Закон о частной военной компании. Легализация частных военных компаний: конфликт с уголовным кодексом. Что говорит российский закон о ЧВК

Posted 25.12.2014 by redaktor

Виток либерализации в западных странах наряду с сокращением военных бюджетов и армий дали толчок развитию ЧВК, выбросив многих профессиональных военных на данный рынок. Спустя годы, роль таких компаний существенно выросла, как в ближнем зарубежье, так и в целом, на международном рынке. Каким статусом обладают данные компании сегодня?

Как показывает время (и уже — история), увлечение государств созданием ЧВК не только приносит свою выгоду этим странам, но и, к сожалению, чревато определенными проблемами, разрушительную силу которых даже сложно предположить.

Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации ЧВК. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.

Международные законы о частных военных компаниях

Прежде всего, стоит отметить, что конкретных международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большая часть бойцов различных ЧВК осуществляют свою деятельность согласно контрактам в качестве специальных сотрудников – технических специалистов, советников, инструкторов и пр. Подписанные документы формально лишают их права участия в военных действиях и ношения военной формы определенной стороны, а оружие позволяется применять исключительно для самообороны, однако эти формальности не мешают сотрудникам ЧВК, как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности.

С помощью каких юридических правовых норм регулируется деятельность ЧВК на международном рынке?

Наемничество официально запрещено (наказуемо) в большинстве стран мира. Но четкого нормативного акта, который бы строго регламентировал работу ЧВК, или хотя бы устанавливал их статус, нет.

А правовое положение самих компаний зависит от следующих факторов:

  • Вид проводимой операции.
  • Международно-правовое положение самих сотрудников.

В целом, в международно-правовом арсенале государств есть только нижеперечисленные инструменты:

  • Ст.47 Доп/протокола №1 от 08/06/77 к Женевским конвенциям от 12/08/49 о защите жертв международных вооруженных конфликтов.
    Документ говорит об отсутствии права у наемников на статус комбатантов (регулярная армия) или военнопленных. И определяет наемника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии.
  • В США регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений».
    Соответственно ему, ЧВК для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.
  • В ЮАР ЧВК лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998-го года – закон о регулировании иностранной военной помощи.
  • Резолюция ООН от 1974-го года — «Определение агрессии». В ней использование наемников с применением силы против другой страны квалифицируется как международное правонарушение.
  • Резолюция ООН от 14/12/79-го
    В ней наемничество определяется как угроза международному миру/безопасности и заявляется как преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством.
  • 20/10/2001-м вступила в силу Конвенция ООН , принятая еще в 1989-м – О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. Данные обязательства приняли на себя к 2003-му 25 государств.
    В этой конвенции определение наемника стало более широким: наемник уже — не только участник вооруженных конфликтов и завербованное для этих целей (за солидный гонорар) лицо, но и лицо, участвующее за деньги в нарушении территориальной целостности другой страны, в свержении правительства, в спланированных актах насилия.
  • Green Рарег (Великобритания, от 2002-го) и Швейцарская инициатива (от МККК и швейцарского правиельства, 2006-й г) — правовые инициативы, касающиеся усиления контроля над деятельностью ЧВК.
    Поддержаны 16-ю странами, в числе которых США с Украиной, Австралия и Германия, Польша с Канадой, Великобритания, Афганистан и пр. Суть инициатив:
    1 — создание международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-«агрессорах»,
    2 – международный контроль над режимом лицензирования этих компаний,
    3 – мониторинг за деятельностью компаний и разработка соглашений меж государствами, обладающими ЧВК.
    Данные инициативы завершились созданием в 2008-м году Документа Монтре.
  • Международный кодекс поведения ЧОК (2010-й г)
    К нему присоединились более 592 ЧВК из 70-ти государств (из них США – 62 ЧВК, Великобритания – 199 ЧВК). Документ стал началом узаконивания наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека.
    Согласно данному кодексу, выполнение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.
    Стоит отметить что, как данный Кодекс, так и Документ Монтре – это документы рекомендательного характера, не обладающие юридической силой.
  • Документ Монтре (2008-й г)
    В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВК (прим. в документе используется термин — ЧВОК) непосредственно в зонах военных конфликтов. За нарушение МГП, согласно документу, ответственны государства происхождения ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции.
    Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения ЧВОК МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, аудита/мониторинга таких компаний.

Ответственность государства – российские законы о частных военных компаниях

О деятельности отечественных ЧВК на сегодняшний день известно мало. Официально в нашей стране таких компаний нет.

На их месте сегодня стоят ЧОП-ы, существующие на основании законов об оружии, о ЧОД и др.

Законодательства, четко регулирующего деятельность ЧВК в нашей стране, нет. Зато есть уголовная статья, как за подготовку наемников в России, так и за само наемничество. Компании из РФ, работающие за границей, сегодня являются организациями консалтингового или охранного характера.

Что говорит российский закон о ЧВК?

Официально, несмотря на попытки регламентации данного инструмента, статус ЧВК остается неурегулированным на законодательном уровне. Данные организации остаются вне закона на основании:

  • Ст.359 УК РФ – Наемничество.
  • Ст. 208 УК РФ — Организация незаконного вооруженного формирования.

Отсутствие легальных возможностей для покупки боевого современного оружия.

Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных ЧВК (Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и пр.). Официально направлением их работы является охрана/защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и пр. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ – консультирование, охрана, а за рубежом – работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

  • Основное отличие отечественных ЧВК от иностранных: наши специалисты не принимают участия в геноциде, свержении власти, войнах против легитимных правительств. Работа российских ЧВК – это услуги по обеспечению безопасности в местах с нестабильной политической, а также с криминальной обстановкой.

