Источники географической информации традиционные и современные. ГИС можно рассматривать в трех видах. Краткие сведения об открытии Африки

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Для изучения природы материков и океанов географы применяют общегеографические и отраслевые методы исследования .

Одними из основных методов исследования в географии являются наблюдение и измерение , благодаря которым собирают первичную географическую информацию об особенностях материков и океанов. Прямые наблюдения и необходимые измерения проводят во время экспедиций, пребывая непосредственно на исследуемом объек-те, например на научной станции в Антарктиде. Часто их проводят с научно-исследовательских кораблей или даже с рейсовых судов, с орбит космических станций и геофизических ракет, с искусственных спутников Земли и самолетов-лабораторий (рис. 4).

Космические наблюдения обогатили географичес-кую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафикси-ровали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими ле-тательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

На основании полученной первичной географической информации создают макеты, или модели (рис. 5), форм рельефа, циклонов и анти-циклонов, рек с плотиной и водохранилищем, природных комплексов и др., разрабатывают различные карты.

В географии существуют также методы получения вторичной гео-графической информации. Это обусловлено тем, что многие геогра-фические объекты недосягаемы для прямого наблюдения или имеют очень крупные размеры. Тогда ученые-исследователи прибегают к использованию ранее полученных и упорядоченных данных.

Вторичную географическую информацию ученые накапливают постепенно. Источниками информации для них являются карты, особенно тематические, анализируя которые, можно сравнивать яв-ления, создавать образ конкретной территории (рис. 5). Упорядочен-ную географическую информацию дают и таблицы, объединяющие разнообразные характеристики территории. Примером такой таблицы является геохронологическая шкала. Источником вторичной гео-графической информации являются графики, диаграммы, профили. (Вспомните, какой вид имеют графики изменения температуры, роза ветров, климатодиаграммы, профили рельефа.)

Важным методом получения вторичной информации в географии остаются также описания, особенно если это касается характеристик природы отдельных материков, стран, загадочных морей и островов. Ныне функцию описания выполняют также различные видеосред-ства — кино и телевидение.

Новым источником вторичной географической информации являет-ся географическая информационная система (ГИС), предназначенная для компьютерного чтения, анализа и предоставления информации. Материал с сайта

ГИС работает быстро. В ГИСе существует определенный на-бор программ, которые помогают быстро (за 3-5 мин) создать лю-бую географическую карту. При этом вводят необходимые данные, а их анализ осуществляется автоматически. А при работе с картами атласа, когда необходимо обнаружить определенную зависимость, например между рельефом и строением земной коры, времени ис-пользуется в пять раз больше, ведь нужны разномасштабные карты, находящиеся на разных страницах.

Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС - это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

ЭВМ;
программное обеспечение;
пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
сбор и автоматизированную обработку географической информации;
пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
2. Географические исследования:
полевые исследования;
путешествия;
краеведческие экскурсии
занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
подготовительный;
полевой экспедиционный;
камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).

Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.

Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.

Географическую информацию производят:
Институт географии;
Институт геологических наук;
Институт ботаники;
Институт зоологии;
Совет по изучению производительных сил Украины;
региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.

5. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.

Основные методы географических исследований.

Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро– и космоснимков, математическими и т. д.

Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы.

2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

4. Космические и аэрофотоснимки.

5. Географоинформационные системы (ГИС).

В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Роль географической науки в решении важных проблем развития страны

Билет методы географических исследований и основные источники географической.. географические различия в хозяйственной деятельности населения России.. следствием большой территории России явилась довольно разнообразная природа нашей страны которая обусловила различия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны
География изучает природу и природные ресурсы, которые играют большую роль в жизни и деятельности людей, служат им источником материального производства и средой обитания. Географические знания пом

Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение
На начало 2004 г. в России проживали 144 млн человек. Основную массу населения – 80% составляют русские, 5% – татары и башкиры, 3% – украинцы и белорусы. Около 3% составляют народы Поволжья – чуваш

Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока
Города Сочи и Владивосток расположены примерно на одной и той же широте, на побережье Черного и Японского морей соответственно. В Сочи субтропический тип климата – влажные субтропики, во Владивосто

Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя)
На размещение предприятий черной металлургии оказывают влияние следующие факторы: 1) наличие сырья (железо, марганец); 2) наличие топлива (каменный уголь); 3) наличие сопутствующих материа

Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства
Российская Федерация (Россия) является самым крупным государством в мире по площади – 17,075 млн кв. км (13% общей площади земного шара), превосходя по этому показателю Канаду (10,0 млн кв. км), Ки

Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространенные в стране
Россия – страна многонациональная. Естественно, что каждый народ имеет и чтит свои традиции, быт, культуру, менталитет. По культурно-историческим особенностям народов России территорию государства

Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
Географическое положение Европейского Юга (Северный Кавказ). Данный регион занимает самую южную часть территории России. Территория Северного Кавказа ограничена Черным и Азовским морями на западе и

Определение по топографической карте направлений и расстояний
Алгоритм определения по топографической карте направлений. 1. На карте отмечаем точку, в которой находимся, и точку, на которую нужно определить направление (азимут). 2. Соединяем

Часовые пояса на территории России. Местное и поясное время
В астрономии местное время (или солнечное время) – это время, определенное для данной точки на Земле, которое зависит от географической долготы данного места. Местное время одинаково для всех точек

Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя)
На размещение химического предприятия могут оказывать влияние: 1. Наличие комплекса технологического сырья. 2. Обеспеченность топливно-энергетическими источниками, особенно дешево

Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия. Важнейшие равнины и горы России
Территория России имеет значительную площадь и ее рельеф чрезвычайно разнообразен. Это следствие особенностей тектонического строения и геологической истории развития территории. На территории Росс

Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
Главные факторы размещения предприятий цветной металлургии: 1. Особенности используемого сырья при производстве металлов (например, меди). 2. Наличие источников дешевой электроэне

Сравнительная характеристика рельефа Центральной России и Западной Сибири, причины сходства и различия
Сходства и различия рельефа двух разных территорий обуславлены особенностями развития тектонических процессов в его становлении, геологической истории зарождения, внешними процессами рельефообразов

Определение по статистическим материалам и сравнение плотности населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
Плотность населения – одна из важнейших категорий географии. Средняя плотность населения определяется как частное от деления количества людей, проживающих на определенной территории, на площадь это

Сравнительная характеристика Урала и Дальнего Востока
Урал – территория, включающая Предуралье, Зауралье и горные цепи Уральских гор, протягивающиеся в меридиональном направлении более чем на 2000 км. Дальний Восток – преимущественно горная территория

Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны (по выбору учителя) и их объяснение
Прирост населения может быть естественным и механическим. Естественный прирост населения зависит от соотношения рождаемости и смертности. Если рождаемость больше смертности, то естественный прирост

Минеральные ресурсы России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования
Минеральные ресурсы – это все виды полезных ископаемых. Выделяют три типа: горючие (топливные), металлические (рудные) и неметаллические (нерудные). Горючие полезные ископаемые приурочены

Размещение населения по территории страны. Главная полоса расселения, факторы, влияющие на размещение населения
На размещение населения оказывают влияние природные (климат, рельеф, почва), социально-экономические (наличие рабочих мест, условия жизни), исторические и экологические условия. Из 145 млн

Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение машиностроительных предприятий (по выбору учителя)
На размещение машиностроительных предприятий влияют следующие факторы: – наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных учреждений (высокотехнологичные наукоемкие и трудоемкие

Разнообразие климатических условий на территории России. Климатообразующие факторы
На тип климат оказывают влияние следующие факторы: географическая широта и соответственно количество поступающей солнечной радиации; атмосферная циркуляция – направление движения воздушных масс; со

Состав хозяйства. Проблемы экономического развития России и показатели, характеризующие уровень экономического развития
Народное хозяйство России состоит из нескольких десятков крупных и более сотни мелких отраслей. Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию. В зависим

