Маленькие слабости больших людей: чем увлекались российские правители. Царь Петр III: биография, политика, реформы Сын царя который играл в солдатики

7 фактов из жизни императора Петра III

Петр III был очень неординарным императором. Он не знал русского языка, любил играть в солдатики и хотел крестить Россию по протестантскому обряду. Его загадочная смерть привела к появлению целой плеяды самозванцев.

~~~~~~~~~~~



1. Наследник двух империй

Уже с рождения Петр мог претендовать на два императорских титула: шведский и русский. По линии отца он приходился внучатым племянником королю Карлу XII, который сам был слишком занят военными походами, чтобы жениться. Дедом Петра со стороны матери был главный враг Карла, российский император Петр I.

Рано осиротевший мальчик провел свое детство у дяди, епископа Адольфа Эйтинского, где в нем воспитали ненависть к России. Он не знал русского языка, был крещен по протестантскому обычаю. Правда, других языков кроме родного немецкого, он тоже не знал, лишь немного говорил по-французски.

Петр должен был занять шведский престол, но бездетная императрица Елизавета вспомнила о сыне своей любимой сестры Анны и объявила его наследником. Мальчика привозят в Россию навстречу императорскому престолу и гибели.

2. Игры в солдатики

На самом деле, болезненный юноша был особо никому не нужен: ни тетке-императрице, ни воспитателям, ни, впоследствии, жене. Всех интересовало лишь его происхождение, даже к официальному титулу наследника были добавлены заветные слова: «Внук Петра I».

А самого наследника интересовали игрушки, прежде всего - солдатики. Можем ли мы обвинить его в инфантильности? Когда Петра привезли в Петербург, ему было всего лишь 13 лет! Куклы привлекали наследника больше, чем государственные дела или юная невеста.

Правда, с возрастом его приоритеты не меняются. Он продолжил играться, но тайно. Екатерина пишет: «днём его игрушки прятали в мою кровать и под неё. Великий князь ложился первый после ужина и, как только мы были в постели, Крузе (камеристка) запирала дверь на ключ, и тогда великий князь играл до часу или двух ночи».

Со временем, игрушки становятся больше и опаснее. Петру разрешают выписать из Голштинии полк солдат, которых будущий император с энтузиазмом гоняет по плацу. А в это время его супруга учит русский язык и штудирует французских философов…

3. «Госпожа подмога»

В 1745 году в Санкт-Петербурге пышно отпраздновали свадьбу наследника Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II. Между юными супругами не было любви - слишком разнились они характером и интересами. Более интеллектуальная и образованная Екатерина высмеивает в мемуарах своего мужа: «и книг-то он не читает, а если и читает, то либо молитвенник, либо описания пыток и казней».

С супружеским долгом у Петра тоже было не все гладко, об этом свидетельствуют его письма, где он просит жену не делить с ним постель, которая стала «слишком узка». Отсюда и берет начало легенда о том, что будущий император Павел рожден вовсе не от Петра III, а от одного из фаворитов любвеобильной Екатерины.

Впрочем, несмотря на холодность в отношениях, Петр всегда доверял супруге. В затруднительных ситуациях он обращался к ней за помощью, и ее цепкий ум находил выход из любых неприятностей. Потому и получила Екатерина от мужа ироническое прозвище «Госпожа подмога».

4. Русская маркиза Помпадур

Но не только детские игры отвлекали Петра от супружеской постели. В 1750-м году ко двору были представлены две девочки: Елизавета и Екатерина Воронцовы. Екатерина Воронцова будет верной сподвижницей своей царственной тезки, Елизавета же займет место возлюбленной Петра III.

Будущий император мог взять себе в фаворитки любую придворную красавицу, но выбор его пал, тем не менее, на эту «толстую и нескладную» фрейлину. Любовь зла? Впрочем, стоит ли доверять описанию, оставленному в мемуарах забытой и брошенной супругой.

Острая на язык императрица Елизавета Петровна находила этот любовный треугольник весьма забавным. Она даже прозвала добродушную, но недалекую Воронцову «русской де Помпадур».

Именно любовь стала одной из причин падения Петра. При дворе стали поговаривать, что Петр собирается, по примеру предков, отправить жену в монастырь и заключить брак с Воронцовой. Он позволял себе оскорблять и третировать Екатерину, которая, на вид, терпела все его капризы, а на самом деле лелеяла планы мести и искала могущественных союзников.

