Как научить писать детей с умственной отсталостью. Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу домана. Игры и упражнения для развития моторики и внимания

2. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задерж- Е кой психического развития. М., 2015. g ю

3. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая g ° содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 5-12.

4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П. Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений I вида. М., 2003.

5. Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития. Иркутск, 2012.

6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Мало-феев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М., 2013.

7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

И.А. Каткова

Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом

Представлена собственная апробированная периодизация этапов формирования навыка чтения у умственно отсталых детей со сложным дефектом: формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков и букв; изучение слоговых структур и отдельных слов; чтение элементарных текстов. Определены общие требования и требования для отдельных категорий (умственно отсталые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями зрения и др.), которые позволили достичь положительных результатов в обучении чтению. Ключевые слова: сложный дефект развития, умственно отсталые дети со сложным дефектом, восприятие буквы, требования к обучению чтению умственно отсталых детей, специфические требования к обучению чтению детей со сложным дефектом развития.

| | Чтение, являясь не только предметным (специальным), но и межпред° 2 метным (общеучебным) умением, во многом определяет успешность

g ш обучения. Чтение - средство развития речи, вовлечение в творческий

ä процесс ума и воображения, в том числе и у обучающихся с интеллек-

^ туальной недостаточностью.

В существующих классах для умственно отсталых детей сложный дефект представлен нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями зрения, речи, синдромальными и соматическими нарушениями, и может встречаться в самых различных сочетаниях разнообразных психических, сенсорных, неврологических и двигательных нарушений. Чтение у этой категории детей обеспечивает коррекцию нарушений их развития и их социальную адаптацию. Известные советские олигофренопедагоги (В.В. Воронкова, Г.М. Гусева, З.Н. Смирнова) отмечают, что чтение способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, расширяет социальные компетенции умственно отсталого школьника. Вместе с тем этот процесс сопряжен с рядом психолого-педагогических сложностей, которые необходимо учитывать для определения наиболее продуктивных путей и форм обучения чтению всех обучающихся в таком классе.

При разработке направлений и этапов формирования навыков чтения у умственно отсталых обучающихся в классах для детей со сложным дефектом мы использовали известные в отечественной практике методические подходы и принципы по освоению букваря умственно отсталыми учащимися (А.К. Аксёнова, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.И. Капланская, Р.И. Лалаева, Н.К. Сорокина, М.И. Шишкова и др.), дополнив их условиями и требованиями к формированию навыков чтения у обучающихся с нарушениями зрения (В.З. Денискина, Н.А. Крылова, Л.И. Плаксина и др.), опорно-двигательного аппарата (М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.), расстройствами аутистического спектра (Н.Г. Лаврентьева, Т.И. Морозова, Л.Г. Нуриева и др.) и своими авторскими наработками, удлинив сроки становления этого процесса. Взаимодополнение классических традиций и современных методик позволило выработать положительную динамику в формировании навыка чтения у детей со сложным дефектом. Мы апробировали собственную периодизацию этапов формирования навыка: формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков и букв; изучение слоговых структур и отдельных слов; чтение элементарных текстов (таблица 1).

При обучении чтению в классах для детей со сложным дефектом в связи с определенными ограничениями вербальной коммуникации

нами использовались элементы звукового (начинали с изучения зву- | ков с последующим складыванием их в слоги, слова, потом переходи- § ^ ли к предложениям), слогового (заучивали буквы, потом слоги) чтения 5 ^ по складам, аналитико-синтетического (деление фразы на слова, слов ^ | на слоги, слогов на звуки и т.д.; чтение легких слов целыми словами), | 2 глобального методов чтения (узнавание слова целиком). о й

Работа в классе для умственно отсталых детей со сложным дефектом ч ^ осложнялась тем, что необходимо было учитывать сочетания наруше- с ний, входящих в структуру множественного дефекта, принимать во внимание особенности и глубину нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра, а также особенности состава детей по степени выраженности умственной отсталости, сочетающейся в разных вариантах.

