Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них. Феномен человека.Качественное отличие человека от других живых существ Чем отличается человек от других живых организмов

  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  • АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
  • Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  • Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  • Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.

    Перед людьми всегда стоял вопросы о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т. д.

    Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т. д.

    Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности.

    1.Феномен человека

    1.1 Человек -- феномен природы

    С биологической точки зрения появление человека разумного -- вполне ординарное событие. Но человек -- носитель разума, мысли, это особый феномен природы.

    Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

    На протяжении 1--2 млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития, и он никогда не поворачивал вспять. В ходе такого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В. И. Вернадским научной мыслью. Научная мысль -- это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. В. И. Вернадский говорил: «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением -- она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени».

    1.2 Феномен человека в современных представлениях

    Характерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменюющимися условиями существования и свойствами самого человека. Некоторыми специалистами утверждается, что человек, как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключительному этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарождается и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.

    Приобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее будет сопровождаться очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приведёт к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отразится на самом человеке.

    Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.
    10.
    Способность мыслить


    Наличие развитого мозга
    Обладание фантазией
    Волосяной покров
    Наличие сознания

    Членораздельная речь

    Сходство
    Отличие

    Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.
    10.
    Способность мыслить
    Способность к воспроизводству
    Способность создавать орудия труда
    Наличие развитого мозга
    Обладание фантазией
    Волосяной покров
    Наличие сознания
    Приспособляемость к окружающей среде
    Членораздельная речь
    Способность к коллективным действиям
    Сходство
    Отличие
    2 3 6 8 10
    1 4 5 7 9

    Наследственность – биологическая сущность всех людей

    Особенности внешнего вида
    Способность человека воспринимать
    окружающий мир, мыслить, говорить.
    Особенности своих эмоций: один – спокойный
    и рассудительный, другой – активный и
    эмоциональный.

    Перечислите – какие возрастные отрезки жизни человека вам знакомы?

    А в каком возрасте
    находитесь вы?
    Отрочество
    Перечислите
    – какие возрастные
    отрезки жизни
    человека вам знакомы?

    Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами года

    ЗИМА
    ВЕСНА
    Старость
    Отрочество
    Пифагор
    ЛЕТО
    Молодость
    ОСЕНЬ
    Зрелость
    Почему Пифагор сравнивал периоды жизни с временами года?

    Чем взрослый отличается от ребёнка?

    взрослый
    ребёнок

    На сколько этапов делится ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ?

    СТАРШИЙ
    ПОДРОСТОК
    (7-8 КЛАСС)
    МЛАДШИЙ
    ПОДРОСТОК
    (5-6 КЛАСС)

    Составьте словесный портрет подростка

    подросток

    Самостоятельность это -

    Самостоятельность это 1. Стремление все делать по-своему, наперекор
    разумным советам старших.
    2. Дисциплинированность, умение подчиняться
    разумным требованиям взрослых
    3. Умение заслужить доверие взрослых
    4. Никогда не признавать своих ошибок, даже если
    не прав.
    5. Пробовать все, что запрещают взрослые.
    6. Умение самостоятельно принимать важные
    решения, правильно оценивать результаты
    своего труда, отвечать за свои поступки
    7. Что хочу, то и делаю!

    Найдите аргументы за и против в споре с теми, кто считает, что САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это ХОРОШО

    Аргументы против
    Аргументы за

    – это группа людей, основанная на
    кровном или близком родстве
    мать и дети
    муж и жена

    Слово восходит к корню «сем»,
    имеющему отношение к семени и
    продолжению рода

    Зачем люди создают семьи?

    Продолжение рода
    Воспитание детей
    Удовлетворение
    потребности в любви,
    общении, организации
    досуга
    Совместное ведение
    домашнего хозяйства
    Забота о малолетних и
    престарелых

    Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    Обязанности по отношению к детям
    Брак
    Обязанности относительно друг друга
    Рождение детей
    Воспитание внуков
    Встреча

    Какие бывают семьи?

    По числу
    детей
    По количеству
    поколений
    По
    количеству
    родителей
    -
    -

    Какие бывают семьи?

