Чай история и традиции. Русское чаепитие. Некоторые особенности чаепития на Руси

Культура различных народов кочевала по миру, добавляя в него свои краски. Внедрение новых привычек, манер и вкусов сослужила хорошую службу в становлении российского общества. Таким образом на территории России в 17 веке появилась культура чаепития, которая стала передаваться целыми поколениями. С русскими чайными традициями связаны теплые вечера в кругу близких, недаром этот напиток так быстро всем полюбился.

История возникновения чаепития в России

Современный человек не знает, что еще несколько веков назад никто не слышал о чае, как о напитке. В 17 веке послы монгольского хана передали царю Михаилу Федоровичу 4 ящика чая в качестве презента из . Правильно использовать его научились не сразу.

Изначально молотые листья чая добавлялись в горячие блюда в качестве приправы

Позже удалось выяснить как правильно использовать продукт и стали заваривать напиток, избавляющий от плохого самочувствия и усталости. Чай пришелся по нраву правителю, но доставлять его из стран заморских было крайне неудобно.

Напиток считался дорогим удовольствием, поэтому завезенный из заграницы чай употреблять могла исключительно знать. Простые люди научились варить чай на основе собранных трав, популярностью пользовался кипрей.

Впервые торговать чаем начали на Нижегородской ярмарке в 19 веке. Он стал доступнее. Постепенно появлялись чайные, в которых собирались, чтобы решить необходимые вопросы, пообщаться и просто передохнуть. Хозяевам чайных разрешалось иметь граммофон и бильярд. За алкоголь в таких местах строго наказывали.

В качестве дополнительных услуг предлагалась подшивка газет. К чаю предлагались масло, колотый сахар, булки, баранки. Обычно люди предпочитали чай без каких-либо добавок, исключением являлись высушенные ягоды и листья (смородины, малины). Позже появились разные , от черного и , до .

Русские чайные традиции

Использование самовара


Самовар упрощал сам процесс заваривания чая, т.к до его появления на Руси приходилось специально топить печь

Привыкли считать истинно русской и неотъемлемой частью чаепития. Мало кто знает, но его изобрели еще в Древнем Риме. Первые грелись с помощью дров и угля, постепенно улучшая свое качество мастера научились производить их на керосине.

По традиции самовар выставляли на середину стола, либо на небольшой столик в углу. Стол украшался белой скатертью ручной работы, на середине располагалась узкая ткань, на которую выкладывали угощения.

Бублики и баранки к чаю


Ни одно чаепитие не обходится без баранов и варенья, красиво разложенных на столе

Русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных. К гостям относились с особым уважением и предлагали на своем столе лучшие блюда. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо пришел из Сибири. Баранки и бублики были лакомством во время чаепития. Аккуратно выполненные, аппетитные баранки украшали ярмарки, являясь простым и доступным угощением.

Стаканы с подстаканниками


Впервые появились в трактирах. Популярность свою получили благодаря дешевизне и практичности, т.к обычные кружки часто бились и были дороже.

Баба на чайник


Такое название приобрела специально изготовленная грелка в виде красивой женщины в яркой одежде. В некоторых местах России вместо женщины красовались сказочные персонажи. Грелкой укрывали верхнюю часть самовара, ожидая приготовления чая.


Пить чай из пиалы или блюдца


Если чашку ставили на блюдце, то это было знаком, что чая больше не нужно

Одним из важнейших символов русского чаепития считалось блюдце. Из него попивали чай, как бы прихлебывая, купцы помещики и крестьяне. В высшем обществе это считалось проявлением вульгарности.

Сервизы


Роскошные чайные сервизы до сих пор можно встретить в каждой второй квартире

Мода на чайные сервизы зародилась еще в 19 веке, являясь предметом гордости уважающей себя хозяйки. По приказу Екатерины Петровны был основан завод по производству фарфоровой посуды.

Заварка


Чтобы не беспокоиться о том, что чай закончится в самый разгар беседы, хозяйки начали заготавливать заварку. Немного заваривали в отдельной посуде и давали настояться до максимальной крепости. Любой желающий мог долить себе нужное количество.