5. Шпион на службе ее величества

Во время Семилетней войны, в которой Россия приняла сторону Австрии. Петр III открыто сочувствовал Пруссии и лично Фридриху II, что не прибавляло популярности юному наследнику.

Но он пошел еще дальше: наследник передавал своему кумиру секретные документы, информацию о численности и расположении русских войск! Узнав об этом, Елизавета была в ярости, но она многое прощала недалекому племяннику ради его матери, своей любимой сестры.

Почему наследник российского престола столь открыто помогает Пруссии? Как и Екатерина, Петр ищет союзников, и надеется обрести одного из них в лице Фридриха II. Канцлер Бестужев-Рюмин пишет: «Великого князя убедили, что Фридрих II его любит и отзывается с большим уважением; поэтому он думает, что как скоро он взойдёт на престол, то прусский король будет искать его дружбы и будет во всём помогать ему».

6. 186 дней Петра III

После смерти императрицы Елизаветы Петр III был провозглашен императором, но не короновался официально. Он показал себя энергичным правителем, и за полгода своего царствования сумел, вопреки всеобщему мнению, многое сделать. Оценки его правления весьма разнятся: Екатерина и ее сторонники описывают Петра как слабоумного, невежественного солдафона и русофоба. Современные историки создают более объективный образ.

Первым делом Петр заключил мир с Пруссией на невыгодных для России условиях. Это вызвало недовольство в армейских кругах. Зато потом его «Манифест о вольности дворянской» подарил аристократии огромные привилегии. В то же время он издал законы, запрещающие мучить и убивать крепостных, прекратил преследование старообрядцев.

Петр III старался угодить всем, но в итоге все попытки оборачивались против него самого. Поводом к заговору против Петра стали его нелепые фантазии о крещении Руси по протестантскому образцу. Гвардия, главная поддержка и опора русских императоров, выступила на стороне Екатерины. В своем дворце в Ориенбауме Петр подписал отречение.

7. Жизнь после смерти

Смерть Петра - это одна большая загадка. Император Павел не зря сравнивал себя с Гамлетом: в течение всего правления Екатерины II тень ее умершего мужа не могла обрести покой. Но была ли императрица виновна в смерти супруга?

По официальной версии Петр III умер от болезни. Он не отличался хорошим здоровьем, а волнения, связанные с переворотом и отречением, могли убить и более крепкого человека. Но внезапная и столь скорая смерть Петра - через неделю после свержения - вызывала немало толков. Например, существует легенда, согласно которой убийцей императора был фаворит Екатерины Алексей Орлов.

Незаконное свержение и подозрительная смерть Петра породили целую плеяду самозванцев. Только в нашей стране более сорока человек пытались выдать себя за императора. Самым известным из них оказался Емельян Пугачев. За границей один из лже-Петров стал даже царем Черногории. Последний самозванец был арестован в 1797 году, через 35 лет после гибели Петра, и только после этого тень императора наконец обрела покой.

Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх...
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

А.С.Пушкин

М ихайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга.
Это не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок "Михайловским".

Дворец строили аврально... Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост...

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья...

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная... (шутка).

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.

Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.
Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.

Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни...

Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... а душу 48-го, забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И душу он может забрать только если на небе яркая Луна.

Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно при встрече опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет... в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора... кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.

Кроме того, согласно легенд в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль". Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.

Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены - пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.


Из светских легенд - якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка - убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес "Чему быть, того не миновать!"

Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери - Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".
Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):

ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "сперли" у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел... о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.

Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.

Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и...

Как известно, император скончался от апокалипсического удара... табакеркой по голове (черный юмор тех времен).

Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:

"НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ ."

К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла. Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.


Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.

Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой - с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось... а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое "грязное" место - никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора Павла.

Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).

Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом "рамки" или "лозоходством". Выводы исследования держатся в секрете.

Они уже давно встретились - прадед с правнуком... уверен им было о чем рассказать друг другу. Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.

Некоторые фото и инфа (С) интернет



Солдатики императоров

Личные увлечения императоров также приобретали мемориальное значение, отчасти передаваясь по наследству. Например, это касалось царских солдатиков.