    По числу
    детей
    По количеству
    поколений
    -

    Виды семьи

    По числу
    детей
    По количеству
    поколений
    Многодетные
    Однопоколенные
    Малодетные
    Двухпоколенные
    Бездетные
    Многопоколенные

    Какие бывают семьи?

    По количеству
    поколений

    Виды семьи

    По количеству
    поколений
    Однопоколенные
    Двухпоколенные
    Многопоколенные

    Какие бывают семьи?

    По количеству
    родителей

    Виды семьи

    По количеству
    родителей
    Полные
    Неполные

    Используя свои
    знания и опыт,
    назовите виды
    помощи, которую
    государство
    оказывает семьям

    Государство разрабатывает и проводит политику,
    направленную на защиту семьи и прав ребенка.
    1. Государство выплачивает денежное пособие по
    беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних
    детей.
    2. Гарантирует бесплатное среднее образование и
    медицинское обслуживание
    3. Оплачивает полностью или частично питание в школе
    детям из малообеспеченных семей.
    4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
    5. Государственная программа «Дети России» особое внимание
    уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детяминвалидам.
    6. Проводится государственная политика по увеличению
    рождаемости.

    - жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
    - на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок
    проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в
    случаях, если родители проживают в разных государствах;
    - на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет
    право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
    - на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
    при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов,
    пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и
    расходуются ими на содержание, образование и воспитание
    ребенка;
    - на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих,
    а также государства (в том случае, если ребенок остается без
    попечения родителей);
    - на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со
    стороны родителей.

    Термин “экономика”
    “Ойкос” –
    “хозяйство,
    дом”
    Номос” –
    “закон”;
    Каков был первоначальный смысл этого
    термина?

    ДОХОД
    РАСХОД
    Каково главное правило
    ведения хозяйства?
    ДОХОД
    РАСХОД

    Как называют запасы средств,
    используемых для ведения хозяйства?
    финансовые
    технические
    материальные
    трудовые
    энергетические

    Что такое Труд?

    это деятельность человека, которая
    имеет определенную цель, требует
    специальных знаний и умений и
    всегда приводит к результату

    В чем отличие труда человека от «труда» животных?

    ?
    планирование своего труда,
    создание нужных машин и механизмов,
    умение человека работать творчески,
    cовместное изготовление орудий труда

    – продукт труда, изготовленный
    для обмена, продажи.
    – бытовые удобства,
    предоставляемые кому-нибудь

    Задание: закончить предложения:

    Папа за работу на заводе получил
    __________________________
    ЗАРПЛАТУ (ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ)
    .
    Маша учится в строительном институте и
    получает СТИПЕНДИЮ
    __________________ .
    Бабушка каждый месяц получает
    _____________________
    .
    ПЕНСИЮ
    На младших детей в семье мама получает
    __________________ .
    ПОСОБИЕ
    Всё названное выше составляет
    ________________________
    семьи.
    БЮДЖЕТ семьи.

    СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

    СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

    составим синквейн на тему ВРЕМЯ

    Существительное (выражает тему)
    Прилагательное, прилагательное (какой?)
    Глагол глагол глагол (смысл)
    Фраза из четырёх слов (главный смысл)
    Существительное (главный вывод)

    – это получение знаний, умений
    и навыков

    Статья 43
    1. Каждый имеет право на образование.
    2. Гарантируются общедоступность и
    бесплатность дошкольного, основного
    общего и среднего профессионального
    образования в государственных или
    муниципальных образовательных
    учреждениях и на предприятиях.
    3. Каждый вправе на конкурсной основе
    бесплатно получить высшее
    образование в государственном или
    муниципальном образовательном
    учреждении и на предприятии.
    4. Основное общее образование
    обязательно. Родители или лица, их
    заменяющие, обеспечивают получение
    детьми основного общего образования.
    5. Российская Федерация
    устанавливает федеральные
    государственные образовательные
    стандарты, поддерживает различные
    формы образования и
    самообразования.