Одна из ключевых причин, почему важна легализация ЧВК в РФ – это «текучка» кадров из нашей страны. Не секрет, что для зарубежных ЧВК отсутствие в России своих подобных компаний – это прямая выгода: наших профессионалов рекрутируют самые крупные зарубежные ЧВК, из страны утекают узкоспециализированные военные профессионалы, наши военные тренируют сотрудников иностранных подразделений и пр.

Принятие закона о ЧВК в РФ станет началом развития данной сферы, устранив проблему утекания кадров за рубеж.

Закон о легализации ЧВК в России

Он внесен в октябре 2014-го депутатом Носовко.

Данный законопроект стал практически сенсационным, и споры по нему продолжаются до сих пор — как среди правительства и экспертов, так и среди населения.

Согласно законопроекту, наши ЧВК можно будет использовать для охраны своих людей за пределами РФ без вмешательства в конфликты, а также для охраны нефтепроводов, морских судов и прочих задач.

Статус сотрудников ЧВК – военные, наемники или гражданские сотрудники?

Так наемники, или нет? Каков статус сотрудников ЧВК по законам РФ?

В принципе, ЧВК — так же, как и наемники — продают свои услуги военного характера. Но сходство между ними на этом и заканчивается.

  • Наемники – формирование искателей приключений за деньги, быстро и тайно формируемое в краткие сроки для крупного и, опять же, быстрого заработка. Пришел, выполнил, получил деньги, исчез. Никаких официальных документов и следов.
  • Сотрудники ЧВК – лица, официально зарегистрированные. ЧВК – это бизнес-структура с уставом и четкими правилами, и многие из таких структур являются частями транснациональных корпораций, сотрудничая с признанными правительствами.

Каков статус российских сотрудников ЧВК? И в чем отличие от ЧВК других стран?

Сотрудники российских ЧВК также мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности. На данный момент статус российских ЧВК по-прежнему остается в «серой» зоне — что, впрочем, не мешает им успешно работать.

Понятно, что в столь огромной стране, как Россия, заменить регулярную армию ЧВК не смогут, и задача политиков – не столько легализовать ЧВК, сколько четко определить цели, задачи, права и обязанности данных структур.

Российские охранные структуры добиваются от государства закона о регулировании частных военных компаний (ЧВК), которые в нашей стране де-факто уже существуют. Такие выводы следуют из доклада руководителя Ассоциации военно-охранных компаний, полковника запаса, бывшего начальника штаба спецназа внутренних войск «Витязь» Андрея Головатюка, который поделился его содержанием с «Газетой.Ru».

По его словам, участия армии, полицейских формирований и прочих государственных силовых структур оказывается недостаточно для решения всех проблем с безопасностью, возникающих в разных регионах мира.

Такие вызовы, как терроризм, транснациональная преступность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, сделали профессию «специалиста по вопросам безопасности» одной из самых востребованных, а ЧВК — доходным бизнесом.

Российские представители этой отрасли определяют ЧВК как зарегистрированную частную коммерческую структуру, укомплектованную профессионалами, контролируемую государством и работающую в его интересах. В этом ее коренное отличие от отрядов наемников и террористов, говорят авторы доклада.

Корпорации такого типа со временем будут приобретать все большую роль в войнах и вооруженных конфликтах, уверяют специалисты. В современных международных миротворческих операциях ЧВК уже давно равноправные правовые субъекты наряду с родами и видами Вооруженных сил.

Помимо классических боевых действий в спектр востребованных «военных услуг» частных структур входят: вооруженная охрана имущества физических и юридических лиц, в том числе в зоне военных конфликтов, обеспечение безопасности крупных массовых мероприятий, разработка и принятие мер в сфере информационной безопасности, профессиональная охрана объектов, сопровождение колонн, разведка, военный консалтинг; боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативная или логистическая поддержка; техобслуживание и эксплуатация боевых комплексов и техники; содержание под стражей заключенных; консультирование и подготовка военнослужащих и охранников.

Рутинным стало применение ЧВК для вооруженной защиты от пиратов и сопровождения гражданских судов, проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ, охраны судов, пирсов и платформ в подводном положении и многое другое; разминирования минных полей, уничтожения неразорвавшихся боеприпасов, тылового снабжения войск; авиаразведки и применения беспилотных летательных аппаратов.

Родом из Африки

История официальных ЧВК началась в период борьбы африканских стран за независимость. После падения режима апартеида в Южной Африке тысячи профессионалов из армии и полиции остались не у дел. В это же время в соседних странах бесконечной чередой происходили вооруженные конфликты, межплеменные и межклановые войны, революции и перевороты. Понятно, что в такой ситуации профессиональные военные недолго пребывали без работы.

Очень скоро в ЮАР возникла первая частная военная компания, которая предлагала услуги военных специалистов как для подготовки вооруженных сил условного заказчика, так и для непосредственного участия в конкретных военных мероприятиях.

Первая ЧВК называлась Executive Outcomes («Эффективное исполнение») и была основана в 1989 году.

После исполнения фирмой нескольких мелких заказов последовали операции в Анголе и Сьерра-Леоне, после которых к ней пришла известность. В 1992 году в Сьерра-Леоне началась гражданская война. После серии чувствительных поражений от повстанцев правительство обратилось за помощью к Executive Outcomes, сотрудники которой быстро переломили ситуацию в свою пользу. За удачно проведенную военную операцию правительство страны заплатило Executive Outcomes более $30 млн. Кроме того, компания получила долю в торговле алмазами и другими полезными ископаемыми на территории Сьерра-Леоне.

Этот финансовый успех вызвал волну появления подражателей по всему миру. ЧВК стали возникать в США, Великобритании, Франции, Малайзии и Индонезии. Деньги, которые правительства готовы были платить за выигранные чужими руками войны, с лихвой перекрывали зарплаты военных специалистов, в которых после окончания «холодной войны» и распада блока Варшавского договора недостатка не ощущалось.