Все мальчишки играют в солдатиков. По крайней мере играли, пока не появились компьютеры. Из записок Екатерины II хорошо известно об увлечении Петра III солдатиками, сделанными из папье-маше. Это увлечение он сохранил и во взрослые годы, заказывая для солдатиков драгоценные аксессуары придворному ювелиру Иеремии Позье. Очень по-женски Екатерина II считала это «сомнительное» увлечение признаком психической неполноценности и инфантилизма Петра III.

Николая I никто в инфантилизме упрекнуть не мог. Но, тем не менее, именно он вывел эту детскую забаву «на государственный уровень». У императора это была уже не детская забава, а некая системная коллекция конных и пеших фигурок в точных мундирных копиях. Фигурки с любовью расставлялись на шкафах в Военной библиотеке Зимнего дворца и на полушкафах в многочисленных рабочих кабинетах. От пыли фигурки были защищены стеклянными колпаками. Изображения этих фигурок хорошо просматриваются на различных акварелях.

Основную часть коллекции солдатиков для Николая I изготовил скульптор В. Газенбергер. Он оказался на виду у императора в 1829 г., когда художник А.И. Зауервейд представил Николаю I фигуры в 1/4 натуральной величины. Императору работы понравились, и мастер получил заказ на изготовление моделей всех полков русской армии.

Начало коллекции солдатиков в Зимнем дворце было положено в конце 1829 г., когда первые четыре фигуры (унтер-офицеры Кавалергардского, лейб-гвардии Конного, Подольского кирасирского и Орденского кирасирского полков) нашли свои «зимние квартиры» в кабинете Николая I. Автором этих фигур был скульптор В. Газенбергер.

Э.П. Гау. Военная библиотека Александра II. 1871 г.

Сохранившие гардеробные счета Николая I дают основание полагать, что к началу 1830-х гг. у императора уже имелась внушительная коллекция солдатиков. По крайней мере, в ноябре 1833 г. он заплатил «Стекольному мастеру Штаудафу за изготовление 6 стеклянных колпаков на модели гвардейской конницы по 60 руб. – 360 руб. и за починку старых колпаков. Всего 395 руб…».

За 1834 г. в его счетах трижды упоминается о солдатиках: в марте стекольщик Штаудар сделал 32 стеклянных чехла «на модели гвардейской конницы»; в августе стекольщик получил «за стеклянные колпаки под гвардейскую конницу» еще 300 руб. (т. е. еще пять колпаков), и, наконец, в декабре стекольщик изготовил 8 стеклянных колпаков для коллекции солдатиков в Царском Селе. Таким образом, только по вышеуказанным счетам у царя имелась 51 фигурка, закрытая стеклянным колпаком.

Судя по счетам, коллекция солдатиков Николая I локализовалась в Зимнем дворце и Александровском дворце Царского Села. В последующие годы подобные счета периодически повторялись. В 1837 г. стекольный мастер Иен изготовил 6 стеклянных колпаков для солдатиков, отправленных в Царское Село. Фигурки солдатиков делали не только из папье-маше, но и из алебастра. Каждая такая фигурка обходилась императору в 100 руб. Со временем коллекция приобрела значительные размеры. Об этом свидетельствуют два заказа 1847 г., когда в апреле царь заказал сразу 70 стеклянных колпаков на кавалерийские фигуры. В ноябре стекольщик Верзикалов изготовил для императора еще 70 стеклянных колпаков. Таким образом, в распоряжении царя имелось по меньшей мере 150–200 фигурок солдат.

На это увлечение Николай I тратил свои деньги почти четверть века. Для того чтобы оценить денежные расходы царя, вспомним, что николаевская десятирублевая монета весила 9 граммов золота. Во времена Николая I 1300–1400 руб. – это годовое жалованье обер-офицера.

Последний раз его коллекция солдатиков в Зимнем дворце была пополнена в 1854 г., когда в его комнатах появился обер-офицер Кавалергардского полка и обер-офицер Конной гвардии.

Вопрос «А зачем ему это было надо?» не имеет смысла. Во-первых, все коллекционеры, по определению, зациклены на предмете своего увлечения. Во-вторых, у этой коллекции, видимо, имелась и некая утилитарная сторона. Дело в том, что каждый полк русской армии имел свою форму. А поскольку полков было много, то для того, чтобы различать навскидку форму того или иного полка, требовалась не только хорошая память, но и определенный навык. Николай I обладал действительно прекрасной памятью на лица, но это не значит, что подобная память имелась у него и на детали форменной одежды. Вполне возможно, что коллекция солдатиков служила утилитарной цели тренировки зрительной памяти на особенности формы тех или иных полков. Николай I сам заказывал те или иные фигурки, служившие для него своеобразным наглядным пособием. Таким же пособием, как знаменитый справочник В.К. Шенка.

