, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог) признавая расходы или принимая НДС к вычету, а также выделяет несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий.

Налоговым кодексом РФ будет установлена обязанность налоговых органов доказывать обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Обоснование

С 19 августа 2017 года Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее Закон 163-ФЗ) Налоговый кодекс РФ дополняется статьей 54.1. Основной целью нововведения является разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, т.к. в последнее время участились претензии контролирующих органов, связанные с недобросовестностью налогоплательщиков. Несмотря на то, что в данной статье термин «необоснованная налоговая выгода» не употребляется, она является логическим продолжением известного Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53).

В данной статье законодатель устанавливает перечень ситуаций, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог) признавая расходы или принимая НДС к вычету. Согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ для этого необходимо одновременное выполнение двух условий:

Уменьшение налога (зачет, возврат) не является основной целью сделки;

Обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом по договору или лицом, которому оно передано в силу закона или договора.

Применять данное положение можно только в отношении реальных хозяйственных операций (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). В этой части фактически ничего не меняется, т.к. новая норма повторяет ряд положений п. п. 3 , Постановления N 53.

В помощь налогоплательщикам статья выделяет несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;

Нарушение контрагентом налогового законодательства;

Наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Скорее всего такие критерии были закреплены специально, чтобы снизить количество формальных претензий к налогоплательщикам. Основное, на что следует теперь обращать внимание - это контрагент первого уровня (или лицо, которому переданы его обязанности). После вступления в силу нововведений обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности контрагентов второго и последующего звеньев не должны учитываться в качестве самостоятельных оснований для предъявления претензий со стороны налоговых органов. Тем самым можно ожидать меньше споров по претензиям, основанным на недобросовестности «дальних» контрагентов.

Кроме того, Налоговым кодексом (ст. 82 НК РФ в редакции Закона N 163-ФЗ) установлена обязанность налоговых органов доказывать обстоятельства, предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ, но какие именно инструменты могут использоваться для доказывания, не определено. Разъяснения по этому вопросу можно найти в Методических рекомендациях территориальным налоговым и следственных органам по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@).

Поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 19 августа 2017 года. Федеральный закон 163 от 18.07.2017 вводит новую статью 54.1, которая не допускает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога в результате искажения сведений. При камеральных и выездных проверках налоговый инспектор должен выявить умышленное нарушение, произведенное должностным лицом. Нельзя искажать факты хозяйственной жизни и информацию об объектах налогообложения.

При этом компания может уменьшить сумму налога, если одновременно выполняются два условия:

  • целью сделки не является неуплата налога;
  • сделку проводит лицо указанное в договоре или лицо, которому было передано обязательство по закону.

Сделка признается реальной, когда найдет налогоплательщик, который её совершил. Если сделка сделана и результат получен, но контрагент не мог её сделать на самом деле (нехватка сотрудников, адрес регистрации или учредитель являются массовый, нет соответствующего персонала), то налоговый инспектор должен найти настоящего исполнителя, чтобы признать сделку нереальной. В противном случае она признается реальной и не может являться нарушением.

Подписание первичных документов неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах, возможность провести сделку с другими контрагентами по отдельности не является основанием для признания уменьшения налога неправомерным.

В письме ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" представлены возможные действия налоговых инспекторов, направленные на доказательство умысла в совершении правонарушения.

  • Анализ первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, договоры), для объяснения схемы фиктивного документооборота, направленного на получение налоговой выгоды.
  • Анализ необязательных документов (переписки, заявки, складские книги, журналы выдачи пропуском, протоколы совещаний).
  • Повторный опрос лиц, давшие "конкурирующие" показания.
  • Приоритетный допросе работников, которые на момент проведения проверки не являются сотрудниками организации.
  • Проверка реальности сертификатов на товар, объема выпущенной продукции и взаимоотношений продавца и производителя при перепродаже товара.
  • Проверка лиц, принимающих товар, расходующих его в.производство и принимающие решение о закупке при приобретении ТМЦ для использования внутри компании.
  • Опрос бухгалтера для выявления фактов отражения в бухгалтерском учете фиктивного движения товаров.
  • Выявление функции контроля руководителя при оприходовании продукции в учете и вынесение поручений об их учете.
  • Анализ сведений в информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговая отчетность, Банковские счета, ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, Роспатент).