Руководители ЧВК, как правило, имели влиятельных покровителей в высших эшелонах власти стран, определяющих само понятие международного права, что позволяло их сотрудникам избегать применение понятия «наемник» со всеми вытекающими последствиями.

Ирак и Афганистан

В Ираке ЧВК появились, когда после свержения американскими военными режима Саддама Хусейна в богатой нефтью стране вместо установления демократии разгорелась гражданская война. Растущие потери среди солдат заставили президента Джорджа Буша-младшего пойти на заключение контрактов с ЧВК. При этом подписывали такие контракты министерства и ведомства правительств США и Великобритании. Не удержались (или были вынуждены это сделать) от вербовки частных солдат и миссии различных гражданских организаций, а также новообразованное иракское правительство.

Частники тут же были направлены в самые горячие и опасные места, что дало возможность официально сократить потери и заявить о стабилизации обстановки.

ЧВК Custer Battles охраняла аэропорт Багдада, Blackwater Security Consulting, ErinysIraq Ltd — нефтяные поля и трубопроводы, Hart Group — энергетические системы Ирака, Kroll сопровождала миссии и конвои ООН, Military Professional Resources, Inc. обучала национальную гвардию Ирака, Titan Corporation контролировала тюрьмы.

В Афганистане уже большая часть логистики военных и гражданских миссий коалиции осуществлялась ЧВК. Часто их привлекали и к охране периметров военных баз.

«Быстрыми темпами растет присутствие на данном рынке китайских ЧВК, особенно в африканских странах, где они обеспечивают безопасность китайских нефтегазовых месторождений», — говорится в аналитическом докладе российской Ассоциации военно-охранных компаний.

В Судане китайские ЧВК охраняют месторождения, владельцами которых являются китайские предприниматели. Эта группировка состоит из 40 тыс. бойцов, одетых в военную форму без знаков отличия.

Формально они не принадлежат армии Китая, а являются сотрудниками частной организации.

Наибольшую известность имели действия военных компаний Китая в 2012 году, когда служащие одной из китайских ЧВК вместе с суданцами участвовали в операции по освобождению 29 китайских рабочих, захваченных в плен в Судане. Операция была проведена не очень удачно, в результате один из заложников был убит. Катализатором формирования и развития китайских ЧВК стало похищение 25 китайских рабочих в Египте в том же 2012 году.

Среди бывших советских республик на рынке ЧВК особенно заметны Грузия и Украина.

Уже к началу пятидневной войны 2008 года в Грузии действовали американские компании Cubic Corporation (создание системы связи вооруженных сил Грузии) и Kellog, Brown and Root (тыловое и техническое обеспечение ВС).

Британская компания Halo (Hazardous Areas Life Support) Trust получила контракты по разминированию одновременно в Грузии и Абхазии. Контракт по подготовке воинского контингента Грузии для участия в операциях в Ираке и в Афганистане получила американская компания MPRI.

В грузинской операции в Южной Осетии участвовала израильская компания Defensive Shield. Согласно докладу Шведского государственного института оборонных исследований (FOI), глава этой компании бригадный генерал Гал Хирш, один из руководителей операции в Южном Ливане в 2006 году и бывший командир 9-й дивизии израильской армии, готовил и принимал участие в операции по штурму Цхинвала в августе 2008 года, а многие работники этой компании были в числе инструкторов, готовивших грузинскую армию, причем некоторые из них участвовали в боевых действиях.

По сведениям авторов доклада, ЧВК привлекались правительством Туркменистана для охраны границ с Афганистаном. Договор заключен с немецкой ЧВК, но ее сотрудники — в основном граждане России, Украины, а также из стран бывшей Югославии.

В России

Среди самых крупных и успешных XDR на российском рынке обычно называют «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Феракс», «Антитеррор-Орел», военно-консалтинговую компанию «Альфа-Витязь», сотрудники которых работали в Ираке, Афганистане, Курдистане и других опасных регионах.

До недавнего времени в этот список входила еще и Moran Security Group из Санкт-Петербурга. Успех этой компании, особенно в Ираке, а также при охране судов от нападения пиратов, всерьез беспокоил конкурентов, прежде всего британцев.

«Именно их усилиями был организован инцидент, когда в октябре 2012 года в нигерийском Лагосе местными военно-морскими силами было захвачено принадлежащее Moran Security Group охранное судно Myre Seadiver, экипаж которого был полностью освобожден только в октябре 2013 года», — уверены российские специалисты на рынке ЧВК.

Окончательный удар по Moran Security был нанесен чуть позже, когда ранее не применявшаяся статья 359 УК «Наемничество» была использована против сотрудников ЧВК — замдиректора Moran Security Group Вадима Гусева и кадровика организации Евгения Сидорова.

В Госдуму уже дважды вносились проекты соответствующих федеральных законов: «О частных военных компаниях» депутата Алексея Митрофанова и «О частных военно-охранных компаниях» депутата Геннадия Носовко. Однако они получили отрицательные отзывы профильных ведомств.

Представители ЧВК ссылаются на ст. 9 ФЗ «Об обороне», которая позволяет гражданам «создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны», но против выступают различные силовые структуры.

Преимущество ЧВК заключается, среди прочего, в том, что их услуги обходятся дешевле, чем использование регулярных войск. Во-вторых, привлекая «частников», можно решать довольно щекотливые в политическом плане моменты. В условиях «гибридной войны» ЧВК становятся одним из самых важных инструментов. Они позволяют де-факто осуществлять военное присутствие определенной страны и реализацию ее геополитических интересов там, где де-юре его быть не должно. Наконец, ЧВК — это доходный и востребованный бизнес, констатируют представители отрасли.

Проблемы с законом

В международном праве образовалась «серая зона» вокруг деятельности ЧВК. С одной стороны, они не охватываются Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года; с другой стороны, существующие «Документ Монтрё» (2008 года) и Международный кодекс поведения частных военных компаний (2010 года) не имеют обязательной юридической силы и носят лишь рекомендательный характер.