Это предположение подтверждается тем, что после очередной перемены формы В. Газенбергер должен был «перерисовать» форменное облачение всех солдатиков в точном соответствии с уставом. Так, первая переделка формы относится к ноябрю 1840 г., когда В. Газенбергер сделал «переделку всех гвардейских кирасир по нынешней новой форме». Подобная операция проводилась в 1843 г. (лейб-гвардии Конно-Пионерный эскадрон), дважды в 1845 г. (лейб-гвардии Казачья Конно-артиллерийская батарея и лейб-гвардии Крымско-татарский конный эскадрон) и т. д. В 1855 г. мастер даже сам обратился с письмом, он писал, что «получил приказ делать две конные модели», но за время работы форма изменилась. «Делать по новой форме», – ответил император.

Можно с уверенностью утверждать, что Александр II унаследовал увлечение отца. Автору пришлось держать в руках двух раскрашенных маленьких деревянных солдатиков, которые хранились среди разной мелочи в кабинете Александра II в Зимнем дворце. Бог знает, почему он хранил их, аккуратно упаковав в коробочку. Возможно, Александр II использовал вполне прагматическую хитрость отца, с помощью которой формировалась еще одна комплиментарная черточка в облике императора, по элементам мундира навскидку определявшего полк офицера. Все фигурки солдатиков Николая I при Александре II не только остались на своих местах, но число их значительно увеличилось. Например, царь в 1858 г. уплатил 100 руб. за «алебастровую фигурку, изображающую унтер-офицера Ширванского Его Высочества Николая Константиновича полка». В этом же году скульптор В. Газенбергер получил уже 500 руб. за изготовленную им «гипсовую фигуру, изображающую рядового лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка».

В 1859 г. царь заказал еще две весьма недешевые фигурки. За «гипсовую фигуру, изображающую офицера лейб-гвардии Конного полка» он уплатил 600 руб. и за «бронзовую статуйку, изображающую рядового лейб-гвардии Стрелкового Его Величества баталиона» еще 350 руб.

Столь высокая цена за алебастровую фигурку авторской работы дает основание предполагать, что в этой фигурке имелось и вполне узнаваемое царем портретное сходство. Другое дело, мы не знаем, с кого конкретно скульптор делал фигурку «рядового лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка». Только на некоторых дошедших до нас фигурках имеются латунные таблички со званием и фамилией изображенного воина. Эту традицию спустя годы воспроизвели мастера фирмы К. Фаберже, когда они выполнили две камнерезные фигурки совершено реальных персонажей – камер-казаков Кудинова и Пустынникова.

Фигурка офицера Собственного Е.И.В. конвоя

Уж если мы упомянули имя К. Фаберже, заметим попутно, что идея его камнерезных портретных фигурок «выросла» именно из коллекций гипсовых солдатиков В. Газенбергера. К. Фаберже неоднократно бывал на царских половинах, как в Зимнем дворце, так и Александровском дворце Царского Села, где мог видеть фигурки солдатиков. Очень важно и то, что Николай I имел обыкновение дарить их своим близким. Несколько таких солдатиков было и у его сына – великого князя Николая Николаевича (Старшего). При этом известно, что первую камнерезную фигурку К. Фаберже – «Мамка» (шарж на английскую королеву Викторию) заказал ювелиру великий князь Николай Николаевич (Младший) во второй половине 1894 г., а Николай Николаевич (Младший) неоднократно видел солдатиков В. Газенбергера. К. Фаберже был необычайно чуток на новаторские плодотворные идеи.

Следует упомянуть и о том, что высокая стоимость гипсовых фигурок объяснялась не только авторской работой и уникальностью самих фигурок, но и тем, что в поздних фигурках Газенбергера использовалась техника, впоследствии воспроизведенная мастерами К. Фаберже в камнерезных фигурках. Поначалу Газенбергер все детали формы выполнял разными красками. Затем он начал имитировать элементы подлинной формы. Для этого плелись миниатюрные галуны, штамповались из меди и латуни маленькие гербы, пуговицы и пряжки, изготавливались шлемы, кирасы, кольчуги, пистолеты и ружья. Пуговицы, киверные и сумочные гербы теснились из золоченой бумаги, а ремни вместо кожи делались из плотной бумаги. Галуны, эполеты и прочее делались из гипса и, если необходимо, золотились или серебрились. Все это было воспроизведено мастерами К. Фаберже на новом уровне и иными материалами.