    Школьное образование

    Средняя (полная)
    школа
    10- 11 классы
    Основная школа
    5- 9 классы
    Начальная школа
    1- 4 классы

    Средняя (полная)
    школа
    10- 11 классы
    Основная школа
    5- 9 классы
    Начальная школа
    1- 4 классы

    Ольга учится в университете. На какой
    ступени образования она находится?
    а) Среднее полное общее образование
    б) Послевузовское образование
    в) Среднее профессиональное
    г) Высшее образование

    Иван учится на первом курсе
    юридического колледжа.
    Это означает, что он получает
    а) основное образование
    б) среднее профессиональное образование
    в) полное (среднее) образование
    г) дополнительное образование

    Ханс Георг Гадамер,
    немецкий философ
    второй половины XX в

    Как можно назвать одним словом следующие черты деятельности человека? выдумка фантазия воображение

    выдумка
    фантазия
    воображение

    – это создание чего-то
    нового, ценного не
    только для данного
    человека, но и для
    других

    Мастер и ремесленник

    Ремесленником называют
    человека, владеющего ремеслом
    Ремесло – это деятельность
    человека по производству различных
    важных и нужных предметов
    Мастер – человек достигший высокого
    мастерства (искусства) в своём деле.
    Он вкладывает в свой труд смекалку,
    творчество, делает уникальные
    предметы

    Мастер и ремесленник

    Может ли один ремесленник всю
    жизнь делать одинаковые изделия?
    Если человек работает без выдумки и
    фантазии, правильно его называть
    ремесленником или мастером?
    Будут ли отличаться друг от друга
    изделия одного и того же мастера?
    Что отличает труд ремесленника от
    труда мастера?

    Дени Дидро,
    французский философ
    XVIII в

    самостоятельных частей

    Государственным
    языком в РФ
    является
    Что это значит?
    1. На русском языке составляются
    документы;
    2. На русском языке Россия ведет
    переговоры между субъектами;
    3. Русский язык изучают во всех школах.

    Человека, который любит свою Родину,
    предан своему народу, готов на
    подвиги во имя своей Родины
    называют …
    Патриот

    - это человек, который имеет
    правовую связь с
    определенным государством,
    что позволяет ему иметь все права,
    предоставляемые законами этой страны и
    исполнять все установленные законами
    обязанности.

    Все основные права и
    обязанности граждан записаны
    в главном законе – Конституции
    Российской Федерации
    Все граждане России имеют равные права и равные
    обязанности.
    Гражданином России можно стать с рождения или
    приобрести гражданство позже.
    Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет.
    В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности.

    Избирать и
    быть
    избранными
    Участвовать в
    управлении
    государством
    Право на
    жизнь
    Право на труд
    Право на
    образование
    Право на
    отдых
    Право на
    пользование
    достижениями
    культуры

    Соблюдать
    законы РФ
    Заботиться
    о детях
    Защищать
    Отечество
    Заботиться
    о родителях
    Платить законные
    налоги и сборы
    Получить основное
    общее образование
    Бережно
    относиться к природе
    Беречь памятники
    истории и культуры

    Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

    Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

    Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

    Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

    Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

    Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

    Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

    Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

    Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

    Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

    Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

    Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

    Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

    Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

    Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

    Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

    Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

    Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

    Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

    Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

    Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

    В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

    Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

    Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

    самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

    Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

    Инстинкт и разум.

    У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

    Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

    Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

    А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

    Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

    Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

    Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

    Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

    Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

    а) человек - существо биологическое и социальное;

    б) человек - существо биосоциальное.

    а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

    б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

    Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

    Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

    Феномен - это проявление в его конкретности, различиях, изменчивости. Философия же интересуется в человеке сущностным, обобщённым, единым, устойчивым.