Для детей со сложным дефектом, сочетающим умственную отсталость с недостатками зрения, в работе должны использоваться специальные средства, позволяющие осуществлять индивидуальную коррек-ционно-педагогическую работу на уроках: учебники с укрупненным шрифтом, исключающие дополнительную информацию, не соответствующую цели и задачам урока; дидактические материалы, содержащие рельефно выполненный иллюстративно-графический материал (т.е. рассчитанные на одновременное использование осязания и зрения); наборы букв крупного размера, окрашенные предпочтительно в оранжево-красные или зеленые цвета; оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся, рекомендованные адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих. Важно соблюдать условия по режиму зрительной нагрузки, по организации пространства. определенные действующим СанПиНом.

Работу с умственно отсталыми детьми с РАС вследствие крайней неоднородности и выраженности аутистических нарушений следует начинать с приемов глобального чтения, формируя интерес к процессу чтения и развивая у ребенка возможность его участия во фронтальной работе на уроке. Чрезвычайно важно затем постепенно переводить ребенка с приемов глобального чтения на аналитико-синтетический способ, учитывая при этом особую предрасположенность аутичных детей к стереотипиям и стереотипным способам взаимодействия с окружающим миром. Важно предупреждать их склонность к фиксированно-сти на определенных заданиях, стереотипном воспроизведении текста. Следует максимально использовать способности этих детей к быстрому усвоению различных символов и знаков, в том числе букв, расширяя содержание упражнений и заданий.

| | Таблица 1

1 этап Формирование интереса к чтению Глобальное чтение как средство развития зрительного внимания и памяти. На материале уроков развития речи. Зрительное изображение предмета на картинке заменяется графическим изображением слова на карточке и объединяется с акустическим образом. Образец произношения дается педагогом. Дети проговаривают слово сопряженно или сопряженно-отраженно. Непродолжителен по времени. Вырабатывается навык передвижения взгляда по строке слева направо. Идет накопление мнестических образов в речевой памяти, запоминание письменного образа слова и изображения, запоминание некоторых букв. Упражнения по составлению подписей к картинкам из слов, узнаваемых глобально.

2 этап Изучение букв

2.1. Изучение гласных букв 1-го ряда а, о, у, ы, э Упражнения в чтении слов из 2-х, 3-х, 4-х и т.д. гласных. Тренировка силы голоса, протяжности, интонации. Задания на правильность речевого дыхания, артикуляционных движений, угадывание буквы по артикуляционной позе. Называют пройденный звук. Указывают, как заданный звук обозначается на письме. Называют слова с нужным звуком. Подбирают буквы к нужному звуку. Находят букву среди других. Составляют букву из элементов. Раскладывают на звуки звукокомплексы из 2-х, 3-х гласных. Определяют последовательность звуков и букв.

2.2. Изучение гласных букв 2-го ряда и, я, е, ё, ю

2.3. Изучение согласных с большой долготой звучания: х, с, м, ф, ш, в, н, л, з, ж, р Символ звука находится перед глазами как зрительный образ-подсказка. Упражнения на закрепление тактильного образа буквы. Узнавание буквы в различных шрифтах, размерах, цвете, положениях на странице. Изолированное воспроизведение буквы. Закрепление артикуляционной позы. Соотнесение звука и буквы. Подбор картинок на конкретный звук. Нахождения места звука в слове (в начале и конце).

2.4. Изучение согласных, не имеющих длительности: й, п, б, к, т, г, д

2.5. Изучение наиболее трудно усваиваемых согласных: ч, ц, щ

2.6. Изучение буквы ь Как буква, не обозначающая звука, только после согласных, всегда их смягчает. Отработка с отдельными согласными: сь, мь, ль, ть и т.д., в словах на конце слова, в середине слова: ко-нь, ко-нь-ки и т.д. Упражнения на выкладывание слова.

2.7. Изучение буквы ъ Чтение слогов: се - съе, ве - въе и т.д. Выкладывание слогов. Отработка в словах: съел, подъезд и т.д.

3 этап Изучение слоговых структур и отдельных слов Изучение открытых слогов с изученными гласными 1-го ряда, слияние в слоги с добавлением гласной перед слогом: ГСГ; с постепенным добавлением (прием наращивания) последующей согласной: СГ, СГС, СГСС, ССГС. Использование символов слогослияния при чтении слов. Дополнение недостающего слога до целого слова. Составление слов из слоговых карточек с опорой на картинку. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной гласной, количеством букв, с оппозиционными звуками. Чтение слов, подписей к картинкам, предложений. Чтение слогов с гласными 2-го ряда. Изолированное чтение буквы. В начале и конце слова: Ю-ла, Ю-ра. во-ю, но-ю. В слогах: лю, рю и т.д. Многократные повторы. Заучивание. Отработка их в словах с обогащением словаря с наращиванием синтагматических связей: ко-лю, со-лю; лю-к, к-лю-ка и т.д. Сравнение слоговых структур.

