Современный образ жизни человека. Что такое образ жизни и каким он может быть? Что такое образ жизни человека

единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

ОБРАЗ ЖИЗНИ – форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т.д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т.д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т.д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т.д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т.е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т.п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т.д. М.Вебер , предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М.Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т.д. сферы человеческой жизнедеятельности – с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И.Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К.Марксу , «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...» (см.: Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социально-экономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

Литература:

1. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975;

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996;

3. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

Образ жизни — это повседневное поведение человека, обусловлена ​​прежде всего ее воспитанием, традициями народа, к которому она принадлежит, и семьи. Это также и культура питания, особенности быта, профессия, использование свободного времени и т. На образ жизни человека еще влияют условия, в которых она живет, ее характер, образование.

То, как человек ведет себя, влияет на ее физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Например, многие ведут малоподвижный образ жизни. Они преимущественно ездят в автомобилях, в городском транспорте, большую часть дня сидят за столом, а вечером — перед телевизором или компьютером. Все это, несомненно, подрывает здоровье и физическое благополучие организма.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

Запомните

Здоровый образ жизни — это все в человеческой жизнедеятельности, способствует формированию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья и обеспечивает человеку успешный жизненный путь.

К примеру, вы хорошо знаете об огромной пользе физических упражнений, которые помогают организму поддерживать хорошую форму, как правильно отдыхать, чтобы не болеть и иметь возможность справиться с нервными нагрузками и стрессами. Физические упражнения помогают избавиться от лишнего массы тела и продлить жизнь — ведь гораздо лучше, когда жизнь приносит радость, чем муки и боль.

Вспомните все, что вы учили на уроках по основам здоровья в 6-м классе, и вы легко сформулируете составляющие здорового образа жизни. Это, в частности:

  • закаливание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных привычек;
  • положительные эмоции.

Итак, здоровый образ жизни направляет деятельность человека на формирование, сохранение и укрепление его здоровья (2).

Когда заходит речь об образе может вспомнить только одно словосочетание. Ведь именно его всегда приводят детям в качестве вектора развития. Здоровый образ жизни - вот к чему стремится каждый человек. Но ведь бывают и другие направления. Сегодня мы расскажем про различные о том, какими они бывают и как к ним прийти.

Что обозначает это словосочетание?

Что такое образ жизни? Это совокупность индивидуальных понятий о мире, привычках, традициях и моральных устоях. Именно на стыке этих факторов рождается стиль человеческого поведения. И да, у большинства людей он одинаков. Ведь многие из нас выросли в одной стране, смотрели одни и те же сериалы и учились в школах и институтах по одинаковым программам. Поэтому не стоит удивляться, что у таких разных индивидов может быть схожий образ жизни. А что же еще на него влияет? Ну конечно, окружение. Люди меняют друг друга, порой даже до неузнаваемости.

Детский образ жизни

Всем понятно, что ребенок не может самостоятельно выбирать, на что тратить свое время. Родители для своего чада подбирают рацион, одежду, садик и, как следствие, образ жизни. Дети не могут отказаться от него. Даже если ребенок не захочет есть кашу на завтрак, он попросту останется голодным, и в итоге ему придется полюбить еду, которую ему предлагают. Так же и со всеми привычками. Ребенок не хочет вставать, родители все равно его поднимают, а если чаду не спится, ни одна мама не позволит ночью ему гулять по квартире. Из вышеописанного вполне понятно, что детский образ жизни формируется родителями. А что же он в себя включает?

  1. Распорядок дня.
  2. Гигиену.
  3. Спорт.
  4. Питание.
  5. Интеллектуальную деятельность.

Читая этот список, можно понять, что дети ведут более активную и подчас даже более продуктивную жизнь, чем их родители.

Здоровый

Что включает в себя это понятие? Здоровый образ жизни не только обозначает отсутствие вредных привычек в жизни человека. Но конечно, это он тоже подразумевает. Ведь нельзя сказать, что человек ведет здоровый образ жизни, если он пьет и курит.

