Чучхе как государственная идеология корейской народно-демократической республики. Идея Чучхе в Северной Корее – идеология трудовой партии Ким ир сен чучхе высосал из пальца

Название официальной идеологии Северной Кореи, впервые предложенной в 1955 году Ким Ир Сеном в противовес марксистским идеям, исходившим из СССР и Китая.

Суть идеи чучхе - опора в развитии именно на собственные силы корейцев.

Строго говоря, сам термин «чучхе» был известен ещё в средневековой Корее.

«В конце 1955 года на пленуме ЦК ТПК Ким Ир Сен произнёс речь «Об изжитии догматизма и формализма - и установлении чучхе в идеологической работе», направленную против низкопоклонства вообще и перед СССР в частности.

Жёсткой критике были подвергнуты лидер советской фракции Пак Чхан Ок и его соратники. Речь представляла собой законченную политическую программу, которую удалось реализовать на практике. Она особенно интересна тем, что содержала формулировку идей чучхе, которые очень скоро станут официальной северокорейской идеологией.

Сам термин «чучхе» обычно переводят как «самостоятельность», «самобытность», «опора на собственные силы» или «человек - хозяин всего».

Ким говорил о чуждых корейцам формах прямого копирования советской действительности. В Министерстве обороны на стенах висят пейзажи Сибири, а не прекрасных гор Мехян и Кымган. В красных уголках на предприятиях помещают фото советских заводов и их производственные показатели, а не картины восстановления промышленности КНДР. И даже в школах вместо классиков корейской литературы висят портреты Пушкина и Маяковского .

Почему «Нодон синмун» копирует заголовки из «Правды»? - спрашивал он. - Почему даже оглавление печатается на западный манер в конце книг, а не в начале, как принято в Корее?»

Балканский А., Ким Ир Сен, М., «Молодая гвардия», 2011 г., с. 144.

«Чучхе ставит во главу угла человеческое сознание и волю, способные преобразовать мир. Идея находится на первом месте по отношению к материи. Особый упор делается на воспитание личности.

Предполагается, что с помощью просвещения и правильного подхода к человеку возможно в корне изменить его, создать новую, улучшенную породу людей.

От конфуцианства в идеях чучхе был воспринят и принцип иерархичности. Наверху иерархии находится вождь, принимающий решения, затем партия, передающая их массам, и народ, исполняющий указания. При этом нация мыслится как одна большая семья, а вождь - как любящий отец.

Однако неверно было бы воспринимать чучхе как законченную философскую и теоретическую систему. Это не набор догматов, а скорее определённое мировосприятие, изложенное в текстах Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Оно носит практический характер, помогая осуществлять управление государством.

Выдвижение идей чучхе было весьма практичным шагом. Для небольшой страны, многие века зависевшей от больших держав и недавно избавившейся от колониального гнета, стремление к самостоятельному развитию без оглядки на других было абсолютно естественным и пользовалось полной поддержкой в обществе. Появление собственной идеологии подчёркивало значимость КНДР как одной из ключевых стран социалистического лагеря. А сам Ким с таким идейным багажом мог уверенно называть себя теоретиком мирового уровня.

Одной из важнейших составляющих чучхе является тезис о ключевой роли вождя в жизни государства. С начала 1970-х годов в северокорейских учебных заведениях преподается курс «вождеведения».

Юным корейцам объясняют, что если физическое тело они получают от родителей, то социально-политическую жизнь даёт вождь - Ким Ир Сен (а после него - Ким Чен Ир ).

Для возвеличивания вождя была разработана специальная титулатура. Ким Ир Сена именовали «Великий Вождь», «Легендарный герой - Солнце нации», «Непобедимый стальной Полководец», «Солнце нашего народа», «Маршал-отец», «Величайший герой XX столетия», «Выдающийся руководитель международного коммунистического движения», «Светоч объединения», «Политический деятель мирового масштаба», «Гений теории и практики руководства».

В каждом доме и квартире висят портреты обоих Кимов. При пожаре или наводнении в первую очередь полагается спасать именно их, а потом уже всё остальное имущество».

Балканский А., Ким Ир Сен, М., «Молодая гвардия», 2011 г., с. 181-182.