Определение по статистическим материалам и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных частях страны (по выбору учителя)
На соотношение городского и сельского населения оказывают влияние такие факторы, как: – природные условия и ресурсы; история заселения и освоения данной территории; – доминировани

Сравнительная характеристика климата Центральной России и Восточной Сибири, причины различий
Центральная Россия и большая часть Восточной Сибири расположены в умеренном климатическом поясе, но в разных его секторах: Центральная Россия – в области умеренного, а Восточная Сибирь (за исключен

Сравнение по статистическим материалам обеспеченности трудовыми ресурсами двух территорий (по выбору учителя)
Фактически все регионы России в разной степени обеспечены трудовыми ресурсами. На количество и качество трудовых ресурсов оказывают влияние как естественный прирост населения, миграционная

Сравнительная характеристика климата Северного Кавказа и Приморья, причины различий
Практически вся равнинная территория Северного Кавказа и территория Приморья расположены в зоне умеренного типа климата, только Северный Кавказ находится в подзоне умеренноконтинентального климата,

Определение по карте географических координат географических объектов (по выбору учителя)
Географические координаты – это величины, определяющие положение какой-либо объекта на земной поверхности относительно начального меридиана (долгота измеряется от 0 до 180°) и экватора (широта от 0

Агроклиматические ресурсы России. Причины различий
Агроклиматические ресурсы – это определенные климатические условия, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного производства. Они определяются количеством осадков и суммой те

Сравнительная экономико-географическая характеристика европейской и азиатской частей России
Европейская часть (западная экономическая зона, или западный макрорегион) характеризуется: высокой плотностью населения (78% от всей численности населения России, европейская часть – исторический ц

Внутренние воды России. Крупнейшие реки и озера. Распределение по бассейнам. Различия в режимах рек
К внутренним водам относят: реки, озера, подземные воды, ледники, болота, многолетнюю мерзлоту, каналы и водохранилища. Реки. В России реки преимущественно равнинного типа. Благодаря общем

Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических регионов России (по выбору учителя)
Сравнительный анализ хозяйства Европейского Севера (Северный экономический район) и Европейского Юга (Северо-Кавказский экономический район). Сходство. 1. Обе эти территории примерно одина

Решение задач на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
Территория России расположена в 11 часовых поясах. 1-й и 12-й пояса объединены в один, и фактически в России десять часовых поясов. Для определения времени в разных географических пунктах

Водные и гидроэнергетические ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования
Вода – важнейший из всех природных ресурсов. От ее наличия зависит существование всех живых организмов на Земле. Вода необходима многим отраслям хозяйства: химической, целлюлозно-бумажной, текстиль

Составление по картам и статистическим материалам сравнительной характеристики двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
Примерный план сравнения двух районов добычи минерального ресурса (при наличии необходимой статистики и карт): 1. Местоположение. 2. Положение по отношению к потребителям и важным

Зональные природные комплексы России. Характеристика одной природной зоны (по выбору учителя)
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Из-за большой протяженности территории Росс

Оценка по картам и статистическим материалам природных условий и ресурсов одного из географических районов России (по выбору учителя)
При ответе на этот необходимо определить и назвать основные виды природных ресурсов: минеральные, водные, лесные, земельные, агроклиматические, а также назвать отрасли, которые могут развиваться на

Лесные ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования
Россия расположена в северном лесном поясе Земли. Лесистость территории составляет 45%. На долю России приходится 20% от всего объема мировых запасов древесины. Лесная зона протягивается по всей те

Соотношение городского и сельского населения на территории России. Крупнейшие города и городские агломерации
Соотношение городского и сельского населения – важный показатель уровня развития страны. Россия – типичная городская (урбанизированная) страна. По данным последней переписи населения (2002

Определение по статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России
Статистика свидетельствует, что основными статьями экспорта России являются: минеральное сырье в основном нефть и газ (около 40% общей стоимости экспорта); разные металлы и прокат; древесина и целл

Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
Высотная поясность – это последовательная смена природных зон с высотой в горах от подножия к вершине, обусловленная направленными изменениями климатических элементов при поднятии на определенную в

Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
Агроклиматические ресурсы – это те климатические условия, которые необходимы для выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур на той или иной территории. Для оценки агроклиматичес

Характеристика основных типов почв России
Почва – особое природное образование; самый верхний плодородный слой земли, на котором произрастают те или иные растения. В.В. Докучаев установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зо

Определение по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России
По статистическим данным можно установить, что за последние годы существенно выросло значение внешней торговли для экономики России. Увеличилась доля экспорта в ВВП. Значительно изменилась

Почвенно-земельные ресурсы России, их экономическая оценка и проблемы рационального использования. Мелиорация земель
Земельные ресурсы – это земная поверхность, на которой размещены разные объекты как природного происхождения, так и антропогенные объекты, т. е. созданные в результате хозяйственной деятельности лю

Комплексная географическая характеристика своей местности
Комплексная географическая характеристика своей местности включает следующий примерный план: 1. Название, площадь, численность населения, официальные символы. 2. Географическое по

Определение типа климата по климатической диаграмме. Алгоритм определения типа климата по климатической диаграмме
1. Внимательно рассмотреть все обозначения на диаграмме, при этом месяцы года на ней указаны через один, буквами на оси абсцисс. 2. Выясните годовой ход температур (температуры обозначены

Сравнение при помощи карт режима двух рек (по выбору учителя) и объяснение причин различий
Сравнение режима двух рек проводится по климатическим картам, т. к. разные климатические условия определяют речной режим. Под режимом реки подразумевают: изменение уровня воды в реке, объе

Трудовые ресурсы, характеризующие их показатели. Проблема занятости населения и пути ее решения
Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, состоянием здоровья, знаниями для работы в народном хозяйстве. Потенциал трудовых ресурсов определяется: численн

Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя)
С помощью условных знаков на карте изображают реальные объекты – например, населенные пункты, с помощью пуансона (кружок, квадратик и др.) и абстрактные – например. Плотность населения, распределен

Географические различия в занятиях и уровне занятости населения. Трудовые ресурсы своей местности
Географические различия в занятиях и уровне занятости населения прежде всего определяются составом и структурой хозяйства на данной территории – отраслями специализации. Доля лиц, работающих в непр

Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
Под влиянием производственно-хозяйственной деятельности людей окружающая природная среда изменяется. В различных регионах страны в зависимости от отраслевой структуры хозяйства и устойчивости или х

Сравнение по картам специализации двух промышленных узлов, объяснение сходства и различий (по выбору учителя)
Промышленным узлом называют локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, где относительно близко расположенные друг к другу предприятия объединены между собой те

Отраслевая и территориальная структура хозяйства России и ее изменения в последние десятилетия
Народное хозяйство России, как и любой другой страны, подразделяется на две сферы: производственную и непроизводственную. В свою очередь производственная сфера подразделяется на межотраслевые компл

Экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения
Экологические проблемы, возникающие в разных регионах страны, различные и зависят прежде всего от состава и структуры народного хозяйства в данной конкретной местности. Так, если это какой

Сравнительная характеристика ЭГП двух районов (по выбору учителя)
Сравнительная характеристика экономико-географического положения Европейского Севера (Северный экономический район) и Европейского Юга (Северо-Кавказский экономический район). Из названия

Вопрос 1. Прочитайте описание маршрута. Составьте на его основе план. Ответьте на вопросы. а) Какой масштаб для плана вы выбрали? Почему? б) Какие виды условных знаков вы использовали? в) Туристы, следовавшие по данному маршруту, два раза останавливались и разбивали лагерь. Как вы думаете, где были устроены лагеря? Почему?

Маршрут начался от автобусной остановки около шоссе, тянущегося с севера на юг. От шоссе он прошел по извилистой грунтовой дороге через луга по азимуту 270° до кромки елового леса, находящегося в 5 км от шоссе. Кромка леса вытянута с севера на юг. Вдоль кромки леса тянется линия электропередач. В лесу: по просеке 3500 м по азимуту 230° до домика лесника, расположенного у родника. Далее по тропинке еще 4 км на запад до восточного берега озера Гусиное. Озеро круглое, диаметром 2 км. С северо-запада в озеро впадает река Быстрая. Северный берег озера зарос редким лесом, остальные берега песчаные.