4 этап Этап чтения элементарных текстов Буквы отрабатываются по мере их усвоения в словах, далее из слов формируются предложения, предложения складываются в текст. Вова. Вова у ивы. У Симы ¿М #

| "I Для умственно отсталых детей с НОДА специальные рекоменда-§ 2 ции включают использование специальных методов, приемов и средств * ш обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения & и т.д, с целью формирования правильной артикуляции с опорой на зри-^ тельный образ при чтении отдельных букв; развития пространственной ориентации на листе бумаги, преодоления «зеркальности» при восприятии букв.

Важную роль выполняют и специальные приспособления (утяжелители на ручки, приспособления, закрепляющие разрезную азбуку / книгу / тетрадь на парте, специальные приспособления «прорези»), позволяющие концентрировать внимание на определенном отрезке текста и способствующие контролю за непроизвольными действиями рук.

Трудности, связанные с реализацией поставленных задач, требуют удлинения сроков обучения.

Так, этап с использованием глобального чтения позволяет решать следующие задачи: формирование интереса к процессу чтения; развитие психических процессов, лежащих в основе базиса чтения; накопление в речевой памяти акустических образов слов, а в двигательной - кинестетических образов в их соотношении с графической формой; вырабатывание навыка передвижения взгляда по строке слева направо; правильное произнесение слова; запоминание отдельных букв. Несмотря на то, что метод глобального чтения переводит внимание ребенка на знаковый символический уровень, мы используем этот метод частично, ограниченно во времени, т.к. метод достаточно пассивный.

Не следует перегружать картинками ребенка с НОДА, а ребенку со зрительной патологией следует предлагать яркие контрастные карточки, избегая бледных оттенков. Использование приемов глобального чтения примерно одинаково для всех категорий детей. Задание сначала выполняется коллективно, затем с долей самостоятельности каждым учеником. Хорошо в дальнейшем в изучаемых словах выделять первые буквы и акустически, и графически, как опору, на которую дети могут ориентироваться при выборе слова.

Этап изучения букв включает формирование обобщенного образа буквы, включающего формирование акустического, кинестетического и зрительно-пространственного образов. Ведется работа по развитию фонематического слуха, по закреплению правильной артикуляции каждого звука и воспитания четкости произношения. Отрабатывается навык прослеживания взглядом за перемещаемым предметом, умение выделять части предмета, сравнивать их, располагать в определенной последовательности. У детей со сложным дефектом, включающим НОДА, важнейшая для психического развития совместная деятель-

ность руки и глаза - зрительно-моторная координация - формируется Е с трудом и дефектно, что требует ежедневной кропотливой коррекци- § ^ онной работы, особенно над появлением навыка точного воспроизве- 5 ™ дения образца. Следует отметить, что размер пособия с элементами | | букв может отличаться: у детей с нормальным зрением он может быть | 2 мельче, а у детей с патологией зрения и с НОДА - должен быть круп- о й нее для удобства работы. Упражнения по ориентировке на листе бумаги 5 готовят школьников к ориентации в печатной странице, к правильному с направлению чтения предложения. Умственно отсталым детям с НОДА и нарушениями зрения полезны упражнения на развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений мелких мышц кистей рук: пальчиковая гимнастика, обведение образцов по трафарету, контуру, письмо элементов букв на наждачной бумаге, песке.

Навык чтения отрабатывается на этапе изучения различных слоговых структур и отдельных слов и далее на этапе чтения элементарных текстов. Учителю рекомендуется выделять строку ориентирами в виде особых значков цветным карандашом или специальными трафаретами.

Характерные для умственно отсталых детей тугоподвижность мыслительных процессов мешают им при переходе от чтения слогов к целым словам, даже односложным. Выбор метода и приемов на каждом этапе зависит от глубины и сложности дефекта.