В 1997 году в Северной Корее принято новое «летоисчисление чучхе», началом которым положен 1912 год – именно тогда родился вождь Ким Ир Сен.

Аналогичное по смыслу понятие - «чучхесон» использовал в своей идеологии Пак Чон Хи - лидер Южной Кореи.

За время ведения данного дневника, поступило большое количество вопросов с просьбой рассказать о идеологии чучхе и сонгун, их основных философских принципах.
В сети Интернет есть немало достоверных источников по идеологии чучхе и сонгун.
Но тем не менее здесь, в этом дневнике мы решили дополнительно рассказать о чучхе, идя на встречу настойчивым пожеланиям наших уважаемых читателей, желающих еще более идейно вооружить свое сознание.

Руководитель Ким Чен Ир указывал:

«Философия чучхе выдвигает основной вопрос философии, уделяя человеку главное внимание. Как наука, она разрабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека».


Поставить человека в центр внимания


Идеи чучхе, философия чучхе как философская идеология, имеют существенные особенности, в корне отличающиеся от всех предшествующих философских учений. Эти особенности заключаются в том, что философия чучхе является философией, которая уделяет основное внимание человеку, развертывает и систематизирует свои положения, ставя человека в центр внимания. Сказанное нами означает, что она выдвигает основной вопрос философии и вырабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека

Вопрос о том, какое место и какую роль играет человек в мире, представляет собой мировоззренческий вопрос.


Коренное отличие от других философских школ


Ввиду того, что выдвинут основной вопрос философии, развернут и систематизированы положения, философия чучхе коренным образом отличается от всех других философских течений.

Обычно, особенности учения определяются наряду с основным вопросом философии и тем, чему уделять главное внимание в разработке содержания мировоззрения.

В истории философии человечества было немало философских течений, но все они были или идеалистическими теориями, считающими главным божественное существо, как «Б0г» или дух, или же материалистическими воззрениями на мир, ставящими в центр внимания материю.

Разумеется, в старых философских теориях были и такие, которые якобы на первый план ставили человека. Что касается «гуманистической» философии, то она появилась уже давно, существовали разные ее течения. Но все эти течения считали объектом своего изучения чисто человеческие проблемы. Это было своего рода философским отражением подхода к человеческой жизни, которое рассматривало, главным образом, вопросы: что такое человек, какова его жизнь?


Относится к окружающему миру исходя из интересов человека


Философия чучхе дает новый взгляд на сущность мира и закономерности его изменения и развития. Мир управляется и преобразуется человеком, мир развивается при активном воздействии и роли человека, по направлению служения человеку и в соответствии с его развитием. И на основе этого же взгляда она устанавливает новое отношение и подход к миру - нужно относиться к миру, исходя из интересов человека и с точки зрения его деятельности.

Таким образом, философия чучхе дает людям мощное оружие для верного осознания и преобразования мира и успешного решения своей судьбы. Вот в чем главные особенности, научность и революционный характер, самобытность и преимущество идей чучхе как революционного мировоззрения нашего времени.

Говоря об особенностях идей чучхе как философской идеологии, важно иметь правильное понимание того, что она самая народная, революционная и политическая философия.

Философия чучхе - это, прежде всего, самая последовательная революционная философия, которая разработана, углублена и развита на основе революционной практики нашего времени.

Создание идей чучхе - плод революционной практики


При разработке философских вопросов Президент Ким Ир Сен всегда исходил из требования практики революции и в ходе поиска научно обоснованных ответов на актуальные идейно-теоретические вопросы, выдвигаемые в процессе революционной практики, создал философию чучхе.

Чучхейская эпоха является новой эпохой, когда народные массы выступили властелинами мира и решают свою судьбу самостоятельно и творчески.

Новая эпоха требовала нового мировоззрения, которое могло бы повысить у народных масс сознание властелина мира и хозяина своей судьбы. В силу особенностей исторического развития, сложного и трудного характера корейской революции в Корее особенно серьезно была поставлена задача перед народными массами - прокладывать путь революции самостоятельно и творчески.

В ходе кровопролитной борьбы за свержение японского империализма и возрождение Кореи Президент Ким Ир Сен в отражение требования эпохи разработал философию чучхе, дающую людям истину.