а) Выбор масштаба зависит от размеров листа бумаги, на котором вы собираетесь изображать план. Чтобы план свободно располагался на листе формата А4, лучше выбрать масштаб 1:100 000 (численный), или в 1 см – 1000 м (именованный). Этот масштаб удобен еще и тем, что не приходится совершать сложных вычислений, переводя расстояния на местности, в сантиметры. Можно выбрать и более крупный масштаб, но тогда план нужно строить на листе бумаги больше, чем А4.

б) При построении плана используются следующие виды условных знаков : масштабные контурные (лес, луг, озеро, пески, редколесье), масштабные линейные (шоссе, грунтовая дорога, просека, тропинка, река, линия электропередач), внемасштабные (родник, домик лесника), пояснительные (видовой состав леса).

в) Лагерь целесообразнее всего разбивать у источника воды, поэтому самые подходящие места – это домик лесника у родника и берега озера Гусиное. Место неблагоприятное (влияние электромагнитных полей).

Вопрос 2. Установите соответствие населенного пункта, его координат и годового хода температуры. Для каждого пункта постройте график годового хода температуры.

а) Установите соответствие населенного пункта и его географических координат.

б) Постройте графики годового хода температуры для населенных пунктов, представленных в таблице.

Я Ф М А М И И А С О Н Д
А -34 -44 -55 -63 -63 -67 -67 -71 -67 -59 -44 -32
Б -12 -12 -8 -1 6 12 15 13 8 1 -5 -10
В -1 -1 -1 1 5 9 11 10 8 4 1 -1
Г -16 -18 -20 -14 -5 2 5 5 0 -6 -11 -14

в) Установите соответствие между населенными пунктами части а) и годовым ходом температур части б).

г) Используя график годового хода температур, дайте не описание, а характеристику климата Архангельска.

г) Характеристика отличается от описания тем, что в ней не только констатируются факты, но и даются их объяснения, выявляются причинно-следственные связи.

График годового хода температуры в Архангельске свидетельствует о том, что в городе четко выражены времена года: умеренно-холодная зима (сред. температура января -12 ºС) и относительно теплое лето (сред. температура июля +15 ºС). Это говорит о том, что климат Архангельска умеренный. Данные о средних температурах января и июля, а также годовой ход и годовая амплитуда температуры (27 º) указывают на то, что город не может быть расположен в пределах морского, континентального, резко континентального и муссонного климата. Он расположен в области умеренно континентального климата. Средняя температура июля указывает на то, что город расположен на севере области умеренно континентального климата. Это можно проверить, найдя Архангельск на карте по его географическим координатам.

Полную характеристику климата Архангельска можно составить, используя другие источники информации.

Критерии оценки заданий обучающего тура Дистанционной обучающей олимпиады по географии 2010.

Вопрос 3. Проанализируйте пять изображений природных зон Земли из космоса (скачать архив изображений, .zip, 2.2 Mb, ).

Разместите эти снимки в определенном порядке с учетом географической закономерности.

Запишите имена файлов изображений в выбранном Вами порядке.

На основании какой закономерности Вы распределили космоснимки именно так?

Чем объясняется эта закономерность?

Перечислите не менее двух признаков для каждого космоснимка, по которым Вы определили его место в выбранном Вами порядке.

gyd.jpg – арктическая пустыня,

vcx.jpg – тундра,

lkj.jpg – тайга,

bmn.jpg – степь,

ewq.jpg – пустыня.

Космоснимки иллюстрирую природные зоны, и их следует расположить с севера на юг (или с юга на север), учитывая географическую зональность.

Основные признаки, по которым можно определить природную зону:

gyd.jpg – арктическая пустыня.

Большая часть территории покрыта снегом и льдом. Хорошо видно покровное оледенение, т.к. языки ледника спускаются к морю. Отсутствуют явные признаки растительности.

vcx.jpg – тундра.