Цель проверки - выявить факты фиктивности сделки и доказать осведомленность должностных лиц в нереальности затрат. Для этого необходимо определить действия либо бездействие должностных лиц организации, которые обусловили совершение правонарушения. Налоговая доказывает умысел одновременно со сбором доказательств совершения налогового правонарушения. Для этого используется: получение пояснений налогоплательщика, допросы, истребование документов, осмотры, выемка, направление запросов в банки. Также вина налогоплательщика может быть доказаны судом. Налоговая признает его решение. При доказывании вины компании штраф за умышленную неуплату налогов возрастет с 20 до 40 процентов неуплаченной суммы налога. Кроме того, такое правонарушение может повлечь уголовную ответственность.

Статья подготовлена по материалам Чаадаевой О.В., советника налоговой службы РФ I ранга, старшего преподавателя Приволжского Института повышения квалификации ФНС РФ, члена Палаты налоговых консультантов РФ.

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (действует с 19 августа 2017 года).

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

"Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.";

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

В результате изменений, в НК РФ добавлены положения о необоснованной налоговой выгоде, определяющие ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить налоговый вычет и или расходы принять к учету для целей налогообложения, даже при налиции "формально корректных" первичных документов.

Проявление необоснованной налоговой выгоды в 2017 году и ранее может выражаться

  • в недобросовестной конкуренции в налоговой сфере;
  • сотрудничестве с однодневками, офшорами;
  • размывании налоговой базы;
  • необоснованном использовании налоговых послаблений, льгот и т. п.
  • Согласно упомянутому постановлению Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», необоснованная налоговая выгода возникает при уменьшении налоговой обязанности путём всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим.

О получении необоснованной налоговой выгоды в 2017 году можно вести речь, в случаях если:

  1. Документально не обосновано право на ее получение.
  2. Налоговики доказали, что сведения в представленных документах:
    • неполны;
    • не соответствуют действительности;
    • содержат противоречия.

То есть действует общепринятый принцип: налоговая выгода обоснована пока не доказано обратное. По сути, в новых нормах речь идёт о борьбе с агрессивными способами оптимизации налогового бремени, которые приводят к:

  • неисполнению либо не целиком исполнению обязанностей по уплате налогов;
  • получению права на возмещение налога – возврат/зачет.

Что нового

Понятие "необоснованная налоговая выгода" с 2017 года регулируется положениями статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В частности:

  1. Прямо запрещено уменьшение налоговой базы и/или налога к уплате путем искажения информации:
    • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
    • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете, налоговой отчетности.
  2. При отсутствии фактов, перечисленных выше, по имевшим место сделкам/операциям плательщик может уменьшить налоговую базу и/или сумму налога согласно положениям соответствующей главы НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
    • 1) главной целью сделки/операции не выступает неуплата/неполная уплата и/или зачет/возврат налога;
    • 2) обязательство по сделке исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому оно передано в силу договора или закона.
  3. 3 В силу сказанного выше не могут рассматриваться как отдельные основания и как неправомерные уменьшение плательщиком налоговой базы и/или размера налога к уплате:
    • подписание «первички» неизвестным или неполномочным лицом;
    • нарушение контрагентом налогового законодательства;
    • наличие у плательщика возможности получить тот же экономический результата при совершении иных не запрещен ных законом сделок, операций.
Требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на:
  • сборы;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • плательщиков сборов;
  • плательщиков страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, разъясняя цели нововведений, отметил: «Пришло время включить правовую позицию ВАС РФ в Налоговый кодекс».

Депутат указал, что статья 54.1 закрепляет в налоговом законодательстве приоритет содержания над формой, как важнейший принцип налогового регулирования. Законодатели ориентировались на опыт судебной практики, чтобы установить в статье исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган может запрещать налогоплательщику уменьшать налоговые платежи.

Цели хорошие. Но споры о формальных основаниях для применения налоговых вычетов до сих пор кипят (например, по командировочным). Получится ли закрепить приоритет содержания над формой в таких условиях? Или же статья 54.1 добавит поводов к судебным разбирательствам?

Пункт 1 новой статьи 54.1 не допускает «уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности».

Термин «искажение сведений» кодексом не расшифрован. Не ясно, охватывает ли это определение счетные ошибки. Но при этом положения статьи 54.1 НК РФ сформулированы в виде жесткого запрета.