Чучхейская эпоха далеко продвинулась вперед и практика революции углублена и развита на новый высокий этап.


Появление, развитие и совершенствование идей чучхе


В ходе мудрого руководства социалистическим строительством в Корее и делом превращения всего мира в независимый и в отражение требований практики руководитель Ким Чен Ир в комплексном виде систематизировал разработанную Президентом Ким Ир Сеном философию чучхе, углубил и развил ее новым содержанием.

Это говорит о том, что философия чучхе от начала до конца возникла, развивалась и усовершенствовалась как революционная философия.

Революция - это борьба в защиту и за осуществление самостоятельности народных масс и в этой борьбе главными лицами являются народные массы. Следовательно, лишь та философия, которая отвечает стремлениям народных масс к самостоятельности и их требованиям и служит их интересам, может стать народной философией.

Философия чучхе представляет собой народную философию, которая отражает стремления и требования народных масс, разработана, углублена и развита при обобщении опыта борьбы масс.

Эти черты философии и служат главным условием, гарантирующим ее народность.


Идеи чучхе - безотказное оружие народных масс в борьбе за самостоятельность


Философия реакционного эксплуататорского класса подчинена его интересам. Поэтому она антинародна. Однако все положения и содержание философии чучхе все без исключения способствуют защите и осуществлению требований и стремлений народных масс к самостоятельности. Вот почему эта философия станет народной, которая легко постижима любому человеку и может быть воспринята его собственным умом и стать безотказным оружием борьбы.

Философия чучхе - это политическая философия.


Для того, чтобы философия стала революционной, освещающей путь к решению судьбы народных масс, ей надо быть философией, дающей принципиальную основу политики.

Судьба народных масс решается в ходе развития общества. Следовательно, только та философия, которая освещает принципиальную основу политики, может верно служить решению судьбы народных масс.

Философия чучхе освещает принципиальную основу политики, предназначенной вести развитие общества прямым путем.

Основные положения идей чучхе, ставящие человека в центр внимания, и положения чучхейского философского мировоззрения, развернутые на основе первых, являются мировоззренческими положениями и одновременно принципиальной основой политики, направляющей развитие общества по прямому пути. К таким положениям относятся и положения об общественно-историческом развитии, основные положения революции и основанные на них положения взглядов на революцию.

Идеи чучхе

Артём АЛЕКСАНДРОВ.

Этимология

Корейско-русские словари дают этому термину толкование "основная часть" и "самобытность". Иероглифы, составляющие это слово в иероглифической записи, обозначают "хозяин" и "природа". Исходя из этого, можно считать что слово "чучхе" означает "человек - хозяин всего на земле" или "самодостаточность".

История

Согласно конституции 1972 года, КНДР - суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями "чучхе". В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.

По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования "Союза свержения империализма" (17 октября 1926 г.).

Обострение отношений КНДР с СССР в середине 1950-х годов ХХ века и с Китаем (вторая половина 1960-х годов ХХ века) послужило подтверждением курса на независимое и самостоятельное развитие страны.

В 1980-е годы Ким Ир Сен выпускает ряд статей об идеях чучхе, окончательно формирующие её как философскую систему. Однако основополагающего текста излагающего суть учения, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием "Об идеях чучхе" был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд. После распада Советского Союза из чучхе были изъяты элементы марксизма-ленинизма. Смерть Ким Ир Сена добавила ей элементы религиозного учения (формулировки о Ким Ир Сене вроде "пребывающий в образе бессмертия").

С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена. Таким образом, 2000 год является 89 годом эры чучхе.

Основные положения

Субъектом общественного движения выступают народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности

Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю.

Общефилософские взгляды

Человек - властелин мира и хозяин своей судьбы;

Сознание - высшая функция человеческого мозга;

Природа - объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

Человек, заразившийся низкопоклонством, перестает адекватно воспринимать реальность.

Создание идей чучхе

Передовые идеи играли и играют важную роль в общественно-историческом развитии.