Таким образом, к концу царствования Александра II в его коллекции солдатиков имелось несколько сотен фигурок, хранившихся в разных императорских резиденциях. При этом солдатики Газенбергера фактически являлись серией портретных миниатюр воинов гвардии и шефских полков русской армии.

Эта коллекция была так дорога Александру II, что он счел необходимым распорядиться ее судьбой в своем завещании. К 1884 г. у Александра III дошли руки до выполнения и этого пункта в завещании отца: «По высочайшему повелению, находящихся в комнатах в Бозе почивающего Императора Александра II моделей полков лейб-гвардии [направить] в соответствующие гвардейские полки для помещения в полковых дежурных комнатах».

Для того чтобы знать, что и куда передавать, составили список коллекции, хранящейся в Зимнем дворце. (См. Таблицу 3.)

Таблица 3

Всего «утилизации» подлежали 25 фигурок. Однако в силу ряда процедурных причин фигурки, взятые «со шкафов библиотеки [Зимнего дворца], таковые статуэтки, принадлежавшие императору Николаю I, должны быть поставлены на прежние места». А фигурки армейских полков, принадлежавших Александру II, передали Военному министру для передачи в армейские полки.

От царской коллекции солдатиков скульптора В. Газенбергера после 1917 г. осталось очень мало. Самый крупный осколок коллекции в настоящее время хранится в Артиллерийском музее (ВИМАИВиВС) Санкт-Петербурга – 30 конных и 60 пеших фигур.

У Николая II также имелись свои солдатики. Но, в соответствии со статусом и личными увлечениями, эти фигурки выполнялись талантливейшими мастерами фирмы Карла Фаберже не из папье-маше или алебастра, а из полудрагоценных камней. Правда, ни одной из нижеперечисленных фигурок в Зимнем дворце не было. Все они находились в Александровском дворце Царского Села.

Начало коллекции солдатиков Николая II положила в апреле 1910 г. фигурка преображенца «Солдат на посту» с ружьем в руке. Как лаконично указано в счете, солдат изготовлен «из разных камней и эмали». Если быть точнее, то на изготовление солдата пошло золото, красная эмаль, серебро оксидированное, золочение. Сапоги солдата сделаны из обсидиана и оникса, гимнастерка и шаровары – из нефрита, лицо и руки – из авантюрина, глаза – из сапфиров-кабошонов, обшлага мундира, погоны и воротник сделаны из красной эмали, коробка для патронов, пряжка ремня и лампасы штанов – из золота. На кокарде надпись «За Ташкисен 19 дек. 1877». Обошелся этот солдатик (12,4 см) Николаю II в 700 руб. Отметим и то, что Николай II по традиции являлся шефом лейб-гвардии Преображенского полка.

В декабре 1912 г. Николай II приобрел у К. Фабереже за 2300 руб. для подарка матери императрице Марии Федоровне камнерезную фигурку «Камер-казак Кудинов». В отличие от «Солдата на посту», Кудинов, как уже упоминалось, – это совершенно реальный персонаж из окружения императрицы. Мастерам Фаберже удалось добиться портретного сходства, поскольку Кудинов позировал в мастерской. На фигурку пошли уральские камни, золото, серебро, сапфиры и эмаль. Так, из нефрита изготовили шубу и шаровары, из обсидиана – выпушку шубы, кивер и сапоги, из лазурита – пояс и шлык кивера, награды на груди камер-казака выполнены из золота и покрыты соответствующей цветной эмалью.

Фигурка солдата лейб-гвардии Преображенского полка

Третьей военной фигуркой, купленной Николаем II в апреле 1912 г., стал «Камер-казак Пустынников». Кафтан изготовлен из зеленой яшмы, меховая выпушка – из коричневого кавказского обсидиана, папаха и сапоги – из черной яшмы, пояс – из пурпурина, лицо и руки – из кахолонга; волосы, борода и усы – из серой яшмы; глаза – из сапфиров. Награды сделаны из золота, покрытого цветной эмалью.