Вопросами совершенствования международного законодательства в этой сфере на регулярной основе занимается межправительственная рабочая группа Совета по правам человека ООН. Практика задействования частного военного персонала за рубежом большинством членов этой рабочей группы воспринимается как данность, которую уже нельзя загнать под запретительные международные нормы — речь идет об упорядочении такой деятельности.

В ходе этой работы обозначились два основных подхода. Страны с развитым рынком частных военных услуг (США, ЕС, Канада, Австралия) указывают на достаточность для саморегулирования отрасли существующих инструментов, таких как «Документ Монтрё» и Международный кодекс поведения частных охранных компаний (не являются международными договорами и не налагают обязательств правового характера). Предпочтения этой группы стран — сохранение статус-кво, приоритет национального законодательства, двусторонних договоренностей и необязательных норм.

Их оппоненты (страны БРИКС, Алжир, Венесуэла, Египет, Куба, Эквадор и другие) озабочены растущими масштабами использования ЧВК в вооруженных конфликтах и выступают за устранение выявленных «серых зон» в использовании ЧВК.

Решение о создании в России института ЧВК запоздало лет на пятнадцать-двадцать, прокомментировал «Газете.Ru» доклад сооснователь ЧВК OSS Group Борис Чикин.

По его словам, сейчас большинство лоббистов принятия закона о ЧВК рассчитывают получить государственное финансирование. Однако принятие такого закона не даст российским структурам реальной возможности работать за рубежом.

Там работа компаний регламентируется только местным законодательством. Принятие в России специального закона лишь создаст иллюзию контроля этой деятельности со стороны государства.

«Для исполнения каких-либо специальных задач, при необходимости использовать юридическое лицо, достаточно зарегистрировать фирму вне юрисдикции России и закрыть ее по их завершении», — говорит Чикин.

По его мнению, крупные российские частные охранные структуры, желающие работать за границей, могут не ждать, пока государство примет соответствующий закон. Достаточно зарегистрировать свою компанию в той стране, в которой предстоит работать.

В наш замечательный постперестроечный век предпринимательство не только развивается гигантскими темпами, оно подминает под себя все новые сферы влияния. Едва мы притерпелись к частным медицинским клиникам, появились так называемые ООО, разрабатывающие лекарства и медтехнику, за ними - ООО по охране и сыску. Теперь пытаются получить законный статус частные военные компании в России. Легально их не существует, но мало найдется людей, которые не знали бы об их существовании. Несмотря на то, что только за «просто службу» в ЧВК можно заработать вместо кучи денег 7 лет тюрьмы, а за агитацию вступить в любую из таких компаний или за обучение там военным навыкам новобранцев получить целых 15 лет, молодежь шерстит интернет в поисках информации, как попасть в ЧВК. Почему такая разбежка во взглядах у правительства и народа? Какие противоправные действия, опасные для общества, совершают члены ЧВК? Чем эти компании так притягательны для молодых ребят, что те готовы рисковать свободой и даже жизнью, лишь бы туда попасть? Давайте попытаемся разобраться.

Как возникли ЧВК

Надо сказать, что частные военные компании в России - это далеко не ноу-хау. Еще в 1967 году в консервативной и добропорядочной Англии Дэвидом Стерлингом, полковником британской армии, было образовано первое подразделение наемников, служивших (или работавших, как кому нравится) в частной фирме, которая отнюдь не цветочки выращивала. До этого Дэвид Стерлинг создал лучшее в мире спецподразделение SAS, занимавшееся в основном разведкой и освобождением заложников, а также активно участвовавшей в вооруженных конфликтах. Свое новое детище настоящий полковник назвал Watchguard International. Его члены были задействованы на Ближнем Востоке и в Африке для разнопрофильных военных целей.

Далее ЧВК начали появляться в Америке, Франции, Израиле, во всех странах, где это расценивалось как норма. В США, например, за три года численность добровольцев-наемников возросла в три раза. Члены ЧВК брались за любую сложную и рискованную для жизни работу, участвовали в военных действиях, например, в Анголе. Их услугами пользовалась даже ООН.

В 2008 году семнадцатью странами был подписан документ Монтре, в котором оговаривались обязанности, а также права членов ЧВК, плюс регламентировалась их практика в военных действиях. То есть частные военные компании за границей уже давно легализированы. Их существование признано полезным обществу, так как ЧВК способны выполнить самые неординарные задачи, а кроме того, они уменьшают гибель солдат-призывников в регулярной армии.

Статус ЧВК в России

Частные военные компании в России, а точнее их прообразы, начали появляться в период перестройки - славные времена вседозволенности и безнаказанности. Правда, тогда эти спонтанные группировки напоминали нынешние ЧВК только тем, что их состав включал сильных здоровых мужиков, не гнушавшихся любой «истинно мужской» работой да тем, что им за это платили.

Но понемногу обстановка в стране приводилась в порядок, который коснулся и военных группировок. Сейчас это уже слаженные команды, руководство которых стремится не нарушать основные принципы законодательства. Да и берут туда уже не кого попало, лишь бы сила в руках была, а мужчин с адекватной психикой, не имевших судимостей и нигде не состоящих на учете.

В правительстве раз за разом делаются потуги принять наконец закон о ЧВК, то есть легализировать то, что и так очевидно. Последняя подобная попытка имела место весной 2016-го, когда Олег Михеев с Геннадием Носовко (оба являются депутатами "Справедливой России" и в ЧВК не состоят) на суд Думы вынесли проект о ЧВОО (частная военно-охранная организация), но Дума решила отложить вопрос до лучших времен, а Носовко отозвал свой проект на доработку. Главный аргумент отказа правительства - противоречие закона о ЧВК статье № 13 (часть 5) Конституции, хотя в проекте был пункт, запрещающий ЧВК участие в вооруженных конфликтах.