Народные массы становятся могучими творцами истории, когда они руководствуются передовыми идеями. Разумеется, не всякие передовые идеи играют одинаковую роль в общественно-историческом развитии. Их значение находится в зависимости от того, каким образом они выражают стремления и интересы народных масс, насколько они правильно освещают им путь борьбы. Задолго до появления рабочего класса существовали идеи, отражавшие стремления передовых слоев общества. Однако идеологические течения минувших времен, ввиду своей исторической и классовой ограниченности, были вынуждены играть свою роль в ограниченных рамках в развитии общества. Лишь революционная идеология рабочего класса правильно отражает требования времени и передает стремления народных масс, мобилизуя их на революционную борьбу, давая мощный импульс историческому развитию общества.

Революционные идеи рабочего класса создаются выдающимися вождями.

Более чем столетняя история коммунистического движения, можно сказать, является историей возникновения и развития революционных идей, разработанных вождями рабочего класса, историей претворения этих идей в жизнь и преобразования мира на их основе. Создав в середине XIX века марксизм, Маркс и Энгельс указали на историческую миссию рабочего класса, появившегося на поле битвы, и осветили путь к его освобождению. Они содействовали развитию борьбы против капитала, положили начало международному коммунистическому движению. Ленин развил марксизм дальше применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и тем самым вдохновил рабочий класс, все народы на борьбу за разгром цитадели империализма, за освобождение и свободу и положил начало переходу от капитализма к социализму.

Глубоко проанализировав требования новой эпохи, когда угнетенные и униженные народные массы стали выступать как хозяева своей судьбы, товарищ Ким Ир Сен создал великие идеи чучхе и вывел народные массы на новый этап борьбы за самостоятельность. Он положил начало новой полосе исторического развития человечества - чучхейской эпохе.

Революционные идеи рабочего класса создаются как отражение назревших требований развития исторического, революционного процесса.

Товарищ Ким Ир Сен встал на революционный путь, когда происходил новый передом в борьбе рабочего класса, народных масс против эксплуатации и гнета. На мировой арене выросло влияние впервые победившего социализма, революционная борьба рабочего класса и освободительная борьба народов в колониях и полуколониях переживала крутой подъем. Стремясь остановить революционные выступления народных масс и найти выход из глубокого политического и экономического кризиса, империалисты усиливали грабеж и вводили жестокие репрессии против народов. Во многих странах обострились противоречия и антагонизм между революцией и контрреволюцией, народные массы, суверенные права которых долгие годы попирались, поднялись на борьбу за свое классовое и национальное освобождение. Наступила новая эпоха, когда революционное движение стало развиваться во всю ширь в мировом масштабе, принимая все новые и новые формы.

Чтобы осуществить революцию в новых исторических условиях, рабочий класс, народ каждой страны должны были по-хозяйски решить все вопросы, сообразуясь со своими конкретными условиями. Эта задача была поставлена на повестку дня в Корее особенно серьезно в силу особенностей ее исторического развития, сложного и трудного характера местной революции. Ход корейской революции настоятельнее требовал, чтобы народные массы прокладывали себе путь к революции самостоятельно и творчески. Идеи чучхе возникли на базе этих же требований практики корейской революции. Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности, борьба за их собственное освобождение. Они завоюют победу в революции, лишь вооружившись революционными идеями и сплотившись как организованная политическая сила. Долг революционера состоит в том, чтобы идти в гущу народных масс, осуществляющих революцию, воспитывать, организовывать и поднимать их на борьбу. И революционную силу надо ковать в народных массах. Все вопросы, возникающие в ходе революционной борьбы, следует решать, опираясь на разум и силу народа. Но корейские коммунисты и националисты 20-х годов, считавшие себя участниками национально освободительного движения, вместо того, чтобы идти в гущу народных масс, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их на революционную борьбу, работали в отрыве от них, дрались за гегемонию, занимаясь пустословием. Они не смогли сплотить массы, а лишь раскололи их своей фракционной борьбой. С первых же дней своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен понял их ошибки и пошел иной, подлинно революционной дорогой, проникая в гущу народных масс и полагаясь на них в своей борьбе. Он открыл ту истину, что народные массы - хозяева революции и что для ее победы надо идти в массы, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их. Это и послужило одним из отправных моментов для зарождения идей чучхе. Революцию в каждой стране должен вести самостоятельно, со всей ответственностью ее хозяин - народ данной страны, творчески вести ее применительно к своим конкретным условиям. Самостоятельный и творческий подход к делу - это существенные требования революционного, коммунистического движения. Корейская революция, открывшая чучхейскую эру, с самого начала должна была осуществляться самостоятельно, творчески иначе она не смогла бы продвинуться вперед. Корейская революция не смогла не приобрести трудный и сложный характер. Имея сильного врага в лице японского империализма, она должна была выполнить как задачи антиимпериалистической и национально-освободительной революции, так и задачи антифеодальной, демократической революции. Было нелегко идти по никем не проторенной дороге. Положение осложнялось и тем, что в то время внутри антияпонского национально-освободительного и коммунистического движения Кореи преобладало низкопоклонство перед большими странами, помешавшее поступательному движению революции. Националисты и псевдомарксисты унаследовали от своих предшественников дух низкопоклонства и привычки к фракционной борьбе, которые в свое время привели страну к гибели. Вместо того, чтобы осуществлять революцию собственными силами, они тщетно пытались добиться независимости страны, опираясь на внешние силы. В то время те, кто выдавал себя за участника коммунистического движения, создавали каждый на свой манер партийные группировки. Они постоянно обращались в Коминтерн, стремясь получить его санкции, пытались механически следовать готовым теориям и копировать чужой опыт, игнорируя исторические условия и конкретную действительность Кореи, бывшей колониально-полуфеодальным обществом. Сильное воздействие низкопоклонства и догматизма не давало возможности открыть путь к революции.