В январе 1914 г. Николай II приобрел у Карла Фаберже фигурку «Солдат лейб-гвардии Преображенского полка», уплатив за нее 1300 руб. Она стала девятнадцатой в коллекции царя (речь идет только о военных фигурках. – И. З.). Солдат изображен в парадной форме образца 1907–1909 гг. Темная яшма пошла на мундир и кивер; пурпурин – на воротник, лацкан, обшлага, околыш и погоны; белый кварц – на ремень; гагат – на сапоги. Мундир армирован золотом и серебром. Винтовка сделана из золота.

В 1916 г. Николай II заплатил 2000 руб. за «каменную фигурку казака», которая в каталогах проходит как «Черкес. Казак Сводного Его Императорского Величества конвоя». Эта фигурка хранилась в парадном кабинете Николая II в Александровском дворце Царского Села. Эта была самая высокая фигурка в коллекции царя – 17,3 см. Поскольку на подошве казака вырезана цифра 7, т. е. предположение, что это порядковый номер из серии «военных фигурок». Как и предыдущие фигурки, она скомпонована из различных полудрагоценных камней: лазурит – черкеска; пурпурин – бешмет и верх папахи; обсидиан – папаха; гагат – сапоги. Газыри, галуны и шнур – из накладного золота. Ремень, перевязь, кинжал – из накладного серебра. Глаза – сапфиры.

Еще у Николая II имелась драгоценная фигурка «Дворцовый гренадер», купленная в декабре 1908 г. за 925 руб. Как и все фигурки, она изготовлена из разных сибирских камней и чеканного золота. Изображение и местонахождение ее неизвестны.

Так «мальчиковые» увлечения российских императоров становились поводами для создания целых направлений в ювелирном искусстве и мелкой декоративной пластике.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Психологи утверждают, что хобби человека – это его несостоявшаяся профессия. Даже власть имущие во все времена иногда отвлекаются на приятные занятия: кому-то ближе поэзия и аристократическая охота, кому-то коллекционирование или живопись. Сегодня речь пойдет об альтер-эго российских небожителей.

Ярослав Мудрый - первый библиофил всея Руси

В Древней Руси князья проводили свободное от войн и государственных дел время за пирами да войнами. Первым киевским князем, который обзавелся хобби, попавшим в летописи, стал князь Ярослав Владимирович по прозвищу Мудрый, который жил приблизительно с 978 года по 1054 год. Говорят, что и прозвище своё он получил благодаря книгам.


Ярослав Мудрый стал первым князем Киевской Руси, который постиг грамоту, изучал иностранные языки и читал самостоятельно. Он создал библиотеку, книги в которую, по его повелению, везли из Европы и Византии, переписывали и бережно хранили. Для своего времени Ярослав Мудрый был весьма осведомлён в области мировой политики, что помогло стать ему одним из величайших князей Руси.

Иоанн IV Грозный - любитель небесных светил и шахмат

У русского царя Иоанна IV Грозного было, оказывается, весьма безобидное увлечение, которое не имело ничего общего с такими широко известными его развлечениями, как усаживание на бочку с порохом или колесование. Иоанн Васильевич питал слабость к небесным светилам и всерьез увлекался астрологией. Он не только покупал карты звёздного неба, но и составлял их собственноручно. Судя по картам, Иоанн Грозный точно знал, что в разных точках Земли картина звёздного неба выглядит по-разному.


Но настоящей страстью русского царя были шахматы. Постоянными его партнёрами по шахматной доске были князь Иван Глинский и Борис Годунов. А вот Малюта Скуратов, несмотря на все старания царя, науку шахматную так и не освоил. По преданию Иоанн IV и умер, сидя за шахматной доской.

Петр I «любил сребро не за сребро»

Петра I можно считать первым русским «профессиональным» нумизматом. Первый российский император питал особую слабость к монетам, однако, не как к платёжному средству, а как к предмету коллекционирования. В коллекции были и отечественные монеты, и арабские, и греческие. Особый интерес у него вызывали монеты европейской чеканки, а бесценными для Петра были редкие монеты, принадлежащие монетным дворам Древнего Рима, Пелопоннеса и Персии.


У первого русского императора было даже несколько альбомов для хранения монет, сделанных собственноручно. В свободное время Петр мог часами перебирать монеты, чистить и рассматривать их. Интерес императора к монетам сыграл не последнюю роль в становлении и развитии российского монетного двора.