Наконец, в декабре 2016-го правительство приняло Соломоново решение - узаконить деятельность служащих в ЧВК, но сами частные военные компании все равно оставить на птичьих правах. Эта половинчатая легализация выглядит в виде поправок к закону о воинской обязанности. Как только их подпишет президент, можно будет заключать короткие (на месяц) либо длительные (на год) контракты для участия в борьбе с международным терроризмом и для установления мира и безопасности в любой стране, где это необходимо.

Сфера деятельности российских ЧВК

Частные военные компании в России, по словам знающих людей, занимаются весьма полезной деятельностью:

Охраняют физических лиц;

Сопровождают автоколонны с ценными грузами;

Обеспечивают безопасность людей, работающих в местах, где политическая обстановка нестабильна;

Помогают ликвидировать панику и восстанавливать порядок при чрезвычайных ситуациях (например, теракты);

Охраняют важные объекты любой направленности (нефтяные вышки, платформы, газопроводы, заводы, перерабатывающие нефть, гражданские аэропорты и морские порты);

Конвоируют суда в зонах, где орудуют пираты;

Занимаются военной разведкой;

Оказывают различные (согласно своему профилю) услуги государственным органам;

Помогают населению в зонах бедствий (землетрясения, цунами и прочие);

Участвуют в гуманитарной помощи.

Этот перечень не включает пункт «ведут боевые операции», хотя есть много свидетелей, конечно, не называющих своих фамилий, что в военных действиях ЧВК также принимают участие. Самые свежие примеры - Донбасс и Сирия. Документальных доказательств этому нет, есть только догадки журналистов и кулуарные разговоры, а еще есть кресты на могилах, где указан лишь табельный номер бойца и больше ничего. Даже родственники погибших членов ЧВК отказываются комментировать смерть своих близких и заявляют, что против них устраиваются провокации.

Почему «группа Вагнера» такая секретная

Об этой ЧВК ходит масса слухов, в месиве которых есть и крупицы правды. Так, доподлинно известно, что ее прототипом стал печально известный «Славянский корпус». Эта ЧВК была официально зарегистрирована, правда, не в России, а в Гонконге, и состояла не из китайцев, а из россиян (до этого служивших в СОБРе, ВДВ, ГРУ). «Славянский корпус» не скрывал своих намерений и открыто помещал объявления о наборе, обещая зарплату от 5000 у.е. Набирали людей для охраны объектов в Сирии. Они же охраняли нефтяные месторождения в Дэйр-эз-Зор. Для этой цели бойцам выдали зенитные пушки (калибр 37 мм), минометы ПМ-43 без мин, три штуки БМП-1 (одна в нерабочем состоянии), две штуки БМ-21 с ракетными снарядами без взрывателей. С таким чудесным оружием ЧВК, будучи на марше, подверглась нападению шайки игиловцев. С огромным трудом, при поддержке штурмовика и двух установок «Акация», ЧВК сумела отступить к авиабазе Тифор, где заняла оборону.

Дотошные работники «Фонтанки» стараются найти побольше компромата и уличить «группу Вагнера» в военных действиях на сирийской земле. Но если бы эти воины действительно там сражались против ИГИЛа, они заслуживали бы не уличения, а уважения. Свора нелюдей, именующих себя «Исламским государством», творят такие бесчинства, от которых в жилах застывает кровь. Уничтожение ими великих памятников в Пальмире - самое малое зло, которое они принесли миру. По некоторым данным, вагнеровцев в Сирии было около 400 человек. Они принимали участие в освобождении и разминировании красивейшего города Пальмиры, за что Минобороны Росси учредило две медали. Сколько бойцов группировки Дмитрия Уткина там погибло, знают только члены его ЧВК. В конце весны 2016-го из Сирии вагнеровцев вывели. Там остались лишь ремонтники. Но 1 августа Д. Уткин снова был замечен возле сбитого в Идлибе российского вертолета.

Что сказать? Командир частной военной компании ЧВК «группа Вагнера» снова при деле.

Сколько ЧВК в России

В нашей стране существуют другие частные военные компании, не только «группа Вагнера». Среди них:


В России есть много других ЧВК, более-менее известных и совсем засекреченных.

Как проходит набор в ЧВК

На форумах в интернете можно увидеть вопросы молодых парней о том, где принимают в ЧВК. Некоторые даже просят назвать точный адрес. Поскольку эти компании официально запрещены, попасть туда можно только по протекции тех, кто имеет с ними связь. Открыто такую информацию не разглашают. Известно, что берут туда лишь граждан России (Уткин, будучи украинцем, принял российское гражданство), а предпочтение отдают тем, кто имеет специальную военную подготовку. Другие критерии приема:

Отсутствие любых хронических заболеваний и проблем со здоровьем;

Хорошая физподготовка;

Необремененность узами брака;

Отсутствие судимостей.

Работа в ЧВК влечет в основном хорошей зарплатой (хотя все в жизни относительно). Так, по некоторым данным, если миссии проходят на родной земле (конвой, охрана и так далее) платят минимум 80 тысяч рубликов в месяц. Сейчас такие деньги можно заработать в любой солидной фирме. За миссии за границей платят до 500 тыс. рублей. Например, в Сирии оклад составлял 300 т. руб. в месяц. Для сравнения: в Ираке бойцы ЧВК Academi получали от 600 до 1000 у. е. в день. Если служащий в российских ЧВК будет ранен, ему выплачивают неустойку, сумма которой зависит от серьезности ранения. Если будет убит, его семья может надеяться на компенсацию, составляющую до 5 млн рублей.