Товарищ Ким Ир Сен извлек серьезный урок из последствий низкопоклонства и догматизма и открыл истину, что революцию следует совершить не по чьей-либо санкции или указанию, а по своему собственному убеждению, с чувством ответственности, что нужно решить все вопросы, возникающие в ходе ее осуществления, самостоятельно и творчески. Вот что является другим отправным моментом, послужившим началом зарождения идей чучхе.

Таким образом, товарищ Ким Ир Сен на основе практического опыта и уроков революционной борьбы создал новое революционное учение - идеи чучхе.

Идейно-теоретическая деятельность товарища Ким Ир Сена последовательно исходила из революционной практики. Он развивал и обогащал революционные идеи и теорию в процессе решения вопросов, выдвигаемых революционной практикой. Применять существующие теории сообразно с интересами революции и реальными условиями своей страны, изыскивать новую истину и выдвигать новые идеи и теорию можно, лишь исходя из революционной практики. Еще в ранний период своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен овладел учением марксизма-ленинизма. Но, не ограничиваясь применением его к практике корейской революции и стоя на незыблемой чучхейской позиции, он достиг новых рубежей революционной теории, творчески разрешил вопросы, выдвигаемые революционной практикой. Борясь с твердолобыми националистами, псевдомарксистами, низкопоклонниками, догматиками и одновременно прокладывая новую дорогу революции, товарищ Ким Ир Сен открыл истину идей чучхе. На совещании руководящих кадров комсомола и Антиимпериалистического союза молодежи, состоявшемся в Калуне в июне 1930 года, он осветил принципы идей чучхе и выдвинул чучхейскую линию корейской революции. Это явилось историческим событием, провозгласившим создание идей чучхе и рождение чучхейской революционной линии. Товарищ Ким Ир Сен, которому тогда еще не было и 20 лет, ясно различил в мутном потоке национал-реформизма, правого и левого оппортунизма и всяких других течений веяния времени, стремления народа и закономерности развития истории. Он открыл чучхейскую истину и проложил путь к самостоятельному развитию корейской революции.

В свете событий 2017 года, после серьезного обострения отношений между Северной Кореей и , все больше людей стали интересоваться тем, что значит загадочное слово чучхе.

Вообще 20 века, когда и зародилось учение чучхе, поражает глобальными изменениями всех мировых устоев. Вряд ли выдающиеся умы 19 столетия могли предположить, что ждет мир в век научно-технического прогресса.

Чучхе – это государственная коммунистическая идеология (КНДР), разработанная Ким Ир Сеном, который руководил страной без малого полвека: с 1948 по 1994 год.

Историки считают, что Ким Ир Сену понадобилось изобретать чучхе для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость своих взглядов от «импортного марксизма». Ведь к тому времени человечество уже знало коммунистическую систему (сталинизм) и Мао Цзэдуна (маоизм).