Библиографический список

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррек-ционной) школе. М., 1999.

2. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха // Дефектология. 1995. № 4. С. 3-10.

3. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2012. № 6. С. 17-25.

5. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом // Дефектология. 2003. № 2. С. 88-93.

6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

8. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. № 4. С. 3-8.

Елена Разина
Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана

«Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана »

(методика глобального чтения )

Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению . В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости . Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал : как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать с помощью метода Гленна Домана (методика глобального чтения ) .

Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

Обучение делилось на этапы :

I. Чтение отдельных слов

Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.

Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом "МАМА" и отчётливо произносила фразу : «Это означает «МАМА» . В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.

За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса) . Общее количество времени, затраченное на обучение , не должно превышать трёх минут.

В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и также 3 раза я продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора . В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.

На 3-й день я добавила 3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло не больше 5 минут.

Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных , названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.

Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов

Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.

Потом точно так же стали изучать глаголы.

Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.

В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

II. Словосочетания

2-й этап в освоении чтения по методу Гленна Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко , и я предложила ему простые словосочетания : «чёрные волосы» , «жёлтый банан» .

Через какое-то время познакомила его с антонимами : «чистый-грязный» , «правый-левый» .

Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью , т. к. они тесно связаны с повседневной жизнью : «большая ложка» , «маленькая ложка» .

II. Простые предложения (из 2-х слов)

На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и мы перешли к новым предложениям.

III. Распространённые предложения (из 3-х и более слов)

К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.

На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями (их не должно быть очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению .

В этом разделе Гленн Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить : «кот крепко спит» .

На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы будете учить ребенка читать, т. к. в глобальном чтении смысл имеет

первичное значение, т. е. нужно понять, о чем написано в книге. Она должна

Состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;

В ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;

Высота печатного шрифта - не менее 1 см;

Текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например, по сказкам : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Теремок» . Затем по сказкам «Три медведя» , «Маша и медведь» , Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» , «Заюшкина избушка» . Потом тематические книжки на любые темы, например : «Времена года» , «Транспорт» , «Одежда» . Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья» .

Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.

Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности . Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.

Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей , но и у детей с нормой , чтобы устранить трудности при чтении .

Публикации по теме:

Песочная терапия как средство регулирования эмоционального состояния детей с легкой умственной отсталостью Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе постоянно увеличивается количество детей отличающихся.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Конспект открытого воспитательного занятия «Книга наш друг - береги ее» для детей с легкой степенью УО в 3 классе КНИГА НАШ ДРУГ – БЕРЕГИ ЕЕ конспект открытого воспитательного занятия для детей с легкой степенью УО, 3 «а» класс воспитатель Кривченко.

Обучение детей чтению - одна из форм предоставления дополнительной образовательной уcлуги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» с. Татаново Тамбовского района Тамбовской области.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью, Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

В связи с тем что контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 2-м классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Но большинство детей только осваивает слоговое чтение. Есть и такие учащиеся (6,6%), которые продолжают сохранять побуквенное чтение. Более того, встречаются дети (1,6%), не усвоившие даже всех букв. Такая же разнородность в уровнях овладения навыком чтения сохраняется и в старших классах: среди учащихся пятого года обучения 20% читают уже бегло, 58% - целыми словами, 22% - по слогам.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим (эти недостатки в какой-то степени преодолеваются еще в 1-м классе), сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Давайте вкратце рассмотрим преимущества и недостатки систем обучения чтению по кубикам со складами (по методике Зайцева), по карточкам (по методике Глена Домана) и по традиционному букварю.

Как научить ребенка читать по системе Николая Зайцева

Кубики Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Вы задумывались над тем, почему дети скучают над азбукой и букварем? А почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост - на занятиях малыши бегают, шумят, переносят кубики, тянутся на цыпочках к таблицам!

Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по методике Зайцева ребенок сидеть на одном месте просто не сможет (и не должен).

Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой обучался сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по кубикам Зайцева - от 2,5 лет. Максимальный возраст не ограничен. А взрослые иностранцы, не знавшие ни одной русской бувы, показывают феноменальные результаты - через 30 минут они уже легко читают по-русски!