Чтобы улучшить свое тело и физическое состояние, отказаться от спиртного и сигарет недостаточно. Нужно еще следить за своим рационом. Перестать употреблять жареную, соленую и острую пищу, начать пить больше воды и отказаться от кофе. Человеку, который хочет вести здоровый образ жизни, нужно заниматься спортом. Причем здесь можно выбирать. Если человеку нравится бегать, значит, он может совершать утренние тренировки на улице. Если девушка любит йогу, значит, она может практиковать именно ее.

Замкнутый

Что же эта за модель поведения? Людей, которые находят удовольствие в пребывании наедине с собой, не стоит считать странными. Ведь они просто не нуждаются в общении с другими. Это не значит, что они стараются замкнуться в себе и не получать никакой новой информации из внешнего мира. Для этой цели у них есть интернет и книги. Такие люди не всегда отшельники. Они просто интроверты. Не все люди находят удовольствие в шумных пьянках в ночных клубах, некоторым больше нравится проводить вечер за чашкой чая, беседуя с лучшим другом.

Активный стиль жизни

Сегодня стало модно путешествовать и заниматься спортом. Поэтому находится на пике популярности. Многие молодые люди не хотят сидеть дома в свои выходные, они выезжают в горы покататься на лыжах или едут на море попрыгать со скал. Но ведь образ жизни включает в себя не только активный отдых в период отпуска. Поэтому приверженцы такого стиля жизни ходят в спортзал каждый день или через день, чтобы поддерживать свое тело в форме. Свой отпуск люди проводят в пешем походе или катаясь на лодках, например, в Карелии. Часто такие люди выделяются из толпы не только своим хорошо подкачанным телом, но и одеждой. Девушки отдают предпочтение не каблукам, а ботинкам, не юбкам, а спортивным штанам. В таком виде они ходят не только в спортзал, но даже в кино или в кафе.

Аристократический

Богатые люди и их дети могут позволить себе все самое лучшее. Какой образ жизни считать аристократичным? Люди, которые могут себе позволить слетать на выходных за границу или отправиться в путешествие на круизном лайнере, вполне подходят под это определение. Но ведь сегодня многие рабочие заводов имеют возможность отправиться в путешествие. Разница между ними и аристократами заключается в том, что простой человек будет откладывать деньги на отпуск весь год, а богатый предприниматель может устроить себе путешествие в качестве награды за удачно совершенную сделку. А что же включает в себя аристократический образ жизни, помимо дорогостоящих увеселительных мероприятий? Свободный распорядок дня, великолепную пищу, занятия в спортзале, косметические процедуры и сложную коммерческую деятельность.

Праздный стиль жизни

Большинство безработных и даже клерков имеют узкий круг интересов и знакомых. Как следствие, их удел - вести образ жизни довольно праздный. В чем же он заключается? В ежедневных походах на нелюбимую работу (при наличии таковой), нездоровом питании и страсти к вредным привычкам. Никакой активности в жизни таких людей нет. Да им этого и не надо. Ведь зачем ехать кататься на лыжах, когда можно посмотреть по телевизору любимый сериал? Конечно, но ведь если задуматься, большинство людей нашей станы ведут именно праздный образ жизни. Они сидят на диване и думают, что кто-то другой обязан работать над улучшением государственного строя, развитием науки и искусства. В такой образ жизни могут включаться и заграничные поездки. Но они не будут экскурсионными или познавательными. Праздный человек может приехать, например, в Турцию, и пролежать весь отпуск на пляже или на шезлонге около бассейна.