Но Ким Ир Сен решил «оприходовать» мировоззренческую систему Карла Маркса под себя. Чучхе обосновывает не только многие нормы жизни северокорейцев, но и саму законность единоличной власти Ким Ир Сена, а также его преемников.

Значение слова Чучхе

Интересен факт, что само слово «чучхе» обозначает «хозяин природы», то есть всего, что существует. Дословно чучхе переводится так: «Чу» — «хозяин», а «чхе» - «тело, природа». Хотя корейско-русские словари переводят чучхе, как «основная часть».

Рассматривает идею чучхе, как естественное развитие идей марксизма-ленинизма.

Идеи чучхе

Суть чучхе северокорейцы понимают, как «опору на собственные силы». Причем не только во всех сферах государства, но и отдельно взятого человека в частности.

Интересно, что официальный статус на законодательном уровне идея чучхе получила только в 1970 году, став главным учением Трудовой партии Кореи.

По-другому идеи чучхе называют кимирсенизмом (или кимизмом), по имени своего основателя.

Жители Северной Кореи уверены в том, что это совершенно новая и уникальная система революционных взглядов на жизнь, считающая основной своей догмой – опору исключительно на собственные силы.

Никаких письменных основополагающих текстов, объясняющих чучхе нет. Сторонники этой мировоззренческой системы воспринимают ее как совокупность трудов Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира.

Надо сказать, что идеи чучхе получили широкое распространение в мире. В 26 странах созданы комитеты по этому учению, а тысячи кружков занимаются его изучением и распространением. Около 200 университетов мира проводят лекции по чучхе.

Справедливости ради нужно сказать, что многие утверждения этого учения вполне естественные и понятны любому человеку. Кто же будет выступать против благоустройства природы вообще и жизни каждого человека в частности?

Для полноты понимания приведем цитату из трудов Ким Чен Ира об этих идеях:

«Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им».

«… Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения».

Но крайности, как хорошо известно по урокам истории, способны превратить самые благие намерения и взгляды в нечто обратное: разрушительное и уничтожающее.

Кстати, любителям надо знать, что слово «чучхе» часто используют в качестве объяснения чего-то темного и непонятного, извращенного и неприемлемого для большинства.

Монумент чучхе

В 1982 году, в честь семидесятой годовщины со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне был построен памятник. Официально он называется «Монумент идей Чучхе».

Это гранитный обелиск высотой 170 метров. У его основания расположено три фигуры, изображающие крестьянина, рабочего и трудового интеллигента.


Монумент идей Чучхе

Ну что же, теперь вы знаете о взглядах, которыми на сегодняшний день руководствуется, пожалуй, одна из самых замкнутых и изолированных от мира стран – КНДР.

Систематизация и связи

Чучхе (кор. 주체, 主體) — северокорейская идеология, провозглашённая в 1955 году Ким Ир Сеном.
Этимология
Слово «чучхе» принадлежит к категории ханмунных слов. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» — «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.
Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность».
История
Чучхе — это классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении «вещь с точки зрения субъекта» и использовавшийся корейскими средневековыми мыслителями. Понятия «чучхе» или даже «идеи чучхе» встречаются и в политической жизни Южной Кореи.
В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» (кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года.
Согласно Конституции 1972 года, КНДР — суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе». В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.
По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма» (17 октября 1926 года).
В 1980-е годы Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд.
С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Основные положения
Субъектом общественного движения выступают народные массы
Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.
В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.
Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.
Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.
Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности
Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.
Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.
Общефилософские взгляды
Человек — властелин мира и хозяин своей судьбы;
Сознание — высшая функция человеческого мозга;
Природа — объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;
Человек, заразившийся низкопоклонством, перестаёт адекватно воспринимать реальность.
Критика
Чучхе сравнивают со сталинизмом, поскольку целью заявляется построение «социализма с опорой на собственные силы» (ср. «социализм в одной, отдельно взятой стране»). Однако эти идеи доводятся до логического конца — то есть до полного отрицания мировой революции. Также проповедуются идеи вождизма, милитаризма и потребительского отношения к природе. Решительно осуждается любое «низкопоклонство перед большими странами». Чучхе представляет собой крайний вариант автаркии и изоляционизма. Субъектом истории объявляется не класс, а нация.
Об идеях чучхе, 1982
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им.
Научная база
Идеи чучхе получили международное признание. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Японии действует международный институт по идеям чучхе. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах.
Чучхе. История революционной идеологии http://ir.spb.ru/krasnoe-dvizhenie/ideologii/chuchhe.html