Преимущества обучения чтению по системе Зайцева:

  1. Быстрый результат (время, в течение которого ребенок научится читать, зависит от возраста (2-3 года: 6-9 месяцев, 4 года: 16 занятий, 5 лет: 5-10 занятий, 6 лет: 4-6 занятий, взрослые иностранцы: 30-40 минут).
  2. Веселые, подвижные и увлекательные занятия с ребенком.
  3. Возможность прерывать обучение на некоторое время (например, на время болезни).
  4. Очень хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Недостатки системы Зайцева:

Против методики Зайцева выступают некоторые "традиционные" педагоги. Они утверждают, что при обучении в начальной школе у некоторых детей возникают сложности при переходе от зайцевской системы чтения по складам к школьной системе чтения по слогам. Впрочем, отличия между складом и слогом минимальны.

Я уже давно знаю педагога Николая Зайцева. Это очень интересный, образованный, увлеченный человек. К сожалению, в России его методика остается востребованной лишь энтузиастами и негосударственными клубами для родителей с детьми. А вот в Республике Беларусь к Зайцеву проявляет интерес государственная образовательная система. Несколько лет назад мы провели семинар для всех желающих и во время него сняли фильм про Зайцева и его систему обучения чтению.

Как научить ребенка читать по системе Глена Домана

В 40-х годах XX века американский врач Глен Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Однако, перед Гленом Доманом стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Тем не менее, научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова (впрочем, даже здоровые дети этого не понимают до определенного времени).

Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания! Глен Доман отмечал, что они не только продвинулись в обучении, а они научились читать! Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое.

Затем эту систему обучения чтению Глен Доман применил в работе со здоровыми детьми. И результат также был положительным.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по карточкам Глена Домана - от 3 месяцев до 3 лет.

Преимущества обучения чтению по системе Глена Домана:

  • Гарантированный результат.
  • Занятия очень короткие по времени.
  • Доказанные положительные результаты в работе с особыми детьми, имеющими серьезные трудности в обучении.

Недостатки системы Глена Домана:

  • Высокая стоимость наборов карточек.
  • Не допускается отвлечение ребенка на что-либо во время занятий, он должен сидеть и смотреть только на вас.
  • Необходимость четкого соблюдения порядка проведения занятий с ребенком.
  • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

Несколько лет назад на канале "Домашний" у нас была серия передач по различным методикам обучения чтению. На очередную передачу мы пригласили Андрея Маниченко (генерального директора компании, российского последователя и пропагандиста методики обучения чтению по системе Глена Домана) и - в качестве оппонента - Марьяну Безруких (профессора, академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии). У них получился довольно жаркий спор...

Как научить ребенка читать по классической системе, т.е. по букварю

По букварю учились все советские дети (и слегка постсоветские), к которым мы с вами относимся тоже. Поэтому ничего нового, наверно, сказать вам не смогу.

Умение читать приходит к ребенку совсем не от того, что он выучил все буквы. Разве вы будете читать по-китайски, даже если вам показать все иероглифы? Для маленького ребенка текст, хотя и написанный на родном языке, - такая же "китайская грамота".

Вот что говорит Николай Зайцев: "Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще оказывается, что они гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - вон сколько пород да видов с "научными" названиями. Не просто "бэ", как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Кого такое не отпугнет?"

А вот мнение Олеси Жуковой, автора многочисленных букварей: "Традиционная методика обучения ребенка грамоте строится на звуко-буквенном анализе слова - то есть на умении устанавливать взаимосвязь между звуками и буквами, анализировать последовательность и количество звуков в слове. Такие сложные аналитические операции по силам только ребенку сознательного возраста. Второй аргумент - начинать учить читать можно лишь, когда ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Однако сама жизнь зачастую опровергает мнение педагогов. Мы знаем детей, которые научились читать довольно рано, иногда до трех лет, не имея ни малейшего представления об анализе слова."

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению. Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка, в домашних условиях? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? На эти непростые вопросы вы получите ответы из этого материала.

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля.

Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

О методиках – традиционных и новаторских

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Детально о технике Домана

Удивительно, но эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия), под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью.