Чайные беседы


Душевные беседы в хорошей компании, пожалуй, являются главной частью чаепития на Руси. Посиделки искренни и эмоциональны. Чай пили после бани до 7 пота, гостям даже предлагались специальные полотенца, чтобы вытираться. За чаем решались важнейшие вопросы, начиная принятием определенных решений и заканчивая обсуждением государственных дел.

Русская традиция чаепития не доведена до тонкой филигранности, свойственной обстоятельным японцам, или традиционности и незыблемости, которую столь ценили англичане (), однако поэтичность и многоликость сделали её уникальной и самобытной. В чём же особенность чаепития в России? Что включает в себя понятие русского чаепития?

Несмотря на то, что началась с середины XVII века, китайский напиток начал проникать в каждую русскую семью только с XIX в. Любовь к «чаёвничанию» оставила свой отпечаток практически везде, коснувшись даже архитектуры. Вспомните – вы и сами наверняка не раз видели уютные веранды, нередко украшенные деревянной резьбой, увитые растениями и выкрашенные в жизнерадостные тона. Просторные южные веранды, окна которых выходили в сад, становились идеальным местом для сбора в кругу семьи вокруг самовара. Душистый полезный чай с мёдом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению – в том числе и деловых – вопросов. По сей день в провинциальных городках сохранились такие веранды – символы развития русской традиции чаепития.

Русские классики не раз упоминали и описывали в своих произведениях традицию чаепития. А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой ценили и любили чай, считали его напитком не только для тела, но и для души.

Л.Н. Толстой писал: «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души».

Русское чаепитие – традиция, которая сближает

За одним столом собирались все члены семьи. В центре, на кипенно-белой скатерти, стоял самовар на подносе, будто объединяя участников застолья. Большой, пузатый, начищенный, он созывал домочадцев деловитым пыхтением (см.) неразделимы в русской истории. До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности, неотъемлемая часть удивительного ритуала.

С самоваром также связано несколько традиций чаепития в России:

  • Потрескивающий углями самовар – к добру;
  • Если самовар свистел, крышку открывали и начинали его трясти – подобные «трели» считались предвестниками неудач;
  • Самая же плохая примета – распаянный самовар. В этом случае ждали беды;
  • Недолитый доверху стакан гость просил наполнить до краев, чтобы «жизнь была полной».


– это множество сладостей и кушаний, неспешность и вкус, размеренное любование каждой деталью. Чаем наслаждались дома и в общественных местах, в одиночестве и в компании. В московских домах сложилась традиция чаёвничать четыре раза, а именно: утром, в полдень, в четыре часа дня и обязательно вечером. О том, как заваривали чай, старые кулинарные книги гласят: «Чай на четырёх человек: одну чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток».

Только представьте, не пределом было выпить и десять, и двадцать чашек, сидя за столом. Любопытно, что даже если присутствующий за столом отставлял чашку – это не значило, что он закончил. Однако стоило повернуть чашку вверх дном и положить на неё остатки сахара – чаепитие считалось законченным.

Сервировка стола

Богатство кушаний на столе, изысканность и почти претенциозность сервировки стали отличительной чертой русского чаепития. Обязательными «присутствующими» на столе были: самовар, заварной чайник и чайница, молочники, сливочники, сахарницы, вазы для выпечки и сладостей. Варенья, джемы, ватрушки, пироги, баранки, кулебяки, пряники, засахаренные фрукты служили превосходным обрамлением для главного героя – чая.

Серебряная или из белометаллических сплавов посуда была модна в богатых домах Москвы. Металлическую посуду украшала чеканка. Конечно, вне моды были изысканные фарфоровые, стеклянные и фаянсовые сервизы Императорского завода, заводов Гарднера и Попова. Наслаждались не только вкусом и ароматом, но и цветом чая. К концу XIX его начали наливать в прозрачные стаканы с серебряными подстаканниками, которые стали удобным и оригинальным «оформлением» драгоценного напитка.