Плюсы и минусы ЧВК

Очень многие люди считают, что частные военные компании в России нужны. Их плюсы:

Возможность трудоустраивать бывших военнослужащих, не способных адаптироваться в мирной жизни;

Снижение потерь в армии среди призывников;

Создание военных баз в любой стране мира;

Доход в госказну;

Разрешение сложных проблем (например, похищение людей за границей) без нарушений международного права;

Надежная охрана важных стратегических объектов;

Помощь в решении вопросов нацбезопасности;

Возможность для страны защищать свои интересы без открытых военных действий;

Более высокая по сравнению с регулярной армией эффективность.

Противовес для вооруженных сил;

Невозможность полностью осуществлять над ЧВК госконтроль;

Высокая стоимость услуг ЧВК;

Появление в стране вооруженных групп, которые государство не в силах контролировать;

Непрозрачность контрактов, заключаемых ЧВК;

Посвящение ЧВК в государственные секреты;

Опасения отдельной части населения (представителей крупного бизнеса), что легализированные ЧВК могут стать угрозой их деятельности в лице военизированных наемников, слепо выполняющих заказ.

В России предлагают легализовать создание и работу частных военных компаний (ЧВК). Соответствующий законопроект в течение ближайшего месяца планируется внести на рассмотрение Госдумы. Об этом RT рассказал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Законопроект планируется внести в течение месяца, — говорит Емельянов. — Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», — сказал Емельянов.

Он отметил, что деятельность таких организаций должна лицензироваться профильными ведомствами. В документе пропишут понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. Также закрепят соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах.

В числе планируемых ограничений для ЧВК — запрет нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

О необходимости защитить интересы граждан России, которые работают на частные военные компании в других государствах, 15 января высказался глава МИД Сергей Лавров.

«Что касается других стран — да, такая практика распространяется со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило, и в других странах региона, где так называемая Blackwater (американская ЧВК, сейчас носит название Academi. — RT ) работала. Потом она была переименована во что-то ещё», — сказал министр.

По его словам, необходимо «чётко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».

Частная военная компания (ЧВК) — это коммерческая организация, сотрудники которой за вознаграждение защищают или охраняют объекты или людей. Также они участвуют в вооружённых конфликтах по соответствующим контрактам.

Сейчас в России для деятельности ЧВК нет правовой базы. Идею о создании системы ЧВК в 2012 году поддержал Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра.

Законопроект «О частной военно-охранной деятельности» фракция «Справедливая Россия» вносила в 2014 году. Однако позже он был снят с рассмотрения.

Член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов считает, что работающим в ЧВК россиянам следует предоставить ряд социальных и трудовых гарантий.

«Этот вопрос уже много раз обсуждали, и уже, видимо, назрел момент, когда необходимо принимать решение об этом как можно быстрее. У нас даже те, кто хотят поехать таким образом заработать, не могут этого сделать — нет нужной правовой базы. Желающим работать на частные военные компании следует предоставить правовые гарантии. Это прежде всего гарантия выплаты вознаграждения, учёта стажа, медицинского страхования, выплаты компенсации семьям в случае гибели человека», — пояснил Морозов.

  • Pixabay

В комитете Госдумы по обороне готовы включиться в работу над законопроектом о частных военных компаниях. Об этом RT сообщил председатель комитета Владимир Шаманов.

«За последние полтора года в той или иной мере отдельными инициативными группами поднимался вопрос по ЧВК, но дальше разговоров дело не пошло. Мы видим реальную практику, когда развитые страны, такие как Америка и ряд других, используют ЧВК для выполнения задач за пределами своей страны. У нас этот вопрос, как мне кажется, был несколько недооценён. Частные военные компании — это уже данность, от которой нельзя отмахиваться... Мы готовы включиться в эту работу», — пояснил он.

Член комитета Совфеда по обороне и безопасности Ольга Ковитиди отметила, что ЧВК позволят создать рабочие места для отставных военных и помогут защитить интересы России.

«В условиях существующих вызовов и угроз, направленных против России, определение системного правового регулирования деятельности частных военных компаний может стать действенным инструментом осуществления национальных интересов России. При надлежащей законодательной базе деятельность частных военных компаний может стать прибыльной и полезной, обеспечивая не только защиту национальных интересов России и рабочие места уволенным в запас военнослужащим, но и являясь эффективным проводником внешней политики государства», — уверена Ковитиди.

Между тем, по словам военного эксперта, коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, в законе должна быть исключена возможность работы российских частных военных компаний против интересов страны.

«Если ЧВК у нас появятся, ими сразу заинтересуются многие страны, поскольку умения и способности наших военных специалистов ценятся во всём мире. Российские ЧВК, которые будут работать за пределами России, должны подчиняться законам страны пребывания. В законе необходимо прописать, что частные интересы не должны противоречить государственным. Чтобы их деятельность, например, в Сирии не вошла в конфликт с теми операциями, которые проводят наши вооружённые силы. Легализация ЧВК — это целый пласт работ», — сказал Леонков.

В нормативных документах нужно предусмотреть, какое оружие и технику могут использовать российские частные военные компании в своей работе, добавил эксперт.

Во вторник 23 января широко обсуждаемый проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. Процесс может занять несколько недель. В случае положительного заключения правительства во второй половине февраля проект может быть внесен на рассмотрение Госдумы. О процедуре и предполагаемых сроках прохождения закона «Новой» рассказал заместитель председателя Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Емельянов подтвердил «Новой», что текст законопроекта уже готов, но не стал раскрывать базовые принципы документа — по всей видимости, опасаясь активизации противников закона. Как это уже произошло в конце 2014 года, когда Госдума отклонила проект закона «О частных военно-охранных компаниях», внесенный через думский комитет по обороне депутатами Горовцовым, Шеиным, Носовко. Если бы он был принят в начале 2015 года, то российские ЧВК были бы легализованы, и России не пришлось бы делать вид, что в сирийской военной кампании не участвуют вооруженные подразделения, известные как «ЧВК Вагнера».