Петр III: игрушечные баталии под водочку

Весьма необычное увлечение было у императора Петра III. Кроме традиционной русской слабости к алкогольным напиткам, Петр III любил играть в игрушечных солдатиков. Впрочем, относился к своему увлечению самодержец со всей серьезностью, никому не позволял насмехаться и всегда старался пополнить «армию» новыми фигурками. В коллекции Петра III было несколько тысяч солдатиков, которые составляли подразделения и даже целые армии. Монарх мог часами расставлять их на специальном столе, моделируя ход сражения.


Однако, однажды произошло несчастье. Дворцовая крыса основательно погрызла трех солдатиков из коллекции. Правитель снести такого оскорбления, нанесенного ему и русской армии, пускай и игрушечной, не мог. Уже в тот же день, по его указу крыса была изловлена и публично повешена. Впрочем, грызть солдатиков от этого крысы не перестали.

Николай I – император-кутюрье

Самодержец Всероссийский Николай I питал страсть к дизайну одежды. Современники не раз упоминали, что император любил заниматься дизайном воинских мундиров русской армии. Говорят, что Николай I не хуже любого портного разбирался в швейном деле, знал назначение и применение всех элементов мундира и мог вечера и ночи напролет проводить за рисованием эскизов, их доработкой и воплощением в жизнь.


Николай II - знаток скрипок

Увлекался коллекционированием и последний император Российской Империи – Николай II. Он собирал скрипки. В его коллекции было 128 скрипок и даже скрипка великого Антонио Страдивари. Как и всякий коллекционер, Николай II весьма болезненно относился к своим экспонатам. Есть легенда, что в Зимнем дворце для скрипки Страдивари был оборудован тайник в колонне дворца.


Не пролетарские увлечения вождя пролетариата

У вождя Владимира Ильича Ленина увлечения были отнюдь не пролетарские. Вопреки идеалам социального равенства, Ленин интересовался автомобилями, очень любил охоту, велосипедные и конные прогулки, чтение книг и классическая музыка. Вождь пролетариев всех стран был небезразличен к живописи и театру. Увлечения свои он не афишировал, при этом многие из его соратников их разделяли.


Сталин - знаток вин и любитель кино

Отец всех народов Иосиф Виссарионович Сталин особую слабость питал к кино, в том числе и к голливудским вестернам. Он считал, что Любовь Орлова может составить достойную конкуренцию Грете Гарбо, и СССР ещё «даст прикурить» Голливуду. После смерти вождя в его документах был найден листок со словами песни «Легко на сердце от песни веселой» и кинофильма «Волга-Волга».
Ещё одно хобби Сталина - вино собственного изготовления. В подвале на Ближней даче всегда были бутыли с грузинским вином, в которые по указанию вождя хозяйственники добавляли разные ягоды.


Сибарит Брежнев и поэт Андропов

Генсек Леонид Ильич Брежнев больше орденов любил, пожалуй, только охоту. Он этого увлечения он не отказывался даже в последние годы жизни, проводя выходные в военно-охотничьем хозяйстве в Завидово. Говорят, что кабанов там специально прикармливали картошкой, и в результате зверь подходил к охотникам на метров 30. Промахнуться было просто невозможно, но егерь на всякий случай делал выстрел одновременно с Брежневым.


А вот Юрий Владимирович Андропов, который на посту генсека задержался недолго, а больше известен как самый загадочный председатель КГБ СССР, писал стихи. И стоит отметить, что очень неплохие. Кто-то из современников называл его справедливым и мудрым государственным деятелем, кто-то коварным и амбиционным политиком – фактов в его биографии хватает с избытком на оба образа. Такие же разные у него и стихи: и лирика, и шуточные, и даже не совсем приличного содержания.


Говорят, что как-то историк РАН академик Георгий Арбатов и политолог Александр Бовин прислали Андропову поздравительное письмо, в котором вскользь выразили опасение по поводу того, что власть портит людей. Генсек ответил им стихотворением:

Сбрехнул какой-то лиходей,
Как будто портит власть людей.
О том все умники твердят
С тех пор уж много лет подряд,
Не замечая (вот напасть!),
Что чаще люди портят власть.

Как мы видим - ничто человеческое не чуждо даже "сильным мира сего". Во всяком случае, - милые особенности характера делают каждого из них более понятным и близким для потомков.