Вихрь событий и стрессов нынешних дней захватывает и заставляет постепенно забывать, терять нить традиций и сложившихся образов. Некогда модные предметы, без которых сложно было представить дом, становятся достоянием прошлого. Сегодня чай пьют из кулера и пакетиков, а не из самовара. А ведь традиция чаепития в России так самобытна и ярка, она объединяет вокруг себя семьи, она настоящая драгоценность, которую мы должны хранить и проносить сквозь годы!

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна

Русский чай, Иван-Чай или Копорский чай напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья растения кипрей и такой чай был в большом почете. Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали… “… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких водится. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном…”. А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел, отвар получился приятно ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, и поэтому Иван-чай в больших колличествах вывозили заграницу, где и называли его “русским чаем”. В XIX веке Иван-чай активно экспортировался в Великобританию, владевшую огромными чайными плантациями в Индии, но покупавшую ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая, предпочитая его индийскому. Но на родине кипрея, в России в это время рынок заполонил индийский чай и целебный национальный напиток был незаслуженно забыт. А ведь этот исконно-русский ароматный, чуть терпкий напиток не только вкусен, но и очень полезен для всего организма.

Иван-чай полезен для человека всеми своими частями: из молодых побегов делают салаты, корни едят в свежем виде, из сушёных делают муку. Пух Иван-чая, появляющийся после цветения, используют для набивания подушек. Кипрей - отличный медонос, из его нектара производится особый кипрейный мёд, высококачественную пыльцу. Из стеблей кипрея получается волокно, ну а из соцветий и листьев делают чай.

Копорский чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с душистым цветочно-травяным ароматом. Содержит до 20 % дубильных веществ, биофлавониды, слизь, пектиновые вещества и витамины группы «В», «С». В цветках Иван-чая содержится до 25 мг нектара на каждый цветок. Кроме того, Иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией.

В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

    железа −2,3 мг.

    никеля - 1,3 мг.

    меди - 2,3 мг.

    марганца - 16 мг.

    титана - 1,3 мг.

    молибдена - 0,44 мг.

    бора - 6 мг.

В значительном количестве калий, натрий, кальций, магний, литий и др. В 100 гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг аскорбиновой кислоты (в несколько раз больше, чем в лимонах). Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма. Не содержит кофеина, щавелевой и мочевой кислот, которые являются нарушителями обмена веществ.

К нему не возникает привыкание, как к обычному чаю или кофе.

Оказывает действие: вяжущее и противовоспалительное; болеутоляющее и жаропонижающее; успокоительное при стрессах, нервных нагрузках; снимает пищевые, алкогольные отравления, отрезвляет; ощелачивает, очищает кровь; повышает иммунитет; восстанавливает силы при истощении; полезен при гипертонии, атеросклерозе и малокровии; полезен при подагре и нарушении солевого обмена; зарубцовываются язвы желудочно-кишечного тракта; полезен при камнях в печени, почках и болезнях селезенки; полезен при внутренних кровотечениях, болезненных менструациях; укрепляет корни волос; уменьшает интоксикацию при раке; помогает избавиться от простатита и аденомы предстательной железы.

Состав определяет многообразие целебных свойств Иван-чая. Благодаря высокому содержанию аскорбиновой кислоты и биофлавонидов (витамин Р), рекомендован для повышения иммунитета и сопротивляемости различным инфекциям, укрепления кровеносных сосудов, связывает и выводит тяжелые металлы, очищает организм при различных интоксикациях, в том числе алкогольных, от радиационного загрязнения, оздоровляет и повышает работоспособность. Благотворно влияет на иммунную и эндокринную системы, эффективен при любых воспалительных процессах, обладает выраженным успокаивающим, мягким снотворным действием.

Как правильно приготовить и заварить Иван-Чай

Приготовить Копорский чай самостоятельно не составит труда, главное условие при приготовлении – произвести ферментацию . В результате этой “операции” не растворимые полезные вещества Иван-чая переходят в растворимую фазу и могут при заваривании переходить в воду.