В 2014 году в пояснительной записке к проекту закона было подчеркнуто, что ЧВК работают более чем в 110 странах мира, при этом в Великобритании, Израиле, ЮАР и Бельгии в 2011—2012 годах произошел резкий рост количества частных военных компаний. Общее же количество ЧВК в мире — несколько сотен, а суммарная численность их сотрудников — более 5 миллионов человек.

Несмотря на то, что в России до сих пор нет правовой базы, регулирующей деятельность военных компаний, российские ЧВК работают на мировом рынке военно-охранных услуг с середины 90-х годов.

Опрошенные «Новой» эксперты оценили «емкость» российского рынка кадров, посчитав, что в разные годы в российских и иностранных ЧВК работали более ста тысяч россиян.

— Россия — хорошая кузница кадров для военных компаний, — заявил один из наших экспертов. — Вот конкретный пример. Только в России сейчас живут более 3,5 тысячи наших соотечественников, отслуживших во французском Иностранном легионе, а тех, кто получил французское гражданство и остался на Западе, — в разы больше

— Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов, прошедших превосходную подготовку, — такую оценку дал еще один мой собеседник, работающий на мировом рынке военных услуг с конца прошлого века.

Но все российские ЧВК, оказывающие военно-охранные услуги за пределами страны, в России пока остаются на полулегальном положении, и над бойцами этих структур постоянно висит дамоклов меч привлечения к уголовной ответственности по статье 359 УК («Наемничество»).

Наемники по-российски

«Новая» уже рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Напомню, зарегистрированная в Гонконге и работающая в Москве компания Slavonic Corps Limited («Славянский корпус») рекрутировала 267 добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти». И только добравшись до Сирии, люди узнали, что эти объекты еще предстояло отбить у боевиков.

17 октября 2013 года в провинции Хомс «Славянский корпус» попал в засаду. Бойцы рассредоточились, заняли круговую оборону, даже успели окопаться и несколько часов отбивались от яростной атаки нескольких тысяч боевиков. После боя выяснилось, что один из добровольцев потерял планшет с документами, и боевики раструбили на весь мир о том, что в Сирии воюют русские.

«Славянский корпус» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Так появилось 267 ДОУ — «дел оперативного учета» — с копиями личных документов и с объяснительными каждого из добровольцев. 265 человек отпустили, ограничившись профилактическими беседами. А для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК.

Но и для тех, кого отпустили по домам без уголовных дел, «контакт» с ФСБ не прошел бесследно. Возможно, это случайное совпадение, но о добровольцах вспомнили летом 2014 года. И почти все они оказались в учебном центре, развернутом близ хутора Молькино Краснодарского края. Вскоре их перебросили на Донбасс. Да, были и такие, кто хотел отказаться от этого сомнительного вояжа, но «добрые люди» напомнили им о судьбах Гусева с Сидоровым и о «явках с повинной», собственноручно написанных после возращения из Сирии.

Когда же началась операция ВКС России в Сирии, многих «добровольцев» перебросили из Донбасса на Ближний Восток, где они стали основным костяком вооруженных формирований, которые в России получили название «ЧВК Вагнера».

Как министр обороны обиделся на «повара»

В Сирии воевало несколько тысяч бойцов «ЧВК Вагнера». Воевали в составе четырех разведывательно-штурмовых бригад, артдивизиона, танковой роты, диверсионно-разведывательной, инженерно-саперной рот, роты связи, штабных и вспомогательных подразделений.

Финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» еще в июне 2017 года, якобы аффилирована с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «поваром».

Боевой техникой, оружием и боеприпасами «ЧВК Вагнера» обеспечивает Министерство обороны. Боевые задачи вагнеровцам также ставили офицеры и генералы военного ведомства России. Они же осуществляли координацию взаимодействия «частников» с авиацией и подразделениями сирийской армии.

После освобождения Пальмиры, где решающую роль сыграли именно вагнеровцы, министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему президенту России об успехе. Но оказалось, что Сергея Шойгу опередил Евгений Пригожин — Путин уже был в курсе подробностей освобождения древнего города.

9 декабря 2015 года министр обороны получил еще один «удар» от «повара». В этот день в Георгиевском зале Кремля прошел торжественный прием, посвященный чествованию Героев России. Среди приглашенных оказался и Дмитрий Валерьевич Уткин — руководитель «ЧВК Вагнера». А вместе с ним — как минимум трое ближайших его сподвижников. Причем, как нам рассказали сразу несколько источников, в военном ведомстве вообще не знали о приглашении «вагнеровцев» в Кремль.

Возможно, это случайное совпадение, но после приема в Кремле, у «ЧВК Вагнера» в Сирии начались серьезные проблемы: у них отобрали тяжелую технику, начались перебои со снабжением оружием и боеприпасами. По сведениям, полученным сразу из нескольких источников, лишь минувшей осенью, перед началом наступления на Дейр-эз-Зор, снабжение нормализовалось. Вернули и технику.

Кто оставил ФСБ без частной армии?

Как уверяют наши источники, в 2014 году закон о ЧВК не был принят, потому что против него работали лоббисты Минобороны. Дело в том, что функциями лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК предполагалось наделить ФСБ.

Именно ФСБ должна была регистрировать ЧВК и отслеживать работу компаний как на территории России, так и за рубежом. Проектом закона чекистам поручалось создание и ведение единой информационной системы, в которой должны были отражаться номера лицензий, выданных ЧВК, и подробные сведения о ведении деятельности военных компаний.

Законопроект не понравился не только генералитету Министерства обороны — у него тогда оказалось много противников и в администрации президента, и в правительстве, — у всех, кто опасался появления у и без того всесильной ФСБ еще и подконтрольной ей частной армии, численностью в несколько сот тысяч хорошо подготовленных, обученных и превосходно вооруженных бойцов.