    • человек – это высшая ступень развитости живых организмов на Земле, это субъект общественной, исторической деятельности и культуры. Человек имеет сложную, диалектическую природу, с одной стороны, он - часть природы (произошел в результате развития живой природы, связан с ней, имеет комплекс биологических качеств), с другой - он часть общества (он продукт всех общественных отношений, реализует себя в обществе). Это космобиопсихосоциальное существо;
    • личность – это человек как субъект общественных отношений и социальной деятельности. В понятии «личность» имеется в виду целостная совокупность, система социально-значимых потребностей, качеств и способностей человека, которые характеризуют его как члена того или иного общества, класса, социальной группы. Если в понятии "человек" имеется в виду вся сложная его природа (и биологическая и социальная и т.д.), то в понятии «личность» мы имеем в виду только его социальное качество, которое формируется под воздействием совокупности всех общественных отношений и воспитания. Это социальное качество является ведущим элементом в структуре качеств человека, т.е. она определяется следующими основными закономерностями: определяющая роль социального по отношению к биологическому, психологическому и социально-психологическому; активное, обратное воздействие биологического, психологического и социально-психологического на социальное; взаимосвязь и взаимозависимость всех структурных компонентов природы человека;
    • индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, представитель какого-либо социально целого (например, класса, нации, группы). Различия людей как индивидов это различия между социальными группами, к которым они принадлежат и которые обусловили формирование у представителей этих групп типичных, одинаковых черт;
    • индивидуальность – это человек как субъект общественных отношений, как человек, имеющий неповторимые социальные качества, способности и потребности, в котором закреплены особые, присущие только ему психофизиологические и социально-значимые характеристики.

    Отличие:

    Человек:
    -владеет речью;
    -способен к прямохождению;
    -способен к творчеству;
    -способен к действиям по плану;
    -обладает фантазией;
    -осознает самого себя;
    -умеет производить орудия труда.

    Культура как опосредованная сознанием деятельность человека и ее результаты. Основные сферы.

    Культура - фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом.

    Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами са­мосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырас­тает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия - на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятие, а для философии опора на спекуляцию. Для искусства характерно непосредственное «слия­ние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для филосо­фии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его чита­теля) к миру, который предстает в философии.

    Культурные ценности. Свобода, истина, добро, красота – основные ценности культуры.

    Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

    Что же отличает человека от животного? Отличий много, но прежде всего, это его мозг. Это - главное отличие человека от животного. Наш мозг приблизительно в 3 раза больше по объёму мозга шимпанзе, ближайшего к нам «родственника» из животного мира. Кроме того, есть и другие отличия человека от животного. Это, например, умение перемещаться на двух ногах. Благодаря этой смог освободить две другие конечности, используемые им для самой разнообразной деятельности, вследствие чего произошло увеличение гибкости кисти и мелкой моторики, которые, в свою очередь, как считают многие учёные, позволили развиваться и мозгу человека. Кстати, обезьяна не может совершить такое действие, как, например, вставить нитку в иголку, как ни пытались её научить этому несложному, на наш взгляд, действию. Есть ещё некоторые отличия человека от животного. Например, у людей достаточно хорошо развита речь, которая способна передавать довольно точно мысль.

    Люди за долгие годы своего существования так и не смогли установить никаких контактов с «братьями по разуму» на Земле. Мы даже не можем предположить, о чем может «думать» домашняя собака или муравьи, которые ведут сложноорганизованную коллективную жизнь. Человек считает, что он - единственный мыслящий вид на планете. Может быть, оно так и есть. По крайней мере, нам известно, что люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далёких от их непосредственных направленных на выживание. Такие способности связывают с Используя эту способность, люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далёкие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом.

    Биосфера как имеет свойства, связанные с саморегуляцией. Однако человек иногда идёт наперекор природным законам. Дикая природа может прокормить количество людей примерно в тысячу раз меньше, чем проживает сейчас на планете Земля.

    На практике мы хорошо знаем, в чем состоят отличия человека от животного. Однако какие задействовать механизмы, для того чтобы определить, кто находится перед нами - человек или представитель животного мира, не так-то просто сформулировать. В царстве животных наблюдается огромное разнообразие видов и родов, а «Homo sapiens» является только одним из видов. Таким образом, получается, что понятие «животные» более широкое, так как включает в себя понятие «человек»!

    Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного:

    1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя Животное же может только приспосабливаться к условиям природы.
    2. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей.
    3. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются.
    4. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам.
    5. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам.
    6. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
    7. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях.

    Таковы основные отличия человека от животного.