Аналогичные по смыслу требования Пленума ВАС сформулированы не столь категорично и более подробно. Пункт 3 постановления Пленума гласит: Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом. Пункт 7 Постановления № 53 указывает, что делать в этом случае: объем налоговых платежей нужно пересчитать исходя из подлинного экономического содержания операции.

Опасения от нововведений усиливает пункт 2 статьи 54.1 НК РФ, согласно которому право уменьшить налоговую базу, налогоплательщики получают при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ. То есть, если буквально, то уменьшать налоговую базу можно только, если не выявлено уменьшение базы в результате «искажения сведений» в учете и отчетности.

Однако, полагаем, что на практике и после 19 августа налогоплательщики сохранят право на пересчет налоговых обязательств исходя из подлинного экономического смысла операций. То есть судьи по-прежнему будут руководствоваться пунктом 7 Постановления № 53. Кроме того, новый смысл могут приобрести положения статей 54 и 81 НК РФ, которыми установлен порядок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений).

Пункт 2 статьи 54.1 НК РФ добавляет еще два требования для получения права на уменьшение налоговой базы. В результате чтобы учесть расходы или применить вычет нужно соблюсти одновременно три условия:

  1. Не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу.
  2. Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога.
  3. Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону.

Прототип второго и третьего вышеуказанных условий тоже можно найти в 53 Постановлении ВАС. Но и в этом случае Пленум ВАС более универсален, точен и понятен, чем законодатели.

Так 4 и 9 пункты Постановления № 53 гласят, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена вне связи с реальной предпринимательской деятельностью. Суды определяя такую связь и выявляя деловую цель, должны оценивать свидетельства намерений налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности.

Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому суд имеет право не признавать налоговую выгоду обоснованной, если установит, что деловых целей не было, а налогоплательщик хотел получить доход исключительно за счет налоговой выгоды.

В 5 пункте Постановления № 53 довольно подробно систематизированы признаки, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. В частности это:

  1. Невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места или объема необходимых материальных ресурсов.
  2. Отсутствие необходимого для операций управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
  3. Совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в заявленном объеме.

Сравнение жестких, но неопределенных норм статьи 54.1 НК РФ с конкретными и универсальными формулировками Пленума ВАС позволяют надеяться, что контролеры не смогут отказаться от 53 Постановления. На практике выводы Пленума ВАС 2006 года теперь должны органично дополнять и разъяснять новую статью 54.1 Кодекса.

Вывод: если 53 Постановление не сохранит свое значение для трактовки Налогового кодекса, то нас ждут никому не нужные налоговые споры по новым формальным основаниям.

То есть такие споры, которые законодатель хотел бы статьей 54.1 свести к минимуму. Но нельзя исключать, что некоторые инспекторы могут воспользоваться новыми формулировками, чтобы ущемить права налогоплательщиков. Очевидно, что статья 54.1 НК РФ дает новые возможности для выяснения позиции в суде.

И в этом смысле не понятно, почему законодатели, стараясь обобщить судебную практику, отказались от привычной терминологии. Видимо, понимая риски, глава бюджетного комитета А. Макаров, изначально высказывал опасение, что толкование норм нового закона на практике может отличаться от концепции законодателей (МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/).

Поэтому депутаты решили не ограничиваться стандартными процедурами. Они доведут через ФНС до территориальных налоговых органов позицию законодателя и организуют мониторинг применения новых норм.

Если два первых пункта статьи 54.1 НК РФ добавляют неопределенность, то пункт 3 статьи 54.1 точно явление положительное, которое сократит количество налоговых споров. Теперь закон прямо запрещает инспекторам снять расходы или отказать в праве на вычет только потому, что:

  • первичный документ подписало неустановленное или неуполномоченное лицо;
  • контрагент налогоплательщика нарушил налоговое законодательство;
  • налогоплательщик мог получить такой же результат экономической деятельности иным способом (в ходе других сделок (операций).

Теперь у налоговиков не получится автоматически отказать в праве на вычет по счетам-фактурам от недобросовестных поставщиков.

А такое случалось постоянно, стоило контролерам установить, что контрагент не сдает отчетность или не находится по адресу, указанному в счет-фактуре. Теперь главное, чтобы сделка была реальна и исполнил ее тот контрагент, с которым компания заключила договор.

Август 2017 г.
Подготовлено экспертами «Правовест Аудит»

Остались вопросы?

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства - записывайтесь на