В новом же законопроекте, который во вторник будет направлен в правительство, функции лицензирования и контроля над ЧВК предлагается передать Министерству обороны. Более того, экс-главком Военно-космических сил, а ныне глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Бондарев озвучил идею, которая витает во многих кабинетах военного министерства. Бондарев заявил РИА «Новости», что если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны — только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.

Закон будет работать только в России

Опрошенные нами эксперты скептически оценили предложение главы комитета по обороне Совета Федерации.

— Генерал Бондарев просто не понимает сути ЧВК, — сказал один из наших собеседников. — Его представление о ЧВК базируется на сирийском опыте привлечения к участию в боевых действиях «частников». А это в корне неправильно. Главная задача закона о ЧВК, кроме защиты бойцов от уголовного преследования за наемничество, — это допуск российских компаний к рынку военно-охранных услуг, заказчиком которых выступают или государство, или государственные корпорации. Речь, прежде всего, о вооруженной охране объектов и персонала российских компаний, работающих за рубежом.

Уже сегодня такие госкорпорации, как Газпром, Росатом, Роснефть, РЖД, имеющие контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, для охраны строек, месторождений, перевозок привлекают структуры, которые по своей сути представляют собой частные военные компании.

— Это общемировая практика. В том же Китае у всех ЧВК только один заказчик — государство. В США львиную долю заказов ЧВК получают от Госдепа, ЦРУ или минобороны. И только в России и государство, и госкомпании вынуждены придумывать какие-то обходные пути, не называя вещи своими именами.

Говоря об абсурдности интегрирования ЧВК в вертикаль военного ведомства, другой из моих собеседников привел такой пример.

— Допустим, Роснефть заключит с российской ЧВК контракт на охрану скважин. И что будет означать появление в Африке вооруженной компании, «встроенной в структуру» военного ведомства России? На языке международного права это будет означать военное вторжение.

— Нельзя игнорировать такой существенный фактор деятельности ЧВК, как законодательство «страны пребывания», — напомнил еще один собеседник.

— Российский закон о ЧВК даже после принятия не будет иметь никакой юридической силы на том же Ближнем Востоке или в Африке. Любая российская ЧВК, оказывая военно-охранные услуги за пределами России, руководствуется и будет руководствоваться законами именно той страны, в которой работает.

Правда, тут мой собеседник сделал поправку: «Если, конечно, речь не идет о «специфических» операциях, когда в случае успеха — все молодцы, а вот за провал будут отвечать только непосредственные участники. И привел конкретный пример спецоперации, которая была подготовлена, но в последний момент отменена.

«Специфическая» операция

6 марта 2008 года в Бангкоке таиландская полиция задержала россиянина Виктора Бута, которого США обвинили в поставках оружия колумбийской радикальной организации ФАРК. Больше двух лет адвокаты Бута пытались добиться его освобождения из тайской тюрьмы.

А осенью 2010 года одна из российских компаний, оказывающих военно-охранные услуги, получила заказ на похищение Бута.

Пикет у Генконсульства США в Петербурге с требованием к президенту США освободить Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружием, в Россию. Фото: ТАСС / Интерпресс / Замир Усманов

Был установлен «контакт» с сотрудниками тюрьмы, которые должны были организовать вывоз Бута на судебное заседание по заранее оговоренному маршруту. В ходе поездки в одном из районов Бангкока местные жители должны были начать перестрелку друг с другом (холостыми патронами), а сопровождавшие россиянина охранники (уже получившие вознаграждение) — попрятаться. В суматохе заключенного планировали «изъять» из автозака и доставить загород, где уже ждал частный самолет, который должен был вывезти Бута из страны.

Но буквально за несколько дней до начала операции кто-то из заказчиков решил предупредить сотрудников посольства России в Таиланде, чтобы они в этот день не совались в тюрьму. Российские дипломаты заартачились, возможно, даже предупредили тайцев о готовящемся побеге. Все пришлось отменить, а участников, задействованных в подготовке «мероприятия», экстренно эвакуировать из Таиланда.

Кто ждет закон о ЧВК?

Очевидно, что катализатором дискуссии о необходимости форсирования принятия закона о ЧВК стало именно участие «вагнеровцев» в сирийской военной компании. Но «ЧВК Вагнера» — это, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, при этом, напомню, потенциально Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов. Даже сегодня количество россиян, уже задействованных в предоставлении военно-охранных услуг, сопоставимо с количеством участников боевых действий в Сирии.

Российские компании, оказывающие военно-охранные услуги, как правило, работают по субподрядам от американских и британских ЧВК. Самые известные — «Центр-антитеррор», «Тигр Топ-рент Секьюрити», «Редут-антитеррор» «Рускорп», «Форт Дефенс Групп». Более всего услуги российских компаний востребованы в Ираке и Афганистане.

Другая важная деятельности отечественных охранных предприятий — обеспечение безопасности судоходства в пиратоопасных районах мирового океана. В этой сфере работают VST, Muse Group, Moran Security Group.

Все эти ЧВК, готовые легализоваться в случае принятия соответствующего закона, можно условно разделить на две большие группы — «конторские» и «армейские».

«Конторские» — компании, организованные выходцами из ФСБ, служившими в подразделениях «Альфа» и «Вымпел». «Армейские» — созданы отставными офицерами ГРУ или ВДВ.

(К слову, большинство российских ЧОПов — охранные предприятия, созданные отставными офицерами МВД, им закон о ЧВК не нужен.)

В условиях правового вакуума практически все перечисленные компании — российские только по базированию головных офисов и «трудовым коллективам», а по правовой форме — структуры, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С другой стороны, этот же законодательный вакуум позволяет ЧВК работать на любого заказчика, а не только на Российскую Федерацию, и избегать любого пристального внимания отечественных силовых структур и спецслужб. Так что, вполне вероятно, что часть российских военных компаний из тени выходить не захотят.