Публичный

С развитием социальных сетей многие люди захотели снискать легкую славу. При этом, естественно, им просто необходимо вести публичный образ жизни. Сегодня практически вся молодежь озадачена тем, как бы набрать новых подписчиков в «Инстаграме». Это может показаться странным, но некоторые идут на крайние средства. Они делают свою жизнь открытой. Любой человек может узнать, что ест, где бывает и с кем спит его сосед. Стоит только открыть его профиль. Зачем это нужно? Чтобы люди видели, как здорово у человека идут дела. Мир современной популярности строится на зависти. Но разве это хорошо? Конечно, нет. А что же еще, кроме ежедневно обновляемых соцсетей, подразумевает публичный образ жизни? Посещение всевозможных и организацию их самостоятельно. Популярные люди обязаны вести своих поклонников за собой, что-то им рассказывать и чему-то обучать.

Какие еще бывают образы жизни?

Мы поговорили о самых известных и востребованных моделях человеческого существования. А какие же еще бывают образы жизни? Вот список некоторых из них:

  • ночной;
  • западный;
  • советский;
  • нездоровый;
  • бродячий;
  • роскошный;
  • вольный;
  • добропорядочный;
  • холостяцкий;
  • расточительный;
  • спартанский;
  • затворнический.

Этот список можно продолжать еще долго. Образ жизни и здоровье напрямую связаны практически во всех этих пунктах. Ведь только человек, который не подвержен болезням, может существовать в гармонии со своим телом и разумом. Психологические хвори редко поражают здорового телом и духом человека.

Как изменить свою жизнь?

Чтобы перемены начали происходить, нужно сначала пересмотреть свои взгляды. Основа образа жизни - это настрой на успех и отказ от вредных привычек. Причем многие люди могут бросить пить и курить, но вот отказаться от сплетен и злословья просто не в их силах. Если уж строить новую жизнь, то нужно по максимуму отказаться от старых устоев. Но конечно, только от тех, которые мешают жить. У любого человека есть хорошие привычки. Например, одни любят рано вставать, а другие - рано ложиться. Возможно, кто-то обожает медитировать или бегать по утрам. Так вот за такие действия нужно цепляться и культивировать их. Ведь переделать всю жизнь разом будет невозможно. Нужно составить список хороших привычек, которые помогут вам создать свой идеальный образ жизни. Вот пример:

  • ранний подъем;
  • ежедневная гигиена тела и мыслей;
  • спорт;
  • здоровое питание;
  • любимая работа;
  • хобби;
  • общение с близкими людьми и единомышленниками.

Список у каждого человека должен быть свой. Главное, он должен отражать индивидуальность и истинные ценности.

Почему люди ведут аморальный образ жизни?

Вопрос довольно тривиален. Ведь на судьбу человека напрямую влияет его воспитание. Конечно, класс и образ жизни связаны между собой. Но этот порочный круг можно разорвать. Сын рабочего и кухарки может стать бизнесменом, а дочь миллионера с легкостью сумеет промотать все семейное состояние. Хотя такие случаи - все же исключения. Обычно люди не выходят за рамки своего социального круга, данного им от рождения. Почему же некоторые индивиды не только не стараются развиваться, но и усугубляют и так плачевную ситуацию? Пагубные привычки, слабая сила воли и апатия - вот основные причины нежелания что-либо менять. А когда сюда прибавляется и мысль о том, что жизнь плоха и она никогда не станет лучше, как бы ты ни старался, тогда человек совсем пропадает. Такие люди способны совершать и изменить их очень сложно. Как бы психолог ни уверял человека, что все можно изменить, пока личность не поверит в себя, перемен можно не ждать.

Многие испытали на себе, что современный образ жизни (особенно в городе) чаще всего малоактивен. Вроде бы и присутствует постоянное движение, однако оно больше напоминает суету, чем полезную физическую активность. Раньше наши предки, чтобы добыть себе мясо, ходили на охоту; пробираясь сквозь бурелом, выслеживали и преследовали добычу. Чтобы полакомиться грибами и ягодами, отправлялись в лес. Работа на огороде давала необходимые овощи и зелень к столу. Готовить еду приходилось на огне, а для этого тоже нужно было нарубить дров и насобирать хвороста. Движение и физический труд сопровождали людей всю жизнь, изо дня в день. А что сейчас? За мясом, молоком, теми же грибами и ягодами достаточно сходить в супермаркет за углом. Потеряли престиж многие рабочие профессии, потому что офисная работа позволяет заработать намного больше и без утомительного труда. Работая сидя, люди затем садятся отдыхать. Ну чем не парадокс? А появившийся интернет вообще позволил, не вставая с места, делать практически всё: общаться, учиться, даже совершать покупки.