Обилие небольших по размеру блюдцеобразных озер. Меандрирующие (извилистые) полноводные реки с неглубокими долинами. Разница в растительном покрове в долинах рек и на междуречьях.

lkj.jpg – тайга.

Большая часть территории покрыта лесом с явно выраженными фрагментами вырубок. Небольшая высота, с которой мы можем рассмотреть поверхность, позволяет заметить острые верхушки деревьев, что говорит о преобладании хвойных видов.

bmn.jpg – степь.

Главный признак – распаханность территории, она определяется по геометрически правильной нарезке полей. Хорошо видны овраги как часть овражно-балочной сети. Фрагменты лесов расположены в балках.

ewq.jpg – пустыня.

Отсутствие растительности. Цвет проселочной дороги совпадает с цветом грунта, что говорит о чрезвычайно незначительном плодородном горизонте почвы.

Вопрос 4. Прочитайте отрывок из книги Давида Львовича Арманда «Как измерили Землю» (М.: Детиздат, 1940).

«В 827 году два арабских астронома, Халиб-ибн-Абдул-Малик и Али-ибн-Иса, с группой помощников пришли на гладкую, как стол, пустынную равнину Синджар в северной Месопотамии. Они измерили высоту Полярной звезды и, разделившись, разошлись — на север и на юг. Обе партии шли и измеряли пройденный путь шестами. Северная партия остановилась тогда, когда Полярная звезда оказалась на 1° выше, чем вначале, южная — когда она оказалась на столько же ниже.

Таким образом, каждая партия отошла от начальной точки вдоль меридиана на 1° широты и измерила длину дуги, соответствующей этому градусу. Потом астрономы вновь сошлись, чтобы сравнить результаты. Результаты почти совпали. Длина одного градуса оказалась равной 56 2/3 арабской мили.

Мы не можем проверить точность их работы, так как не знаем достоверно, чему равнялась арабская миля. В одной старинной рукописи сказано, что она равна 4000 локтей, локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак — ширине 4 пальцев, палец — толщине 6 ячменных зерен, а ячменное зерно — толщине 6 волос с ослиной морды.

Современным ученым, пожелавшим хоть приблизительно проверить точность вычислений арабов, пришлось заняться стрижкой ослов. Из многочисленных измерений ими было установлено, что толщина волоса с ослиной морды равна 0,(4) мм (ноль четыре десятых в периоде). Если за одиннадцать веков ослы не стали более или, наоборот, менее грубошерстными, длина земной окружности по арабскому измерению оказывается равной: 0.(4)*6*6*4*8*4000*56.(6)*360/1000*1000=41.799 км

Прекрасный результат для того времени!»

Выделите основные этапы исследований, проведенных в древности и в наши дни.

Определите цель каждого из этих исследований.

Установите методы исследования, применённые на каждом этапе.

Назовите источники информации, которые использовали исследователи в древности и в наши дни.

1. Исследования в древности.

Основные этапы:

1) Наблюдение и измерение на местности.

Цель – установить длину меридиана равную одному градусу.

Источник информации – природные объекты (положение звезд, ровная поверхность пустыни, которая позволила точно отмерить необходимое расстояние).

2) Сравнение результатов исследования северной и южной партий арабских астрономов, расчет длины одного градуса по меридиану.

Цель – получить точные результаты.

Источник информации – результаты наблюдений и измерений северной и южной группы.

Современные исследования.

Основные этапы:

1) Исследование древних рукописей.

Цель – установить величину арабской мили.

Источник информации – старинные рукописи.

2) Наблюдение и измерение волос с ослиной морды.

Цель – установить толщину волос на морде ослов.

Источник информации – природные объекты.

3) Расчет длины дуги меридиана равной одному градусу в километрах и расчет земной окружности по меридиану.

Цель – определить длину дуги меридиана в 1º.

Источник информации – результаты исследований древних арабских астрономов и исследования современных ученых.