Секрет в том, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Сегодня этот способ глобального чтения успешно применяют для всех – и для деток «особых», и для детей с дислексией , и для самых обычных. Вот главные плюсы метода:

  • он отлично убирает трудности в чтении;
  • детям с умственными нарушениями намного проще запомнить слово полностью, и отождествлять его с изображением на карточке;
  • идет одновременное восприятие слов зрительно и на слух;
  • форма занятий – игровая;
  • научить бегло и быстро читать так можно любого – и дошкольника, и первоклассника, и даже малыша;
  • также можно заниматься и в 6, и в 7 лет, ограничений нет;
  • карточки Домана сегодня доступны для всех;
  • упражнения здесь простые, а занятия короткие.

И самое главное — положительные результаты многократно доказаны, именно в работе с детьми с умственной отсталостью, и глобальными трудностями с обучением.

Основные правила занятий следующие:

  • ученик должен сидеть, и смотреть на того, кто его обучает, отвлекаться нельзя;
  • нельзя прерывать урок;
  • порядок ведения урока и правила надо строго соблюдать.

Как заниматься – основные этапы

Этап первый

Возьмите 5 карточек, с простыми, короткими словами. Показывайте их по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произносите каждый раз: «Это значит ПАПА», «Это значит КОТ» и так далее. Повторите эти упражнения по кругу, 3 раза. Но делайте перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут. Это – первый этап и первый день.

Этап второй

Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Этап третий

День третий. Добавьте к двум наборам новый, из 5 карточек. И примените в показе 3 набора, в каждом по 5 карточек. Каждый показывайте 3 раза. Всего теперь «уроков» будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы.

Слова из 15 первых карточек должны быть малышу знакомы, понятны. Плюс они должны быть предельно короткими и простыми. Результат первых трех дней – это то, что ребенок научился узнавать, то есть фактически читать все эти 15 слов.

Этап четвертый

Выберите следующие 25 карточек, разделите их на 5 наборов. Пусть это будут части тела, знакомые вашему чаду. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность, перерывы – все точно так же.

Следующим набором из 25 слов могут стать глаголы. Знакомьте ребенка ежедневно с 5 новыми словами. В среднем он обязан запоминать в день по 5 слов

Пятый этап

Этот раздел представляет собой чтение словосочетаний. Это – промежуточный этап, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что чадо уже выучило. Это может быть, например, перечень цветов и предметов: «белый кот», «красное яблоко», и так далее.

Можно дополнить прилагательными «большой», «маленький» и так далее. Эти понятия простые и понятные, даже для крохи с умственной отсталостью. Действуйте примерно так же, но сочетайте теперь карточки, составляя подходящие сочетания из двух слов.

Этап шестой

Теперь вы составляете простейшие предложения из двух слов, применяя те самые словосочетания. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Этап седьмой

Наконец вы уже составляете предложения уже из трех слов, и даже больше. И это – огромное достижение, ведь ученик уже способен различать слова, и прочитать целое предложение! Здесь вы должны будете создать дополнительные карточки сами, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух.

Наступил черед книг! Вы должны правильно выбрать книжку для обучения. Важно, чтобы в ней было от 50 до ста слов, плюс понятные картинки на каждой странице. Оптимальная высота шрифта — не меньше 1 сантиметра. И главное — в ней должны быть только знакомые ребенку слова и предложения.

Вы даже можете создать эту книжку сами, вместе с дочкой или сыном. Назвать ее, например, «Мой котенок», «Одежда», «Транспорт», «Мои игрушки» и так далее. Однако вы можете выбрать сначала книжку, а затем учить для нее слова, словосочетания и предложения.

Видео по методике Глена Домана

Дальнейшие перспективы

Безусловно, такая методика эффективна. Но это ведь не настоящее чтение, а запоминание конкретных слов, словосочетаний и предложений. А всех их все равно ребенок никогда не запомнит.

Тем не менее, такая техника будет позитивным толчком к развитию вашего сына или дочери. Когда малыш увидит, что у него получается и он на что-то способен — это будет вашей совместной победой.

В результате такие успехи вдохновят вас и вашего ребенка. А это, в свою очередь будет способствовать преодолению умственных отклонений. И вероятно, со временем, ваш ребенок будет способен даже осваивать чтение по слогам .

Техника изучения слогов с особенным ребенком на видео

Учим образ буквы — обучающее видео

Домашний учитель

И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.

Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!