Само растение содержит в себе всё необходимое для ферментации. Это его собственные соки и ферменты. Если листик помять в руках, то часть клеточек лопнет, растение пустит сок. Во влажных мятых листьях будет содержаться витамины, питательные вещества и внутриклеточные ферменты. Вот эти ферменты, выйдя из вакуолей, начинают активно изменять биохимический состав растения. Это как-бы самопереваривание. Листья при этом несколько темнеют, появляется другой, приятный запах. Для этого процесса ферментации необходимо оставить мелконарезанные хорошо помятые листочки в неметаллической посуде под гнётом (при уменьшении контакта с воздухом и металлом сохраняются витамины) на 1-2 суток при комнатной температуре. Если держать дольше – чай заквасится как капуста.

После ферментации, листья нужно выложить на чугунную сковороду и на очень медленном огне “томить” в течении минут сорока. Это прогревание до горячего состояния необходимо для ускорения ферментации, при которой часть нерастворимых неэкстрагируемых веществ растительной ткани превращаются в растворимые и легкоусваиваемые. Это те вещества, которые дают вкус, запах и цвет чая.

После сорока минут томления необходимо включить средний огонь и, постоянно помешивая деревянной лопаточкой, довести листья до сухого состояния. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не сжечь листья, иначе чай примет палёный аромат. По внешнему виду – это обычный черный крупнолистовой чай, однако с приятным своеобразным запахом. При заваривании Иван-чай даёт хороший цвет и приятный запах, а при увеличении дозировки приобретает интенсивный цвет и терпкость наподобии привычного чая.

Что интересно, – заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль, да и вообще правильно приготовленный Иван-чай гораздо вкуснее индийского или цейлонского. По свойству напиток Иван-чая занимает как бы промежуточное положение между чёрным и зелёным по крепости и целебности. А если в этот чай добавить цветы, сушеные ягоды и плоды, то он станет истинным неповторимым подарком Родной Матушки-Природы – себе на Радость и гостям на удивление!

Кипрей – растение дикое, растущее возле рек, во влажной почве. Также встречается на лесных полянах, холмах и т.д. Может вырастать до полуметра, бывает достигает человеческого роста. Цветет практически на протяжении всего лета розоватого цвета цветами, которые раскрываются только рано утром. Растение-барометр – перед дождем закрывает цветки.

Если вы приметили плантацию Иван-чая, весной, приблизительно в начале мая, оборвите верхушки молодых побегов, из них у вас получится Копорский чай высшего сорта. А купированные побеги начнут куститься, и к началу цветения, листьев на растениях будет гораздо больше чем обычно.

Сырье собирают во время цветения, – июль-август, когда цветочная кисть еще не полностью распустилась, потому как в дальнейшем, когда растение отцветает – появляется плоды-коробочки, наполненные семенами с пухом.

Из этой статьи вы узнаете, почему чай так полюбили русские люди, когда и с чем пили чай, русские традиции чаепития. И увидите, насколько плотно чай влился в традиционную русскую культуру, хотя распространился он только в конце ХIХ в.

Чаепитие - застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Когда чай завезли в Россию?

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов.

Почему чай получил широкое распространение только в последней трети ХIХ в.?

Вплоть до конца ХVIII в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался.

Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

Со второй половины ХIХ в. чаепития стали устраиваться и в домах небогатых горожан, т.к. чайный лист значительно подешевел в связи с его перевозкой морским путем из Кантона в Одессу.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети ХIХ в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Когда русские люди пили чай?


Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду», «с устатку», «с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Где чай был особенно популярен, а где его считали «поганым зельем»?

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай - пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах. Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие - отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Правила чаяпития

Чай в России, вероятно, с начала ХIХ в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки - фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

С чем пили чай?

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины ХIХ в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

В какие дни пили чай?

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», - говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Повсеместная любовь к чаю

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир - И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» - Разумеется чаю. Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Что для русских людей значили традиции чаепития?

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso - cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).

По материалам Российского этнографического музея