А вдруг характер Ивана Грозного был не так уж скверен, раз он тёмными вечерами взирал на звёздное небо? А Ленин был не таким уж и занудой, поскольку любил на скорости съехать с горы на велосипеде? Чем же ещё увлекались наши правители?

Коллаж АиФ

1. Ярослав Мудрый (ок. 978-1054)

Ярослав назван Мудрым не только благодаря делам, но и из-за хобби. Князь любил собирать книги. За свою жизнь он собрал огромную библиотеку, и большую часть книг Ярослав смог прочитать. По книгам он самостоятельно выучил иностранные языки.

2. Иван Грозный (1530-1584)

Иван Грозный увлекался не только рубкой голов. В свободное от грозных занятий время царь изучал звёздное небо и играл в шахматы. Иногда правитель приглашал за шахматную доску Малюту Скуратова . Но игра, как правило, завершалась быстро. Малюта делал вид, что ему интересно, и старался проиграть. Говорят, грозный царь и умер, сидя за шахматной доской.

3. Пётр I (1672-1725)

У Петра I была неуёмная энергия. Тратил он её не только на преобразование Руси, но и на свои хобби. Царь мастерил часы, работал на токарном станке, плотничал, высаживал деревья, любил повозиться вместе с врачами над учебным трупом.

Когда под руку попадались живые люди со сгнившими зубами, несмотря на мольбы, рвал им больные зубы. Увлекался Пётр и собирательством. У него была огромная коллекция монет. А с плетением лаптей самодержец не справился. Его обучали лучшие лапотники, но Пётр так и не совладал с лыком.

4. Пётр III (1728-1762)

Пётр III не был семи пядей во лбу, потому и увлечения у него были соответствующие. Даже во взрослом возрасте царь обожал играть в солдатиков. Дни, а иногда и ночи он проводил за игрушечными боями, разыгрывал кровавые побоища в отдельной комнате, которая вся сплошь была заставлена солдатиками. Однажды царь расставил свои игрушечные войска и отлучился. Когда вернулся, заметил, что три солдатика, сделанные из крахмала, за это время стали инвалидами - их конечности отгрызла крыса. Пётр III, как истинный полководец, бросился на защиту своих подчинённых, он потребовал изловить грызуна и… повесить. Со временем к увлечению солдатиками Пётр III добавил ещё одну страсть - выпивку.

5. Николай I (1796-1855)

Удивительное нецарское увлечение было у Николая I. Оказалось, что царь в душе был… дизайнером. Он частенько, сидя за своим рабочим столом, рисовал воинские мундиры и даже вместе со швеями усовершенствовал уже готовую одежду. Свои мундиры Николай I обязывал носить не только военных, но и «штатских» придворных.

6. Владимир Ленин (1870-1924)

Владимир Ильич любил транспорт. Его первой страстью были велосипеды. Вождь пролетариата мог часами ездить по горам, улочкам, паркам, просёлкам. Однажды велопрогулка в окрестностях Парижа у Ленина не задалась. «Ехал я из Жювизи, - вспоминал Ильич. - И автомобиль раздавил мой велосипед... Публика помогла мне записать номер... Я узнал владельца автомобиля (виконт, чёрт его дери!) и теперь сужусь с ним через адвоката. Надеюсь выиграть». И выиграл-таки! Помимо велосипедов Ильич уважал хорошие авто, причём предпочитал французские марки. Ещё одно увлечение Ленина чуть было не стоило ему жизни. В ссылке долго тянущиеся дни и вечера Ленин занимал охотой. Причём охотился Ильич не пропитания ради, а влекомый спортивным азартом. Так, однажды он убил несколько десятков зайцев, погрузил их в лодку и поехал хвастаться к Надежде Константиновне. Вот только лодка по дороге от перегрузки чуть не затонула.

7. Юрий Андропов (1914-1984)

Несмотря на закрытость и мрачный вид, генеральный секретарь Юрий Андропов в душе был романтиком и писал стихи. Его творения выходили порой грустными, лирическими, а когда генсеку было весело, он мог добавить в свои четверостишия юмора. Иногда Андропов мог и пошалить - в его записях можно найти матерные эпиграммы и частушки. Литературоведы считают, что рифмы генсек подбирал небанальные. Когда Андропова назначили на работу в КГБ, он тут же написал об этом стихотворение: «Известно: многим Ка Гэ Бэ, как говорят, «не по губе». И я работать в этот дом пошёл, наверное б, с трудом, когда бы не случился впрок венгерский горестный урок».