Образ жизни современного человека идёт вразрез с самой природой, которая предписала нам движение как способ сохранить и физическое, и моральное здоровье. Всё, что имеет человечество на сегодняшний день, достигнуто упорным трудом. Даже изобретение колеса не случайно: надрываясь от тяжести перетаскиваемых грузов, люди через пот и усталость догадались, как облегчить себе этот труд. Не одна тщательно выстроенная каменная стена рухнула до того, как научились делать скрепляющие камень растворы. Мы восхищаемся красотой древних памятников архитектуры и поражаемся силе, трудолюбию, терпению людей, их создавших. Из горячих песков однажды поднялись великие пирамиды. До сих пор будоражат воображение гигантские истуканы острова Пасхи. А сколько прекрасных замков, дворцов, площадей, башен и арок свидетельствуют об огромном труде, вложенном в их строительство! Научные достижения тоже получены немалым трудом отважных ученых и исследователей, опускавшихся на океанское дно, поднимающихся в горы, бредущих сквозь снега и ветер к полюсам Земли.

Даже детям сейчас интереснее поиграть дома в компьютерные игры, чем выйти на улицу.

Боюсь, что скоро канут в прошлое весёлые салочки, догонялки, прятки и более масштабные детские игры в индейцев, пиратов, разбойников. И совсем уж настораживает образ жизни современного подростка.

Вырастая из таких вот малоподвижных «компьютерных» детей, подростки зачастую не могут перестроиться на большую подвижность. Еще больше проводя времени за компьютером, они играют уже в другие игры, а трепетная пора первых свиданий под луной переносится в интернет. Такой вот сидячий образ жизни, да к тому же еще и неправильное питание, часто приводят к ожирению у подростков. Молодой организм требует большое количество сытной, вкусной еды, но вот калории, с ней полученные, расходуются недостаточно. А потом склонные к полноте подростки зачастую уже во взрослой жизни получают проблемы с сердцем, дыханием, кровяным давлением и обменом веществ. И причина всему – недостаточность движения! Раньше люди хоть и ели много, но расходовали полученную с едой энергию полностью.

Вести здоровый образ жизни просто необходимо как минимум для того, чтобы меньше болеть. Конечно, сейчас люди уже не так боятся заболеть и попасть к врачу, как прежде. Да, нелегко приходилось нашим заболевшим предкам! Способы лечения и их последствия зачастую бывали намного страшнее, чем сама болезнь. Так, кровопусканием лечили практически всё, оно считалось универсальным средством. И стоит ли говорить о стерильности инструментов? Зубы вырывали без всякой анестезии, а при мигренях была показана трепанация черепа. Альтернативой были различные знахари, лечившие травами, но всё равно заболеть люди панически боялись, а поэтому берегли своё здоровье. Современная медицина изобрела достаточно хороших лекарств и способов лечения, вполне приемлемых и безболезненных. Вот и надеются многие сейчас больше на «волшебную таблетку», чем на самих себя, и продолжают небрежно относиться к собственному здоровью.

Конечно, сейчас многие проблемы со здоровьем можно свалить на современный образ жизни, плохую экологию и наследственность. Но ученые выяснили, что эти факторы – лишь первая часть причин, приводящих к болезням. Как вы думаете, от чего зависит вторая часть? Не удивляйтесь, но всё от того же, не раз упомянутого здесь, ! То есть зачастую

человек сам виновен в своих болезнях, поглощая еду в огромных количествах, сидя за компьютером вместо работы на свежем воздухе, предпочитая полежать на диване вместо активного отдыха. И на кого же тут жаловаться, если не на самого себя?