Сама история чучхе отражает эволюцию коммунистической идеологии на корейской почве. Первоначально корейские коммунисты во главе с Ким Ир Сеном пользовались той вариацией марксизма (марксизмом-ленинизмом), которая была распространена в СССР. Однако примерно с начала 60-х годов Ким Ир Сен почти разрывает отношения с Советским Союзом и начинает маневрировать между ним и Китаем. Подобный курс на самостоятельность (напоминающий курс Чаушеску) потребовал соответствующего идеологического оформления, тем более что премудрости марксистской доктрины вряд ли были понятны большинству корейцев, это все равно, что русских поголовно заставили бы изучать дзэн-буддизм. Хотя впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» еще в 1955 году и «идеи чучхе» были закреплены в качестве официальной идеологии в конституции 1972 года, окончательно эта мировоззренческая система складывается в 80-е годы. Надо отметить, что труды Ким Ир Сена, а затем и Ким Чен Ира, посвященные чучхе, представляют собой скорее краткое изложение тезисов, а не пузатые тома в стиле Гегеля и Маркса. В принципе, подобное характерно для дальневосточной цивилизации, те же «Лунь Юй» Конфуция или «Дао дэ цзин» тоже весьма кратки по объему, и содержание их западному человеку может показаться примитивным или даже нелепым. Чучхе, как и вообще северокорейский строй, невозможно понять, не зная конфуцианства.
В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе - это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной (ср. с шиизмом, где скрытый имам Мадхи, находясь в состоянии «гайба» (сокрытия), руководит общиной верующих).
Каковы же основные постулаты философии чучхе? Центром ее объявляется человек, и в этом она радикально отличается от марксизма. «Марксистская философия, выдвинув вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию в качестве основного вопроса философии, обосновала первичность материи, первичность бытия и на этой основе исходила из того, что мир материален (…). Философия чучхе ставит основной вопрос по-новому, сформулировав его как вопрос об отношении человека к окружающему его миру, о месте и роли человека в мире, она выдвигает философский принцип, согласно которому человек - хозяин всего и он решает все; на этой основе она и начертала единственно верный путь к решению судьбы человека». Однако философия чучхе не имеет ничего общего с западным гуманизмом и либерализмом. В традиции, как мы помним, важен сам архетип человека («световой человек», Lichtmensch), а не конкретный эмпирический индивид вида Homo sapiens. Чучхейский человек это цзюнь цзы или «благородный муж» конфуцианства. Подлинный хозяин - это сам великий вождь. Его образ рисуется в соответствии с традицией. Как рассказывает проф. Ланьков, согласно одной из легенд, в 30-е годы Ким Ир Сен как-то скакал зимой на коне, увидел мерзнущего старика и, отдав ему свою шубу, поскакал дальше. Подобная легенда существует о любом великом корейском политическом деятеле начиная с 6 века. Согласно другой легенде, в 1945 году Ким Ир Сен трижды проезжает мимо своего родного дома в Мангендэ, но не заходит в него, поскольку занят важными государственными делами. Подобное мы находим в китайской мифологии: мудрый император Юй три раза проезжает мимо родного дома и не заходит в него, потому что занят борьбой с потопом. В одном из изречений Ким Ир Сена, вырубленном на скале, как одно из похвальных качеств Ким Чен Ира упоминается проявляемая им «сыновняя почтительность» - одна из высочайших добродетелей для конфуцианца. А когда в 1994 году умер Великий Вождь, страна отмечала по нему траур в течение трех лет, как и положено в конфуцианстве.
Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.
Во-первых, это в своем видении истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму. Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира». Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Великой Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг.
Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.
Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 - 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель и ярый ненавистник серопиджачного либерализма Константин Леонтьев писал о желательности синтеза социализма и монархии, ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам - строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.
Андрей Игнатьев