Вопрос 5. Несмотря на то, что человек в большей степени «существо оседлое», но страсть к перемене мест им все-таки движет. И причины для этого могут быть самые разные: начиная от перемены места жительства (страны, города, населенного пункта) до поездки на работу, в школу, на каникулы; равно как частота поездок и их продолжительность.

Предлагаем вам провести небольшое исследование территориальной подвижности разных поколений .

Силами членов команды организуйте социологический опрос, но так, чтобы его результаты были более или менее репрезентативными (т.е. соответствующими действительности).

Цель опроса – выяснить территориальную подвижность людей разных поколений : поколения ваших дедушек и бабушек, поколения ваших родителей и вашего поколения (членов команды).

Составьте перечень вопросов для социологического опроса.

Проанализируйте полученные данные с составлением таблицы.

Сделайте выводы об особенностях территориальной подвижности людей разных поколений, аргументируя различия, которые вы обнаружили.

Выполнение пятого задания условно разделялось на три этапа:

1. Составление анкеты для исследования территориальной подвижности населения .

В широком смысле под территориальной подвижностью понимается все многообразие пространственного движения населения. Сюда включаются не только переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные (в том числе сезонные) работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения, но и те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

Оценивать территориальную подвижность населения можно по разным показателям (например, дальность поездок и их частота). На основе этих показателей надо было сформулировать вопросы анкеты.

2. Проведение исследования . Для получения достоверных данных необходимо опросить достаточно большое количество людей (не менее 100 человек) и учесть два параметра: 1) соотношение между мужчинами и женщинами должно быть примерно одинаковым; 2) количество опрошенных по разным возрастам (поколения дедушек-бабушек, пап-мам, ваших сверстников) должно быть одинаковым.

3. Обработка и анализ полученных данных. При формулировании выводов о территориальной подвижности людей различных поколений необходимо указать причины различий (если они есть).

Ответ на вопрос 6.

При ответе на этот вопрос, важно понять, что речь идёт о географических особенностях природы Восточно-Европейской равнины - рельеф, климат, внутренние воды (реки), почвенно-растительные зоны, а также об экологических проблемах.

При оценивании ответов необходимо учитывать:

а) правильную географическую характеристику природных особенностей равнины;

б) умение составить короткий географически достоверный текст.

  1. Восточно – Европейская (Русская) равнина – одна из крупнейших по площади равнин земного шара - это обширный участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью, отдельные участки которого различаются по высоте. На её территории выделяются такие виды равнин: низменности(до 200 м над уровнем моря) и возвышенности, абсолютная высота которых от 200 до 500 м.

Равнинность способствовала передвижению народов из Азии в Европу и обратно, формированию русского народа.

  1. Равнинность рельефа способствуют проникновению арктических воздушных масс далеко на юг, тропических с юго-запада и умеренных континентальных воздушных масс с юго-востока — далеко на север, морских умеренных с запада далеко на восток.

Это и объясняет достаточно высокие температуры летом на северном побережье в субарктическом поясе и довольно холодные зимы на юге Русской равнины и смягчает климаты территорий, отдаленных от побережья Атлантического океана.

  1. Речная сеть большей части Восточно-Европейской (Русской) равнины отличается густотой, что способствовало тому, что наши предки могли использовать волок для перехода из одной речной системы в другую, а позже соединять реки каналами.

Такие особенности речной системы способствовали освоению и исследованию территорий, расселению населения, развитию торговых отношений и т.д.

  1. Наиболее активно земледельческое освоение территорий велось на юге, в лесостепной и степной полосе, в зоне распространения чернозёмов.

В лесной зоне, где почвы менее плодородные, требовались постоянные мелиоративные мероприятия — внесение удобрений, защита полей от зарастания, расчистка от камней и валунов. Развивалось очаговое подсечно-огневое земледелие, животноводство,

лесной промысел и разнообразные ремёсла.

  1. В южных районах России неправильная распашка полей приводит к образованию овражной сети под влиянием временных водотоков, а также выдувание лёгких песчаных почв при сильных ветродуях, или перенос и развевание неукреплённых песков из одних районов в другие.

Оставьте свой комментарий, спасибо!