На протяжении многих веков и тысячелетий организм человека формировался и подстраивался под большую физическую активность. В нашем теле существует более шестисот мышц, и все они должны активно работать для образования импульсов, стимулирующих органы и системы человека – пищеварительную, нервную, кровеносную и так далее. Благодаря активным физическим нагрузкам, происходит насыщение кислородом всего организма, а питательные вещества полноценно усваиваются. Следовательно, работающие мышцы – залог здоровья всего организма. В свою очередь, недостаточность движения приводит к ухудшению и нарушению функций большинства органов.

Мозг хуже «командует» всем организмом, лёгкие недостаточно снабжают кровь кислородом, почки накапливают жидкость в теле, потому что не могут полноценно ее выводить. Падает иммунитет, и организм уже не может сопротивляться некоторым болезням. Человек заболевает, чувствует физическое бессилие или устаёт даже от мизерной работы, апатичен, не вынослив. Всё это последствия гиподинамии.

Если кто-то еще сомневается в необходимости здорового образа жизни, то ниже приведено еще несколько неоспоримых аргументов в его пользу:

  • Активный человек дольше живёт. И если Вам в среднем суждено прожить 70 лет, то прибавьте к этой цифре еще лет 8-10 при хорошей физической активности и столько же отнимите при её недостаточности. Имея избыточный вес, легко получить еще и проблемы с сердцем. С возрастом эта ситуация может только усугубиться и привести к инфаркту. Страшная статистика говорит о том, что на болезни сердечно-сосудистой системы приходится до 30% от общего количества смертей. И каждый человек, недостаточно двигаясь, практически смертельно рискует. Сколько бы ни было Вам лет, двигайтесь! А молодым, жалующимся на усталость и сложность физических упражнений, следует брать пример с Виктора Ершова, белорусского пенсионера. В свои 73 года он имеет отличную физическую форму, и не только сам занимается тяжелой атлетикой, но еще и тренирует юных спортсменов. Он также много бегает, ездит на велосипеде, плавает.
  • Физическая активность – гарант прекрасного здоровья. И хоть не все болезни связаны с недостаточностью мышечной активности, но, по крайней мере, о болезнях позвоночника, сосудов и сердца можно забыть. А крепкий иммунитет, полученный вследствие занятий спортом и правильного питания, защитит от любой инфекции.
  • Работоспособность на протяжении всей жизни. То, что в молодости даётся легко, так же без проблем будет получаться и в зрелом возрасте. Не стоит лениться и ждать лифта, чтобы подняться на третий этаж, если сейчас можно прекрасно преодолеть это расстояние пешком. Регулярно совершая даже такую минимальную тренировку, можно приучить свои мышцы выполнять ее без усталости и в 70 лет. Это относится также и к умственной работоспособности.
  • Хорошая фигура и привлекательная внешность. Особенно актуален этот аргумент для молодых людей, и пусть говорят, что красота внешняя – не главное в жизни, многие юноши и девушки стремятся выглядеть стройными и красивыми. Не зря же говорят, что по одёжке, то есть по внешности, встречают! Девушкам и занятия спортом дадут тонкую талию, подтянутый живот, красивую осанку, а юношам – накачанные кубики пресса и мускулистую фигуру, во все времена считающиеся эталонами внешней красоты.
  • Осознание себя как всесторонне развитой личности. Справедливо утверждение, что в здоровом теле – здоровый дух. Прекрасная физическая форма подарит ощущение собственной привлекательности, от чего непременно поднимется самооценка. А это в свою очередь скажется и на умственной работоспособности. Человек, гордящийся собой, непременно счастливее того, который постоянно видит в себе одни лишь недостатки и ничего не делает для их устранения. Энергия, которая могла бы пойти на бессмысленные переживания, направится на творчество, креативность, станет созидательной. Человек, любящий себя, всегда добрее и лучше относится к окружающим, производя на них неизменно приятное впечатление.

Все вышеприведённые аргументы подтверждают одну старую как мир истину: движение – это жизнь!